Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Условия и проблемы территориального развития
Калининградской области
5. Современная система расселения
Территория области - одна из наиболее плотнонаселенных и высокоурбанизированных в Российской Федерации.
В качестве основных проблем, усложняющих процесс развития сложившейся системы расселения, выступают следующие:
- неравномерность размещения населения и производства с высоким уровнем концентрации населения и производства в областном центре (на территории Калининградской агломерации, охватывающей более трети территории области, сосредоточено около 73% населения области, в том числе 80% городского населения области);
- малая численность населения большинства городских населенных пунктов и сложности выполнения большинством из них функций организационно-хозяйственных и обслуживающих центров прилегающих поселений и территорий;
- отсутствие больших (с численностью населения 100-250 тыс. чел.) и средних (с численностью населения 50-100 тыс. чел.) городов, традиционно выполняющих функции региональных центров расселения;
- пространственный и геополитический отрыв от остальных регионов Российской Федерации;
- крайнее эксцентричное положение областного центра;
- неоднородность пространственного распределения и мелкоселенность сельского расселения.
6. Современное использование территорий
Земельный фонд Калининградской области составляет 1512,5 тыс. га.
Наибольший удельный вес в структуре земель области имеют земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда и водного фонда.
Площади земель существующих особо охраняемых природных территорий недостаточны для поддержания качества окружающей среды и сохранения биологического разнообразия. Их существующая сеть не объединена в единую систему миграционными руслами.
В области относительно низкая лесистость территорий для данной географической зоны.
7. Характер обустройства территорий
1) Автодорожная сеть области имеет высокую протяженность и плотность. Значительная часть автодорог не соответствует нормативным требованиям в части ширины земельного полотна и обочин, параметров плана и профиля.
По территории Калининградской области проходят ответвления двух трансъевропейских транспортных коридоров: 1 "А" "Рига-Калининград-Гданьск" (ответвление "Виа-Ганзеатика" от "Виа-Балтика") и ответвление 9 "Д" "Вильнюс-Калининград" маршрута N 9.
Железнодорожная сеть области представлена в основном линиями российской колеи шириной 1520 мм. Имеется три железнодорожных узла: Калининградский, Черняховский и Советский. Европейская колея шириной 1435 мм связывает города Калининград и Черняховск с территорией Польши.
Электрифицированными являются железнодорожные линии, соединяющие г. Калининград с морским побережьем: Калининград-Зеленоградск-Светлогорск и Калининград-Пионерский.
В целом потенциал железнодорожного транспорта области высок, а перспективы его развития в значительной степени связаны с возможностями роста грузооборота калининградских портов.
Главная особенность внутренних водных путей области в том, что они не имеют прямого выхода на внутренние водные пути освоенной территории России, однако имеют географически не ограниченный выход на водные пути Литвы, Польши и далее всей Европы.
Аэропортовый комплекс "Храброво" после проведения мероприятий по реконструкции способен существенно повысить объемы работы и качество предоставляемых услуг.
В Калининградской области развиваются такие современные виды телекоммуникаций, как радиопейджинг, сотовая мобильная связь, УКВ- и СВ-связь, Интернет-телефония. По уровню развития связи, и особенно телекоммуникаций, область пока отстает как от среднероссийского уровня, так и от европейских стран.
2) Топливно-энергетический комплекс
Зависимость от внешних поставок топливно-энергетических ресурсов определяет известные сложности в обеспечении надежного и экономичного энергоснабжения области.
За последнее пятилетие потребление топливно-энергетических ресурсов уменьшилось. Сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов обусловлено и ведущейся в области работой по энергосбережению, включая установление обоснованных норм расхода энергоносителей, вовлечение в оборот вторичных энергетических ресурсов, местных видов топлива и возобновляемых природных ресурсов.
Калининградская область обладает значительным потенциалом собственных топливно-энергетических ресурсов, что дает основание рассматривать возможность корректировки структуры потребления топливно-энергетических ресурсов за счет более рационального потребления, вовлечения в оборот местных ресурсов и применения нетрадиционных энергоэффективных источников энергии. Первоочередными являются также работы по повышению надежности внешнего энергоснабжения, в первую очередь, газо- и электроснабжения.
3) Водохозяйственные системы
Калининградская область относится к зоне избыточного увлажнения. Мелиорированные земли являются основой не только сельскохозяйственного производства, но и жизнедеятельности проживающего на их территории населения. Польдерная зона области густо заселена и интенсивно используется в сельском и лесном хозяйстве, там расположены города Славск, Полесск, часть г. Советска и около сотни сельских поселений. Инженерные сооружения польдерных систем разрушаются и в настоящее время не могут обеспечивать их безопасное функционирование.
Подавляющее число прудов и водохранилищ построены в довоенное время и требуют ремонтно-восстановительных работ. В 2000 году была восстановлена и введена в эксплуатацию Правдинская гидроэлектростанция.
Гидротехнические сооружения ряда водоемов могут рассматриваться как памятники инженерного искусства и включаться в состав охраняемых историко-культурных ценностей. Поэтому проблема восстановления и сохранения водоемов, особенно в городах области, должна рассматриваться не только с рациональной технико-экономической точки зрения, но и являться частью программы по восстановлению историко-культурного наследия и его вовлечения в туристско-рекреационную деятельность.
8. Калининградская область в контексте европейского территориального развития
Регион Балтийского моря, куда входит и Калининградская область, играет важную роль в мировой экономической системе. Это ведущий регион Европы в области информационных технологий и телекоммуникаций. Уровень распространения сотовой связи здесь является наиболее высоким в мире.
В системе расселения региона Балтийского моря Калининградская область относится к динамично развивающимся регионам, а г. Калининград - к специализированным центрам городской сети. Одной из ключевых задач развития динамичных регионов является повышение их конкурентоспособности.
Основными аспектами, развитие которых будет способствовать сотрудничеству в области пространственного развития и выравниванию уровня благосостояния для Калининградской области со странами региона Балтийского моря, являются:
- развитие наукоемких производств, центров науки и образования;
- динамичное развитие городов;
- развитие транспортных коммуникаций, телекоммуникаций и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.