Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Развитие научно-технического и инновационного потенциала Калининградской области
51. Обоснование необходимости развития научно-технического и инновационного потенциала Калининградской области:
1) в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одними из главных целей перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста и инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации является создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий с занятием значимого места на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг и становление российской экономики как одного из глобальных центров мирового хозяйства;
2) в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определены долгосрочные ориентиры, главные стратегические направления и приоритеты развития инновационной деятельности Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в том числе по созданию в Российской Федерации сети промышленных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий с учетом их особенностей и в соответствии с их потребностями;
3) наука становится главным инструментом экономического развития, что, в свою очередь, требует от нее адаптации к новым условиям, позволяющим обеспечить возрастающие потребности экономики в новых идеях, научно-исследовательских и конструкторских разработках; конечным результатом этой деятельности должна стать целостная региональная инновационная система, обеспечивающая быстрое и эффективное введение в хозяйственный оборот передовых технологий, ускоренное развитие наукоемких высокотехнологических производств и разработок;
4) согласно указанным документам главными приоритетами, обеспечивающими переход экономики Калининградской области к инновационному развитию, являются:
- создание условий для формирования собственных, необходимых и достаточных ресурсов для обеспечения комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики Калининградской области;
- обеспечение принятия на федеральном, областном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ Калининградской области;
- формирование промышленных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики;
- создание благоприятных условий для реализации экономической инициативы населения и развитие человеческого капитала.
52. Текущее состояние и основные проблемы развития научно-технической сферы Калининградской области:
1) научно-техническая сфера Калининградской области в условиях рыночных реформ и экономических кризисов сохранила свой потенциал, эффективное использование и наращивание которого на основе интеграции с образованием, производством и инновационным предпринимательством являются необходимыми условиями для решения стратегической задачи по переходу экономики Калининградской области на инновационный путь развития;
2) в 2011-2012 годах научные исследования и разработки выполняли 11 организаций, из которых 5 являлись научно-исследовательскими организациями, 2 - конструкторскими бюро, 3 - высшими учебными заведениями и 1 организация относится к категории "прочие", еще около 30 организаций занимаются инновационной деятельностью в сфере промышленности, высоких технологий, организационных и маркетинговых инноваций, численность работников в организациях, выполняющих научные исследования и разработки, в 2011 году составляла 1990 человек, в 2012 году - 1625 человек;
3) в 2011 году вышеперечисленными организациями выполнен объем научно-технических работ на сумму 1835,9 млн рублей, доля фундаментальных исследований составила 24,7%, прикладных исследований - 17,1%, разработок - 58,2%, внутренние затраты организаций на научные исследования и разработки в 2011 году составили 1310 млн руб., в 2012 году - 989,3 млн руб;
4) основной системной проблемой развития научно-технической сферы является отставание темпов развития сектора исследований и разработок и несоответствие его структуры растущему спросу предпринимательского сектора на передовые технологии; в результате несбалансированности инновационной системы предлагаемые калининградским сектором исследований и разработок отдельные высокие научные результаты не находят применения в экономике Калининградской области;
5) очевидно, что при отсутствии программной поддержки в сфере развития науки и инноваций вероятный сценарий развития событий будет заключаться в сохранении имеющегося областного сектора исследований и в развитии узкого сектора науки, сконцентрированного на ограниченном числе организаций, а также в создании сети малых предприятий, удовлетворяющих спрос на небольшие заказные инновационные проекты.
53. С целью научного обеспечения повышения конкурентоспособности промышленности и других направлений экономики Калининградской области необходимо:
1) определить приоритетные направления развития областной науки, научно-технической и инновационной деятельности;
2) сформировать новые организационные, правовые и финансовые механизмы управления развитием научной, научно-технической и инновационной деятельности;
3) обеспечить расширенное воспроизводство кадрового потенциала для научной, научно-технической и инновационной сферы;
4) сформировать инфраструктуру, обеспечивающую коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
54. Основными секторами экономики Калининградской области, в которых сосредоточен основной научно-технический и инновационный потенциал, являются:
1) промышленный сектор, который включает различные конструкторские бюро и исследовательские лаборатории в промышленных организациях всех форм собственности, из почти 6 тысяч крупных и средних промышленных организаций в Калининградской области около 30 имеют научно-инновационные подразделения (ОАО "ПСЗ "Янтарь", ОАО "Балткран", ОАО "Кварц", ООО "Завод "Калининградгазавтоматика" и другие);
2) отраслевой сектор, который включает научно-технические организации сугубо отраслевого характера: Атлантический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, федеральное государственное унитарное предприятие "Опытное конструкторское бюро "Факел", Калининградскую научно-исследовательскую испытательную сельхозстанцию; кроме того, за последние годы появились новые небольшие организации инновационного характера, специализирующиеся на разработке информационных технологий;
3) академический сектор, который включает научные организации РАН, расположенные на территории Калининградской области - Атлантическое отделение Института океанологии РАН, Западное отделение Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН, Биологическую (орнитологическую) станцию РАН, отделения отраслевых академий (транспорта, информатики и пр.) и другие организации;
4) вузовский сектор, который представлен научно-исследовательскими секторами высших учебных заведений Калининградской области: федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет", Калининградского филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет", ряда филиалов государственных вузов гуманитарного профиля, а также учебных заведений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации"; вышеперечисленные учебные заведения высшего профессионального образования располагают значительным научным кадровым потенциалом, лабораторной базой и современными фондами научных библиотек, они способны осуществлять исследования по 70 научным направлениям: морское рыбное хозяйство и рыбоводство, машиностроение и металлообработка, энергетика, физика, химия, биология, математика, информатика, экология, социально-экономические исследования, обработка янтаря, технологии пищевых продуктов, холодильная техника, судостроение и судоремонт и т.д., представляя собой крупный резерв инновационного развития экономики Калининградской области.
55. Наиболее актуальными задачами, решение которых необходимо для разработки программы инновационного развития Калининградской области, являются:
1) создание благоприятного инвестиционного климата для развития инновационного потенциала Калининградской области;
2) создание эффективной системы мотивирования субъектов малого и среднего предпринимательства для создания высокотехнологичных производств и осуществления инновационной деятельности;
3) развитие инфраструктуры инновационной деятельности Калининградской области;
4) совершенствование правовой основы для развития научно-технической и инновационной деятельности в Калининградской области;
5) расширение межрегиональной и международной кооперации всех инновационных организаций.
56. Основными механизмами решения перечисленных задач являются:
1) стимулирование создания новых организаций, выпускающих высокотехнологичную продукцию;
2) формирование конкурентоспособного научно-технического сектора экономики Калининградской области, обладающего устойчивым и долговременным потенциалом роста и опирающегося на инновации и интеллектуальные ресурсы.
57. Возможными сценариями (вариантами) реализации планов инновационного развития экономики Калининградской области являются:
1) инвестиционный вариант, при реализации которого осуществляется формирование территориальных и отраслевых центров развития научно-технологической базы; преимуществами данного варианта являются развитие научно-технологического потенциала для долгосрочного развития, повышение привлекательности научной деятельности для молодых специалистов, формирование институциональной базы исследований и разработок, реализация отдельных прорывных направлений научно-технического развития, а рисками - некорректность выбора направлений инвестиций, нерациональность состава закупаемых технологических комплексов, замораживание вложенных средств, неэффективность использования нового оборудования;
2) партнерский вариант, при реализации которого осуществляется развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в программах развития в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений; преимуществами данного варианта являются расширение круга инновационно-активных организаций, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации проводимых исследований и разработок, рациональность выбора направлений исследований, а рисками - "размывание" приоритетов технологического развития, смещение проводимых исследований и разработок к ближайшей перспективе, рост издержек организаций при реализации программ инновационного развития;
3) комплексный вариант учитывает все положительные аспекты и преимущества инвестиционного и партнерского вариантов и снижает риски при реализации программ инновационного развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.