Решение окружного Совета депутатов МО "Советский городской округ"
Калининградской области от 28 апреля 2006 г. N 267
"Об утверждении программы "Развитие общественного самоуправления в
жилищно-коммунальной сфере Советского городского округа"
Принято окружным Советом депутатов 26 апреля 2006 г.
Рассмотрев представленный администрацией Советского городского округа проект программы "Развитие общественного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере Советского городского округа" (программа "Паритет") и предложение постоянной финансово-экономической комиссии по данному проекту, окружной Совет депутатов
р е ш и л :
1. Утвердить программу "Развитие общественного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере Советского городского округа" (программа "Паритет") (прилагается).
2. Опубликовать данное решение в газете "Вестник".
3. Решение вступает в силу с момента опубликования.
Глава Советского городского округа |
В.Н. Светлов |
Председатель окружного
Совета депутатов |
Т.Н. Седых |
27 апреля 2006 г. N 269
г. Советск
Решением окружного Совета депутатов МО "Советский городской округ" Калининградской области от 20 декабря 2006 г. N 381 финансирование мероприятий на реализацию программы, утвержденной настоящим решением, приостановлено на 2007 г.
Программа
"Развитие общественного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере
Советского городского округа"
(утв. решением окружного Совета депутатов МО "Советский городской округ"
от 28 апреля 2006 г. N 267)
Паспорт Программы
Программа: "Развитие общественного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере Советского городского округа"
Наименование: Паритет
Заказчик программы: Администрация Советского городского округа
Разработчик программы: Отдел реформирования жилищно-коммунального хозяйства Советского городского округа
Основания для разработки программы:
1. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года.
2. ФЗ "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от 12 января 1996 г.
3. Жилищный кодекс РФ( введен в действие ФЗ N 189-Фз от 29 декабря 2004 г)
4. Постановление правительства РФ N 75 от 06 февраля 2006 г. "О порядке проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
5. Устав Советского городского округа. (Принятый решением городского Совета депутатов от 26.05.2005. N 80)
Срок реализации программы: 2006 - 2007 г.
Цели и задачи программы
Основными целями разработанной программы являются:
1. Содействие развитию общественного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства округа.
2. Содействие в создании и развитии товариществ собственников жилья и управляющих организаций по управлению жилым фондом на территории Советского городского округа.
3. Оказание административно-информационной поддержки товариществам собственников жилья и управляющим организациям.
Основными задачами разработанной программы являются:
1. Привлечение жителей города к управлению жилищным фондом.
2. Совершенствование нормативно-правовой и экономической базы, создание механизмов регулирования управления населением жилым фондом
4. Поддержка в организации и деятельности вновь создаваемых некоммерческих общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления, направленных на удовлетворение потребностей населения Советского городского округа в жилищно-коммунальной сфере.
5. Активация взаимодействия общественных некоммерческих организаций с органами муниципальной власти.
7. Оптимизация расходов местного бюджета за счет привлечения некоммерческих организаций к решению жилищно-коммунальных проблем на территории Советского городского округа.
8. Организация и проведение открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, если жильцы этих домов самостоятельно не выбрали способ управления.
9. Формирование положительного имиджа в жилищно-коммунальной сфере на территории Советского городского округа.
Источник финансирования программы:
Реализация программы осуществляется за счет средств бюджета Советского городского округа, а также внебюджетных средств общественных некоммерческих организаций ТСЖ и средств инвесторов.
1. Введение
В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
В новом Жилищном кодексе РФ (в разделе VIII ст. 161 п. 2) говорится что, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
2.1. Непосредственное управление собственниками в многоквартирном доме.
2.2. Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
2.3. Управление управляющей организацией.
Управление жильем - это функция публичной власти. Публичная функция управления жильем присуща органам государственной власти и органам местного самоуправления и заключается в предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а также обеспечение нормальных условий пользования нанимателями жилых помещений, относящихся к Государственному и муниципальному жилому фонду в осуществлении контроля безопасного проживания граждан.
Управление жильем как обязанность собственников помещений состоит в осуществлении ими действий, необходимых для поддержания принадлежащих им на праве собственности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме в надлежащем состоянии, обеспечивающим их пригодность для проживания.
