Решение Калининградского областного суда от 25 марта 2005 г. N 3-20/2005
Калининградский областной суд в лице
судьи Н.Б.И.,
При секретаре М.И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Светловские линии", ООО "БалтАвтоЛайн" о признании недействующим ст. 13 Положения "О Главном управлении по государственному регулированию цен и тарифов администрации области (далее - ГУ ГРЦТ)", утвержденному Постановлением Главы администрации Калининградской области N 308 от 23 июня 2004 года в части функций Главного управления по установлению цен (тарифов) на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении,
у с т а н о в и л :
ООО "Светловские линии", ООО "БалтАвтоЛайн" обратились в суд с указанным выше заявлением, сославшись на то, что названным пунктом Положения существенно ущемлены их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку они выиграли конкурс на муниципальный заказ и заключили соответствующий Договор на автобусные перевозки пассажиров с мэрией Калининграда, в соответствии, с которым правом регулирования цен (тарифов) на перевозки обладает мэрия города.
Полагают, что оспариваемый ими пункт Положения противоречит действующему законодательству, поскольку ни одним нормативным актом не установлен порядок государственного регулирования цен (тарифов) на коммерческие перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а в соответствии со ст. 15 Закона Калининградской области от 12 ноября 2001 года N 80 "О пассажирских перевозках на автомобильном транспорте в Калининградской области" установление предельного уровня тарифов по маршрутным автотранспортным перевозкам пассажиров при выполнении муниципального заказа, а также осуществление иных полномочий, связанных с организацией маршрутных автотранспортных перевозок населения отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, глава администрации Калининградской области при утверждении обжалуемого Положения вышел за пределы своей компетенции.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителей П.С.А. подал дополнительное заявление, в котором изложил дополнительные доводы к заявлению о признании недействующим нормативного акта, в котором указал следующее:
1. В перечне прав ГУ ГРЦТ, закрепленных статьей 34 Положения, право (полномочие) по установлению тарифов на перевозки пассажиров отсутствует.
Функция ГУ ГРЦТ по самостоятельному установлению тарифов на перевозки пассажиров не соответствует и. 5 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. за N 239 (в ред. Постановления от 02.04.2002 г. за N 226), согласно которому право вводить государственное регулирование тарифов (на перевозки - в частности) осуществляется не самостоятельно, а по согласованию с федеральными органами исполнительной власти.
2. Функция ГУ ГРЦТ по самостоятельному установлению тарифов на перевозки пассажиров не соответствует части 2 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, согласно которой плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Статьей 100 Устава автомобильного транспорта (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.05.92 N 347, от 24.01.93 N 55, от 12.02.94 N 95, от 28.04.95 N 433), согласно которой тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом утверждаются Советом Министров РСФСР.
3. Функция ГУ ГРЦТ по самостоятельному установлению тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении не соответствует абзацу 4 статьи 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 г. за N 221 (в ред. Указа от 08.04.2003 г. за N 410), которым установлено что регулируемые тарифы применяются всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, если иное не установлено актами законодательства РФ. А частью 1 статьи 31 Федерального закона N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их услуги.
Нумерация пунктов приводится согласно источнику
5. В зависимости от формы собственности, тарифы на перевозки пассажиров могут устанавливаться как ГУ ГРЦТ, так и органом местного самоуправления, что является явной предпосылкой для возникновения неравенства участников гражданского оборота, что противоречит ст. ст. 1, 2 Гражданского кодекса РФ. (Реализация ГУ ГРЦТ своей функции по установлению для них тарифов уже привела к такому неравенству - муниципальные перевозчики работают по единому тарифу в 10 руб., а они - по тарифам в 10, 5 и 2 руб., что при отсутствии бюджетных дотаций, предусмотренных на этот случай в Указе Президента РФ от 28.02.1995 г. за N 221 (в ред. Указа от 08.04.2003 г. за N 410) привело к недополучению доходов).
6. Функция ГУ ГРЦТ по самостоятельному установлению тарифов на перевозки пассажиров не соответствует ст.ст. 19, 43 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ, утвержденных в Минавтотрансе РФ 29.09.1997 г., в соответствии с которыми уровень тарифов на перевозки пассажиров устанавливается органами местного самоуправления. А согласно ст. 203 вышеуказанных Правил, тарифы определяет заказчик перевозок, которым для них является мэрия Калининграда.
7. Функция ГУ ГРЦТ по самостоятельному установлению тарифов на перевозки пассажиров, как они полагают, может быть реализована только при условии наличия установленного Правительством РФ порядка государственного регулирования тарифов на соответствующий вид услуг по перевозке пассажиров, что прямо предусмотрено абзацем 1 ст. 2 Указа Президента РФ от 28.02.1995 г. за N 221 (в ред. Указа от 08.04.2003 г. за N 410). По имеющимся у них сведениям, данный порядок Правительством РФ пока не установлен.
В ходе судебного разбирательства в качестве заинтересованных лиц на стороне заявителей были привлечены ООО "Вест Лайн", ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие - 1", ООО "Зеленоградск-транс", ООО "Анюй".
Представитель заявителей на основании доверенности П.С.А. поддержал указанные заявления за исключением ссылки на ст. 15 Закона Калининградской области от 12 ноября 2001 года N 80 "О пассажирских перевозках на автомобильном транспорте в Калининградской области", который утратил свою силу.
Представитель администрации Калининградской области К.И.И. заявленные требования не признала, пояснила, что согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" орган исполнительной власти субъекта наделен полномочиями по установлению тарифов на пассажирские перевозки всеми видами транспорта в городском и пригородном сообщении. В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ и был разработан п. 13 Положения "О Главном управлении по государственному регулированию цен (тарифов) администрации области".
Главное управление является органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной политики в области ценообразования, в функции которого, в том числе, включено и установление цен (тарифов) на пассажирские перевозки для всех видов транспорта.
Ссылки заявителя на то, что Главное управление не наделено правом устанавливать тарифы, а также ссылки на несоответствие оспариваемого Постановления приведенным в заявлении нормативным актам считает необоснованным. Права заявителя оспариваемым Постановлением не нарушаются. Если нарушены права мэрии г. Калининграда, она сама вправе оспорить указанное Постановление.
Представители заинтересованного лица Главного управления по государственному регулированию цен и тарифов администрации Калининградской области по доверенности А.Г.К. и Д.В.А. заявленные требования не признали, пояснили, что оспариваемое Положение не является нормативным правовым актом, и не может быть оспорено в порядке главы 24 ГПК РФ. Кроме того, Положение принято не главой администрации области, а администрацией, о чем неверно указал заявитель в своем заявлении. Положение принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и интересы заявителей. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - ФЗ N 184) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Полномочия администрации Калининградской области, как высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установлены соответственно: статьей 21 ФЗ N 184, статьей 46 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьей 13 Закона Калининградской области от 25 мая 1998 года N 67 "Об администрации Калининградской области", Законом Калининградской области "О структуре органов исполнительной власти области, порядке их образования и полномочиях".
Администрацией Калининградской области (а не главой администрации области - как ошибочно указано в заявлении) 23 июня 2004 года принято Постановление N 308 "О Главном управлении по государственному регулированию цен и тарифов администрации области", пунктом 2 которого утверждено Положение о вышеуказанном Главном управлении "согласно приложению N 1".
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами создание Главного управления по государственному регулированию цен и тарифов администрации области входит в компетенцию администрации области, что не оспаривается и заявителями.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", п. 5 которого предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, не которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Положение "О Главном управлении по государственному регулированию цен и тарифов администрации области", п. 13 которого оспаривается заявителями, принято во исполнение указанных выше нормативных правовых актов, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2004 года N 136 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов".
Это Положение является нормативным правовым актом о создании, полномочиях и правах органа исполнительной власти субъекта Российской, поскольку оно обязательно для всех физических и юридических лиц, учреждений и других органов власти Калининградской области и заявители вправе оспаривать его в порядке главы 24 ГПК РФ. Позиция представителя администрации Калининградской области, а также представителей Главного управления о том, что указанное Положение не является нормативным правовым актом, который может быть оспорен в областном суде, является ошибочной.
Согласно п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативным правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Исходя из указанной нормы, а также п. 2 ст. 253 ГПК РФ основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим полностью или в части является противоречие его федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд не может согласиться с доводами заявителей о том, что в оспариваемом Постановлении ГУ ГРЦТ не наделено правом (полномочиями) по установлению тарифов на перевозки пассажиров отсутствуют, поскольку это противоречит содержанию Положения, да и самому заявлению, в котором оспаривается п. 13 Положения в части функций Главного управления по установлению цен (тарифов) на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Не основаны на законе и доводы заявителя о том, что функция ГУ ГРЦТ по самостоятельному установлению тарифов на перевозки пассажиров не соответствует п. 5 Постановления Правительства РФ N 239 в той части, согласно которому право вводить государственное регулирование тарифов (на перевозки в частности) осуществляется не самостоятельно, а по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, поскольку Постановлением Правительства РФ N 239 утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в который включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Суд также считает необоснованным доводы заявителей о том, что оспариваемая правовая норма противоречит ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 154 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которая устанавливает, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их услуги, в связи с чем установление тарифов на перевозку пассажиров может осуществляться как ГУ ГРЦТ, так и органом местного самоуправления, что является предпосылкой для возникновения неравенства участников гражданского оборота. Оспариваемая заявителями правовая норма, п. 13 Положения, сама по себе не противоречит Федеральному закону N 154-ФЗ, и тем более, не нарушает права заявителей.
В случае же установления ГУ ГРЦТ конкретных тарифов на пассажирские перевозки, нарушающих права заявителей, ведущих к неравенству участников гражданского оборота, осуществляющих пассажирские перевозки, заявители вправе оспорить такое решение, предъявив самостоятельные требования.
Не противоречит оспариваемое Положение и ч. 2 ст. 790 Гражданского кодекса РФ, которая сама по себе является бланкетной (отсылочной), поскольку указывает, что плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Статьей 100 действующего Устава автомобильного транспорта, последние изменения в который были внесены 28.04.1995 г., предусмотрено, что тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом утверждаются Советом Министров РСФСР.
Но как указано выше, Правительство РФ наделило субъекты Российской Федерации правом государственного регулирования цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении. Тем самым оно установило порядок государственного регулирования тарифов на соответствующий вид услуг по перевозке пассажиров, об отсутствии которого указывают заявители в своем заявлении.
Поскольку оспариваемое Положение принято в соответствии с Постановлением Правительства РФ, является неправомерной ссылка заявителей на Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном в РФ, являющимся ведомственным нормативным правовым актом, имеющим меньшую юридическую силу по сравнению с Постановлением Правительства РФ.
Приведенные выше доводы позволяют суду сделать вывод о том, что оспариваемый заявителями нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 253 ГПК РФ в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
заявление ООО "Светловские линии", ООО "БаптАвтоЛайн" о признании недействующим ст. 13 Положения "О Главном управлении по государственному регулированию цен и тарифов администрации области", утвержденного Постановлением администрации Калининградской области N 308 от 23 июня 2004 года в части функций Главного управления по установлению цен (тарифов) на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении - оставить без удовлетворения.
Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 15 апреля 2005 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 25 марта 2005 г. N 3-20/2005
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании