Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ состояния молодежной сферы
и обоснование необходимости принятия Программы
Основанием для разработки настоящей Программы является Закон Калининградской области "О государственной молодежной политике в Калининградской области", принятый областной Думой второго созыва 18 января 2000 года, и постановление мэра города Калининграда "О разработке Программы "Молодежь Калининграда 2006-2010 годы" N 1000-р от 20 октября 2005 года.
Городская молодежная политика является неотъемлемой составной частью социальной политики города и определяется как деятельность муниципалитета, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Реализацией молодежной политики в Калининграде с 1991 года занимается отдел по делам молодежи мэрии города совместно со структурными подразделениями администраций районов города, отвечающими за реализацию молодежной политики, муниципальными предприятиями и учреждениями молодежной сферы, общественными организациями и инициативной молодежью (Схема N 1 "Организационная схема реализации молодежной политики в городе Калининграде").
В 2000 году закончилась реализация первой программы развития молодежной сферы, результатом которой стало создание действенной отрасли, имеющей значительную материальную базу и растущее финансирование из бюджета города. В этом же году городским Советом депутатов была утверждена следующая комплексная программа "Молодежь Калининграда 2001-2005 г.г.". Ее задачами стали - поддержание работы молодежной отрасли на должном уровне, вовлечение в работу программы заинтересованных организаций, включая молодежные общественные объединения.
Ниже представлено состояние молодежной сферы на 2005 год, с анализом работы и развития основных ее направлений за последние 5 лет, существующими проблемами и путями их решения.
Осуществление трудоустройства и занятости молодежи
Организация рабочих мест для несовершеннолетних в каникулярный и во внеканикулярный периоды - одна из задач муниципального унитарного предприятия "Социальная служба молодежи", а также районных отделов по делам молодежи.
За последние пять лет при финансовой поддержке городского бюджета и городского Центра занятости населения ежегодно временно трудоустраивалось около 3000 школьников и студентов от 14 до 18 лет. Основной фронт работ ребят - благоустройство и озеленение города. Данное направление работы позволяет занять общественно-полезной деятельностью категорию социально-незащищенных подростков, наиболее подверженную негативным воздействиям, и способствует их социализации в обществе. Ребята получают заработную плату в размере одной минимальной, в 2000 году она составляла - 83 руб., в 2005 году - 720 руб.
Анализ показывает, что для полного удовлетворения спроса несовершеннолетних к неспециализированному труду необходимо увеличение существующих рабочих мест на треть.
Кроме того, по заявкам предприятий и организаций города различных форм собственности получали временную работу несовершеннолетние 16-18 лет, с достаточно высокой оплатой труда. На сегодняшний день спрос на такую работу превышает предложения. В основном, это связано с ограничениями продолжительности рабочего времени для несовершеннолетних в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, обязанностью вести трудовые книжки на каждого работника, что не устраивает работодателей.
МУП "Социальная служба молодежи" также осуществляет работу по трудоустройству выпускников учебных заведений и специалистов. С 2001 по 2005 годы было трудоустроено более 439 человек, что составляет 66,7% от общего количества заявок. В основном, это - специалисты среднего управленческого звена (менеджеры, менчендайзеры#, бухгалтеры, секретари, маркетологи, продавцы-консультанты) и представители рабочих специальностей (монтажник, подсобный рабочий, электромеханик, газоэлектросварщик, столяр-стоночник#, кладовщик, грузчик, уборщица, сторож, кухонная рабочая, повар). Невостребованными оказывались выпускники факультетов точных наук, специалисты в сфере бытового обслуживания.
