Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Цели и основные решения по территориальному развитию
Калининградской области и ее частей
12. Цели территориального развития
Целью ТКС является разработка стратегии территориального развития области до 2030 года, обеспечивающей экологически устойчивое и конкурентоспособное функционирование территорий Калининградской области, их динамичное развитие в условиях стратегического взаимодействия между Российской Федерацией и странами Балтийского региона.
Для решения поставленных проблем и с учетом приоритетов и прогноза социально-экономического развития сформулированы следующие цели территориального развития Калининградской области до 2030 года:
- содействие транснациональной интеграции области со странами Балтийского региона;
- создание сбалансированной региональной системы расселения;
- повышение качества среды жизнедеятельности периферийных сельских районов области, расширение специализации экономики малых городов;
- создание оптимальной сети природных и природно-культурных ландшафтов; формирование крупных интегрированных природных зон - ареалов экологической стабильности региона;
- развитие областной инфраструктуры туризма и создание условий для интеграции ее в туристическую инфраструктуру Балтийского региона;
- создание эффективной системы защиты водной среды и прибрежных зон Калининградского и Куршского заливов от техногенного загрязнения;
- техническое совершенствование транспортных коммуникаций, систем общественного транспорта, сокращение негативного экологического влияния транспорта на окружающую среду;
- развитие систем энергоснабжения, обеспечивающих долгосрочную энергетическую и экологическую безопасность области;
- совершенствование системы социального обслуживания и развитие жилищного строительства.
Принятые цели реализуются через совершенствование системы расселения, планировочного районирования и функциональной организации территории области, инженерно-транспортного обустройства территорий.
13. Основные направления совершенствования региональной и местных систем расселения, развития городских и сельских поселений
Система расселения Калининградской области формируется на двух иерархических уровнях:
- региональном;
- локальном.
Система расселения на региональном уровне формируется в пределах административной границы области и состоит из городских поселений, а также крупных и функционально значимых сельских поселений, объединенных пространственными, экономическими и социальными связями.
Система расселения на локальном уровне формируется преимущественно в границах административно-территориальных единиц и состоит из городских и сельских поселений, взаимодействующих между собой в пределах ежедневного цикла жизнедеятельности населения.
Создание сбалансированной региональной системы расселения Калининградской области осуществляется на основе бицентрической модели, согласно которой предусматривается формирование субрегионального центра в восточной части - г. Черняховска, что позволит избежать ряда негативных последствий усиливающейся концентрации развития в Калининградской агломерации.
Совершенствование региональной системы расселения по бицентрическому сценарию предусматривает:
- формирование г. Калининграда как полифункционального регионального центра и центра Калининградской агломерации;
- специализацию городских и сельских поселений в Калининградской агломерации * (табл. 1);
- развитие пассажирских железнодорожных связей (пригородных) в Калининградской агломерации между г. Калининградом и городскими поселениями, аэропортом и морскими портами;
- формирование высокоскоростного пассажирского сообщения между г. Калининградом и г. Черняховском;
- формирование г. Черняховска как полифункционального субрегионального центра с развитием в нем:
- центра науки и образования;
- управленческих, кредитно-финансовых и консалтинговых структур;
- предприятий на базе машиностроения, транспортных услуг, легкой промышленности, городского исторического туризма, торговли, услуг, медицины, строительного комплекса, обслуживания сельского, лесного и мелиоративного хозяйства субрегиона;
- формирование на базе г. Черняховска транспортного узла системы транспортного обслуживания восточной части области;
- размещение аэропорта в г. Черняховске, формирование сети местных воздушных сообщений на базе легкомоторной авиации;
- реконструкцию сети местных автомобильных дорог, повышение технических характеристик дорог до уровня нормативных требований;
- развитие опорных поселений локальных систем расселения;
- развитие пассажирских железнодорожных связей г. Черняховска с опорными городами локальных систем расселения, иными важными областными объектами центральной и восточной частей области;
- развитие речного транспорта, Черняховского речного порта.
* В классификацию также включен пос. Храброво ввиду специфики его функциональной специализации.
Таблица 1
Проектная классификация основных опорных центров
региональной системы расселения
По роли в системе расселения |
По функциональ- ному назначению |
По вели- чине |
Наименование поселений | |
Опорные центры |
Региональный центр |
Многофункциональ- ные |
Крупные | г. Калининград |
Субрегиональ- ный центр |
Малые | г. Черняховск | ||
Локальные центры |
Промышленные | г. Советск ** г. Гвардейск |
||
Агропромышленные | г. Озерск г. Нестеров г. Багратионовск ** г. Правдинск ** |
|||
Аграрные | г. Краснознаменск | |||
Центры низо- вого звена |
Промышленные | г. Гурьевск ** г. Гусев ** г. Неман г. Мамоново |
||
Агропромышленные | г. Полесск г. Славск п.г.т. Знаменск п.г.т. Рыбачий |
|||
Аграрные | г. Ладушкин п.г.т. Железнодо- рожный ** пос. Добровольск пос. Большаково |
|||
Курортно- рекреационные |
г. Светлогорск г. Зеленоградск г. Пионерский |
|||
Специализиро- ванные центры |
Промышленные | г. Светлый г. Балтийск ** |
||
Курортно- рекреационные |
п.г.т. Янтарный * | |||
Транспортные | пос. Храброво |
* с промышленными функциями.
** с туристическими функциями.
14. Основные направления совершенствования планировочного районирования
В результате оценки современных тенденций развития системы расселения на территории области выделяются 9 планировочных районов на базе объединения существующих административно-территориальных единиц:
- Калининградский;
- Черняховско-Гусевский;
- Советско-Неманский;
- Гвардейско-Полесский;
на базе существующих административно-территориальных единиц:
- Багратионовский;
- Правдинский;
- Нестеровский;
- Краснознаменский;
- Озерский.
В качестве главных опорных центров планировочных районов принимаются города-центры административно-территориальных единиц, которые независимо от величины, социально-экономического потенциала и функциональной ориентации формируют вокруг себя локальные системы расселения, включающие городские и сельские поселения.
Для обеспечения комплексного обслуживания населения в рамках планировочных районов формируются дополнительные центры низового звена, развиваемые на базе малых городских и наиболее развитых сельских поселений - организационно-хозяйственных центров.
Для обеспечения устойчивости расселения Калининградской области на основе планировочного районирования намечены следующие действия:
- поступательное формирование на территории области двухуровневой системы расселения, выделение локальных систем расселения в качестве базового уровня;
- объединение ряда административно-территориальных единиц в единые локальные территориальные системы (Калининградско-Гурьевско-Зеленоградская, Черняховско-Гусевская, Славско-Неманская, Гвардейско-Полесская);
- развитие городов-центров административно-территориальных единиц в качестве главных опорных центров локальных систем расселения, наращивание их экономического и культурного потенциала, улучшение связности и доступности как с региональными центрами, так и с низовыми территориальными единицами;
- создание в каждой локальной системе, кроме главного опорного центра, сети поддерживающих центров низового звена, обеспечивающих услугами прилегающие населенные пункты в радиусе велосипедно-пешеходной доступности (5-6 км). Эти центры формируются, как правило, на базе существующих малых городских, а также больших и крупных поселков с комплексом организационно-хозяйственных и обслуживающих функций (производство, администрация, торговля, медицинское обслуживание, образование и прочие виды услуг);
- совершенствование существующего административно-территориального устройства области на базе планировочных районов с учетом природных, реально складывающихся социально-экономических процессов, пространственных взаимосвязей и характера функционального использования территории.
