Комментарий к Закону Калининградской области от 24 мая 2006 г. N 8
Закон Калининградской области "О внесении дополнений в Закон Калининградской области "О минимальных социальных стандартах в работе органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми" подготовлен Правительством Калининградской области в целях совершенствования условий передачи и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирования правовой базы для проведения эксперимента по организации патронатных семей на базе нескольких детских домов с иными условиями передачи детей на патронатное воспитание и оплаты труда приемных родителей и патронатных воспитателей, участвующих в эксперименте.
Настоящий Закон основывается на статье 123 Семейного кодекса Российской Федерации, статье 12 Закона Калининградской области "О правовых актах органов государственной власти Калининградской области".
В Калининградской области, как и в стране в целом, ежегодно растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время 3063 ребенка, оставшихся без попечения родителей, находятся в семьях опекунов (попечителей), из них 2340 получают пособие на содержание ребенка, 1404 ребенка усыновлены, 485 детей воспитываются в замещающих семьях.
В области функционируют 23 муниципальных детских дома, 2 негосударственных детских дома, 3 общеобразовательные школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 дома ребенка, 2 специальные (коррекционные) школы-интерната для детей сирот#, 2 дома-интерната для инвалидов, 7 приютов для несовершеннолетних. В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, около 2,5 тысячи воспитанников. Ежегодно от 1000 до 1100 детей остаются без родительского попечения. За последние 15 лет число ежегодно выявляемых детей-сирот увеличилось в 2,5 раза, 50-55% из числа выявляемых детей удается устроить в семьи граждан, однако от 360 до 500 детей ежегодно пополняют сиротские учреждения.
За последние 10 лет количество учреждений для содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удвоилось за счет ввода в действие ранее не существовавших учреждений системы социальной защиты населения (приютов и социально-реабилитационных центров).
Оценивая перспективу развития системы защиты прав детей в соответствии с действующей практикой, можно отметить явно тупиковую ситуацию, обусловленную необходимостью неуклонного увеличения числа дорогостоящих учреждений для длительного содержания детей.
С другой стороны, отрыв ребенка от родителей приводит к общей ситуации нарушения социализации, соматическим расстройствам у детей, воспроизводству социального сиротства в последующих поколениях. Ребенок, разлученный с семьей, испытывает двойную травму, связанную как с пережитым насилием, так и с потерей родителей. Нормальное развитие и воспитание ребенок может получить только в семье.
Принятие Закона Калининградской области от 24 июня 1998 года N 83 "О минимальных социальных стандартах в работе органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми" позволило увеличить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в патронатные семьи. Однако количество детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, остается высоким.
В целях защиты интересов детей, исходя из признания права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, Правительство Калининградской области предполагает провести эксперимент по организации патронатного воспитания и изменить порядок оплаты труда патронатного воспитателя (10 разряд ЕТС), повысить расходы на содержание одного ребенка до 7 тысяч рублей в месяц.
В ходе эксперимента предполагается проведение постоянного мониторинга с целью отработки нормативных правовых документов на уровне местного самоуправления, государственной власти Калининградской области и предложений в проект федерального закона "Об опеке и попечительстве".
По итогам эксперимента будут разработаны предложения по внесению изменений в Закон Калининградской области от 24 июня 1998 года N 83 "О минимальных социальных стандартах в работе органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми", касающиеся порядка организации патронатного воспитания.
Проведение эксперимента по организации патронатного воспитания на базе нескольких детских домов потребует увеличения расходов областного бюджета в 2006 году на четыре миллиона рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.