Общая долевая собственность: проблемы правоприменения
Можно ли вернуть часть вклада, внесенного в совместную деятельность
Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) получил широкое распространение на практике в качестве удобного и гибкого инструмента, позволяющего хозяйствующим субъектам без образования юридического лица объединять свои вклады и совместно действовать для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Долевая собственность
В соответствии с п.1 ст.1043 ГК РФ внесенное товарищами в качестве вклада в совместную деятельность имущество, которым они обладали на праве собственности, признается общей долевой собственностью товарищей, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства. Такое имущество, ставшее общей долевой собственностью товарищей, юридически обособляется от имущества каждого из товарищей и подлежит учету на отдельном балансе.
Тем не менее практика свидетельствует о том, что участники совместной деятельности далеко не всегда представляют себе последствия юридических метаморфоз, которые происходят с их имуществом, в одночасье переставшим быть их собственностью и перешедшим в общую долевую собственность. Не углубляясь в изучение теоретической конструкции этого вида общей собственности, участники товарищества продолжают рассматривать в качестве собственного переданное ими имущество, на некоторое время ставшее частью некоего комплекса имущества, выделенного на самостоятельный баланс.
Эта позиция подтверждается и тем, что, как правило, переданное в качестве вклада по договору простого товарищества имущество продолжает оставаться на прежнем месте, никуда не исчезая из поля зрения участника, а последний, как и прежде, свободно пользуется этим имуществом в своей деятельности и считает его своей собственностью.
В результате юридически обособленное имущество простого товарищества не всегда психологически обособляется его участниками. Это приводит к возникновению весьма спорных ситуаций, связанных с тем, что участник договора (он же участник общей долевой собственности) считает для себя возможным в любое время в течение срока действия договора простого товарищества "залезать в карман" совместной деятельности и изымать переданное им ранее в качестве вклада имущество, например, с целью последующей продажи этого имущества, оформляя такую передачу с баланса на баланс актами приема-передачи вклада. Субъекты хозяйственной деятельности не видят в этом ничего страшного, объясняя свою позицию тем, что речь все равно идет о собственности, пускай и об общей, но в которой они тем не менее принимают самое непосредственно участие, а, кроме того, и это действительно так, законодатель нигде не устанавливает прямого запрета на подобного рода возвращение имущества.
Однако, по мнению автора настоящей статьи, такой возврат имущества нельзя рассматривать как правомерный. Основанием данной позиции служат, во-первых, сама модель общей долевой собственности, приведенная законодателем в главе 16 ГК РФ, и, во-вторых, положения действующего законодательства о договоре простого товарищества. Так, в соответствии со ст.244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением долей каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). При этом речь идет именно о доле в праве собственности, общей собственности, а не о праве на долю (часть имущества).
Законодатель не уделяет особого внимания описанию процесса появления общей долевой собственности, устанавливая только, что она возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона, а также при возникновении общей собственности на делимое имущество в случаях, предусмотренных законом или договором. Сам процесс трансформации - исчезновения у лица права собственности на конкретную индивидуально определенную вещь и возникновения общей собственности на эту вещь, а у конкретного лица - так называемой доли в праве общей собственности остается за кадром. Тем не менее именно он особенно важен для правильных ответов на вопросы: чьей все-таки становится вещь при возникновении на нее права общей долевой собственности и чье право распространяется теперь на эту вещь? Казалось бы, ответ очевиден. Индивидуально определенная вещь, переданная в общую долевую собственность, например по договору о совместной деятельности, становится общей вещью и на нее распространяется уже право общей собственности. Участник, который внес эту вещь в качестве вклада в простое товарищество (назовем его первоначальным собственником вещи), обладает теперь только долей в праве собственности на эту вещь наравне с другими сособственниками. В связи с этим следует говорить о прекращении права первоначального собственника вещи вследствие отчуждения им этой вещи и передачи ее в общую собственность со всеми вытекающими отсюда последствиями, такими, как распространение на эту вещь положений Гражданского кодекса Российской Федерации о владении, пользовании и распоряжении этой вещью только по соглашению между всеми участниками и распределение расходов по ее содержанию.