15. Основные направления совершенствования функциональной организации территорий
Совершенствование функциональной организации отдельных территорий Калининградской области осуществляется посредством территориального зонирования и установления территориальных режимов развития и использования территорий при осуществлении градостроительной деятельности.
Территориальное зонирование обеспечивает пространственно-планировочные условия для решения следующих основных задач федерального, регионального и местного уровней:
- экономически эффективное, социально и экологически устойчивое развитие сети поселений, обеспечивающее необходимую дифференциацию антропогенных нагрузок на различные по функциональному назначению территориальные единицы;
- сохранение незатронутых или мало затронутых деятельностью человека природных комплексов в количестве и размерах, обеспечивающих воспроизводство всего биоразнообразия региона и саморегулирование природных систем,# как части экологической сети Балтийского региона;
- сохранение природных ландшафтов, их экологических функций и высоких эстетических качеств, обеспечивающих потребность населения в разнообразных видах рекреационного использования;
- сохранение необходимого количества пригодных для производства сельскохозяйственной продукции земель, повышение их плодородия.
Территориальные режимы использования и развития территорий являются нормативно-методической основой для:
- разработки градостроительной документации и правовых актов территориального планирования разных уровней, заданий на проектирование;
- подготовки требований и рекомендаций, а также оценки отраслевых планов и программ, реализуемых на территории области (рассмотрения возможностей размещения инженерно-транспортной (коммуникационной) инфраструктуры и т.п.);
- подготовки архитектурно-планировочных заданий для проектирования объектов различного назначения;
- регулирования землепользования и подготовки предложений по разграничению земель, разработки правил землепользования и застройки;
- разработки технико-экономических обоснований размещения инвестиционных проектов;
- разработки градостроительных нормативов и правил.
В Калининградской области выделены следующие типы территорий:
- городов с населением более 20 тыс. чел.;
- особо охраняемые природные;
- сельскохозяйственные;
- курортно-рекреационные;
- специализированные.
В схеме территориального зонирования (приложение дсп) границы зон установлены в соответствии с существующими рубежами: административно-территориальными границами, границами кадастрового деления, границами землепользования, границами природных и планировочных элементов (реки, дороги и т.п.). Уточнение границ зон осуществляется на последующих стадиях градостроительного проектирования.
1) Территории городов с населением более 20 тыс. чел.
Территории городов с населением более 20 тыс. чел. - высокоурбанизированные интенсивно освоенные территории, формируемые в пределах перспективной городской черты соответствующих поселений, используемые и предназначенные для застройки и развития. Характеризуются преобладанием городского населения, его занятостью преимущественно в промышленном и обслуживающем секторах экономики, высокой концентрацией городских функций, максимальной плотностью землепользования. Обладают высоким агломерационным притяжением и формируют вокруг себя пригородную зону. К данной группе относятся:
- Калининград (многофункциональный город, региональный центр) (У6);
- Черняховск (многофункциональный город, субрегиональный центр) (У1);
- Советск, Неман (промышленные города, локальные центры) (У2);
- Гусев (промышленный город, сублокальный центр) (У3);
- Балтийск, Светлый (промышленные города, специализированные центры) (соответственно У4, У5).
Перспективная городская черта и регламенты функциональных зон городов данной группы устанавливаются генеральными планами и правилами землепользования и застройки.
Пригородная зона - территории получасовой транспортной доступности от города, находящиеся за пределами его перспективной городской черты, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную систему. В пригородной зоне предусматривается развитие функций промышленного и сельскохозяйственного производства, размещение сельских поселений, садово-дачных хозяйств, резервных городских территорий, зон отдыха населения, зеленых и природоохранных зон.
Типы подзон и зональные режимы пригородной зоны отражены в таблице 2.
Таблица 2
Типы подзон и зональные режимы пригородной зоны
(Уу1 - цифровые индексы являются индивидуальными номерами территорий)
Приоритетные функции, виды хозяйственной деятельности |
Допустимые функции, виды хозяйственной деятельности |
Недопустимые функции, виды хозяйственной деятельности |
Экологические требования |
Требования по инженерно- техническому обустройству |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подзона Ус - сельскохозяйственная - Ус1, Ус2, Ус3 (общие режимы) - территории преимущественно сельскохозяйственного использования в границах пригородной зоны |
||||
Высокие с/х технологии, интенсивное с/х производство. Пространственное развитие функциональных зон города-центра, в том числе жилой, коммунально- производственной, общественного назначения, рекреационной и др. Развитие городских и сельских поселений |
Размещение и развитие межселенных и городских коммунальных и транспортных объектов, сооружений (водозаборы, очистные сооружения, сооружения энергообеспечения, сортировочные станции ж.д., аэропорты и т.д.). Добыча и переработка минерально-сырьевых ресурсов. Садово- дачное хозяйство. Создание защитных насаждений, научно- исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством объектов |
Охрана ландшафтов и экосистем речных долин (водоохранные зоны), обеспечивающих компенсацию антропогенной нагрузки и стабильность микроклимата. Распаханность земель не должна превышать 65% |
Активная реконструкция и повышение эффективности мелиоративных систем |
|
(Уп) Природоохранная - Уп2, Уп7, Уп10 (общие режимы) - (водоохранные зоны рек и водоемов, запретные и нерестоохранные полосы, леса, выполняющие защитные функции, противоэрозионные и защитные насаждения, др.) - территории природоохранного назначения в границах пригородной зоны, в границах которых допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного управления |
||||
Охрана природных ландшафтов, водных систем, обеспечивающих сохранение репродуктивных способностей экосистем. Охрана существующих водозаборов и перспективных запасов подземных вод. Озеленение и берегозащита. Ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны |
Рекреация, сельскохозяйственная деятельность |
Все виды функционального использования, кроме природоохранного, рекреационного и сельскохозяйственного (лугопастбищные угодья). Разработка земных недр. Распашка нелесных земель лесного фонда (кроме служебных усадебных наделов лесной охраны). Промышленное, жилищное и садово- дачное строительство |
Ограниченный режим лесопользования в соответствии с действующим законодательством. Рекреационная нагрузка на территорию до 3 чел./га. |