Схема N 1
"Организационная схема реализации молодежной политики
в городе Калининграде"
/------------\ /-----------------------------\
|Совет по | |Мэрия города|Городской |
|молодежной | |Калининграда|Совет депутатов |
|политике | |------------+----------------|
|при мэрии | |Комитет по |Комиссия по |
|Калининграда| |социальным |социальной |
\------------/ |вопросам |политике |
\-----------------------------/
/-------------------------\ | |
|Молодежные и детские |-/ \-----------\ |
|общественные объединения |--------------\ | |
\-------------------------/ | | |
/-----------------------------------------------------\ | | | /-----------------------------------\
|Муниципальные предприятия и учреждения | |/---------------\/----------------\|
|/-----------\/------------------\/------------------\| /--------------\ ||НОУ ДО "Детско-||НОУ ДО "Детско- ||
||МУП ||МУ "Социально- ||МУ "Калининградс-|| |Отдел по делам| ||юношеская ||молодежный ||
||"Социальная||реабилитационный ||кий молодежный||-|молодежи мэрии|-||спортивная ||спортивно- ||
||служба ||центр для ||культурно- || |города | ||школа по водным||оздоровительный ||
||молодежи" ||несовершеннолетних||досуговый центр ||-|Калининграда |-||видам спорта" ||лагерь "Огонек" ||
|\-----------/|"МОСТ" ||"Золотой осьминог"|| \--------------/ |\---------------/\----------------/|
| \------------------/\------------------/| | |
\-----------------------------------------------------/ | \-----------------------------------/
|
/-------------------------------------------------------------------------------------\
| | | | |
/--------------\ /---------------\ /---------------\ /---------------\ /---------------\
|/-------------\| |/--------------\| |/--------------\| |/--------------\| |/--------------\|
||Администрация|| ||Администрация || ||Администрация || ||Администрация || ||Администрация ||
||Балтийского || ||Ленинградского|| ||Московского || ||Октябрьского || ||Центрального ||
||района || ||района || ||района || ||района || ||района ||
||-------------|| ||--------------|| ||--------------|| ||--------------|| ||--------------||
||Отдел по де-|| ||Отдел по || ||Отдел по делам|| ||Отдел по делам|| ||Отдел по делам||
||лам молодеж-|-\ ||делам |-\ ||молодежи, || ||молодежи, |-\ ||молодежи, |--\
||ной политике|| ||молодежи || | ||культуры и || ||культуры и || | ||культуры и || |
|\-------------/| | |\--------------/| | ||спорта || ||спорта || | ||спорта || |
| | | | | |\--------------/| |\--------------/| | |\--------------/| |
|/-------------\| | |/--------------\| | | | | | | | | |
||МУ || ||МУ || | |/--------------\| |/--------------\| | |/--------------\| |
||"Объединение || | ||"Объединение || | ||МУ || ||МУ || | ||МУ || |
||подростковых || ||подростковых || | ||"Объединение || ||"Объединение || | ||"Объединение || |
||клубов || | ||клубов || | ||подростковых || ||подростковых || | ||подростковых || |
||Балтийского || ||Ленинградского|| | ||клубов || ||клубов || | ||клубов || |
||района || | ||района || | ||Московского || ||Октябрьского || | ||Центрального || |
|\-------------/| |\--------------/| | ||района || ||района || | ||района || |
|/-------------\| | |/--------------\| | |\--------------/| |\--------------/| | |\--------------/| |
||Совет по || ||Совет по || | \----------------/ |/--------------\| | |/--------------\| |
||молодежной || | ||молодежной || | ||Совет по || | ||Совет по || |
||политике при || ||политике при || | ||молодежной || | ||молодежной || |
||администрации|-/ ||администрации |-/ ||политике при || | ||политике при || |
||Балтийского || ||Ленинградского|| ||администрации |-/ ||администрации |--/
||района || ||района || ||Октябрьского || ||Центрального ||
|\-------------/| |\--------------/| ||района || ||района ||
\---------------/ \----------------/ |\--------------/| |\--------------/|
\----------------/ \----------------/
Новое направление работы предприятия - организация работы спасательных постов на водоемах города. Молодые люди могут стать спасателями после обучения. За четыре года работы постов было спасено 17 человек, в том числе 8 детей. За эти годы при поддержке городского Совета депутатов Калининграда была создана материальная база для работы спасательных постов: приобретены моторные лодки, спасательный инвентарь и контейнеры для его хранения, средства связи.
В 2002 году при Социальной службе открылся Учебный центр. Тематика курсов центра подбирается с учетом исследований востребованности специальностей на рынке труда. За этот период было обучено 355 человек.
Начиная с 2003 года предприятие начало работу по профориентации молодежи. На сегодняшний день создана система профессионального консультирования. Помимо очных консультаций и тестирования по профессиональному самоопределению, проводимых психологами службы, в школах города проводились тематические занятия. Всего профориентационной работой за 5 лет было охвачено около 1000 ребят.
Работа с детьми и подростками по месту жительства
Организация здорового досуга несовершеннолетних в свободное от учебы время - задача муниципальных подростковых клубов. За 5 лет количество помещений муниципальных подростковых клубов увеличилось до 44. Открылись новые клубы: "Медвежонок" (ул. Серпуховская, 2\12), "Золотой лотос" (ул. Менделеева, 12), "Отвага" (ул. Красная, 125). Подростковый клуб "Гармония" Центрального района переехал в новое благоустроенное помещение по адресу - Советский пр., 128, подростковый клуб "Дружба" Центрального района - по адресу: ул. Красная, 119, подростковый клуб "Ровесник" Балтийского района - по адресу: ул. Садовая, 29.
Для подростков в клубах работают бесплатные кружки, секции. Ребята участвуют в районных и городских мероприятиях, конкурсах: смотр-конкурсе на лучший муниципальный подростковый клуб, конкурсе по благоустройству "Двор, в котором я живу", смотр-конкурсе на лучшую физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, спартакиаде среди муниципальных подростковых клубов и т. д..
Отдельно необходимо отметить важность работы клубов для "трудных" подростков. В данный момент, количество таких ребят более 600 человек. Клуб по месту жительства, как правило, оказывается единственным доступным местом для проведения развивающего досуга таких ребят.
Помещения подростковых клубов являются муниципальной собственностью. Они переданы в оперативное управление муниципальным учреждениям "Объединения подростковых клубов" районов города, учредителем которых (кроме Московского района) является отдел по делам молодежи мэрии. Ежегодно для поддержания помещений клубов в порядке проводятся капитальные и косметические ремонты. С 2000 г. по 2005 г. на капитальные ремонты потрачено более 7,6 млн. руб.
В настоящее время, число подростков, ежемесячно охватываемых деятельностью клубов, составляет до 5000, это около 9% от общего числа школьников города Калининграда (~46000 человек).
Многие подростковые клубы города работают по авторским программам:
- клуб музыкальной импровизации;
- программа правового просвещения "Необходимая помощь",
- спортивно-оздоровительная программа (бокс, бодибилдинг, рукопашный бой),
- юношеский оперативный отряд,
- работа с детьми-инвалидами,
- скаутская программа,
- волонтерская программа,
- экологическая программа "Экология роста",
- "Центр профилактики зависимостей подростков",
- программа эстетического развития "Красота спасет мир",
- военно-патриотическая программа,
- студия развития для будущих школьников,
- психологическая и педагогическая помощь.
Подростковые клубы становятся не только местом проведения досуга подростков и молодежи, но и осуществляют мероприятия по профилактике социально-опасных явлений. Одним из показательных примеров является подростковый клуб Московского района "Рост". С 2003 года он преобразован в "Центр профилактики зависимостей у подростков". В своем районе центр проводит мониторинг вредных привычек, тематические занятия в учебных заведениях, индивидуальные консультации с родителями и подростками, тренинги личностного роста и лагеря для подростков групп риска. За пять лет за индивидуальной помощью в Центр обратилось более 420 подростков и 250 родителей.
Опыт "Роста" положителен, но для более эффективной работы в этом направлении необходимо создание аналогичных Центров в других районах города.
На данный момент, в муниципальных подростковых клубах работают более трехсот специалистов. В целях стимулирования их профессионального роста отделом по делам молодежи разработано положение "Об аттестации специалистов и руководящих работников учреждений и организаций органов по делам молодежи города Калининграда". С 2000 года на высшую, первую и вторую категорию было аттестовано более 160 человек. 90 работников клубов окончили курсы повышения квалификации при институте повышения квалификации и подготовки работников образования Калининградской области.
Кадровая проблема для подростковых клубов остается самой актуальной. Невысокая заработная плата, работа в вечернее время с достаточно сложной категорией подростков не привлекают на работу молодых перспективных педагогов и руководителей.
Решению кадровой проблемы будет способствовать развитие системы оказания платных услуг населению (по организации и проведению культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий, дополнительных кружков, секций, групп сверх финансируемых за счет средств бюджета, подготовке и проведению конференций, семинаров, реализации изделий прикладного творчества), а как следствие увеличение заработной платы сотрудников клубов.
За эти годы частично налажена работа клубов с молодежными и детскими общественными организациями. При имеющейся возможности использования базы клубов для своей работы и реализации программ, организации частично выполняют функции социализации детей и подростков, посещающих клубы по месту жительства.
В среднем ежегодные денежные затраты, на развитие материальной базы подростковых клубов составляют 14% от общей суммы финансирования муниципальных учреждений "Объединения подростковых клубов" города. Решению проблемы пополнения материальной базы способствует активная работа руководства учреждений по привлечению дополнительных средств.
Еще одним вопросом, требующим решения, является нехватка помещений для непосредственного ведения работы по месту жительства с детьми, подростками и молодежью в отдельных микрорайонах города. Нет не одного клуба в микрорайонах улиц Суворова - Нансена, Космическая - Галицкого, Пролетарская - Соммера, а также ул. Гайдара, Зеленая, в микрорайоне "Сельма".
Одной из задач будущей Программы должны стать меры по расширению сети муниципальных подростковых клубов. При строительстве новых жилых микрорайонов и с учетом высвобождающихся объектов необходимо предусматривать выделение отдельно стоящих или пристроенных помещений для организации работы по месту жительства. На 800 - 900 подростков, проживающих в каждом отдельно взятом микрорайоне, должен функционировать подростковый клуб. Это будет являться одним из факторов предупреждения безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Работа с ребятами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
С 1997 года для ребят, испытывающих трудности в семье, находящихся без должной опеки взрослых, склонных к бродяжничеству, работает муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "МОСТ". По сей день центр остается единственным в России учреждением такого типа.
Центр рассчитан на 80 ребят. Срок пребывания подростков в центре различный - от 6 месяцев до 5 лет. Он находится в прямой зависимости от многих социальных факторов, сложившихся в жизни ребенка. 50-60% детей проходят реабилитацию в центре более 1,5 лет. За время существования центра реабилитированы более 240 ребят.
Помимо изучения навыков самообслуживания, школьной программы, участия в досуговых мероприятиях, воспитанники "МОСТа" приучаются к труду, востребованному в сельской местности. При необходимости им оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь.
Развивается материальная база центра: открыта школа, спортивный зал, производственные мастерские, банно-прачечный комплекс, отремонтирован и оборудован жилой корпус, столовая, котельная. Расположение центра в сельской местности позволило организовать собственное подсобное хозяйство, животноводческий комплекс, парк сельскохозяйственной техники, садоводческое хозяйство.
Несмотря на развитую инфраструктуру, центр имеет проблемы, требующие решения. Отсутствие помещения для организации культурно-массовых мероприятий (требуется капитальный ремонт клуба), а также отсутствие собственного транспорта для выездов в город не позволяет проводить досуговую работу на должном уровне.
Успешной адаптации в жизни для выпускников МОСТа поспособствует расширение ряда специальностей, по которым организовано обучение в центре. На сегодняшний день - это пекарь, кондитер, в плане - механизатор, водитель, парикмахер.
Психологическая помощь молодежи
С 1992 года предприятие "Социальная служба молодежи" организует работу ночного телефона доверия (21-22-22), специалисты которого оказывают экстренную психологическую помощь населению города. С июля 2003 г. начал работу дневной телефон доверия (705-801).
Ежегодно на телефоны доверия поступает более 7 тысяч звонков. Анализ звонков за пять лет показывает, что наиболее острыми проблемами, беспокоящими абонентов, являются: проблемы межличностных, супружеских отношений, социальной адаптации и социального напряжения.
Кроме телефонного консультирования проводятся очные консультации психологов по различным вопросам. За 5 лет специалистами "Социальной службы молодежи Центрального района" проведены более 1000 консультаций для подростков и родителей. Наиболее часто встречающаяся причина обращения: проблемы взаимоотношений ребенка и родителей. С 2003 года при центре стал работать Клуб молодых семей. В перспективе Центр планирует просветительскую работу в ССУЗах города по психологическим аспектам, значимым для молодежи.
Социально-психологическая реабилитация молодых инвалидов
С 2000 года при МУП "Социальная служба молодежи" работает Центр социально-психологической реабилитации молодых людей с ограниченными физическими возможностями. Его ежемесячно посещают около 200 молодых людей от 14 до 30 лет с различной степенью инвалидности.
В центре молодым инвалидам оказывают психологическую поддержку очную и по телефону. Работает юрист. Ребята могут пройти профтестирование и подобрать себе профессию, удовлетворяющую интересам, уровню образования и ограничениям по здоровью. Специалисты центра занимаются их трудоустройством и способствуют созданию новых рабочих мест. С момента создания трудоустроено более 170 молодых людей.
В 2005 году открыто отделение дневного пребывания для ребят с тяжелыми формами инвалидности на десять мест.
Проблемы, стоящие перед Центром, - его отдаленность от центра города вкупе со сложностью проезда к его территории на общественном транспорте. Не решен окончательно вопрос организации остановочного пункта рейсового автобуса N 45 вблизи Центра, требуется покупка специализированного собственного автобуса. Кроме того, двухэтажное помещение Центра не предназначалось изначально и не приспособлено для работы с инвалидами. Для комплексной реабилитационной работы необходимо расширение здания специализированной пристройкой.
Детский и молодежный отдых и оздоровление в летний период
Летний отдых детей и подростков организуется как на базе загородных оздоровительных лагерей, так и в подростковых клубах города.
В лагерях при клубах предусмотрено дневное пребывание подростков до 16 лет. Ежегодно таким видом летнего отдыха охвачено более 1000 ребят. Родительская плата в лагерь дневного пребывания невысока по отношению к плате за путевку в загородный лагерь (в 2005 году - 430 рублей), что, безусловно, важно для малообеспеченных и социально-незащищенных семей.
При поддержке отдела по делам молодежи круглогодично работает детско-молодежный спортивно-оздоровительный лагерь "Огонек", рассчитанный на 306 мест. "Огонек" - традиционное место проведения тематических смен, в том числе международных. В лагере своевременно проводятся косметические ремонты, укрепляется его материальная база.
Для молодежных общественных организаций ежегодно проводится конкурс программ в сфере отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи. По его результатам отдел по делам молодежи поддерживает перспективные программы деятельности в области оздоровления: спортивные, экологические, скаутские, археологические, творческие и т.д..
Всего в лагерях с 2001 по 2005 годы отдохнуло более 15000 детей и подростков.
Учитывая положительный опыт работы учреждений молодежной сферы города в восстановлении и укреплении материальной базы, организации и проведении летних лагерей, а также для удовлетворения многочисленных заявок организаций и жителей города на летний отдых, в настоящее время, появляется необходимость увеличения числа молодежных баз отдыха, на которых возможно проведение дополнительных стационарных, тематических и палаточных лагерей.
