Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Горсовета депутатов Калининграда
от 26 января 2005 г. N 26
Программа
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
в г. Калининграде на 2005 - 2010 гг."
Паспорт программы
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
в г. Калининграде на 2005-2010 гг."
Наименование Программа "Переселение граждан из ветхого и
Программы аварийного жилищного фонда в г. Калининграде на
2005-2010 г.г."
Основания для Постановление Правительства РФ от 22 января 2002 года
разработки N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан РФ из
Программы ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в
состав федеральной целевой программы "Жилище на 2002
- 2010 г.г."
Закон Калининградской области от 07 марта 2003 г.
N 240 "Об утверждении областной целевой Программы
"Переселение граждан из ветхого и аварийного
жилищного фонда в г. Калининграде на 2005 -
2010 г.г."
Заказчик Мэрия г. Калининграда
Программы
Основной Комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии г.
разработчик Калининграда; управление учета и распределения жилья
Программы
Цели и задачи Основная цель Программы:
Программы - Ликвидация до 2005 г. аварийного, а до 2010 г.
ветхого жилищного фонда, признанного таковым до 2004
года.
- Улучшение жилищных условий граждан,
проживающих в жилых помещениях, признанных
непригодными для постоянного проживания.
Для реализации данных целей необходимо решить
следующие основные задачи:
- подготовка условий и разработка механизма для
переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного
фонда г. Калининграда
- развитие территорий занятых в настоящее время
ветхим жилищным фондом 2005 - 2010 г.г.
Сроки и этапы I этап: 2005 - 2006 г.г.
реализации II этап: 2006 - 2010 г.г
Программы
Исполнители Комитеты и управления мэрии г. Калининграда:
Программы - Комитет по финансам и контролю;
- Комитет жилищно-коммунального хозяйства;
- Комитет муниципального имущества;
- Комитет по строительству и транспорту;
- Правовое управление;
- Управление учета и распределения жилья;
Перечень основных - Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых
мероприятий строений;
- Формирование базы для установления очередности
сноса или реконструкции жилищного фонда и этапов
переселения граждан;
- Формирование маневренного фонда для временного
отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
- Привлечение бюджетных и внебюджетных
финансовых ресурсов для реализации Программы
- Поэтапное переселение граждан, снос ветхого и
аварийного жилищного фонда.
- Определение и инженерная подготовка площадок
для строительства нового жилья для граждан
переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда
Объемы и Общий объем финансирования - 2,1 млрд. руб. (в ценах
источники на IV квартал 2004 г.)
финансирования Бюджетные и внебюджетные средства, привлекаемые
участниками Программы и административные возможности
города. Затратная часть формируется после утверждения
инвестиционных проектов
Ожидаемые - Переселение из ветхого и аварийного жилищного
конечные фонда 4824 человека;
результаты - Ликвидация до 2010 г. включительно ветхого и
реализации аварийного жилищного фонда, признанного таковым до
Программы 2004 года;
- Разработка механизмов привлечения внебюджетных
инвестиций в решении задач Программы;
- Оптимальное решение развития освободившихся
земельных участков города
Организация Городской Совет депутатов Калининграда, комитет
контроля за жилищно-коммунального хозяйства мэрии, комитет по
исполнением финансам и контролю мэрии совместно с другими органами
Программы исполнительной власти мэрии города
Введение
Настоящая Программа разработана на основании подпрограммы "Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда" входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 г.г.", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 и Закона Калининградской области от 7 марта 2003 г. N 240 "Об утверждении областной целевой Программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Калининградской области на 2003 - 2010 г.г.".
Программа предусматривает как решение задач ликвидации ветхого и аварийного жилья до 2010 года, так и развитие территорий занятых в настоящее время таким жильем.
Основными принципами решения проблемы являются обеспечение повышения качества и условий проживания населения в жилищном фонде, непригодном для постоянного проживания, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
программными методами
В городе Калининграде жилые дома, в основном, довоенной постройки в настоящее время не отвечают ни санитарно-техническим нормам, ни потребностям граждан: срок эксплуатации основных конструкций, внутренних коммуникаций и инженерных сетей приближается к предельному сроку.
В связи с быстрым ростом численности населения города и вследствие увеличения потребности в жилье переселение граждан из аварийных и ветхих домов производилось без четкой системы.
В настоящее время в городе Калининграде сложились благоприятные условия для решения проблемы ликвидации аварийного и ветхого жилья. Город обладает возрастающим экономическим потенциалом. Созданы правовые основы поддержки инвестиционной деятельности, благоприятные условия (в том числе налоговые) для привлечение инвестиций (включая иностранные). В городе имеется развитая база стройиндустрии и производства строительных материалов.
Тем не менее, в городе наиболее острой остается проблема обеспечения населения качественным жильем.
Уровень обеспечения бюджета города не позволял до последнего времени проводить полноценную политику по социальной защите и поддержке населения проживающего в ветхом и аварийном жилищном фонде.
Жилищный фонд г. Калининграда по состоянию на 01.01.2003 г. составляет 10178 строений общей площадью квартир - 8060,5 тыс. кв. м, в том числе:
- муниципальный - 2364,3 тыс. кв. м;
- государственный - 311,4 тыс. кв. м;
- частный - 5071,9 тыс. кв. м;
- общественный - 2,6 тыс. кв. м;
- смешанный - 310,3 тыс. кв. м.
Объем ветхого и аварийного жилищного фонда определен на основании формы ГСН "сведения о жилищном фонде" (форма N 1), утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 27.09.1999 г. N 86, и постановления мэра г. Калининграда от 7.07.2000 г. N 1986 "Об утверждении решения городской межведомственной комиссии от 07 июля 2000 г" и составляет:
- аварийный - 116 строений, где проживает 779 человек;
- ветхий - 530 строений, где проживает 4045 человек.
Всего в аварийном и ветхом жилищном фонде проживает 1875 семьи, в составе 4824 человек.
Для переселения этих жителей требуется 1944 квартиры, общей площадью 125650,0 кв. м. в том числе:
- однокомнатных квартир - 518;
- двухкомнатных квартир - 881;
- трехкомнатных квартир - 417;
- четырехкомнатных и более квартир - 128.
Финансовые проблемы не позволили выполнить сплошную инвентаризацию жилищного фонда, это повлияло на объективность оценки технического состояния жилых строений.
В Калининграде рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и помещений для постоянного проживания возлагались на городскую межведомственную комиссию под председательством первого вице-мэра города.
Постановлением мэра города Калининграда от 07 июля 2000 г. N 1986 "Об утверждении решения городской межведомственной комиссии от 7 июня 2000 года" утверждены:
- список жилых зданий (помещений), непригодных для проживания в связи с произошедшими пожарами, обрушением или аварийным состоянием основных конструкций, эксплуатация которых опасна для жизни людей;
- список жилых зданий (помещений) непригодных для проживания, основные конструкции которых находятся в удовлетворительном эксплуатационном состоянии.
С целью реализации данного постановления создана городская общественная комиссия по жилищным вопросам, созданная при управлении учета и распределения жилья постановлением мэра г. Калининграда N 622 от 25.03.2003 г.
Городской комиссией по жилищным вопросам сформирован список граждан, лишившихся жилья в результате пожаров, обрушения жилых зданий (помещений), а также проживающих в аварийных жилых помещениях, на внеочередное получение жилья.
Принципиально важной задачей в городе является значительное увеличение объемов ввода объектов жилья. Необходимо активнее привлекать потенциальных инвесторов, на практике применять передовой опыт регионов России и, в первую очередь, опыт города Москвы по комплексной реконструкции пятиэтажного, аварийного и ветхого жилищных фондов, предусматривающих планомерное переселение граждан в благоустроенное жилье, отвечающее современным требованиям. При этом создание комфортной среды обитания обеспечивается за счет комплексной реконструкции районов и кварталов, включающей наряду со строительством и реконструкцией жилья, модернизацию и развитие инженерной, социальной, культурной и бытовой инфраструктуры.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является:
- предоставление гражданам, проживающим в аварийных и ветхих жилых домах с неблагоприятными санитарно-техническими характеристиками, жилых помещений, соответствующих санитарно-техническим нормам и правилам;
- ликвидация аварийных и ветхих жилых домов, дальнейшее строительство на месте освободившихся земельных участков нового жилья и объектов социального назначения;
- создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для ускоренного решения проблемы.
Предоставление гражданам нового жилья производится в соответствии с действующим федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления г. Калининграда.
Системный анализ факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на достижение поставленной цели (реализацию Программы) показал, что необходимо решить следующие основные задачи:
1. Разработать нормативно-правовую базу о порядке отселения граждан из ветхого и аварийного жилья и его ликвидации.
2. Определить источники финансирования и создать механизм привлечения инвестиций для решения проблемы ветхого жилья.
3. Переселить граждан в жилищный фонд с благоприятными экологическими характеристиками, отвечающими санитарно-техническим нормам и правилам.
4. Ликвидировать аварийный и ветхий жилой фонд.
5. Использовать освободившиеся после сноса аварийного и ветхого жилья земельные участки для строительства новых жилых домов и объектов соцкультбыта.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы происходит поэтапно и рассчитана на период с 2005 по 2010 г.г.
Первый этап Программы - 2005 - 2006 г.г.:
- Упорядочивание методологических основ оценки и определение размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан.
- Установление очередности сноса и/или реконструкции жилищного фонда и очередности переселения граждан.
- Привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации Программы.
- Подготовка и согласование на всех уровнях мероприятий по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, находящегося на балансе предприятий города.
- Начало процесса переселения.
- Создание благоприятного инвестиционного климата.
Второй этап Программы - 2006 - 2010 г.г.:
- Формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции.
- Поэтапное переселение жильцов и снос (реконструкция) ветхого и аварийного жилищного фонда.
- Подготовка и конкурсная продажа освобожденных земельных участков для новой застройки.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда включает в себя работу по трем направлениям:
- правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- финансово-инвестиционное обеспечение Программы и практические действия по переселению граждан в благоустроенное жилье;
- разработка и реализация концепций развития территорий, занимаемых ветхим и аварийным жилищным фондом.
4.1 Правовое и методологическое обеспечение программы
4.1.1 Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений
В целях ведения реестра ветхих и аварийных жилых строений и для уточнения объемов ветхого и аварийного жилья необходимо провести:
- техническую инвентаризацию жилищного фонда, в первую очередь жилых домов довоенного года постройки, деревянных строений;
- техническое обследование основных конструкций жилищного фонда для отнесения жилых домов к следующим категориям:
а) дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
б) дома и помещения, которые не могут быть восстановлены или проведение капитального ремонта (реконструкции) их экономически нецелесообразно.
4.1.2 Формирование нормативно-правовой базы для переселения
граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Для реализации Программы необходимо разработать и принять пакет нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и условия переселения, отчуждения и приобретения собственности в процессе реконструкции жилищного фонда, условия финансирования, строительства, разграничения обязанностей между инвесторами и городом.
Для этого необходимо разработка и утверждение следующих нормативно-правовых актов:
- Порядок "Переселения граждан из жилых домов (помещений), подлежащих освобождению в связи с необходимостью проведения реконструкции, капитального ремонта, сноса, переоборудования непригодных для проживания жилых домов".
- Положение "Об организации конкурса по застройке земельных участков, занимаемых ветхим и аварийным жилищным фондом".
- Положение о муниципальном маневренном фонде.
4.1.3 Механизмы улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда используются механизмы улучшения жилищных условий путем предоставления конкретной жилой площади исходя из законодательно установленных гарантий государства перед гражданином.
В случае реализации на уровне субъекта Российской Федерации программы жилищных сертификатов, возможно применение порядка обеспечения переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда граждан региональными жилищными сертификатами. Этот порядок применим в первую очередь к гражданам, имеющим жилье в собственности.
Муниципалитет представляет гражданам жилье на условиях социального найма.
Предполагаемое муниципальное жилье может являться:
- жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
- жильем, полученным муниципалитетом в новом строительстве от застройщика за предоставление земельного участка и подключения к городской инфраструктуре;
- жильем, приобретенным на вторичном рынке жилищной недвижимости;
- жильем, построенным или реконструированным в качестве муниципального жилья.
4.1.4 Определение стоимости 1 кв. метра жилья при переселении граждан
Федеральной подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 г.г.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 г. N 33 , для оценки стоимости 1 кв. метра жилья принята величина не превышающая среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета и составляет по состоянию на IV квартал 2004 г.:
- 12000 рублей - стоимость 1 кв. метра площади жилья, необходимого для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Калининграде.
4.2 Финансово-инвестиционное обеспечение программы
Механизм финансирования Программы предусматривает комплексное использование различных источников финансирования, в том числе бюджетные средства.
4.2.1 Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из
ветхого и аварийного жилищного фонда
Бюджетными ресурсами являются средства федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации и местного бюджета, направляемые на финансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Порядок и механизм использования средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации определяются соглашением, заключаемым администрацией Калининградской области и мэрией города Калининграда.
4.2.2. Привлечение внебюджетных ресурсов для реализации программы
по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
- кредиты банков;
- облигационные займы;
- средства юридических лиц, заинтересованных в реализации Программы;
- сводные денежные средства населения и т.д.
4.2.3. Консолидация финансовых ресурсов для реализации Программы
по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Консолидация финансовых ресурсов для реализации Программы осуществляется в муниципальном целевом бюджетном фонде, создаваемом на условиях, установленных нормативно-правовыми актами города Калининграда.
4.2.4. Обеспечение развития территорий, занятых аварийным и ветхим
жилищным фондом
Для обеспечения развития территорий занятых в настоящее время аварийным и ветхим жилищным фондом требуется введение:
- порядка привлечения долгосрочных инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры;
- порядка проведения торгов на приобретение права собственности или аренды земельных участков, занятых зданиями, подлежащими сносу или реконструкции.
- правил землепользования и застройки территорий, занятых аварийным и ветхим жилищным фондом.
Перечень основных мероприятий по реализации программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Калининграде на 2005 - 2010 г.г." приведен в Приложении N 3.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Расходы на реализацию Программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Калининграде на 2005-2010 г.г." составляют 2,1 млрд. рублей (в ценах IV квартала 2004 г.).
Предполагается, что в первые два года Программа будет финансироваться в основном за счет бюджетных ресурсов всех уровней. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки привлечения внебюджетных ресурсов.
Планируется, что бюджетные средства (бюджеты всех уровней, в т. ч. федеральный не более 10% от общей стоимости) составят 60%, 40% Программы будет профинансировано из привлеченных внебюджетных источников.
Распределение объемов финансирования представлено в Приложениях N 4; 5.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает:
- создание необходимой нормативно-правовой базы регулирующей порядок переселения, отчуждения и приобретения собственности в процессе реконструкции или сноса жилищного фонда, процедуру выбора подрядчиков для выполнения работ по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда;
- создание реестра ветхого и аварийного жилья с проведением технического обследования основных конструкций и инвентаризации;
- разработка и утверждение адресной программы строительства жилых домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
- отработка механизма финансирования Программы;
- ликвидация аварийного и ветхого жилья.
Органам местного самоуправления муниципального образования города Калининграда необходимо:
1. создать рабочие комиссии по проведению мониторинга и определению фактических объемов аварийного и ветхого жилищного фонда, технического состояния инженерных сетей и коммуникаций по каждому району города;
2. провести комплексные мероприятия по определению очередности выполнения Программы, с указанием сроков исполнения и ответственных лиц;
3. разработать мероприятия по обязательственному определению прав собственности на построенное жилье взамен ветхого, в соответствии с использованными источниками финансирования;
4. учесть при формировании местного бюджета на очередной финансовый год денежные средства на реализацию настоящей Программы;
5. активировать работу с руководителями предприятий всех форм собственности по выделению средств работникам, проживающим в ветхом жилищном фонде, для улучшения жилищных условий: предоставление ссуд, займов на строительство или приобретение жилья и так далее;
6. создать условия для привлечения внебюджетных средств, в том числе личных средств граждан, на выполнение Программы, рассматривать участие инвесторов в качестве заказчика строительства жилья в рамках реализации настоящей Программы.
7. регулярно, но не реже одного раза в год, обновлять данные о наличии ветхого жилищного фонда в результате физического износа, подкрепленные решениями межведомственных комиссий.
7. Организация управления программой и контроль ее реализации
Управление за реализацией Программы осуществляет комитет ЖКХ мэрии Калининграда. Комитет ЖКХ мэрии Калининграда будет предоставлять ежегодно в городской Совет депутатов Калининграда отчеты о ходе реализации программных мероприятий за истекший отчетный период (полугодовой и годовой отчет) и об эффективности использования финансовых средств.
8. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы будет достигнута основная цель - решена проблема переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в жилищный фонд, соответствующий современным санитарно-техническим и социальным нормам. При этом:
1. Будут переселены из аварийного и ветхого жилищного фонда 4824 человека - по состоянию на 2004 г.
2. Будет создана нормативно-правовая база, устанавливающая ответственность за состояние жилищного фонда, в случаях, как естественного старения, так и форс-мажорных обстоятельств (естественное разрушение, стихийные бедствия и др.).
3. Будут привлечены внебюджетные ресурсы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
4. Будет изменен облик города в лучшую сторону.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.