Управление жильем как хозяйственная деятельность осуществляется на возмездной основе и заключается в предоставлении услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, коммунальных и иных услуг.
Публичный интерес заключается в наиболее эффективном использовании в социальных и коммерческих целях недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию, т.е. можно сказать, что это имущество принадлежит всему населению соответствующего публично-правового образования.
В связи с проводимой в нашей стране приватизацей# в сфере жилья появились и продолжают появляться собственники (физические лица) жилых помещений и их интересы заключаются в том, чтобы многоквартирный дом находился в состоянии, пригодном для проживания самого собственника (гражданина) или других лиц как можно дольше.
Интерес исполнителя состоит в получении стабильного дохода. Управляющий многоквартирным домом заинтересован в сохранении и расширении своего бизнеса при оптимальном состоянии требуемого собственниками качества и расходов на его достижение.
Очевидно, что выше перечисленные составляющие разновидности управления различаются и полностью не соответствуют. Прежде всего, это связано с различием интересов субъектов управления.
Жилищный кодекс РФ (ч. 1 ст. 161) впервые сформировал поле деятельности по управлению многоквартирным домом. Ранее они не были определены и участники управления понимали их по своему.
Само определение "управление" сформулировано в ЖК РФ как обязанность собственников помещений в многоквартирном доме управлять принадлежащим на праве собственности недвижимым имуществом. Собственники не могут самоустраниться от управления независимо от того, какой способ управления они приняли.
В последнее время ситуация в нашем регионе изменилась и мы это почувствовали на местах. Под влиянием внешних условий и необходимости борьбы за выживание население по собственной инициативе вынуждено брать на себя выполнение различных функций по своему жизнеобеспечению. В этом и заключается смысл востребованности органов местного самоуправления Советского городского округа в регулировании и контроле при создании общественных некоммерческих объединений и появлении на рынке жилищно-коммунальных услуг частных управляющих организаций в жилищной сфере округа.
3. Анализ состояния и функционирования жилищно-коммунального комплекса
Советского городского округа
Площадь всего жилищного фонда на территории Советского городского округа составляет 900,5 тыс.м.кв. в том числе на балансе МП ЖИЛСЕРВИС 786,6 тыс.м..кв. В жилищном фонде муниципального образования проживает 38186 человек. В городе находится 1476 жилых домов, в том числе 886 многоквартирных, из них к категории ветхих относится 153 дома, к аварийным - 19 домов, средний процент износа всего жилищного фонда составляет 47%. (14713 квартир).
Площадь домов постройки до 1946 г. составляет 373,6 тыс. м2 износ - 70 %.
Постройки 1946 - 1975 г.г. составляет 146,2 тыс. м2 износ - 65 %.
Постройки после 1975 г. составляет 251,4 тыс.кв. м2 износ - 30 %.
Оборудование жилищного фонда составляет:
Водопроводом - 97,7%
Канализацией - 89,9%
Центральным отоплением - 64,7%
Горячим водоснабжением - 54,7%
Балансовая стоимость жилищного фонда на 01.02.2006 г. составляет 1147916500 рублей.
Протяженность инженерных сетей принадлежащих МО "Советский городской округ":
- тепловых - 42 км, износ - 70%
- водопроводных - 100,9 км, износ - 67%
- канализационных - 84 км, износ - 98,9%
- электрических - 126,7 км, износ - 66%
В год потребляется услуг:
- тепловая энергия - 117168 Гкал
- вода - 2783,7 тыс. м3
- вывоз твердых бытовых отходов - 56,6 тыс. м
Табл. N 3.1
Основные экономические показатели работы
жилищно-коммунального комплекса МО "Советский городской округ"
(по итогам 2005 г.)
в тыс. руб.
Наименование | Всего | Жилье | вода- канал |
тепло | прочие (в т.ч. ТБО) |
Доходы | 129705,3 | 26871,9 | 30292,3 | 57226,0 | 15315,1 |
из них от населения | 78875,5 | 25651,9 | 16126,3 | 32641,3 | 4456,6 |
от объектов социальной сферы | 11568,3 | 0,0 | 3763,9 | 7469,9 | 334,5 |
Расходы | 162343,1 | 31311,2 | 27669,9 | 87631,7 | 21007,0 |
Финансовый результат от основной деятельности |
-33183,5 |
-2557,1 |
1812,6 |
-31884,8 |
-559,2 |
Среднесписочная численность работающих (чел) |
726 |
279 |
139 |
168 |
140 |
Объем финансирования на покрытие убытков основной деятельности |
35443,0 |
2462,0 |
0,0 |
32981,0 |
0,0 |
Фактические объемы финансирования из бюджетов всех уровней |
90049,9 |
13443,1 |
6370,2 |
45595,0 |
24641,6 |
Фактический сбор от населения % |
97 |
94,5 |
97,1 |
100,3 |
97,0 |
Фактический сбор за услуги ЖКХ от населения на 01.01.2006 г. составляет 97%.
Табл. N 3.2
Основные показатели
принятых стандартов в рамках социальной нормы площади жилья
и потребления жилищно-коммунальных услуг (по итогам 2005 г.)
Наименование | Единица измерения |
Экон. обос- нов. тариф, руб. |
Тариф для насе- ления, руб. |
Норма- тив потреб- ления на 1 чел. в мес. |
Фактич-е возмеще- ние зат- рат на 1 чел. в мес., руб. |
Содержание и ремонт жилья - всего, с учетом себестоимости по лифтам и ТБО в расчете на 1 кв. м |
руб. на 1 кв.м |
4,32 | 4,32 | 18,00 | 77,13 |
содержание и ремонт жилья с учетом уборки придомовой территорий |
руб. на 1 кв.м |
3,78 | 3,78 | 18,00 | 66,18 |
обслуживание лифтового хозяйства |
руб. на 1 кв.м |
18,00 | |||
сбор и вывоз твердых бытовых отходов |
руб. на 1 кв.м |
90,23 | 90,23 | 0,11 | 10,95 |
Водоснабжение | м3 | 7,15 | 7,15 | 5,18 | 32,33 |
Водоотведение | м3 | 3,01 | 3,01 | 5,64 | 14,34 |
Отопление | Гкал | 827,42 | 496,45 | 0,219 | 90,68 |
Горячее водоснабжение | Гкал | 827,42 | 496,45 | 0,154 | 30,73 |
4. Демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда
и формирование рынка коммунальных услуг
Жилищно-коммунальная реформа одной из главной целей преобразования в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилого фонда и формирования рынка услуг. Решение этой задачи практически находится в компетенции органов местного самоуправления Советского городского округа.
Формирование на конкурсной основе управляющих организаций как субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в жилищном фонде.
Управляющая организация должна в максимальной степени ориентироваться на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им качественных жилищно-коммунальных услуг. Такая ориентация может быть достигнута выбором соответствующих организационных и финансовых механизмов.
Основными задачами управляющих организаций являются:
4.1. Выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищно-коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде.
4.2. Обеспечение контроля за предоставителем этих услуг и оплаты по их факту предоставлению.
Управляющие организации должны быть заинтересованы в:
4.3. Расширении объема обслуживания жилого фонда.
4.4. Получении заказов на обслуживание других муниципальных объектов.
4.5. В минимализации задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Главные вопросы для успешного проведения конкурсов:
Правильно подобранный перечень домов, выставление на конкурс. Размер пакета не должен быть менее 15000 кв.м.. Активная информационная компания, полностью формализованная процедура подведения итогов конкурса, строгие и четкие критерии отбора.