Реконструкция мелиоративных систем, оказывающих значительное негативное воздействие на особо охраняемые природные территории, с их экологической реабилитацией (залесением, заболачиванием). Применение экологически чистых источников теплоснабжения. Разработка комплекса природоохранных мероприятий по снижению негативных экологических последствий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, для новых и существующих магистральных инженерных и транспортных коммуникаций |
(Уп) Природоохранная - Уп1, Уп3, Уп4, Уп5, Уп6, Уп8, Уп9 (дополнительные режимы) - территории природоохранного назначения в границах пригородной зоны, в границах которых допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного управления |
||||
Озеленение и берегозащита. Ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны |
Выполнение активных лесоустроительных работ, увеличение лесных территорий до 35% |
|||
(Ур) Рекреационная - Ур1, Ур2, Ур3, Ур4, Ур5 - территории, преимущественно предназначенные для рекреации (отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан) с установленным особым режимом правового использования в границах пригородной зоны. Включает в себя территории пригородных зеленых зон, лесопарки, лугопарки, зоны отдыха (кратковременного и длительного) и т.д. в границах пригородной зоны |
||||
Размещение объектов отдыха городского населения. Охрана природных ландшафтов, водных систем, зеленых насаждений, обеспечивающих сохранение рекреационных качеств среды |
Восстановление средообразующих функций территории: залесение, берегоукрепление, санитарная очистка водоемов и др. |
Все виды функционального использования, кроме природоохранного и рекреационно- оздоровительного. Использование территорий под жилую, садово-дачную застройку, для производственного строительства, прокладки магистральных коммуникаций. Распашка нелесных земель лесного фонда (кроме служебных усадебных наделов) |
Ограниченный режим лесопользования в соответствии с действующим законодательством. Преобразование лесов в лесопарки и загородные парки |
Ландшафтно-рекреационная реконструкция мелиоративных систем в местах массового, активного отдыха. Сохранение и восстановление лесомелиоративных систем. Применение экологически чистых источников теплоснабжения |
(Уу) Урбанизированная - Уу1, Уу2, Уу3, Уу4, Уу5, Уу6, Уу7 - территории городских и крупных сельских поселений пригородной зоны: г. Славск, г. Гурьевск, г. Приморск, пос. Люблино, пос. Волочаевское, пос. Взморье, пос. Нивенское |
||||
Пространственное развитие функциональных зон поселений |
Использование для индивидуальных целей (застройки и т.п.) территорий общественной значимости (береговых зон, зон зеленых насаждений, охранных зон и т.п.) |
Создание и обустройство водоохранных зон и прибрежных полос морских акваторий с учетом сложившейся планировки и застройки. Организация (совершенствование) системы канализации и очистки стоков, удаления отходов |
Реконструкция водоемов и городских водных систем в комплексе с регенерацией исторической застройки и ее благоустройством. Восстановление водозащитных и берегоукрепительных систем. Использование местных энергетических ресурсов (древесные отходы, возобновляемые источники энергии) |
2) Особо охраняемые природные территории
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования решениями органов государственной власти и для которых установлен режим особой охраны, а также нарушенные хозяйственной деятельностью земли для их самовосстановления или возрождения отдельных экосистем.
К особо охраняемым природным территориям Калининградской области относятся:
- государственный национальный парк "Куршская коса" (П5);
- зоологические заказники "Дюнный", "Громовский", "Виштынецкий", "Новоселовский", "Заповедный", "Каменский", "Майско-Краснополянский", "Балтийская коса" (соответственно П2, П1, П9, П6, П3, П4, П7, П8);
- особо охраняемые водно-болотные угодья.
На плане территориального зонирования Калининградской области выделены также планируемые особо охраняемые территории:
- "Неманский лес", "Побединский лес", "Шешупский лес", "Полесский лес", "Мичуринский лес" (соответственно Пп1, Пп2, Пп3, Пп4, Пп8);
- болота "Приморское", "Правдинское", "Нижнедунайское" (соответственно Пп5, Пп6, Пп7).
Границы и регламенты функциональных зон природных территорий устанавливаются положением о конкретной особо охраняемой природной территории и проектом ее территориальной организации, утвержденными в порядке, установленном законодательством.
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий, а также построения единой территориальной природной системы области на прилегающих к особо охраняемым природным территориям участках земли и водного пространства, а также вдоль природно-миграционных русел (реки, лесные массивы) создаются природоохранные зоны. Природоохранная зона является зоной ограниченного хозяйственного освоения и максимального сохранения элементов природной среды.
Для природоохранных зон устанавливаются режимы, не допускающие развитие и размещение здесь промышленных или сельскохозяйственных производств, а также других видов эксплуатации природных ресурсов, которые способны нанести ущерб охраняемым природным комплексам.
Типы подзон и зональные режимы природоохранной зоны отражены в таблице 3.
Таблица 3
Типы подзон и зональные режимы природоохранной зоны
Приоритетные функции, виды хозяйственной деятельности |
Допустимые функции, виды хозяйственной деятельности |
Недопустимые функции, виды хозяйственной деятельности |
Экологические требования |
Требования по инженерно- техническому обустройству |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
(Пп) - Перспективная ООПТ - Пп1, Пп2, Пп3, Пп4, Пп5, Пп6, Пп7, Пп8 - территории, в перспективе требующие создания режима особо охраняемых природных территорий |
||||
Природоохранная, средовосстановительная, научная, рекреационная, спортивно- оздоровительная деятельность. Лесовосстановление. Организация особо охраняемых природных территорий и природоохранных зон |
Лесохозяйственная, сельскохозяйственная, рекреационная деятельность. Спортивная и любительская охота и рыбная ловля с ограничениями в соответствии с установленными режимными требованиями. Научная, просветительская деятельность |
Развитие крупных промышленных и сельскохозяйственных производств, размещение экологически вредных и потенциально опасных объектов (свалки, склады токсичных веществ и т.п.). Эксплуатация природных ресурсов, способная нанести ущерб природному ландшафту. Изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей. Сведение лесов. Изменение существующего гидрологического режима |
Экологизация всех видов деятельности, частичное изъятие территорий из хозяйственной деятельности. Разработка проектов функционального зонирования территорий и режимных требований |
Системное поддержание системы гидротехнической мелиорации, сохранение существующего гидрологического режима, дорожной сети |
(Пс) Сельскохозяйственная - Пс2, Пс3, Пс4, Пс10, Пс11, Пс13, Пс14, Пс15 - (ограничение в сельскохозяйственном производстве, использование возобновляемых природных ресурсов) - территории преимущественно сельскохозяйственного назначения с режимом ограничения в сельскохозяйственном производстве, а также использования возобновляемых природных ресурсов в границах природоохранной зоны |
||||
Экологически ориентированное сельскохозяйственное производство с использованием возобновляемых природных ресурсов. Создание защитных насаждений, научно- исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством объектов |
Размещение объектов экологического туризма и агротуризма. Лесовосстановление |
Размещение и развитие крупных животноводческих комплексов, промышленных предприятий I-III санитарного класса |
Ограниченный режим лесопользования в соответствии с действующим законодательством. Ограничения разработки земных недр открытым способом. Распаханность земель не более 30% |
Системное поддержание системы гидротехнической мелиорации. Реконструкция мелиоративных систем с их экологической реабилитацией (залесением, заболачиванием). Экологическая реконструкция с введением режима природосберегающего землепользования (перевод пашни в сенокосы и луга) для высокопродуктивных мелиорированных сельхозугодий. Разработка комплекса природоохранных мероприятий по снижению негативных экологических последствий, в т.ч. при чрезвычайных ситуациях, для новых и существующих магистральных инженерных и транспортных коммуникаций |
(Пс) Сельскохозяйственная - Пс9 (дополнительные режимы) - территории преимущественно сельскохозяйственного назначения с режимом ограничения в сельскохозяйственном производстве, а также использования возобновляемых природных ресурсов в границах природоохранной зоны |
||||
Запрещается размещение новых и территориальное расширение существующих населенных пунктов, промышленных предприятий |
Выполнение активных лесоустроительных работ, увеличение лесных территорий до 35% |
|||
(Пс) Сельскохозяйственная - Пс12 (дополнительные режимы) - территории преимущественно сельскохозяйственного назначения с режимом ограничения в сельскохозяйственном производстве, а также использования возобновляемых природных ресурсов в границах природоохранной зоны |
||||
Запрещается размещение новых и территориальное расширение существующих населенных пунктов, промышленных предприятий |
||||
(Пс) Сельскохозяйственная - Пс1, Пс5, Пс6, Пс7, Пс8 (дополнительные режимы) - территории преимущественно сельскохозяйственного назначения с режимом ограничения в сельскохозяйственном производстве, а также использования возобновляемых природных ресурсов в границах природоохранной зоны |
||||
Выполнение активных лесоустроительных работ, увеличение лесных территорий до 35% |
||||
(Пр) Рекреационная - Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5, Пр6, Пр7 - территории, преимущественно предназначенные для рекреации (отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан) в границах природоохранной зоны |
||||
Размещение объектов экологического туризма, объектов отдыха |
Все виды функционального использования, кроме природоохранного и рекреационно- оздоровительного. Использование территорий под жилую, садово-дачную застройку, для производственного строительства, прокладки магистральных коммуникаций |
Ограниченный режим лесопользования в соответствии с действующим законодательством. Преобразование лесов 1-й группы в лесопарки. Запрещена распашка нелесных земель лесного фонда (кроме служебных усадебных наделов) |
Ландшафтно-экологическая реконструкция мелиоративных систем в местах массового, активного отдыха. Сохранение и восстановление лесомелиоративных систем. Санитарно-техническое обустройство стоянок и мест массового отдыха. Применение экологически чистых источников теплоснабжения. Использование местных энергетических ресурсов (древесные отходы, возобновляемые источники энергии) |
|
(Пу) Урбанизированная - Пу2, Пу4, Пу3, Пу1, Пу3, Пу7, Пу8, Пу6, Пу9, Пу10 (низкая плотность населения,# и др.) - территории городов и крупных сельских поселений, расположенных в границах природоохранной зоны: г. Полесск, г. Гвардейск, п.г.т. Знаменск, г. Правдинск, г. Багратионовск, п.г.т. Железнодорожный, г. Озерск, г. Ладушкин, г. Краснознаменск, пос. Корнево |
||||
Пространственное развитие функциональных зон поселений. Научно- исследовательская деятельность по изучению природы. Размещение объектов туристического обслуживания и транспорта |
Развитие предприятий с экологически чистыми технологиями и инженерным обустройством |
Размещение новых, требующих больших территорий и экологически вредных промышленных предприятий, складов, сооружений внешнего транспорта и других объектов, загрязняющих воздух, почву и водоемы. Размещение складов государственных материальных резервов, базисных складов горючих, взрывоопасных и ядовитых веществ |
Организация (совершенствование) системы канализации и очистки стоков, удаления отходов |
Реконструкция водоемов и городских водных систем в комплексе с регенерацией исторической застройки и ее ландшафтным благоустройством. Восстановление водозащитных и берегоукрепительных систем. Применение экологически чистых источников теплоснабжения. Использование местных энергетических ресурсов (древесные отходы, возобновляемые источники энергии) |
3) Сельскохозяйственные территории
Сельскохозяйственные территории включают территории с преобладанием земель сельскохозяйственного назначения, рыбохозяйственного и лесохозяйственного использования, используемые преимущественно для производства товарной сельскохозяйственной продукции и ее переработки.
Сельскохозяйственные территории являются зоной экстенсивного градостроительного освоения и незначительного искусственного преобразования окружающей природной среды. Для них устанавливаются режимы использования территорий, обеспечивающие оптимальные условия для устойчивого развития сельскохозяйственного производства и сохранения биоразнообразия в агроландшафтах.
Типы подзон и зональные режимы в сельскохозяйственной зоне отражены в таблице 4.
4) Курортно-рекреационные территории
Курортно-рекреационные территории - особо охраняемые территории, обладающие значительным природно-рекреационным и эстетическим потенциалом, природными лечебными ресурсами и пригодные для организации рекреационно-оздоровительных комплексов, а также для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Границы и регламенты функциональных зон курортно-рекреационных территорий устанавливаются в соответствии с законодательством и генеральным планом соответствующих территорий.
Границей курортно-рекреационных территорий Самбийского полуострова является внешний контур Приморской функциональной рекреационной зоны.
В этой зоне вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. В пределах этой зоны запрещается проведение работ, загрязняющих почву, водные источники, воздух, причиняющих вред лесам и отрицательно влияющих на лечебные свойства, санитарное состояние и эстетический облик курортно-рекреационных территорий.
Типы подзон и зональные режимы в курортно-рекреационной зоне отражены в таблице 5.
5) Специализированные территории
К специализированным территориям относятся территории, предназначенные для осуществления специальных хозяйственных задач и составляющие самостоятельную категорию земель. Они включают земли обороны и безопасности, а также территории специализированных поселений.
Таблица 4
Типы подзон и зональные режимы сельскохозяйственной зоны
Приоритетные функции, виды хозяйственной деятельности |
Допустимые функции, виды хозяйственной деятельности |
Недопустимые функции, виды хозяйственной деятельности |
Экологические требования |
Требования по инженерно- техническому обустройству |
(С) Сельскохозяйственная - С1, С2, С4, С6, С8, С9, С11 - территории преимущественно сельскохозяйственного назначения в границах сельскохозяйственной зоны |
||||
Производство товарной сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства, лов рыбы |
Ведение лесного хозяйства в целях промежуточного, сопутствующего, побочного и природоохранного (почвозащитного водоохранного) использования. Размещение объектов обслуживания сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Размещение предприятий промышленности строительных материалов, легкой промышленности и других отраслей, не образующих существенной градостроительной базы. Добыча и переработка минерально-сырьевых ресурсов. Рекреационное использование лесных и водно-луговых ландшафтов |
Функции и виды хозяйственной деятельности, не связанные с главным функциональным назначением, угрожающие сохранности и снижающие потенциал основных ресурсов территорий. Изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей. Развитие видов деятельности, приводящих к деградации земель и потере почвенного плодородия |
Охрана ландшафтов и экосистем речных долин (водоохранных зон), обеспечивающих компенсацию антропогенной нагрузки и стабильность микроклимата. Распаханность земель до 65%. Ограниченный режим лесопользования в соответствии с действующим законодательством |
Восстановление и модернизация (активная реконструкция) мелиоративных систем на высокопродуктивных и экономически эффективных землях. Сохранение (поддержание функционирования - пассивная реконструкция) и изменение характера сельскохозяйственного использования малопродуктивных мелиорированных угодий. Использование местных энергетических ресурсов (древесные отходы, возобновляемые источники энергии) |
(С) Сельскохозяйственная С2, С3, С5, С7, С10 (дополнительные режимы) | ||||
Содействие развитию существующих и строительству новых сельских поселений, фермерских хозяйств |
||||
(Су) Урбанизированная - Су1, Су2, Су3, Су4, Су5 - территории городов и крупных сельских поселений в границах сельскохозяйственной зоны: г. Нестеров, пос. Долгоруково, пос. Большаково, пос. Добровольск, г. Мамоново |
||||
Пространственное развитие функциональных зон поселений. Объекты социального обслуживания сельского населения. Промышленная переработка сельскохозяйственного сырья. Транспортные функции |
Функции, не ведущие к изменению основного функционального назначения сельскохозяйственной зоны |
Размещение новых, требующих больших территорий и экологически вредных промышленных предприятий, складов и других объектов. Размещение складов государственных материальных резервов, базисных складов горючих, взрывоопасных и ядовитых веществ |
Организация (совершенствование) системы канализации и очистки стоков, удаления отходов |
Восстановление существующих водных систем в объемах, обеспечивающих безопасную и здоровую среду жизнедеятельности. Использование местных энергетических ресурсов (древесные отходы, возобновляемые источники энергии) |
(Св) Рыбохозяйственная - Св1, Св2 - акватории Куршского и Калининградского заливов с преимущественным использованием в рыбохозяйственных целях |
||||
Рыбохозяйственная деятельность. Природоохранная деятельность по охране мест нереста ценных пород рыб |
Рекреация | Развитие функций морского транспорта, способных нанести значительный экологический ущерб водным экосистемам заливов |
Таблица 5
Типы подзон и зональные режимы курортно-рекреационных
территорий и зон их санитарной охраны
Приоритетные функции, виды хозяйственной деятельности |
Допустимые функции, виды хозяйственной деятельности |
Недопустимые функции, виды хозяйственной деятельности |
Экологические требования |
Требования по инженерно- техническому обустройству |
(Ку) Урбанизированная - Ку1, Ку2, Ку3 - территории городов и поселков в границах рекреационной зоны: г. Светлогорск, г. Зеленоградск, г. Пионерский, пос. Приморье, пос. Донское, п.г.т. Янтарный |
||||
Пространственное развитие функциональных зон поселений. Санаторные и оздоровительные объекты, объекты туристического обслуживания |
Функции, не ведущие к изменению основного функционального назначения зоны |
Размещение новых, требующих больших территорий и экологически вредных промышленных предприятий, складов, сооружений внешнего транспорта и все виды объектов, загрязняющих воздух, почву и водоемы. Размещение складов государственных материальных резервов, базисных складов горючих, взрывоопасных и ядовитых веществ. Запрет всех видов деятельности, не связанных с рекреацией, в первом поясе санитарной охраны курортов. Использование общественно значимых территорий в индивидуальных целях (застройки и т.п.) |
Создание и благоустройство водоохранной зоны и прибрежной полосы морского побережья с учетом сложившейся планировки и застройки. Организация (совершенствование) системы канализации и очистки стоков, удаления отходов |
Реконструкция берегоукрепительных сооружений, водоемов и водных систем в комплексе с регенерацией исторической застройки, ландшафтным благоустройством и повышением рекреационно- эстетических качеств городской среды. Использование местных энергетических ресурсов (ветроэнергетические установки, другие возобновляемые источники энергии) |
(Кс) Сельскохозяйственная - Кс1 - территории преимущественно сельскохозяйственного назначения в границах рекреационной зоны |
||||
Высокие с/х технологии, интенсивное с/х производство. Развитие объектов агротуризма. Экологические методы ведения сельского хозяйства |
Размещение объектов оздоровительного отдыха, в том числе: дома отдыха, лагеря отдыха, дачи, загородные гостиницы, пансионаты, туристические базы, охотничьи и рыболовные станции, базы различных видов спорта и др. Развитие спортивно- оздоровительного, культурно- познавательного и экологического туризма, рекреационного природопользования |
Размещение промышленных или сельскохозяйственных производств, способных нанести ущерб природному ландшафту. Разработка земных недр открытым способом |
Ограниченный режим лесопользования в соответствии с действующим законодательством. Распаханность земель не более 35% |
Экологическая реконструкция мелиорированных земель с введением режима природосберегающего землепользования (перевод пашни в сенокосы и луга, устройство водозащитных лесополос и др.) |
(Кп) Природоохранная - Кп1 - территории, имеющие особое природоохранное значение, с установленным органами государственной власти особым режимом использования в границах рекреационной зоны |
||||
Развитие спортивно- оздоровительного, культурно- познавательного и экологического туризма, рекреационного природопользования |
Охрана природных ландшафтов, водных бассейнов, способствующих улучшению микроклимата, состояния окружающей среды. Озеленение и берегозащита. Ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны |
Все виды функционального использования, кроме природоохранного, рекреационного и сельскохозяйственного (лугопастбищные угодья). Возведение строений и сооружений, несовместимых с природоохранными, оздоровительными и рекреационными функциями. Распашка нелесных земель лесного фонда (кроме служебных усадебных наделов). Жилищное и садовое строительство |
Ограниченный режим лесопользования в соответствии с действующим законодательством. Рекреационная нагрузка на территорию до 3 чел./га |
Ландшафтно-экологическая реконструкция мелиоративных систем в местах массового, активного отдыха. Сохранение и восстановление лесомелиоративных систем. Разработка комплекса природоохранных мероприятий по снижению негативных экологических последствий, в т.ч. при чрезвычайных ситуациях, для новых и существующих магистральных инженерных и транспортных коммуникаций |
16. Основные направления развития транспортной и инженерной инфраструктур
1) Намечаются следующие стратегические направления развития транспортного комплекса Калининградской области до 2010 года.
В целях обеспечения единства экономического пространства Калининградской области и других регионов Российской Федерации необходимы:
- модернизация действующих и строительство новых морских портов (в cоответствии с Федеральной программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848, и ФЦП;#
- развитие паромного сообщения между городами Калининградом и Санкт-Петербургом;
- модернизация аэропорта "Храброво" по нормам международных воздушных сообщений;
- формирование стратегической транспортной связи (железнодорожной и автомобильной) по направлению Калининград-Гусев (Россия)-Голдап (Польша);
- строительство южного железнодорожного обхода г. Калининграда. В целях повышения качества перевозок в области необходимы:
- модернизация трансъевропейских автомагистралей IХ-Д и 1-А, развитие трансграничной инфраструктуры;
- формирование сети сервисных объектов на основных автомобильных дорогах области;
- модернизация железнодорожных линий;
- развитие припортовых станций "Калининград-Сортировочный" и "Балтийск", строительство приграничной железнодорожной станции "Чернышевское";
- развитие мультимодальных перевозок, в т.ч. интермодальных терминалов (авто-ж/д, ж/д-ж/д между европейской колеей 1435 мм и колеей стран Содружества независимых государств 1520 мм);
- формирование сети межрегиональных воздушных сообщений на базе легкомоторной и малой авиации с соседними регионами;
- реконструкция сети местных автомобильных дорог, повышение технических характеристик дорог до уровня нормативных требований;
- повышение качества и надежности международных, междугородных и пригородных пассажирских сообщений;
- использование сети внутренних водных путей для организации спортивно-туристского и экскурсионного судоходства.
Стратегия развития транспортного комплекса направлена на развитие двух опорных транспортных узлов - Калининградского и Черняховского, а также комплексных транспортных приграничных терминалов. Калининградский узел, в целом, обладает потенциалом для развития и роста объемов перевозок. Развитие Черняховского транспортного узла требует дополнительного стимулирования и специальных целевых мероприятий.#
Совершенствование связи относится к числу важнейших приоритетов в Калининградской области.
Среди мероприятий по пространственному развитию коммуникационной инфраструктуры Калининградской области выделяется ввод цифровых (оптико-волоконных) магистральных линий связи.
2) Топливно-энергетический комплекс
Для обеспечения энергетической безопасности и комплексного развития топливно-энергетического комплекса области до 2010 года планируется:
- построить базовый энергоисточник - Калининградскую теплоэлектроцентраль ТЭЦ-2 с использованием парогазовой технологии;
- реконструировать существующий газопровод Вильнюс-Калининград и построить вторую нитку и подземное хранилище природного газа для повышения пропускной способности газопровода;
- модернизировать теплоэлектроцентраль ТЭЦ-1 в г. Калининграде, государственную районную электростанцию ГРЭС-2 в г. Светлом, теплоэлектроцентраль в г. Гусеве путем замены их агрегатов и перевода их на природный газ;
- переоборудовать котельные в газотурбинные, дизельные и парогазовые теплоэлектроцентрали;
- перевести малые и средние котельные на местные виды топлива;
- развивать энергетику с использованием возобновляемых источников энергии;
- разработать проект областной программы энергосбережения;
- увеличить объемы выработки электрической энергии путем развития малой гидроэнергетики, нетрадиционных источников энергии;
- перейти на новые системы отопления, прежде всего с использованием экологически чистых установок на курортно-рекреационных территориях;
- продолжать участие в совместных работах стран Балтийского региона в сфере энергетики.
3) Водохозяйственный комплекс
С целью оптимизации функционирования водохозяйственного комплекса в условиях экономических и экологических ограничений и обеспечения надежной защиты населения от опасных природных процессов необходимо решить до 2010 года следующие задачи:
- эколого-экономическая оптимизация мелиоративных систем с учетом формирования природного каркаса, защиты водной среды Калининградского и Куршского заливов и эффективного использования агротехнического потенциала территории;
- поэтапная реконструкция и повышение надежности инженерных мелиоративных систем, обеспечивающих безопасность населения и хозяйственных объектов, поддержание их в технически исправном состоянии, высокоэффективное использование осушенных угодий (в т.ч. в составе ФЦП);
- включение в планы развития туристической инфраструктуры региона наиболее перспективных воднотранспортных систем с инженерно-исторической регенерацией (реставрацией) их основных сооружений;
- воссоздание средоформирующего и рекреационного потенциала прудов и водохранилищ с учетом сохранения исторического облика городов и поселков области;
- восстановление системы мониторинга абразионных процессов Балтийского побережья, проведение аварийно-восстановительных и реконструкционных работ на существующих берегоукрепительных сооружениях и строительство новых (в т.ч. в составе ФЦП).
По предварительной оценке, около 1/3 мелиорированных земель должны быть реконструированы с учетом экологических требований, связанных с развитием системы особо охраняемых природных территорий и природно-культурных ландшафтов. Помимо сельскохозяйственного использования данные земли рекомендуется использовать для:
- лесовосстановительных работ;
- восстановления водно-болотных систем (угодий), в т.ч. с организацией гидрологических особо охраняемых природных территорий в местах размещения "исторических" болот;
- развития инфраструктуры туризма и рекреации;
- размещения специальных "энергетических плантаций" местного топлива на основе быстрорастущих растений древесных и кустарниковых пород.
4) Коммунальное хозяйство
Коммунальное хозяйство обеспечивает базовые условия для устойчивого развития системы поселений области, их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, а также в значительной мере определяет уровень техногенной нагрузки на природный комплекс области. Основные фонды коммунального хозяйства области (инженерно-технические коммуникации, сооружения, оборудование) были созданы в довоенный период и в настоящее время не только морально устарели, но и подошли к грани физического износа.
С целью восстановления производственных фондов и реконструкции инженерных систем без снижения достигнутого уровня обеспечения населения и промышленности коммунальными услугами, обеспечения надежной защиты природной среды, с учетом международной экологической ответственности области, необходимо решение следующих задач до 2010 года:
- реконструкция и модернизация инженерно-технической инфраструктуры городов со снижением непроизводственных потерь и удельных норм потребления ресурсов, повышение надежности инженерных систем и их устойчивости к чрезвычайным ситуациям;
- восстановление и реконструкция систем инженерной защиты территорий поселений от затопления и подтопления;
- создание развитой и экологически безопасной системы удаления и хранения бытовых и промышленных отходов, размещение новых полигонов твердых бытовых отходов с учетом обеспечения безопасности экологического каркаса области, водных акваторий и зон приграничной ответственности;
- организационная и техническая реабилитация инженерной инфраструктуры сельских поселений (водопровод, канализация), повышение надежности и качества питьевого водоснабжения крупных сельских населенных пунктов;
- использование для теплоснабжения городов вторичных энергетических ресурсов промышленных предприятий и объектов коммунального хозяйства;
- применение современных гидро-теплоизолированных трубопроводов тепловых сетей;
- повышение структурной надежности теплоснабжения за счет применения нетрадиционных источников теплоснабжения;
- решение задач выбора рациональных энергоносителей для объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в районах, не обеспеченных централизованным топливоснабжением.
17. Меры по улучшению экологической обстановки
Цели и основные решения ТКС разработаны с учетом охраны и улучшения качества окружающей среды, в частности воздушного бассейна, почв, подземных и поверхностных вод, растительного и животного мира.
Цели проекта, напрямую содействующие улучшению качества окружающей среды:
- создание оптимальной сети природных, природоохранных и культурных ландшафтов, формирование крупных интегрированных природных зон - центров экологической стабилизации области;
- развитие областной инфраструктуры туризма и создание условий для интеграции ее в туристическую инфраструктуру Балтийского региона;
- создание эффективной системы защиты водной среды и прибрежных зон Калининградского и Куршского заливов от техногенного загрязнения.
Принятая в проекте бицентрическая модель региональной системы расселения носит отчетливо выраженный природосберегающий характер и будет содействовать:
- поляризации урбанизированных и природоохранных процессов, что приведет к минимизации конфликтных ситуаций между пространственным развитием городских территорий и экологическим каркасом области;
- ограничению концентрации промышленного производства в г. Калининграде и его пригородной зоне, что положительно скажется на качестве окружающей среды Калининградской агломерации, стабилизации антропогенной нагрузки на экосистемы Балтийского побережья;
- оптимальному использованию репродуктивного и санирующего потенциала крупных природных территорий в центральной части области.
Проектом выделены территории преимущественного развития природных комплексов, в их числе и особо охраняемые природные территории, и закреплены в схеме территориального зонирования Калининградской области. Проектом даны предложения по развитию системы особо охраняемых природных территорий области, в т.ч. по изменению параметров водоохранных зон ряда рек, позволяющих сформировать "биологические русла" между крупными природоохранными районами. Тем самым экосистема области получает новые возможности для восстановления нарушенных элементов и качеств для дальнейшего устойчивого развития.
Прогноз социально-демографического и производственного развития, проектная классификация городских и сельских поселений построены на их реальных и потенциальных ресурсах, оптимальной, естественной устойчивости природного комплекса и оценки качества окружающей среды.
Преимущественное хозяйственное использование территорий, режимы их охраны и экологические требования, установленные функциональным зонированием на областном уровне, призваны обеспечить экологическую устойчивость и улучшение качества окружающей среды области в целом и ее частей.
Использование территорий для развития курортно-рекреационной деятельности предусматривается с учетом расчетных нагрузок на природные комплексы и максимальным сохранением ценных экосистем.
Проектные предложения по формированию дорожной сети области включают конкретные градостроительные требования, направленные на улучшение окружающей среды городских и сельских поселений. Предлагается строительство дорожных обходов всех поселений для дорог международного и областного значения, что приведет к сокращению транзита транспорта через населенные пункты и снижению уровня загрязнения воздушного бассейна и почв.
Учитывая высокую плотность автомобильных дорог в области, развитие дорожной сети будет осуществляться за счет реконструкции и, как правило, в существующих границах территорий транспортных коммуникаций.
Проектные решения по формированию железнодорожной сети области включают предложения:
- по строительству железнодорожного обхода г. Калининграда, сортировочной станции "Калининград-Сортировочный", что будет содействовать снижению загрязнения воздушного бассейна и почв города от грузового железнодорожного транспорта, снижению риска аварийных ситуаций при обработке опасных грузов;
- по строительству южного железнодорожного обхода г. Черняховска и сортировочной станции за пределами города;
- по реконструкции железной дороги Калининград-Балтийск, Балтийск-Янтарный-Светлогорск и активному использованию железнодорожного пассажирского транспорта в прибрежной зоне и Калининградской агломерации, что приведет к уменьшению уровня использования автомобильного транспорта и соответственно к снижению загрязнения воздуха и почв выбросами от автотранспортных средств;
- по электрификации железнодорожных линий области.
Данным проектом предлагается активное использование внутренних водных путей области для развития спортивного и экологического туризма, а также внедрение легкомоторной авиации для пассажирских перевозок с пониженными уровнями шума и выбросов.
Развитие энергообеспечения области осуществляется за счет внешних энергетических связей, использования местных топливно-энергетических ресурсов и энергосбережения. До 2010 года за счет энергосбережения прогнозируется сокращение потребления энергоресурсов в промышленности, а также населением и организациями сферы обслуживания.
Основными внешними энергетическими ресурсами области будут являться природный газ и электрическая энергия, как наиболее экологичные виды ресурсов. Улучшению качества окружающей среды области будет содействовать модернизация теплоэлектроцентрали ТЭЦ-1 в г. Калининграде, государственной районной электростанции ГРЭС-2 в г. Светлом, теплоэлектроцентрали в г. Гусеве путем замены их агрегатов и перевода их на природный газ, строительство базового энергоисточника - Калининградской теплоэлектроцентрали ТЭЦ-2 с использованием парогазовой технологии.
Улучшению качества окружающей среды в поселениях области будет содействовать переход на новые системы отопления, прежде всего с использованием экологически чистых установок, развитие энергетики с использованием возобновляемых источников энергии, внедрение в различных районах области систем геотермального теплоснабжения, перевод малых и средних котельных на местные виды топлива.
Как с экономической точки зрения, так и с экологической проектом принят нецелесообразным в ближайшем будущем учет бурого угля в топливно-энергетическом балансе области. Рекомендуется использование торфа в качестве топлива для выработки тепловой энергии только в индивидуальном секторе населенных пунктов, находящихся в районах действующих торфоразработок, вне природных зон области.
Добыча низинного торфа для использования в качестве удобрения будет вестись в минимальных масштабах и только на низинных болотах, уже осушенных и подготовленных к эксплуатации более 10 лет назад.
Все леса области включены в зону ограниченного хозяйственного освоения и максимального сохранения элементов экосистемы. Перспективным является создание специальных энергетических плантаций быстрорастущих растений, размещаемых на мелиорированных землях области, вне особо охраняемых природных территорий. Проектом предусматривается увеличение площади зеленых насаждений и формирование единой системы природоохранных, защитных и рекреационных насаждений.
Прогнозируется снижение экологической нагрузки на территории и атмосферу за счет применения более совершенного технологического оборудования, экологически чистых источников тепловой и электрической энергии на основе использования вторичных энергетических ресурсов и природной энергии, увеличения доли природного газа в структуре топливного баланса области.
Незначительный рост объема выбросов при значительном росте объемов потребления светлых видов топлива (бензина и дизельного топлива) и выработки электрической энергии на энергоисточниках области обусловлен очевидной экологической направленностью развития энергетики области.
Проектом предусмотрена целенаправленная природосберегающая реконструкция водохозяйственного комплекса - одного из существенных факторов антропогенной нагрузки на природный комплекс региона, включающая:
- последовательную эколого-экономическую оптимизацию водохозяйственного комплекса с активной реконструкцией системообразующих и экономически эффективных элементов (мелиоративных систем), поэтапным выводом из оборота и экологической реабилитацией нарушенных земель;
- воссоздание рекреационного потенциала прудов и водохранилищ;
- восстановление системы мониторинга абразионных процессов Балтийского побережья, проведение аварийно-восстановительных и реконструкционных работ на берегоукрепительных сооружениях с использованием искусственного намыва песка, внешней блокировки берега волноломами, пескоудержания и формирования авандюн, восстановления лесозащитных полос и обустройства побережья.
Заложенные проектом условия трансформации водохозяйственных систем обеспечивают возможности формирования развитого природного каркаса области и закреплены в принятой типологии функциональных зон и территориальных регламентах использования территорий.
Территориальная стратегия развития системы коммунального хозяйства области ориентирована на обеспечение надежной защиты природной среды с учетом международной экологической ответственности области.
Проектные предложения создания экологически безопасной системы коммунального хозяйства области включают:
- реконструкцию и модернизацию инженерно-технической инфраструктуры поселений, повышение надежности инженерных систем и их устойчивости к чрезвычайным ситуациям;
- рекультивацию нарушенных ландшафтов в прибрежных зонах и расчистку водных акваторий от затонувших кораблей и отходов;
- вынос (или реконструкцию) навозохранилищ и жижесборников животноводческих комплексов, находящихся в прибрежных зонах водных объектов;
- создание развитой и экологически безопасной системы удаления и хранения бытовых и промышленных отходов. Размещение новых полигонов твердых бытовых отходов с учетом обеспечения безопасности экологического каркаса региона, водных акваторий и зон приграничной ответственности. Первоочередное строительство регионального полигона промышленных и бытовых отходов;
- увеличение доли повторного использования, утилизации и ликвидации токсичных отходов и уменьшение количества особо опасных отходов, размещаемых в природной среде;
- сокращение вывоза отходов на свалки и полигоны за счет внедрения прогрессивных малоотходных технологий, установок по переработке и обезвреживанию отходов и сбору вторичных ресурсов;
- рекультивацию существующих свалок и полигонов и др.