Сказанное выше звучит радикально, если рассматривать ситуацию применительно к договору простого товарищества. Ведь в реальной жизни хозяйствующие субъекты зачастую не стараются вникнуть в то, что юридически происходит с их правами на имущество, а рассматривают обязанность по внесению вкладов и выделению имущества на самостоятельный баланс как предусмотренную законом формальность - условие заключения и действительности договора о совместной деятельности либо как диктуемую потребностями бизнеса необходимость совместно пользоваться определенным имуществом. Таким образом, практически во всех заключаемых сегодня договорах простого товарищества диспозитивная норма, установленная п.1 ст.1043 ГК РФ и презюмирующая, если иное не предусмотрено сторонами, распространение общей долевой собственности на имущество, внесенное участниками договора о совместной деятельности в качестве вклада и принадлежавшее им ранее на праве собственности, сторонами не меняется.
Следовательно, установив общую долевую собственность на имущество, внесенное по договору простого товарищества, которым стороны обладали на праве собственности, участники совместной деятельности вынуждены будут считаться с прекращением права собственности каждого из них, например на конкретные переданные ими индивидуально определенные вещи.
Как вернуть часть долевой собственности
Из изложенного можно сделать весьма серьезный вывод: "забрать" свою бывшую вещь из общей собственности первоначальному собственнику не так-то просто и тем более невозможно, если речь идет о возвращении этой вещи к бывшему владельцу без прекращения договора простого товарищества.
Рассмотрим вначале общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о разделе имущества, находящегося в долевой собственности, и выделе из него доли.
Согласно ст.252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Кроме того, участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них спор между сособственниками разрешается в судебном порядке. В любом случае принципиальным моментом при разделе имущества, находящегося в долевой собственности, или выделе доли из этого имущества является то, что соответственно либо все участники, либо один из участников общей долевой собственности окончательно и бесповоротно перестают быть сособственниками. При этом любое изъятие имущества (например, конкретных вещей) из комплекса имущества, который принадлежит нескольким лицам на праве общей долевой собственности, ассоциируется в законодательстве именно с разделом или выделом доли.
В положениях об общей долевой собственности законодатель специально не останавливается на вопросе о конкретных случаях формирования общей долевой собственности и не говорит о судьбе тех же индивидуально определенных вещей, внесенных некогда участниками общей долевой собственности в качестве вклада. Для этого следует обращаться к нормам, которые в каждой определенной, законодательно очерченной ситуации регулируют порядок возникновения общей долевой собственности и возвращения имущества к первоначальным собственникам, что мы сейчас и сделаем применительно к договору простого товарищества.
Итак, принципиальным моментом в формировании общего имущества в простом товариществе является то, что при внесении участником товарищества в качестве вклада в совместную деятельность имущества, которым он обладал на праве собственности, это имущество, если договором не предусмотрено иное, переходит из собственности товарища в общую долевую собственность участников договора. Участники договора простого товарищества утрачивают право собственности на конкретные вещи и приобретают доли в праве общей долевой собственности. Поэтому, возвращаясь к практической ситуации с изъятием первоначальным собственником своих "бывших" вещей с последующим оформлением этого действия актом возврата вклада, необходимо подчеркнуть, что некорректна уже сама формулировка "акт возврата вклада", поскольку сам вклад является таковым только при его внесении в общее дело товарищей, после чего все внесенное конкретным товарищем имущество "растворяется" в общем имуществе товарищей и отдельный товарищ теряет право собственности на конкретно определенную часть имущества (на свой вклад), которая может включать в себя индивидуально определенные вещи.
В Гражданском кодексе Российской Федерации не упоминается о возможности участников долевой собственности в простом товариществе в течение срока действия этого договора изымать из совместной деятельности какое бы то ни было имущество.
Вообще возможность возвращения имущества к участнику совместной деятельности предусмотрена в двух случаях:
1) при прекращении договора простого товарищества между всеми участниками совместной деятельности и как следствие - при разделе имущества;
2) при выделе доли участнику совместной деятельности, в результате чего данный участник перестает быть долевым собственником и товарищем по договору простого товарищества, а сам договор в отношениях между остальными участниками либо прекращается, либо остается в силе.
И в том, и в другом случае дальнейшее присутствие соответствующего(их) долевого(ых) собственника(ов) в качестве участника(ов) долевой собственности и товарища(ей) в договоре простого товарищества законом исключается. Так, в п.5 ст.252 ГК РФ указано, что с получением компенсации в соответствии с настоящей статьей собственник утрачивает право на долю в общем имуществе.
Помимо этого следует отметить, что в ГК РФ говорится именно о выделе доли, но не упоминается о выделе какой-либо части из этой доли (такая возможность законодательством не предусмотрена!). Кроме того, говорится о выделе доли применительно к весьма определенным, описанным в ст.1049 и 1050 ситуациям, с которыми связывается прекращение договора о совместной деятельности.
Таким образом, законодатель не ведет речь о возврате вклада (в виде конкретных, переданных ранее в совместную деятельность, вещей). Речь идет, во-первых, о разделе имущества при прекращении договора простого товарищества и, во-вторых, о выделе доли с выделением из общего имущества товарищей любого (какого угодно) имущества (или о выплате стоимости доли, как это установлено абз.2 п.3 ст.252 ГК РФ) в размере, причитающемся данному участнику в соответствии с размером доли этого участника, что влечет за собой:
- либо прекращение договора простого товарищества между всеми участниками;
- либо прекращение договора простого товарищества в отношении конкретного участника, требующего выдела доли, с сохранением отношений долевой собственности между остальными участниками.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. Имущество может быть возвращено участнику совместной деятельности только при разделе общего имущества либо выделе доли.
2. Раздел общего имущества и выдел доли влекут за собой обязательное прекращение договора о совместной деятельности с прекращением общей долевой собственности для всех участников либо только для конкретного участника.
3. Выдел части доли из доли участника простого товарищества по действующему законодательству невозможен.
В результате сама идея о том, что из общей долевой собственности простого товарищества один из товарищей вправе забрать какую-то "свою" вещь, не разрушив при этом долевой собственности и не прекратив договора простого товарищества, на взгляд автора, нелогична и не подкреплена законодательно.
Отдавая свою конкретную вещь в качестве вклада в общую долевую собственность согласно договору простого товарищества, товарищ "теряет" саму эту вещь, но получает долю в праве собственности. Эта доля, если исходить из теоретических позиций законодателя, является идеальной, т.е. никоим образом не связанной и не основанной на конкретном имуществе. И только при разделе (прекращении) общей долевой собственности долевой собственник получает право на идеальную долю общей долевой собственности, а значит - на получение какого-то (вообще говоря, любого, какого угодно) имущества. Тем более нельзя говорить о возврате вклада, поскольку такового уже нет, ибо после внесения в совместную деятельность его "поглощает" общая собственность.
В принципе, при прекращении договора о совместной деятельности товарищ может по соглашению с другими товарищами "вернуть" себе вещь, которую он вносил в качестве вклада в совместную деятельность.
О том, что законодатель допускает возможность возвращения конкретной вещи первоначальному собственнику, можно судить и по п.2 ст.1050 ГК РФ, где применительно к прекращению договора о совместной деятельности указано, что бывший собственник вещи - товарищ в простом товариществе, внесший в общую собственность индивидуально определенную вещь, вправе при прекращении договора простого товарищества требовать в судебном порядке возврата ему этой вещи при условии соблюдения интересов остальных товарищей и кредиторов.
Исходя из изложенного логичнее будет предположить следующее. Для того чтобы на законных основаниях один из участников совместной деятельности получил назад внесенную ранее вещь, стороны совместной деятельности должны:
- вариант 1: расторгнуть договор простого товарищества и провести раздел имущества, вследствие чего бывший собственник вещи может в соответствии с действующим законодательством, если другие участники согласны на это, вернуть себе свою "бывшую" вещь;
- вариант 2: в строго установленных законодательством случаях провести выдел доли участника (с прекращением договора о совместной деятельности для всех или для этого участника), причем бывший товарищ также вправе вернуть себе внесенную ранее индивидуально определенную вещь на основании абз.4 п.2 ст.1050 ГК РФ.
Учитывая это, приходится констатировать тот факт, что действия сторон договора простого товарищества по возвращению так называемых вкладов и подписанию актов их возврата незаконны и могут рассматриваться как ничтожные сделки.
Следовательно, если участник простого товарищества, изъявший таким образом свою "бывшую" вещь в течение действия договора о совместной деятельности, впоследствии отчуждает ее или передает по иным сделкам, вполне резонно утверждать, что это лицо от своего имени и в качестве собственного имущества (а не имущества, являющегося частью долевой собственности) отчуждало и передавало по сделкам имущество, находившееся в общей долевой собственности, в данном случае - имущество по совместной деятельности.
Таким образом, подобные сделки, совершенные с неправомерно изъятым из совместной деятельности имуществом, являются ничтожными как не соответствующие закону и иным правовым актам.
Автор выражает надежду, что все вышеизложенное будет принято во внимание предпринимателями, заключающими договоры о совместной деятельности.
А.В.Казакова,
юрисконсульт ЗАО "Аудит Приват Сервис",
г.Пермь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru