Уставный Суд Калининградской области в составе:
председателя Ю.А. Кузяева,
судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова,
А.В. Куликова,
с участием представителей сторон:
от заявителя гражданина А.И. Дудника - А.В. Фомин по доверенности;
от окружного Совета депутатов муниципального образования "Славский городской округ", как органа, принявшего правовой акт, который подлежит проверке - М.В. Рожков по доверенности,
руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования "Славский городской округ".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданина А.И. Дудника о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования "Славский городской округ".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемое заявителем положение пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования "Славский городской округ".
Заслушав доклад судьи А.В. Куликова, объяснения представителей сторон: А.В. Фомина, М.В. Рожкова, выступления приглашенных в судебное заседание: эксперта - кандидата юридических наук, доцента С.К. Побережного, специалиста-представителя от Калининградской областной Думы А.А. Красовского,
исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный Суд Калининградской области
у с т а н о в и л :
1. В Уставный Суд Калининградской области 30 августа 2005 года от гражданина Дудника Александра Ивановича поступило обращение о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования "Славский городской округ".
Излагая свою позицию, заявитель считает, что положение пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования "Славский городской округ", предусматривающее, что "глава городского округа избирается окружным Советом депутатов городского округа из своего состава", противоречит положениям статьи 1 Устава (Основного Закона) Калининградской области, так как лишает граждан, проживающих на территории муниципального образования "Славский городской округ", в частности А.И. Дудника, права на свободные выборы главы городского округа, в том числе права избирать и быть избранными. В ходе судебного заседания представитель заявителя А.В. Фомин подтвердил указанную позицию и изложенное в обращении требование о признании оспариваемого положения пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования "Славский городской округ" не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Представитель окружного Совета депутатов муниципального образования "Славский городской округ" М.В. Рожков в ходе судебного заседания поддержал позицию, изложенную в ранее представленном в Уставный Суд письменном отзыве окружного Совета, полагающего обращение заявителя не подлежащим удовлетворению, а оспариваемое заявителем положение пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования соответствующим федеральному законодательству, законодательству Калининградской области, в том числе Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Согласно положениям статьи 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Согласно Уставу (Основному Закону) Калининградской области в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление (пункт 1 статьи 58). Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы (пункты 1 и 2 статьи 1). При этом структура и порядок формирования органов местного самоуправления определяются в соответствии с федеральным законом уставом муниципального образования (пункт 1 статьи 63). Органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, настоящему Уставу (Основному Закону) области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области (пункт 5 статьи 63).
Конституцией Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12); местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть 2 статьи 130); структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (часть 1 статьи 131). Установление общих принципов организации местного самоуправления, в силу пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (часть 1 статьи 3). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (часть 3 статьи 3). Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может избираться на муниципальных выборах либо представительным органом из своего состава (пункт 1 части 2 статьи 36). Аналогичный порядок избрания главы муниципального образования был предусмотрен пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Нормативные предписания о том, что выборные должностные лица местного самоуправления (в том числе - глава муниципального образования) избираются на территории муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава были предусмотрены в действовавшем на момент принятия Устава муниципального образования "Славский городской округ" Законе Калининградской области от 18 января 1996 года N 31 "Об основах местного самоуправления в Калининградской области" (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с Законом Калининградской области от 9 июня 2003 года N 262 "О выборах глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления Калининградской области" устанавливается, что глава муниципального образования, другие выборные должностные лица местного самоуправления избираются на заседании представительного органа местного самоуправления из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий представительного органа местного самоуправления и исполняют свои обязанности до их переизбрания (пункты 1 и 2 статьи 13).
Закон Калининградской области от 9 июня 2003 г. N 262 "О выборах глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления Калининградской области" утратил силу
См. Закон Калининградской области от 18 марта 2008 г. N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области"
Таким образом, указанными федеральными законами и законами Калининградской области предусматривается альтернативная возможность избрания главы муниципального образования непосредственно на прямых муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Выбор конкретного варианта порядка избрания главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования, исходя из самостоятельности местного самоуправления, и является прерогативой представительного органа местного самоуправления, к компетенции которого отнесено принятие устава муниципального образования.
3. Уставный Суд Калининградской области, оценивая положение Устава муниципального образования "Славский городской округ" о том, что депутаты Совета депутатов городского округа правомочны избирать из своего состава главу муниципального образования, исходит из требований действующего законодательства, в том числе взаимосвязанных требований Федерального закона N 131-ФЗ, необходимости приведения в соответствие с ним уставов муниципальных образований и наличия переходного периода, предусмотренного указанным Федеральным законом.
Во исполнение требований статьи 85 (части 1 и 8) Федерального закона N 131-ФЗ был принят Закон Калининградской области от 5 ноября 2004 года N 444 "О наделении муниципального образования "Славский район" статусом городского округа", а Славским районным Советом депутатов решением от 15 июня 2005 года N 64 утвержден Устав муниципального образования "Славский городской округ". Устав муниципального образования "Славский городской округ" прошел государственную регистрацию 15 июня 2005 года; официально опубликован 28 июня 2005 года и вступил в силу с 1 января 2006 года.
В данном Уставе предусмотрено, что глава городского округа избирается окружным Советом депутатов городского округа из своего состава. А также предусмотрено, что глава городского округа одновременно является председателем окружного Совета депутатов городского округа (пункт 2 статьи 34).
В ранее действовавшем Уставе муниципального образования "Славский район", принятом решением районного Совета депутатов 16 июня 2003 года N 36, глава района как выборное должностное лицо избирался гражданами Российской Федерации, проживающими на территории района. Глава района являлся одновременно главой администрации района (пункт 1 и 4 статьи 40). В полномочия районного Совета депутатов, как представительного органа местного самоуправления муниципального образования "Славский район", избрание главы района не входило (статья 26).
Таким образом, Уставом муниципального образования "Славский городской округ" осуществлены изменения полномочий как представительного органа, так и главы муниципального образования.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ (часть 8 статьи 44) изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
В то же время на основании части 3 статьи 83 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ) статья 44 вступает в силу с 1 сентября 2005 года. Поскольку Устав муниципального образования "Славский городской округ" был принят и зарегистрирован до 1 сентября 2005 года, вышеуказанное требование части 8 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ на оспариваемое положение пункта 2 статьи 34 Устава не распространяется.
По мнению Уставного Суда, в отношении оспариваемого положения части 2 статьи 34 Устава муниципального образования "Славский городской округ" не подлежит применению также часть 8 статьи 34 указанного Федерального закона, предусматривающая, что решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение. Положение части 8 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ вступило в силу со дня его официального опубликования и до 1 января 2006 года применялось исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 данного Федерального закона (часть 3 статьи 83).
Изменение порядка избрания главы муниципального образования Уставом муниципального образования, принятым решением районного Совета депутатов от 16 июня 2005 года N 64, напрямую не связано с приведением Устава в соответствие с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ, поскольку возможность избрания главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава была предусмотрена и ранее статьей 16 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ. Соответственно, правоотношения, предусмотренные оспариваемым заявителем положением пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования "Славский городской округ", не являются правоотношениями, возникшими в силу требований статей 84 и 85 Федерального закона N 131-ФЗ.
Уставный Суд также считает, что изменение порядка избрания главы муниципального образования непосредственно не связано с изменением структуры органов местного самоуправления. Следовательно, требование части 8 статьи 34 указанного Федерального закона не может распространяться на оспариваемое заявителем положение принятого Устава муниципального образования "Славский городской округ".
Таким образом, положение пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования "Славский городской округ" о том, что "глава городского округа избирается окружным Советом депутатов городского округа из своего состава", реализует конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, не противоречит федеральному законодательству и законам Калининградской области, а, следовательно, соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области (пункты 1 и 2 статьи 1; пункт 1 статьи 58; пункты 1 и 5 статьи 63).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 70, 71, 75, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области
п о с т а н о в и л :
1. Признать положение пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования "Славский городской округ" о том, что "глава городского округа избирается окружным Советом депутатов городского округа из своего состава", соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня его провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Калининградской области от 9 марта 2006 г. N 1-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения пункта 2 статьи 34 Устава муниципального образования "Славский городской округ"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 14 марта 2006 г. N 50 (Региональный выпуск "Запад России")