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи
Одной их эффектных и популярных среди молодежи форм работы по военно-патриотическому воспитанию для Калининграда стало проведение молодежных первенств "Тактико-специальные учения", которые проходят три раза в году при поддержке командования Балтийского флота. Мероприятия проводит общественная организация "Калининградский центр гражданского и патриотического воспитания молодежи" при поддержке отдела по делам молодежи. В каждом заняты от 400 до 1000 молодых человек в возрасте от 14 до 30 лет из школ, подростковых клубов, ВУЗов, СУЗов, военных частей города. Участие в таких соревнованиях, воспитывает в юношах чувство гордости и готовность служить Родине, помогает им подготовиться к службе в Вооруженных силах.
Ведется работа по патриотическому воспитанию и в подростковых клубах города - проводятся вахты памяти, встречи с ветеранами, ребята устанавливают шефство над памятниками. Ежегодно в ней принимают участие около 4000 подростков. Кроме того, в летний период проходят военно-спортивные лагеря, в том числе для "трудных подростков" на базе воинских частей.
Во всех проводимых мероприятиях, акциях подростки и молодые люди проявляют высокую гражданственность, глубокое уважение к ветеранам войны, участникам боевых действий нашего времени.
Приоритетная необходимость патриотического воспитания детей и молодежи вызвана острейшими проблемами, с которыми столкнулось российское общество на современном этапе. Становится предельно очевидна необходимость возрождения и развития патриотизма, как важной социальной ценности, основы духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности.
В целях воспитания достойных граждан, любящих Россию, верящих в ее силы и желающих работать для ее блага, в дополнение к воспитанию в семье и учебных заведениях работает Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация скаутов "Медведь". В этом году организация отметила свое десятилетие. В настоящее время в ней - 16 скаутских отрядов общей численностью около 200 человек. В период с 1994 по 2005 год лидерами организации было подготовлено и проведено более 25 летних и зимних оздоровительных лагерей и более 200 разнообразных программ, экспедиций, акций, в которых приняло участие большое количество детей и подростков. В 2004-2005 г.г. скаутские отряды принимали активное участие в проекте "Дети солдатам - войны", приуроченном к празднованию 60-летия победы в Великой Отечественной войне.
Атрибуты и методы работы скаутинга были широко использованы в пионерской организации. Но после ее распада скаутские организации остались одними из немногих, которые, прежде всего, в своих целях ставят воспитание молодых патриотов России вне зависимости от политической и экономической ситуации в стране.
Скаутская организация имеет простую организационную структуру, существенно облегчающую работу всех звеньев и позволяющую четко распределить обязанности и определить ответственность. Расширение сети территориальных отделений скаутских организаций в районах города на базе подростковых клубов и школ будет способствовать вовлечению в скаутское движение молодых людей. Организация деятельности штаб-квартиры обеспечит координацию деятельности всех отделений, действующих на территории города, и поможет более эффективному осуществлению деятельности всех звеньев структуры.
Существуют трудности с подбором лидеров, способных качественно работать со скаутской группой, сохранить оригинальный скаутский метод. Отсутствие единой или унифицированной программы скаутского курса, недостаточность материально-технической базы и финансов в скаутских организациях, особенно там, где только начинается скаутское движение, таит в себе опасность исказить до неузнаваемости скаутский метод. Важным этапом является подготовка скаутских лидеров.
Поддержка детских и молодежных общественных объединений
Работа с молодежными и детскими организациями в Калининграде построена на основе положения "О поддержке молодежных и детских общественных объединений органами местного самоуправления муниципального образования "Город Калининград", утвержденного городским Советом депутатов в 2000 году.
В соответствии с ним создан городской Реестр молодежных и детских объединений, пользующихся поддержкой мэрии. На данный момент в реестре зарегистрированы 16 организаций. По результатам традиционных конкурсов проектов молодежных и детских общественных объединений, частичную поддержку проектов получили 6 организаций. Кроме того, 8 организаций получили субсидии на проведение мероприятий. Небольшое количество проектов общественных организаций, поддержанных муниципалитетом, объясняется недостаточностью финансирования направления деятельности "Поддержка молодежных и детских общественных объединений". Процент финансирования этого направления от общей суммы бюджета молодежной политики не превышал 0,1-0,2%.
Помимо работы с организациями, состоящими в городском реестре, отдел сотрудничает еще с 16-тью организациями.
Молодежные и детские общественные организации становятся инициаторами осуществления многих проектов. Можно выделить следующие направления их работы:
- поддержка инициатив, направленных на самореализацию молодежи;
- формирование активной гражданской позиции;
- правовое просвещение и правозащитная деятельность;
- международное сотрудничество;
- развитие ученического, студенческого самоуправления;
- вовлечение молодежи в политическую жизнь общества;
- патриотическое воспитание молодежи, проведение тактико-специальных учений и марш-бросков;
- поддержка и развитие скаутского движения;
- профилактика социально-опасных явлений и пропаганда здорового образа жизни;
- организация летнего отдыха детей и молодежи;
- развитие боевых искусств;
- социальная и информационная поддержка молодых инвалидов;
- охрана природы и экологическое образование;
- организация стажировок, производственной практики студентов;
- социально-значимые# социологические исследования;
- информационная и методическая поддержка молодежных общественных организаций, а также обучение их лидеров.
Каждая из организаций ежегодно охватывает своей деятельностью от 40 до 700 человек.
По данным Управления министерства юстиции РФ по Калининградской области на апрель 2005 года в Калининграде зарегистрировано 96 организаций. Но, к сожалению, многие из них не работают в силу различных причин: отсутствия инициативного лидера, неактуальности целей создания, отсутствие денежных средств и других. Тормозит работу многих общественных организаций отсутствие постоянного помещения для работы и орг. техники.
Продолжает работу Совет по молодежной политике при мэрии города Калининграда, за пять лет количество его членов увеличилось с 14 до 23 молодежных и детских общественных организаций города. Совет анализирует вопросы, так или иначе затрагивающие законные интересы и права молодежи города, дает экспертную оценку молодежным проектам. С 2004 года принимает участие в реализации совместного проекта "Обмен молодежными лидерами" с Союзом поддержки молодежи города Бонна (ФРГ). В 2005 году Совету присвоен статус общественного координационного экспертно-консультативного органа по вопросам молодежной политики при мэрии Калининграда.
Девятый год молодежный информационно-консультативный центр "Дельта-К" выполняет по постановлению мэра города работы, связанные с профилактикой социально-опасных явлений в среде молодежи. Центр осуществляет обучение и координацию деятельности группы добровольцев из молодежной среды в области профилактики социально-опасных явлений. С 1999 года в работу по профилактике активно включились КРМОО "Центр молодежь за свободу слова", с 2001 года - КРМХОО "Имка-янтарь".
Поддержка студенчества
Десятый год мэрия города выделяет бюджетные средства на выплату стипендий талантливым студентам. С 2002 года в соответствии с положением "О ежемесячных стипендиях мэрии для поддержки одаренных и социально-активных студентов (курсантов) государственных высших и средних специальных учебных заведений города Калининграда", претенденты на стипендию кроме хорошей учебы должны проявлять и социальную активность: участвовать в общественной жизни своего учебного заведения и города. Главной целью данной работы стало выявление лидерских качеств у будущих специалистов. С каждым из них отдел по делам молодежи подписывает Соглашение о сотрудничестве. В результате - возникают и реализуются интересные молодежные проекты, в том числе: международные, творческие, досуговые и т.д..
До 2004-2005 учебного года количество стипендиатов мэрии было 61, с нового 2005-2006 года - количество сократилось до 53. Анализ качества работы стипендиатов в рамках Соглашений показал, что не все студенты соответствовали условиям Положения. Сокращение дало возможность увеличить размер стипендии и повысить степень ответственности каждого из стипендиатов.
Отдельным направлением новой Программы должна стать поддержка органов студенческого самоуправления и студенческих общественных объединений в учебных заведениях города, как наиболее эффективных форм развития активной гражданской позиции и стимулирования социальной активности калининградского студенчества. Поддержка будет осуществляться на конкурсной основе, как для существующих организаций, так и для находящихся на стадии становления.
Планируется дальнейшее расширение форм обмена информацией в сфере студенческого самоуправления, в том числе оказание содействия организациям в поиске партнеров как российских, так и зарубежных.
Досуг молодежи
Главным генератором идей в сфере молодежного досуга выступает муниципальное учреждение "Калининградский молодежный культурно-досуговый центр "Золотой осьминог". Центр был создан в 1995 году. Основные направления деятельности центра:
- КВН-движение
Клуб веселых и находчивых ежегодно проводит турниры на приз клуба "Золотой осьминог". КВН-движение объединяет около 10000 молодых калининградцев. Для желающих совершенствовать актерское мастерство в 2002 году была создана Школа-КВН. В этом же году сборная КВН-команда успешно приняла участие в Фестивале Евролиги международного союза КВН в городе Минск (Республика Белорусь).
- Интеллектуальные игры
Восьмой год в Калининграде проводятся интеллектуальные игры "Брейн-ринг", в которых участвуют команды ВУЗов, ССУЗов и школ города. За это время интеллектуальное движение в Калининграде расширило количество участников. Организатором проведения игр выступает молодежная общественная организация "Янтарный брэйн". В 2004 году организация была принята в члены Международной Ассоциации Клубов "Что? Где? Когда?". В 2005 году впервые состоялся Международный интеллектуальный молодежный лагерь "Что? Где? Когда?", в котором участвовали 13 команд из четырех стран: Латвии, Литвы, Белоруссии, России. Проведены два калининградских фестиваля интеллектуальных игр "Янтарный брэйн". В 2005 году количество команд участниц увеличилось от 14 до 25. Второй фестиваль прошел в международном статусе. Интеллектуальное направление в этом году объединило более 3000 молодых людей.
Кроме того, центр имеет опыт проведения творческих фестивалей по таким номинациям как вокал, оригинальный жанр, хореография.
В 2004 году создано объединение молодых художников "Шторм".
По инициативе молодежи, увлекающейся экстремальными видами спорта, в 2002 году образована специализированная площадка, на которой проходят акции с участием роллеров, скейтеров, велотриалистов, рэперов и брейк-дансистов. Учреждение открыто для новых направлений деятельности и сотрудничества.
Для развития творческого и интеллектуального потенциала молодежи планируется совершенствование существующих направлений деятельности МУ "Калининградский молодежный культурно-досуговый центр "Золотой осьминог". В том числе, их продвижение на международном уровне. Кроме того, предполагается инициировать развитие следующих молодежных творческих течений - поэтического, музыкального, авторского кино, авторской фотографии.
Ежегодно, отдел по делам молодежи проводит массовые молодежные мероприятия, приуроченные ко Дню молодежи, принимает участие в подготовке молодежной колонны на День города. В 2005 году впервые проведен межрегиональный студенческий фестиваль "Янтарная волна".
В 2001 году отдел по делам молодежи выступил учредителем Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа по водным видам спорта". Школа расположена на побережье Калининградского залива вблизи Голубых озер. Основными ее целями является развитие парусного спорта, привлечение молодежи к здоровому образу жизни, обучение, оздоровление, организация отдыха подрастающего поколения, развитие рекреационных ресурсов.
В настоящее время, в учреждении занимаются более ста воспитанников, в основном из социально-незащищенных семей. Ежегодно воспитанники Школы участвуют приблизительно в 10 регатах и становятся призерами.
В парусной школе, имеется материальная база, дающая возможность в комплексе производить ремонт маломерных судов. Однако существуют и вопросы, требующие решения. Учреждение нуждается в обустройстве помещений, развитии материальной базы. Школа расположена в излюбленном месте отдыха горожан, что приводит к загрязнению прилегающей территории, возникает необходимость благоустройства территории. Для решения данных проблем разработана концепция развития прибрежной зоны Калининградского залива в районе Голубых озер и в парусной школе. В настоящее время, проходит согласование Фор-эскизный проект, в котором запроектированы: летние домики для сезонного пребывания и отдыха, административное здание, очистные сооружения, ротонда для отдыха, детская и спортивная площадки, променад, слип с причалом, автопарковка. Также запланирована реконструкция эллинга.
План реконструкции и развития включает в себя, помимо строительства новых и реконструкции существующих зданий, благоустройство прилегающей территории Форелевого озера, а также мероприятия по уборке мусора, организации отдыха горожан, организации спасательных постов и т.д.
Международное сотрудничество
С 1995 года, в рамках международного молодежного сотрудничества ведется совместная работа с Управлением по делам молодежи, семьи и детей города Бонна и Боннским Союзом поддержки молодежи (ФРГ). За последние пять лет в ежегодных международных обменах участвовали около 160 специалистов по работе с молодежью, представителей студенчества и общественных организаций. Результатом обменов стала реализация международных проектов: "Садоводы" на базе МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "МОСТ", "Поддержка молодых инвалидов" на базе МУП "Социальная служба молодежи" совместно с общественной организацией "Линия жизни" (г. Бонн). С 2004 года реализуется новое направление в международном сотрудничестве с Германией - обмен молодежными лидерами. Кроме этого, немецкие коллеги оказывают благотворительную помощь организациям молодежной сферы Калининграда: способствуют передаче технического оборудования, целевых пожертвований.
С 1999 года ведется обмен группами специалистов молодежной сферы и молодежными лидерами с отделом по делам молодежи Горисполкома г. Минска (Беларусь).
Взаимодействие со странами Балтийского региона (Литва, Латвия, Польша, Швеция, Дания) осуществляется на уровне участия молодежи города в различных совместных международных проектах и программах. Мероприятия в области международного молодежного сотрудничества позволяют молодым людям решать общие проблемы, которые актуальны и в России, и за рубежом.
В настоящее время, в связи с особым географическим положением региона, накоплен обширный опыт работы с зарубежными партерами. Одно из направлений будущей Программы - расширение контактов и укрепление добрососедских отношений с молодежными структурами регионов России, что позволит калининградской молодежи принимать полноценное участие в реализации молодежной политики страны.
Информационное обеспечение деятельности
Информация социального характера: о возможности трудоустройства, организации досуга, социальных службах, работающих с молодежью, общественных организациях, мероприятиях, проводимых в сфере молодежной политике, распространяется через пресс-центр мэрии, молодежный информационно-консультативный центр "Дельта-К", а также, напрямую, через отдел в региональные СМИ. Как результат, появление подобных информационных материалов в статьях и репортажах в среднем три раза в неделю.
В 2003 году на официальном сайте мэрии города www.klgd.ru создан раздел "Молодежная политика", информация об организациях молодежной сферы помещена на официальном сайте молодежной политики Калининградской области www.youth-kaliningrad.org.
См. раздел "Молодежь" на сайте администрации городского округа "Город Калининград" www.klgd.ru/social/youth/
Специалисты городского и районных отделов по делам молодежи консультируют население, по мере обращения, по вопросам, относящимся к сфере молодежной политики. Наиболее массовыми являются обращения за информацией о Целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей", организации летнего отдыха и досуга молодежи и поддержке молодежных инициатив.
В связи с рассредоточением структур молодежной сферы по территории города, а также, частично, по территории области (ДМСОЛ "Огонек", МУ "СРЦН "МОСТ"), необходимо развитие системы эффективного внутреннего информационного обмена, в том числе, через использование оперативной связи посредством сети Интернет. Особый акцент необходимо сделать на методической поддержке субъектов молодежной политики.
Финансовое обеспечение
Всего из бюджета города за 2001-2005 годы на реализацию программы "Молодежь Калининграда 2001-2005 гг." было выделено 162248,3 тыс. рублей при плане 176464,7 тыс. рублей (выполнение плана - 92%).
Основная часть этих средств покрывала расходы на содержание (заработная плата, коммунальные платежи) и развитие учреждений молодежной сферы (Таблица N 1. "Удельный вес расходов по различным направлениям молодежной политики"). В результате этого, не в полном объеме финансировались общегородские мероприятия, осуществлялась поддержка молодежных и детских общественных организаций, слабо реализована подпрограмма "Кадры", направленная на разработку системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью. Дальнейшая конструктивная и полная работа по данным направлениям возможна только при полном удовлетворении плановых объемов финансирования комплексной Программы "Молодежь Калининграда 2006-2010 годы".
Удельный вес расходов на молодежную сферу по отношению к общим расходам города Калининграда увеличился за последние пять лет с 0,79% до 1,33%.
Кроме того, структурам по работе с молодежью в течение пяти лет удалось привлечь дополнительно на реализацию программы порядка 50 млн. рублей. Это средства бюджетов других уровней, благотворительные и спонсорские средства, а также средства, полученные от предпринимательской деятельности.
Вывод
Из описания ситуации в молодежной сфере можно сделать вывод, что существующие направления работы с молодежью востребованы и актуальны. Таким образом, целевая Программа "Молодежь Калининграда 2006-2010 годы" направлена на их совершенствование и развитие. Весь комплекс мероприятий будущей Программы направлен на развитие системы первичной профилактики асоциальных явлений, правонарушений в молодежной среде за счет решения актуальных молодежных проблем, а также включения в эту работу самой молодежи и активных субъектов молодежной сферы.
Таблица N 1. Удельный вес расходов по различным направлениям
молодежной политики в 2001-2005 гг.
Направления молодежной политики | Удельный вес расходов, % | ||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|
Работа с подростками по месту жительства (Пять муниципальных учреждений "Объединения подростковых клубов") |
42,4 | 39,6 | 41,6 | 41,2 | 40 |
Работа с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "МОСТ") |
21 | 19,3 | 18,3 | 17,0 | 17,2 |
Выездные летние тематические лагеря | 10,4 | 8,7 | 11,4 | 12,0 | 12,1 |
Заработная плата несовершеннолетних граждан |
5,5 | 6,0 | 5,9 | 6,1 | 5,5 |
Социальная поддержка и трудоустройство молодежи, поддержка молодых инвалидов (МУП "Социальная служба молодежи") |
5,2 | 6,3 | 5,6 | 4,8 | 6,7 |
Содержание и развитие материальной базы Детско-молодежного спортивно- оздоровительного лагеря "Огонек" |
6,8 | 6,1 | 4,7 | 5,7 | 4,7 |
Организация работа спасательных постов на водоемах |
0 | 2,5 | 3,4 | 3,6 | 3 |
Досуг молодежи (МНУ КМКДЦ "Золотой осьминог") |
1,9 | 2,4 | 2,2 | 1,8 | 3,4 |
Поддержка водных (ДЮСШ по водным видам спорта) и экстремальных видов спорта |
0,2 | 3 | 2,6 | 1,8 | 2,1 |
Мероприятия в области информации и профилактики социально-опасных явлений среди молодежи |
0,8 | 0,7 | 1,5 | 1,5 | 1,4 |
Организация работы оперативного молодежного отряда |
1,2 | 0,8 | 1,2 | 1 | 1 |
Проведение общегородских молодежных мероприятий |
2,4 | 1,9 | 0,7 | 0,9 | 0,9 |
Стипендии мэрии | 2 | 1,1 | 0,8 | 0,8 | 0,7 |
Софинансирование областной программы "Обеспечение жильем молодых семей 2003-2007 гг." |
0 | 0 | 0 | 1,5 | 1,3 |
Изготовление и установка детских игровых площадок |
0 | 1,5 | 0 | 0 | 0 |
Поддержка общественных организаций | 0,2 | 0,2 | 0 | 0,1 | 0,1 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.