Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Реализация Территориальной комплексной схемы
градостроительного планирования развития территории
Калининградской области и ее частей
20. Особое регулирование градостроительной деятельности в Калининградской области
Целью особого регулирования градостроительной деятельности является обеспечение порядка регулирования и осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Калининградской области на территориях и объектах, имеющих важное государственное значение и наиболее ценных в градостроительном отношении.
Порядок регулирования градостроительной деятельности на территориях и объектах, подлежащих особому регулированию, должен обеспечивать соблюдение государственных, общественных и частных интересов, а также прав собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости в части осуществления застройки земельного участка, строительства, расширения, реконструкции технического перевооружения здания, строения, сооружения, благоустройства территории.
Отнесение территорий к объектам особого регулирования градостроительной деятельности областного значения производится по одному из следующих признаков:
- размещение (наличие) объектов и сооружений большой государственной и общественной значимости федерального или областного значения, статус которых установлен законодательством Российской Федерации или Калининградской области;
- размещение (наличие) вспомогательных объектов, необходимых для функционирования основных объектов, выполняющих общеобластные функции;
- необходимость решения на территории крупных проблем экологического, культурного, экономического, социального развития общеобластного масштаба;
- особое территориальное, транспортное положение, народно-хозяйственное и культурное значение объекта в масштабах области;
- наличие зон федеральных и областных железных и автомобильных дорог, аэропортов, речных портов, магистральной инженерной инфраструктуры, объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и т.п.;
- наличие охранных зон уникальных историко-культурных и архитектурно-художественных комплексов и ансамблей, особо значимых мемориальных комплексов;
- наличие особо значимых природоохранных объектов;
- наличие других факторов, имеющих важное федеральное или областное значение.
Отнесение сложных территориальных объектов и ареалов с интенсивным многоаспектным использованием к объектам, подлежащим особому регулированию градостроительной деятельности, должно базироваться на материалах соответствующей градостроительной документации, определяющей границы территорий, подлежащих особому регулированию градостроительной деятельности, и устанавливающей необходимые градостроительные ограничения (регламенты), учитывающие специфику конкретных территорий.
В качестве первоочередных территорий и объектов особого регулирования градостроительной деятельности рекомендуются нижеследующие:
Калининградская агломерация, основные градостроительные режимы и регламенты для развития которой должны устанавливаться с учетом следующих приоритетов:
- территориальных приоритетов областного центра,# с учетом федеральных интересов;
- территориальных приоритетов Калининградско-Балтийской портово-транспортной системы с учетом наличия и возможного развития на территории объектов общегосударственного значения;
- территориальных приоритетов Приморской функциональной рекреационной зоны (с наличием курортов и объектов федеральной значимости), охраны ее базовых ресурсов и необходимости улучшения состояния экосистемы Балтийского побережья;
- охраны и восстановления экосистемы Самбийского полуострова и прибрежных акваторий Балтийского моря, акваторий Калининградского и Куршского заливов, участков шельфа Балтийского моря в установлении режимов и регламентов, по которым учитываются сочетания хозяйственных (рыбное хозяйство, добыча нефти, портовая деятельность, судоходство и т.п.) и природоохранных приоритетов уровня Балтийского региона, государственного и межгосударственного уровней значимости.
Субрегиональный центр (г. Черняховск), города Гусев, Советск, Неман и зоны их интенсивного градостроительного развития (пригородные зоны), основные градостроительные регламенты для развития которых должны устанавливаться с учетом следующих приоритетов и условий:
- соблюдения приоритетов развития межрайонного центра, размещения объектов строительства и отвода земельных участков с учетом перспектив его территориального развития;
- ограничения нового строительства объектов высоких классов опасности;
- участков коридоров, зон основных транспортных и инженерных коммуникаций федерального и регионального значений в установлении режимов и регламентов, по которым учитываются сочетания приоритетов инвестиционной и природоохранной деятельности.
Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется посредством введения:
- специальных государственных стандартов, градостроительных нормативов и правил;
- особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации;
- выдачи специальных разрешений на строительство.
Отнесение конкретных объектов и территорий к категории, подлежащей особому регулированию градостроительной деятельности, закрепляется соответствующим законодательным актом, в котором, в случае необходимости, указываются специфические ограничения (градостроительные регламенты) для данного объекта, территории.#
Согласно статье 6 Закона Калининградской области "Градостроительный кодекс Калининградской области" к территориям в Калининградской области, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, отнесены:
Закон Калининградской области от 15 октября 1999 г. N 150 "Градостроительный кодекс Калининградской области" утратил силу
- территория Куршской косы, на которой находится государственный природный национальный парк "Куршская коса";
- территория Приморской функциональной рекреационной зоны;
- территория Балтийской косы как государственный заказник;
- другие особо охраняемые природные территории и территории, на которых находятся памятники истории, культуры;
- город Калининград,# как административный центр субъекта Российской Федерации;
- города-курорты Зеленоградск, Светлогорск;
- исторические города Багратионовск, Балтийск, Гусев, Правдинск, Советск, Черняховск;
- поселения с особым режимом жизнедеятельности.
К территориям и поселениям, где градостроительная деятельность затрагивает (может затронуть) государственные и (или) общественные интересы,# и где необходимо введение режима особого регулирования градостроительной деятельности, в ТКС отнесены:
- существующие особо охраняемые природные территории и территории, на которых находятся памятники истории, культуры:
- государственные зоологические заказники регионального значения: "Виштынецкий", "Громовский", "Дюнный", "Заповедный", "Каменский", "Майско-Краснополянский", "Новоселовский";
- особо охраняемые водные объекты (торфоместорождения);
- памятники природы регионального значения;
- объекты историко-культурного наследия;
- планируемые особо охраняемые природные территории (резервные территории природоохранного назначения):
- ключевые орнитологические территории всемирного и общеевропейского значения: "Дельта Немана", "Приморский лес", "Неманский лес", "Красный лес" (Виштынецкий), болото "Целау-Брух";
- государственные природные заказники: "Полесский лес", болото "Приморское" (Бальга), болото "Пограничное" (урочище Большие Кусты);
- охраняемые речные системы (долины): реки Шешупе, Инструч, Писса, Красная, Анграпа, Лава, Корневка, Майская, Прохладная, Нельма, Преголя (часть), Дейма;
- территории городов Черняховска, Гусева, Советска, Немана и их пригородных зон;
- территории поселка городского типа Янтарный, поселков Приморье, Донское;
- территории перспективного развития международных автомобильной и железной дорог, магистрального газопровода и линий электропередачи;
- природоохранные зоны согласно схеме территориального зонирования;
- водоохранные зоны;
- запретные и нерестоохраняемые полосы (территории);
- леса, выполняющие защитные функции;
- пограничная зона строгого режима;
- территории перспективного развития инженерно-транспортной инфраструктуры, где планируется проектирование и строительство инженерных и транспортных коммуникаций;
- зоны уникальных полезных ископаемых:
- нефтяные месторождения на суше и на шельфе Балтийского моря;
- месторождения янтаря;
- месторождения каменной соли.
Для объектов и территорий памятников архитектуры областного и местного значения и зон их охраны, водоохранных зон особое регулирование устанавливается в градостроительной документации местного уровня. Для объектов археологии и объектов культурного наследия федерального значения и зон их охраны особое регулирование устанавливается Правительством Российской Федерации или через федеральный орган охраны объектов культурного наследия.
Учет и регистрация объектов градостроительной деятельности особого регулирования должны осуществляться на основании и в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, Положением о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года N 271 "Об утверждении Положения о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объекты особого регулирования градостроительной деятельности должны заноситься в Единый реестр объектов градостроительной деятельности, ведение которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
21. Основные мероприятия по организационному, нормативно-правовому и программному обеспечению реализации ТКС
Основные мероприятия по организационному, нормативно-правовому и программному обеспечению реализации ТКС включают:
1) Создание службы для обеспечения реализации и мониторинга ТКС. Основной целью работы данной службы будет являться разработка и участие в разработке программ и мероприятий, связанных с реализацией ТКС, осуществление мониторинга организационных, нормативно-правовых, программных и технико-экономических условий реализации ТКС и внесение соответствующих изменений в материалы проекта и их актуализация.
