Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Анализ текущего состояния промышленности Калининградской области
3. Промышленность является ведущей отраслью экономики Калининградской области и развивается более высокими темпами, чем в среднем по России. Доля промышленной продукции Калининградской области в экономике Российской Федерации в период 2002-2012 годов возросла с 0,3% до 0,96%. При этом объем промышленной продукции в 2012 году составил 96,8% от уровня 1990 года (в целом по России - 82,8%).
4. Промышленность включает в себя такие виды экономической деятельности, как:
1) добыча полезных ископаемых;
2) обрабатывающие производства;
3) производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
5. Состояние промышленности Калининградской области по итогам 2012 года характеризуется следующими показателями:
1) доля промышленности в объеме ВРП - 30,3%;
2) доля добычи полезных ископаемых - 4,8%;
3) доля обрабатывающих производств в объеме ВРП - 22,2%;
4) производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,3%;
5) количество организаций в сфере промышленности на 01 января 2013 года - 5505 единиц;
6) количество организаций обрабатывающих производств - 5137 единиц;
7) среднесписочная численность работников в организациях промышленности (без учета малых предприятий) - 67,771 тысячи человек;
8) среднесписочная численность работников в организациях промышленности с учетом малых предприятий 84,6 тысячи человек;
9) среднесписочная численность работников в организациях обрабатывающих производствах (без учета малых предприятий) - 47,692 тысячи человек;
10) среднесписочная численность работников в организациях обрабатывающих производствах (с учетом малых предприятий) - 69,5 тысячи человек;
11) доля налоговых поступлений, обеспеченных промышленными организациями, в общем объеме налоговых поступлений в бюджеты всех уровней превысила 55%;
12) объем отгруженной продукции собственного производства в стоимостном выражении составил 363141 млн рублей;
13) индекс промышленного производства к 2011 году - 101,9% (в среднем по Северо-Западному федеральному округу (далее - СЗФО) - 102,6%);
14) индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - 103,2% (в среднем по СЗФО - 104,7%);
15) индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 92,3% (в среднем по СЗФО - 97,9%);
16) индекс производства по виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 106,6% (в среднем по СЗФО - 100,1%);
17) объем инвестиций в основной капитал в промышленности - 20180,4 млн рублей (41% в общем объеме инвестиций в основной капитал);
18) доля добычи полезных ископаемых в общем объеме промышленного производства - 4,7%;
19) доля обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства - 89,7%;
20) доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды в общем объеме промышленного производства - 5,6%;
21) внешнеторговый оборот Калининградской области за 2012 год составил 14547,9 млн долларов США (119,5% к уровню 2011 года); импорт составил 85,2% товарооборота;
22) в товарной структуре экспорта в 2012 году первое место заняла продукция машиностроения, доля которой составила 43,1% от общего стоимостного объема экспорта Калининградской области (увеличение стоимостного объема составило в 8,1 раза), второе место заняла продовольственная продукция, доля которой составила 26,8% от экспорта Калининградской области (увеличение стоимостного объема на 27%);
23) в товарной структуре импорта главными статьями являются машиностроительная продукция и продовольственные товары, доля которых в стоимостном объеме общего импорта составляет 58,7% и 19,9% соответственно;
24) крупнейшими организациями-экспортерами и организациями-импортерами за 2012 год стали 18 организаций по производству пищевых продуктов, транспортных средств и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химического производства, а также строительства, транспорта и логистики.
6. Важную роль для всестороннего развития Калининградской области играет минерально-сырьевая база, представленная месторождениями нефти, янтаря, торфа, песчано-гравийного материала, песка, глины, пресной и минеральной воды, лечебных грязей, калийной соли, каменной соли, бурых углей, в том числе:
1) несколько малых нефтяных месторождений на суше и на шельфе (действующие в режиме падающей добычи месторождение "Красноборское" и крупнейшее на Балтике месторождение "Кравцовское" (Д6), по состоянию на 01 января 2010 года Государственным балансом запасов учтено 35 нефтяных месторождений, разведанных на суше, и 2 - на шельфе Балтийского моря, общие балансовые запасы нефти на суше и море по категориям составляют около 49,2 млн тонн, извлекаемые запасы - около 11,7 млн тонн, в 2012 году добыто 1 046 тыс. тонн нефти против 1 137 тыс. тонн за аналогичный период 2011 года;
2) значительные запасы высококачественной каменной соли и торфа (общие запасы около 3 млрд тонн, крупнейшие месторождения - "Агильское", "Нестеровское", "Тарасовское", общая площадь распространения занимает более 1 тыс. кв. км);
3) запасы бурого угля (крупнейшие месторождения - "Грачёвское" (до 50 млн тонн) и "Мамонтовское");
4) Калининградская область обеспечена строительными материалами (песок, глина, гравийно-песчаные смеси), у побережья выявлены тяжелые пески, содержащие титан, цирконий и железо-марганцевые конкреции;
5) расположенные на больших глубинах минеральные воды с высокой степенью минерализации широко используются в пищевой промышленности и здравоохранении Калининградской области, на курортах Калининградской области используются местные лечебные грязи.
7. Общие экономические условия, сформировавшиеся в Калининградской области к настоящему моменту, были заложены федеральными законами от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и характеризуются законодательным закреплением режима свободной таможенной зоны, обеспечившим активизацию предпринимательской деятельности и оказавшим существенное влияние на реструктуризацию экономики Калининградской области.
8. За время действия вышеназванных федеральных законов в Калининградской области были созданы институциональные предпосылки для ее ускоренного социально-экономического развития в долгосрочном периоде. Получили развитие нетрадиционные для экономики Калининградской области конкурентоспособные виды экономической деятельности, были созданы новые промышленные организации по производству автомобилей, телевизионной техники и бытовой электроники, продуктов питания, мебели.
9. В рамках Концепции фактором, стимулирующим ускоренную адаптацию промышленности к работе в рыночных условиях без использования таможенных льгот при вывозе произведенной продукции на остальную территорию Российской Федерации и способствующим качественному росту, может рассматриваться отмена Федеральным законом от 06 декабря 2011 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия главы 8 "Переходные положения" Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", поскольку затрагивает интересы промышленных организаций, обеспечивающих занятость около 60 тыс. человек и производящих более 50% общего объема промышленного производства Калининградской области (на сумму около 180 млрд рублей) и напрямую или опосредованно использующих режим Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - ОЭЗ) и установленные льготы.
10. За время действия особых экономических механизмов Калининградской области удалось добиться определенных положительных результатов, в том числе:
1) в Единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области с 2006 года включено 135 организаций, из которых на текущий момент действующими являются 98, доля организаций обрабатывающих производств составляет 61%, доля организаций транспорта и связи - 21%, доля организаций по операциям с недвижимым имуществом, арендой и услугами - 8%, доля организаций сельского хозяйства и прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - по 2% соответственно;
2) общий объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций по представленным инвестиционным декларациям составляет 74757 млн рублей, фактически вложенных - 85017 млн руб., из которых 7502 млн руб. - в течение первого полугодия 2013 года;
3) на 01 июля 2013 года в организациях-резидентах фактически создано 10019 рабочих мест, из которых 880 рабочих мест - только за первое полугодие текущего года (при выходе организаций-резидентов на проектную мощность среднесписочная численность работников составит около 16 тысяч человек);
4) в первом полугодии 2013 года стоимостной объем товаров собственного производства, выполненных резидентами работ и оказанных услуг, составил 30052 млн рублей, в том числе объем произведенных товаров - 15269 млн рублей, оказанных услуг и выполненных работ - 14783 млн рублей, что выше аналогичного показателя прошлого года на 21,9%.
11. Указанный рост обеспечен увеличением объема производимой продукции 10 наиболее крупными производственными организациями-резидентами ОЭЗ.
12. На настоящий момент структура инвестиций резидентов ОЭЗ по видам экономической деятельности выглядит следующим образом:
1) производство продуктов питания - 30%;
2) транспорт - 24%;
3) девелопмент - 14%;
4) химическое производство - 8%;
5) производство телевизионной и другой бытовой электронной техники - 7%;
6) производство строительных материалов - 6%;
7) сельское хозяйство - 4%;
8) производство автомобилей - 3%;
9) прочие виды деятельности - 4%.
13. Объем выпадающих доходов бюджетов за 2012 год, образующийся в связи с использованием резидентами ОЭЗ особого порядка уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций в соответствии со статьей 288.1 и статьей 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации, составил 4298 млн рублей, в том числе: налог на прибыль - 3506 млн рублей, налог на имущество - 910 млн рублей. Данный показатель превысил уровень прошлого года на 20,3%, что связано как с вводом в эксплуатацию инвестиционных объектов, так и с ростом стоимостного объема оказанных услуг и отгруженной продукции по сравнению с 2011 годом. Согласно официальным данным Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области, сумма фактически уплаченных налогов резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней в 2012 году составила 4 млрд рублей, что на 5,6% меньше данного показателя 2011 года. За первое полугодие 2013 года сумма перечисленных резидентами ОЭЗ налогов составила 2,2 млрд рублей.
14. В настоящее время при существующих условиях наибольшее негативное влияние на конкурентоспособность промышленных организаций в Калининградской области оказывают следующие системные ограничения и локальные проблемы текущей деятельности:
1) территориальная оторванность и транспортная отдаленность Калининградской области от единого экономического пространства Российской Федерации, увеличивающие затраты организаций, связанные с транспортировкой продукции на территорию (за пределы территории) Калининградской области через территории Европейского союза и Республики Беларусь, создающие для экономики Калининградской области множество проблем и тормозящие ее развитие;
2) существенные правовые пробелы в законодательной и нормативной правовой базе в части применения механизма ОЭЗ в Калининградской области, что ограничивает способность хозяйствующих субъектов эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию;
3) отсутствие конкурентоспособной европейской специализации и ориентация производимой продукции на российский рынок - в Калининградской области не сложились конкурентоспособные кластеры, представляющие интерес в масштабе Балтийского региона и Европейского союза, преобладающая ориентация продукции Калининградской области на российские рынки (рыбная и пищевая промышленность, мебельное производство, сборка автомобилей и бытовой техники) в значительной степени зависит от имеющихся таможенных и налоговых преференций и, соответственно, условно конкурентоспособна;
4) ориентация на низкотехнологичные производства и дешевую рабочую силу резко снижает конкурентоспособность экономики Калининградской области и препятствует развитию инновационных производств, доля которых в структуре хозяйственной системы Калининградской области составляет менее 2%;
5) ограниченный режим хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности непосредственно на территории Калининградской области;
6) низкая обеспеченность территории Калининградской области элементами социальной и инженерной инфраструктуры и их высокий износ - значительная часть инженерной и социальной инфраструктуры Калининградской области представляет собой реконструированную инфраструктуру довоенного периода, в 23 муниципальных образованиях Калининградской области в замене нуждаются 360,9 км трубопроводов тепловых сетей, что составляет 42,6% от их общей протяженности, износ коммунальных тепловых сетей составляет более 60%, имеют место большие потери тепла (от 10,1% до 25,9%) и утечки теплоносителя, износ сетей водоснабжения составляет более 70%, из находящихся в эксплуатации 2340,3 км канализационных сетей 986,7 км нуждаются в замене, что составляет 42,2% от общей протяженности сетей, существующие объекты канализации и очистные сооружения довоенной постройки не обеспечивают качество очистки сточных вод до уровня современных международных экологических стандартов, 52% очистных сооружений работают с гидравлической перегрузкой и не выдерживают проектный режим очистки стоков, практически все внешние коммуникации (транспорт, связь, энергетика) проходят по территории иностранных государств, что создает потенциальные угрозы безопасности Калининградской области, неотъемлемой части Российской Федерации;
7) монотопливный топливно-энергетический баланс и неразвитость системы транспортировки энергоносителей - 75% топливно-энергетического баланса Калининградской области формируется на природном газе (выработка электроэнергии на его основе составляет 99%), поставки которого в Калининградскую область связаны с рисками транзита по территории сопредельных государств и роста цен на энергоносители; затруднения в транспортировке электроэнергии связаны с неразвитостью и высоким износом оборудования электросетевого комплекса и отсутствием свободных трансформаторных мощностей, массовое старение и износ энергетического оборудования опережают существующие темпы его реконструкции и замены;
8) высокая конкуренция со стороны зарубежных и отечественных производителей;
9) закрытость и ограниченность территории, создающая существенные трудности в привлечении квалифицированной рабочей силы из других субъектов Российской Федерации, - общая площадь земель Калининградской области, на которых запрещен или ограничен режим хозяйственной деятельности, а также регламентировано посещение иностранных граждан, составляет 4403,1 кв. км, или 28,27% территории Калининградской области, 110 населенных пунктов Калининградской области, в том числе и административные центры муниципальных образований Калининградской области (г. Гусев, пос. Янтарный, г. Светлый, г. Балтийск, г. Калининград, г. Советск, г. Черняховск, пос. Долгоруково, г. Ладушкин, г. Гвардейск, пос. Ново-Московское), полностью или частично находятся в запретных зонах или в районах с ограниченным режимом хозяйственной деятельности;
10) падение спроса на готовую продукцию, сокращение количества заказов, снижение объемов производства и реализации продукции, выручки организаций, их покупательской и кредитной способности;
11) снижение ценовой конкурентоспособности произведенной в Калининградской области продукции в связи с ростом ее себестоимости из-за увеличения цен на сырье и энергоносители, роста тарифов на тепловую и электрическую энергию, а также в связи с влиянием курсовой разницы валюты при закупках импортного сырья;
12) низкая инвестиционная активность организаций в связи с высокой стоимостью долгосрочных кредитных ресурсов и низким уровнем кредитоспособности организаций.
15. На преодоление вышеперечисленных ограничений и проблем, а также на формирование промышленных зон, индустриальных парков и промышленных кластеров, реализацию ряда масштабных инфраструктурных проектов направлены государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года, государственная программа Калининградской области "Развитие промышленности и предпринимательства".
16. Анализ развития обрабатывающих производств в Калининградской области позволил сформулировать основные принципы разработки Концепции:
1) применение кластерного подхода при разработке прогнозов и программ развития промышленности;
2) ориентация на инновационное развитие промышленности, создание новых технологий, производств и закрепление Калининградской области в перспективных нишах мировых рынков;
3) увеличение доли добавленной стоимости в объемах отгружаемой продукции, производимой на территории Калининградской области;
4) соблюдение экологических нормативов и новых технических регламентов, позволяющих выходить на внешние (экспортные) рынки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.