Таким образом, ТКС обеспечивает основу для проведения целенаправленной экологической политики области через систему градостроительного планирования и управления инвестиционной деятельностью на территории области.
18. Основные направления развития социальной инфраструктуры
В настоящее время Калининградская область располагает достаточно мощной материально-технической базой и развитой сетью предприятий и учреждений сферы обслуживания, из которых около 67% сконцентрировано в г. Калининграде. Основная часть современной сети предприятий и учреждений обслуживания создана в период 1960-1980 годов, когда удельный вес инвестиций в основной капитал этой сферы составлял от 15 до 20%. С изменением социально-экономической ситуации с начала 1990-х годов обозначились тенденции торможения развития этой сферы - сокращение объемов ввода, свертывание уже существующей сети и снижение обеспеченности населения, предприятий и учреждений обслуживания.
В прогнозируемый период развитие социально-культурного комплекса должно быть направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества стандартных социальных услуг (прежде всего, медицинского обслуживания и общего образования) в соответствии с социальными нормативами и нормами Российской Федерации.
По характеру спроса на социальные услуги предприятия и учреждения сферы обслуживания подразделяются на:
- повседневного спроса;
- периодического спроса;
- эпизодического спроса.
Пространственная доступность объектов повседневного спроса должна быть обеспечена в пределах 30 мин. (20 мин. для скорой и неотложной помощи), объектов периодического спроса - до 1 часа и объектов эпизодического спроса - до 2 часов.
Услуги повседневного спроса и часть услуг периодического спроса образуют стандартный набор объектов социального обслуживания населения, доступность и качество которого гарантируется государством. В состав стандартного набора объектов социального обслуживания населения входят:
- в сфере здравоохранения: амбулаторно-поликлинические учреждения, станции скорой и неотложной помощи, аптеки, раздаточные пункты детских молочных кухонь, больничные стационарные учреждения, учреждения социального обеспечения;
- в сфере воспитания и образования: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, детские внешкольные учреждения;
- в сфере культуры: культурно-досуговые центры (клубы), библиотеки, кинотеатры и видеозалы, танцевальные залы;
- в сфере физической культуры и спорта: комплексы физкультурно-оздоровительных сооружений;
- в торгово-бытовой сфере и сфере общественного питания: универсальные магазины, предприятия общественного питания, специализированные магазины, предприятия бытового обслуживания;
- в сфере связи и кредитно-финансового обслуживания: отделения связи, отделения банков, филиалы банков.
Стационарные объекты повседневного обслуживания должны размещаться в сельских и городских поселениях - опорных центрах регионального и локального расселения. Для остальных поселений должны применяться мобильные формы доставки услуг: работа стационарных учреждений по графику, передвижные объекты, функционирующие от базовых учреждений центров административных районов, доставка специальным транспортом населения к объектам обслуживания и др.
В зависимости от численности населения в населенном пункте, его положения в системе расселения предлагается дальнейшее совершенствование и развитие в Калининградской области соответствующих комплексов обслуживания (далее - КО):
- КО-1 - комплекс первичного обслуживания, включающий объекты повседневного спроса с радиусом обслуживания до 500 м для городских поселений и от 2 до 6 км для сельской местности (с учетом условий расселения, величины поселений, типа застройки, организации транспортных связей и других местных особенностей). КО-1 включает: филиалы амбулаторно-поликлинических учреждений (фельдшерско-акушерские пункты), аптеки (аптечные киоски), раздаточные пункты детских молочных кухонь, дошкольные образовательные учреждения, филиалы библиотек, общеобразовательные учреждения I и II ступеней (для поселений с численностью населения не менее 1000 жителей), универсальные магазины, клубы, предприятия общественного питания. Планируется, что в 60 поселениях Калининградской области должны быть созданы КО-1.
- КО-2 включает объекты повседневного спроса КО-1 и объекты повседневного спроса с радиусом обслуживания до 1000 м для городских поселений и до 20 км (30-минутная транспортная доступность) для сельской местности: общеобразовательные школы, детские внешкольные учреждения, культурно-досуговые центры, библиотеки, комплексы физкультурно-оздоровительных сооружений, отделения связи, отделения банков;
- КО-2+ включает объекты КО-2, дополненные больничными стационарными учреждениями со станциями скорой и неотложной помощи районного значения, музеями. КО-2+ размещаются в городских поселениях - центрах административных районов. Планируется, что в 36 поселениях Калининградской области должны быть созданы КО-2;
- КО-3 включает объекты КО-1 и КО-2 и объекты периодического спроса: больничные стационарные учреждения со станциями скорой и неотложной помощи, учреждения социального обеспечения (социальные реабилитационные центры, дома-интернаты и др.), кинотеатры и видеозалы, танцевальные залы, специализированные магазины, предприятия бытового обслуживания, филиалы банков с радиусом обслуживания не более 1 часа транспортной доступности (до 40 км). КО-3 размещаются на территории Калининградской области таким образом, чтобы обеспечить обслуживание всего населения области стандартным набором объектов социальных услуг. Планируется, что в 12 поселениях Калининградской области должны быть созданы КО-3;
- КО-4 включает объекты КО-1, КО-2, КО-3 и объекты эпизодического спроса, такие, как выставочные, концертные залы, театры, специализированные больницы, диспансеры и др. КО-4 должен быть сформирован в г. Калининграде и г. Черняховске. Однако отдельные объекты эпизодического спроса могут появляться и в других городских и даже сельских поселениях на базе их уникальных исторических и природных условий, местных инициатив.
19. Жилищный фонд и жилищное строительство
В настоящее время жилищный фонд области составляет 18,1 млн. кв. м общей площади, в т.ч.: 5,9 млн. кв. м - муниципальный; 0,7 млн. кв. м - государственный; 11,0 млн. кв. м - частный; 0,6 млн. кв. м - в собственности общественных организаций. При этом около 56% жилых зданий построено в период до 1946 года, 22% - в период с 1946 по 1971 годы, 3,5% - за последнее десятилетие.
Уровень благоустройства жилищного фонда области характеризуется следующими показателями: 91,9% жилищного фонда оборудовано водопроводом, 87,7% - канализацией, 78,4% - центральным отоплением, 73,8% - ваннами, 68,1% - горячим водоснабжением. Газифицировано сжиженным и природным газом 93,6% жилищного фонда, 4,6% - оборудовано напольными электроплитами. Обеспеченность жилищным фондом населения области в последнее десятилетие увеличилась до 19,2 кв. м/чел.
Обеспечение каждого гражданина области комфортабельным, энергоэффективным, относительно дешевым жильем площадью не ниже установленной федеральным стандартом, развитие жилищно-коммунальной сферы является важнейшей стратегической задачей в сфере жилищного строительства.
Основными приоритетами жилищной политики являются:
- увеличение объемов строительства и ввода в эксплуатацию жилья;
- развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования для расширения возможностей населения в улучшении своих жилищных условий;
- формирование рынка доступного жилья;
- повышение качества жилья.
Для обеспечения населения жилищным фондом в соответствии с федеральным стандартом к 2030 году необходимо будет построить в области как минимум 3,4 млн. кв. м нового жилья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.