2) Создание служб государственного кадастра (далее - ГГК) и мониторинга объектов градостроительной деятельности территорий муниципальных образований.
В соответствии с Программой создания государственного градостроительного кадастра Калининградской области на 2003-2006 годы, утвержденной Законом Калининградской области "Об утверждении "Программы создания государственного градостроительного кадастра Калининградской области на 2003-2006 годы", намечена разработка и совершенствование нормативно-методической базы, обеспечивающей создание ГГК, как государственной информационной системы сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в т.ч. для осуществления изменений объектов недвижимости, включающей государственный учет градостроительных регламентов, на основе автоматизированных технологий во взаимодействии с другими кадастрами. В рамках Программы также предусматривается:
- создание государственных автоматизированных баз данных, обеспечивающих ведение ГГК, с использованием единых методологических и программно-технических принципов;
- разработка и реализация процедур государственного учета градостроительных регламентов и ввод в автоматизированные базы данных актуальной информации о градостроительных регламентах;
- формирование и функционирование служб ведения ГГК и мониторинга объектов градостроительной деятельности территорий муниципальных образований.
3) Создание служб при органах архитектуры и градостроительства по созданию и ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Основной целью работы данной службы будет являться создание информационной системы сведений для обеспечения градостроительной деятельности, включая информацию по разработке всех видов градостроительной и проектной документации, нормативным правовым актам в сфере градостроительства, топографо-геодезическим материалам и др.
4) Разработка следующих нормативных правовых документов в сфере градостроительства:
- проект закона Калининградской области о зонировании территории Калининградской области, который должен определить порядок хозяйственной деятельности, связанной с недвижимым имуществом, как с единым комплексом земли и иных объектов природы, зданий, строений, сооружений в публичных интересах;
- проект закона Калининградской области о порядке отнесения территорий Калининградской области и отдельных объектов градостроительной деятельности к территориям и объектам градостроительной деятельности особого регулирования Калининградской области, что будет способствовать обеспечению условий для устойчивого развития поселений и межселенных территорий, сохранению природных ресурсов, охране государственных объектов историко-культурного, природного наследия, а также обеспечению общественных интересов в области градостроительной деятельности;
- проект закона Калининградской области об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на территориях и объектах особого регулирования градостроительной деятельности Калининградской области, в котором разрешаются проблемы обеспечения баланса государственных, общественных и частных интересов, которые невозможно разрешить без применения специальных правил по использованию территорий и объектов градостроительной деятельности особого регулирования для целей градостроительства;
- проект закона Калининградской области о государственном резервировании земель;
- проект закона Калининградской области о внесении изменений в Закон Калининградской области "Градостроительный кодекс Калининградской области";
- правила землепользования и застройки городов и других поселений области;
- градостроительные нормативы, правила и др.
5) Осуществление градостроительного планирования развития территорий и поселений Калининградской области на основе ТКС посредством разработки (корректировки):
- документов территориального планирования Калининградской области и отдельных муниципальных образований;
- территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов;
- зон особого регулирования градостроительной деятельности, функциональных зон;
- генеральных планов городов и других поселений, городских округов;
- проектов черт городских и сельских поселений, муниципальных образований;
- проектов планировки;
- проектов застройки;
- проектов межевания.
В соответствии с планом градостроительных мероприятий ведется разработка (корректировка) генерального плана Приморской функциональной реакреационной зоны.
В указанной градостроительной документации детализируются решения ТКС применительно к конкретному объекту градостроительной деятельности и определяются основные направления реализации государственной политики в сфере градостроительства с учетом особенностей социально-экономического развития и природно-климатических условий соответствующих территорий.
Федеральные программы и проекты, обеспечивающие развитие территорий Калининградской области:
- Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года";
- Федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 955 "О Федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 годы)";
- Федеральная целевая программа "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 года N 815 "О Федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)";
- Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2001 года N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы";
- Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 "О Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
Для реализации целей и задач ТКС также необходима разработка следующих комплексных областных программ и проектов:
- программа по разработке и утверждению документов территориального планирования Калининградской области и муниципальных образований;
- территориальная комплексная схема охраны природы (ТерКСОП) Калининградской области;
- программа реабилитации польдерных систем Калининградской области;
- проекты организации водоохранных зон рек области;
- программа научно-исследовательских работ по побережью Балтийского моря, Калининградского и Куршского заливов;
- проект обоснования восстановления и эффективного использования рекреационного потенциала водно-транспортных систем;
- программа утилизации и хранения отходов;
- программа восстановления систем водоснабжения сельских населенных пунктов;
- программа эффективного использования топливно-энергетических ресурсов области;
- комплексная программа защиты морской среды Балтийского моря на территории Калининградской области как меры по выполнению международных обязательств Российской Федерации в рамках Хельсинской конвенции (1992 г.);
- программа увеличения лесистости Калининградской области;
- программа развития водохозяйственного комплекса Калининградской области;
- программа развития жилищного строительства.
Для реализации целей и задач ТКС также необходима разработка следующих межгосударственных и межрегиональных проектов и программ:
- концепция пространственного развития приграничных территорий Калининградской области - Польши - Литвы;
- программа развития и обустройства территорий туристическо-рекреационного водного маршрута "Мазовецкие озера - Балтийское море", обеспечивающая транснациональную интеграцию в области экологии, туризма, рекреации;
- программа развития морских, яхтенных видов туризма, ориентированных на Балтийский регион;
- программа развития транспортной инфраструктуры в юго-восточной части региона Балтийского моря;
- программа создания и обустройства трансграничного Российско-Литовско-Польского особо охраняемого природно-культурного комплекса в районе озера Виштынецкого ("Раминтская пуща");
- программа создания и обустройства трансграничной особо охраняемой природной территории европейского уровня значимости "Дельта Немана" (Калининградская область Российской Федерации и Литва).
Основными зонами первоочередного градостроительного развития и обустройства в ТКС определены:
- территория г. Калининграда как регионального центра, его пригородная зона, территория Гурьевского района;
- территория формирования Черняховско-Гусевской агломерации как субрегионального центра региональной системы расселения;
- территория Советско-Неманской агломерации как локальной промышленной зоны;
- комплекс международного аэропорта "Храброво";
- Калининградско-Балтийский портово-промышленный комплекс;
- Приморская функциональная рекреационная зона;
- Куршско-Мазовецкий водный маршрут;
- туристско-рекреационные зоны области согласно схеме территориального зонирования;
- зоны месторождений ценных полезных ископаемых (янтаря, нефти);
- зоны преимущественного развития сельскохозяйственного производства согласно схеме территориального зонирования.
В качестве основных мероприятий по инфраструктурному обеспечению развития зон первоочередного градостроительного развития и инвестирования в ТКС определены:
- строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального и территориального значений;
- строительство участков железных дорог области, в т.ч. участки Гусев-Голдап, подъездные ветки терминалов Калининградско-Балтийского портового комплекса; модернизация и электрификация всех железных дорог области;
- обустройство и модернизация пограничных пунктов пропуска;
- реконструкция и повышение пропускной способности газопровода "Вильнюс-Калининград"; строительство газопроводов-отводов на Неман, Советск, Черняховск и Гусев, Полесск, Гвардейск, Светлый, Балтийск, Янтарный;
- развитие и обустройство инфраструктурного комплекса нефтедобычи на месторождении Кравцовское (Д-6);
- развитие инфраструктуры портовых терминалов, в т.ч. углубление Калининградского морского канала;
- модернизация аэропорта "Храброво" по нормам международных воздушных сообщений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.