5. План мероприятий реализации Программы
N п/п | Мероприятия | Срок исполнения |
Ответст- венный |
Финанси- рование |
1. | Рационализация отношений в сфере управления ЖКХ округа | |||
1.1 | Сформировать компьютерную базу данных о собственниках жилых и нежилых помещений потребляющих услуги ЖКХ |
II квартал 2006 года |
Комитет по управлению имуществом |
Текущее финанси- рование |
1.2 | Разработать и утвердить положение о старших по дому, подъезду. (многоквартирные дома) |
I квартал 2006 года |
Отдел реформи- рования ЖКХ |
|
1.3 | Разработать и утвердить положение о поощрении избранных старших по дому и подъезду. |
II квартал 2006 года |
Отдел реформи- рования ЖКХ |
|
1.4 | Разработать положение о аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по управлению жилищным фондом. |
III квартал 2006 года |
Отдел реформи- рования ЖКХ |
|
1.5 | Организационная подготовка конкурса по выбору управляющих компаний. |
III квартал 2006 года |
Отдел реформи- рования ЖКХ |
|
1.6 | Провести открытый конкурс и выбрать управляющую организацию для управления многоквартирными домами. |
I квартал 2007 года |
Конкурсная комиссия |
|
1.7 | Разработать и утвердить порядок внесения платы за найм. |
IV квартал 2007 г. |
Отдел городского хозяйства |
|
1.8 | Разработать и утвердить порядок определения и внесение платы за капитальный ремонт с собственников в многоквартирном доме. |
IV квартал 2007 г. |
Отдел городского хозяйства |
|
1.9 | Разработать и утвердить порядок предоставление управляющим организациям, ТСЖ бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов. |
III квартал 2006 года |
Финансовый отдел Отдел реформи- рования ЖКХ |
|
2. | Демонополизация и договорные отношения | |||
2.1 | Разработать и утвердить Положение об управлении многоквартирным домом управляющей организацией. |
IV квартал 2006 года |
Отдел реформи- рования ЖКХ |
Текущее финанси- рование |
2.2 | Осуществить комплекс мер по обслуживанию жилого фонда на конкурсной основе. |
IV квартал 2006 г. I квартал 2007 г. |
Отдел реформи- рования ЖКХ |
|
2.3 | Разработать и утвердить порядок балансового разграничения объектов коммунального назначения между управляющей организацией, (ТСЖ) и ресурсоснабжающей организацией. |
III квартал 2006 г. |
Отдел городского хозяйства Отдел реформи- рования ЖКХ |
|
2.4 | Разработать проекты договоров взаимоотношений управляющих организацией и ТСЖ с муниципальными службами и организациями |
II квартал 2006 года |
Отдел реформи- рования ЖКХ |
|
2.5 | Провести инвентаризацию основных фондов в жилищной сфере. |
III квартал 2006 года |
Комитет по управлению имуществом |
|
2.6 | Разработать и утвердить Положение о порядке передачи основных фондов в жилищной сфере управляющим организациям и ТСЖ |
III квартал 2006 года |
Комитет по управлению имуществом |
|
2.7 | Заключить договора между управляющей организацией и администрацией Советского городского округа в части передачи муниципального имущества. |
I квартал 2007 г. |
Комитет по управлению имуществом |
|
3. | Внедрение ресурсосберегающих технологий | |||
3.1 | Разработать и внедрить обязательный порядок установки приборов учета энергоресурсов в многоквартирных домах. |
IV квартал 2006 г. |
Отдел городского хозяйства Отдел реформи- рования ЖКХ |
Текущее финанси- рование |
4. | Социальная защита граждан | |||
4.1 | Предусмотреть меры социальной поддержки отдельным категориям граждан. |
бюджет 2007 г. |
Финансовый отдел |
|
5. | Организационное обеспечение программы | |||
5.1 | Провести оценку состояния нормативно правовой базы и наличия организационно-экономических условий для создания рынка коммунальных услуг. |
II квартал 2006 г. |
Юридичес- кий отдел. Отдел реформи- рования ЖКХ |
|
5.2 | Осуществлять организационное и методическое содействие созданию ТСЖ. Содействовать развитию ТСЖ как одной из форм управления многоквартирным домом: - проведение собраний в многоквартирных домах; - оказание методической помощи инициативным группам жильцов по оформлению и проведения собраний в многоквартирных домах. - изготовление рекламных щитов |
постоянно | Отдел реформи- рования ЖКХ |
350 тыс.руб. |
5.4 | Закончить работу по формированию земельных участков многоквартирных домов |
IV квартал 2007 г. |
Отдел земельных отношений |
300 тыс.руб. |
6. | Информационное обеспечение программы | |||
6.1 | Осуществлять оперативное освещение хода реализации программы, разъяснение принятых решений с помощью возможности СМИ. |
постоянно | Отдел реформи- рования ЖКХ |
|
Итого | 650 тыс.руб. |
6. Управление реализацией Программы
На муниципальном уровне осуществляется непосредственное управление жилищным фондом, принимаются конкретные решения по тем или иным направлениям преобразования в жилищно-коммунальной сфере в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ.
В связи с этим важнейшей задачей является разделение функций собственника жилищного фонда и функций управляющих организаций, а также функций подрядных организаций, представляющих те или иные жилищно-коммунальные услуги. В сфере управления муниципальным жильем необходимо разделить функции административного управления и функции управления, как хозяйственной деятельности.
Целесообразно как можно скорее завершить процесс разделения функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителей и эксплуатации объектов ЖКХ.
В отношениях между собственниками и нанимателями целесообразно как можно скорее перейти к реально подписанным договорам найма как основному документу, регулирующему взаимные права и обязанности.
Это касается как договоров социального найма, так и договоров коммерческого найма, вне социального сектора. Органы местного самоуправления вправе утверждать различные виды договора найма муниципального жилья, при этом договоры социального найма не должны противоречить типовому договору, утвержденному на федеральном уровне.
Контроль осуществляет администрация Советского городского округа.
7. Ожидаемые основные результаты от реализации Программы
В условиях нарастающего социального напряжения, укрепление и развитие территориального общественного самоуправления в сфере жилищно-коммунального комплекса Советского городского округа становится важнейшим направлением в работе Администрации Советского городского округа 2006-2007 году. Главными задачами в связи с изменением нормативно-правовой базы станет вовлечение жителей города в управление жилищным фондом, выбора способа управления своим жильем, повышения заинтересованности в экономном расходовании ресурсов и бережного к ним отношения. А также принятию мер по совершенствованию нормативно-правовой и экономической базы, создание механизма регулирования самостоятельности населения по решению собственных и одновременно общественных проблем.
Реализация Программы в 2006-2007 году позволит:
7.1. Снизить социальную напряженность в общественной жизни нашего города через создание новых рабочих мест, вовлечение жителей города в управление городским жилищным хозяйством.
7.2. Укрепить вновь созданные ТСЖ и управляющие организации.
7.3. Выстроить выгодные для всех участников рынка коммунальных услуг нормативные партнерские отношения на договорных началах.
7.4. Создать нормативно-правовую основу для формирования эффективной системы общественного самоуправления в сфере жилищного комплекса Советского городского округа.
7.5. Вовлечь широкие слои населения в общественную жизнь города.
7.6. Реализовать общественные инициативы населения.
7.7. Сформировать инвестиционную политику поддержки общественных инициатив.
7.8. Ликвидировать и сократить дефицит услуг ЖКХ через их демонополизацию.
7.9. Сформировать положительный имидж в жилищной сфере на территории Советского городского округа
7.10. Повысить возможность привлечения дополнительных кредитных ресурсов.
7.11. Снизить себестоимость и повысить качество жилищно-коммунальных услуг.
7.12. Заложить фундамент формирования культуры жилищных сообществ и территориального самоуправления.
8. Механизм реализации Программы
Администрация Советского городского округа, отдел реформирования ЖКХ, обеспечивают реализацию программы. Исполнителями мероприятий Программы определяются непосредственно в Программе, либо определяются на конкурсной основе. Обязательным условием получения бюджетных средств для ТСЖ и управляющих организаций являются заключенный договор. При реализации Программы бюджетные средства предоставляются в формах: субвенций, субсидий, и в том числе на проведение конкурсов среди ТСЖ на лучшее управление своим домом.
9. Система организации контроля за исполнением Программы
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Советского городского округа и окружной Совет депутатов, которые по мере необходимости уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей. Текущий контроль за исполнением программы осуществляет отдел реформирования ЖКХ Советского городского округа в соответствии с постановлениями главы Советского городского округа.
10. Информационное обеспечение Программы
Своевременно и точно доводить информацию до населения города о предпринимаемых мерах связанных с преобразованиями в жилищно-коммунальной сфере. Информацию предоставить в доступной форме, разъяснять основные принятые Положения реформы в Советском городском округе.
Для этого использовать СМИ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение окружного Совета депутатов МО "Советский городской округ" Калининградской области от 28 апреля 2006 г. N 267 "Об утверждении программы "Развитие общественного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере Советского городского округа"
Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования
Текст решения опубликован в газете "Вестник" от 12 мая 2006 г. N 51-52
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника