Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Развитие малого и среднего предпринимательства в промышленном комплексе
60. Общая характеристика ситуации в сфере МСП:
1) По уровню развития МСП Калининградская область находится в числе лидеров среди субъектов Российской Федерации, уступая по количеству малых предприятий в расчете на 1 тыс. жителей только городам Москве и Санкт-Петербургу;
2) МСП является наиболее динамично развивающимся сектором экономики Калининградской области, доля организаций промышленности - субъектов МСП в общем количестве субъектов МСП Калининградской области (без индивидуальных предпринимателей) по итогам 2012 года составила 12,5%, в том числе: в добыче полезных ископаемых - 0,2%, в обрабатывающих производствах - 11,8%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 0,5%;
3) в 2012 году 2167 малыми предприятиями (без микропредприятий) в Калининградской области была получена выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг на сумму 99587,1 млн рублей, численность работающих в этих организациях составила 57,5 тысячи человек (из них 13,3% было занято в обрабатывающих производствах);
4) развитие МСП сдерживается проблемами организационного, административного, информационного, материально-технического, кадрового, финансового и правового характера, на комплексное решение которых направлена подпрограмма "Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2014-2020 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Калининградской области "Развитие промышленности и предпринимательства".
61. Государственная политика по созданию благоприятных условий для развития МСП в промышленном комплексе Калининградской области:
1) приоритеты государственной политики в области развития МСП согласуются с целями государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", а именно: создание условий для динамичного развития МСП в Калининградской области на основе формирования механизмов его поддержки;
2) Подпрограмма в свою очередь предполагает проведение исполнительными органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области постоянной работы по формированию благоприятных правовых, экономических и организационных условий, стимулирующих развитие предпринимательства в Калининградской области, создание новых и развитие существующих элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства, предоставляющей комплекс услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса, повышение эффективности системы финансовой, организационной, информационной, консультационной, юридической, образовательной поддержки, соответствующей потребностям предпринимательства, укрепление социального статуса и повышение престижа предпринимательства, вовлечение представителей бизнеса в процессы формирования и реализации государственной политики по развитию МСП, повышение общественной активности субъектов МСП;
3) использование возможностей созданных в стране институтов микрофинансирования субъектов МСП в рамках Подпрограммы должно способствовать ускорению процесса по замене организациями морально устаревшего и физически изношенного промышленного оборудования, используемого субъектами МСП, - главной причины, тормозящей динамичное развитие сферы МСП;
4) предусмотренные Подпрограммой мероприятия по развитию системы лизинга оборудования субъектами МСП открывают доступ субъектов МСП (через гарантийные фонды) к кредитным и иным финансовым ресурсам на реализацию модернизационных проектов; наличие механизмов субсидирования процентов по кредитам, привлекаемым субъектами МСП на перевооружение собственного производства, и получения субъектами МСП микрозаймов в микрофинансовых организациях по процентной ставке на уровне 10-12% создают дополнительные стимулы для дальнейшего развития сферы МСП в промышленном секторе Калининградской области.
62. Приоритетные направления государственной политики по созданию благоприятных условий для развития МСП в промышленном комплексе Калининградской области включают:
1) формирование условий для экономики лидерства и инноваций: создание новых инновационных организаций в промышленном секторе экономики;
2) создание в Калининградской области институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в целях стимулирования развития малого бизнеса в сфере промышленности и образования новых организаций, основывающихся на инновациях;
3) структурную диверсификацию промышленности, основанную на инновационном технологическом развитии, интеграции организаций высшего профессионального образования и системы научных исследований и промышленных разработок;
4) развитие инжинирингового бизнеса, инновационной инфраструктуры, институтов рынка интеллектуальной собственности на основе использования механизмов стимулирования инноваций;
5) формирование в Калининградской области новых центров промышленного развития (промышленных кластеров, промышленных зон, индустриальных парков и т.п.), опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и конкурентные преимущества Калининградской области.
63. Перечень задач, требующих решения для практической реализации указанных приоритетов, включает:
1) совершенствование правового поля, обеспечивающего развитие МСП на областном уровне;
2) развитие технологий финансовой и инвестиционной поддержки, повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП в Калининградской области;
3) формирование и развитие доступной инфраструктуры поддержки субъектов МСП в Калининградской области;
4) повышение доступности бизнес-образования для субъектов МСП;
5) пропаганда предпринимательства, стимулирование населения к осуществлению предпринимательской деятельности.
64. Перечень мероприятий, необходимых для решения перечисленных задач, включает меры институционального характера, в том числе:
1) поддержку системы лизинга технологического оборудования для модернизации производства путем субсидирования части затрат, связанных с уплатой субъектом МСП процентов по лизинговым договорам, субсидирования уплаты субъектом МСП первого взноса при заключении договоров лизинга оборудования, субсидирования процентной ставки по кредитам, взятым на реализацию модернизационных проектов, и компенсации расходов на приобретение оборудования - до 10 млн рублей на одного получателя поддержки, субсидирования части затрат субъектов МСП на компенсацию затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях (за исключением расходов на проезд к месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилых помещений и питание);
2) создание (капитализацию) областных гарантийных фондов для предоставления субъектам МСП поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и прочее) при недостаточности обеспечения по кредиту;
3) развитие системы микрофинансирования в интересах субъектов МСП, не имеющих возможности воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и так далее);
4) создание и развитие сети объектов инфраструктуры МСП (фондов /центров/ поддержки предпринимательства, Европейских Информационных Консультационных Центров, центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП) для содействия реализации высокотехнологичных проектов модернизации экономики;
5) формирование положительного образа предпринимателя и популяризацию роли предпринимательства;
6) развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства.
65. Характеристика мер государственного и правового регулирования:
1) в настоящее время сформирована и утверждена нормативная правовая основа, необходимая для реализации Подпрограммы; в дальнейшем разработка и утверждение дополнительных нормативных правовых актов будет обусловлена:
- изменениями федерального законодательства;
- изменениями законодательства Калининградской области;
- принятыми управленческими решениями;
2) меры налогового, таможенного и иные меры, кроме нормативно-правового, государственного регулирования, в сфере реализации Подпрограммы не предусмотрены;
3) для оценки эффективности решения перечисленных задач планируется использовать следующие показатели:
- количество субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере промышленности;
- количество субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере промышленности и получивших государственную поддержку;
- количество вновь созданных рабочих мест в сфере промышленности в секторе МСП.
66. Результаты реализации целевой программы Калининградской области "Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы" характеризуется следующими показателями:
1) созданы 6 Фондов (Центров) поддержки предпринимательства при финансовой поддержке Правительства Калининградской области и организационной поддержке государственного автономного учреждения Калининградской области "Фонд поддержки предпринимательства" и администраций муниципальных образований Калининградской области;
2) создано два Европейских Информационных Консультационных Центра;
3) создана микрофинансовая организация - фонд "Фонд микрофинансирования Калининградской области", которым выдано 123 микрозайма на общую сумму 109,5 млн руб.;
4) Гарантийным фондом выдано 115 поручительств банкам-партнерам на сумму 600,6 млн руб.;
5) за счет реализации Подпрограммы с 2014 года ежегодно будет создаваться не менее 800 новых рабочих мест, работающих в основном в неторговом секторе экономики.
67. Ожидаемыми результатами реализации мероприятий Подпрограммы являются:
1) общее увеличение количества субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, не менее чем на 15%;
2) ежегодное увеличение не менее чем на 5% количества субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере промышленности получивших государственную поддержку;
3) ежегодное увеличение не менее чем на 5% количества вновь созданных рабочих мест в сфере промышленности.
68. В реализации Подпрограммы также могут принимать участие:
1) созданный Правительством Калининградской области фонд "Фонд поддержки предпринимательства Калининградской области", в составе которого выделено структурное подразделение поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП в Калининградской области для реализации мероприятий по государственной поддержке субъектов МСП, предусмотренных Подпрограммой;
2) фонд "Гарантийный фонд Калининградской области", целью которого является предоставление субъектам МСП поручительства, необходимого при получении в банке кредитов на развитие бизнеса, при недостаточности залогового обеспечения;
3) фонд "Фонд микрофинансирования Калининградской области", одним из эффективных инструментов в достижении более свободного доступа малых предприятий к источникам финансирования является микрофинансирование, это позволяет начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории;
4) муниципальные образования Калининградской области;
5) государственные корпорации;
6) акционерные общества с государственным участием;
7) общественные, научные и иные организации;
8) государственные внебюджетные фонды;
9) любые иные коммерческие и некоммерческие организации при условии обоснованности их участия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.