Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Калининградской области
от 10 октября 2014 г. N 697
Раздел XIII. Подпрограмма государственной программы "Обеспечение информационной безопасности детей и оборота информационной продукции в Калининградской области в 2014-2017 годах"
Паспорт
подпрограммы "Обеспечение информационной безопасности детей и оборота информационной продукции в Калининградской области в 2014-2017 годах"
Ответственный исполнитель подпрограммы "Обеспечение информационной безопасности детей и оборота информационной продукции в Калининградской области в 2014-2017 годах" государственной программы Калининградской области "Безопасность" (далее - подпрограмма 2): |
Министерство образования Калининградской области |
Соисполнители подпрограммы 2: |
1) Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области; 2) Агентство по делам молодежи Калининградской области; 3) Правительство Калининградской области; |
Участники подпрограммы 2: |
отсутствуют |
Цель государственной подпрограммы 2: |
создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи Калининградской области |
Задачи государственной подпрограммы 2 |
1) создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; 2) профилактика у детей и подростков интернет- зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; 3) внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств |
Целевые показатели и индикаторы государственной подпрограммы 2: |
1) доля образовательных организаций, имеющих программный продукт, обеспечивающий контент-фильтрацию интернет-трафика; 2) количество педагогических работников, ежегодно проходящих обучение в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций по программе образовательного модуля по вопросам обеспечения мер информационной безопасности детей; 3) доля обучающихся образовательных организаций, с которыми проводятся занятия по медиабезопасности; 4) доля участников образовательных отношений, охваченных занятиями по проблемам информационной безопасности; 5) доля образовательных организаций, использующих аппаратно-программные и технико-технологические устройства для обеспечения информационной безопасности детей; 6) количество информационных сообщений, публикаций, изданий, мероприятий по вопросам информационной безопасности детей |
Этапы и сроки реализации государственной подпрограммы 2: |
подпрограмма 2 реализуется в один этап; сроки реализации: 2014-2017 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 2 (с разбивкой по годам): |
финансирование мероприятий подпрограммы 2 за счет средств областного бюджета составляет 5435,2 тыс. рублей*, в том числе по годам: 2014 год - 1465,2 тыс. рублей; 2015 год - 1370 тыс. рублей; 2016 год - 1350 тыс. рублей; 2017 год - 1250 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 2: |
1) увеличение доли образовательных организаций, имеющих программный продукт, обеспечивающий контент-фильтрацию интернет-трафика, до 100%; 2) увеличение количества педагогических работников, ежегодно проходящих обучение в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций по программе образовательного модуля по вопросам обеспечения мер информационной безопасности детей, до 2000 человек; 3) обеспечение к 2017 году повышения доли обучающихся в образовательных организациях, с которыми проводятся занятия по медиабезопасности, до 70%; 4) обеспечение к 2017 году повышения доли участников образовательных отношений, охваченных занятиями по проблемам информационной безопасности, до 100%; 5) увеличение доли образовательных организаций, использующих аппаратно-программные и технико-технологические устройства для обеспечения информационной безопасности детей, до 100%; 6) увеличение количества информационных сообщений, публикаций, изданий, мероприятий по вопросам информационной безопасности детей до 400 единиц |
* Финансирование мероприятий подпрограммы 2 осуществляется в рамках целевых программ Калининградской области
Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
163. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной к детям.
164. Проблемы детства и пути их разрешения нашли свое отражение на федеральном уровне в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
165. Согласно положениям пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, терроризм и экстремизм, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
166. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что вызывает необходимость обеспечения информационной безопасности детей путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
167. На современном этапе главной задачей каждого родителя является ограждение детей от вредной и опасной информации. Данная обязанность, но в более широком смысле, входит и в обязанность государства, так как современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационных взаимодействий инфраструктур и субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации.
168. Серьезной и глобально значимой проблемой стало использование информационно-коммуникативных технологий для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности средств массовой информации, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную, в том числе экстремистскую и террористическую деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты и иные деструктивные организации.
169. При этом родители зачастую отстают от информационной грамотности своего ребенка, не подозревая, какой опасности он подвергается, сидя дома за компьютером, какой канал ребенок смотрит по телевидению и видео. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает.
170. В целях защиты детей от возможного негативного влияния информационной среды был принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон N 436-ФЗ), который регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от информации, содержащейся в информационной продукции.
171. В соответствии с Законом N 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 436-ФЗ;
4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера;
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилию, имя, отчество, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
172. Кроме того, в соответствии со статьей 5 Закона N 436-ФЗ к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий, в том числе информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
173. На сегодняшний день сложилось устойчивое понимание жителей Калининградской области, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области и подведомственных этим органам организаций о том, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях власти.
174. Реализация мероприятий подпрограммы 2 будет способствовать обеспечению концентрации усилий для решения задачи информационной безопасности детей, проведению единой политики, синхронизированной с федеральными инициативами, при решении задач информационной безопасности детей, развитию в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, средствах массовой информации, интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательной информации и контактов в сетях.
175. Подпрограмма 2 позволит создать условия для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации на территории Калининградской области, производства информационной продукции для детей.
Глава 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 2
176. Приоритеты и цели государственной политики в области информационной безопасности детей определены рядом нормативных правовых актов. Так, в Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, в статье 3 указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
177. Для формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" (далее - Указ Президента РФ N 761) утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 1274 "О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" образован Координационный Совет при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
178. В целях реализации Указа Президента РФ N 761 и реализации политики по улучшению положения детей в Калининградской области постановлением Правительства Калининградской области от 26 сентября 2012 года N 744 "О Концепции действий в интересах детей в Калининградской области на 2012-2017 годы" одобрена Концепция действий в интересах детей в Калининградской области на 2012-2017 годы (далее - Концепция), а Указом Губернатора Калининградской области от 16 января 2013 года N 8 "О комиссии по реализации Концепции действий в интересах детей в Калининградской области на 2012-2017 годы" образована комиссия по реализации Концепции. Реализация Концепции осуществляется по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Концепции.
179. Согласно Концепции решение первоочередных проблем детей и семей с детьми осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти Калининградской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений. Реализация комплексной областной семейной политики, политики поддержки семей с детьми, обеспечения доступа семей к различным социальным услугам, защиты прав детей и привлечения их к участию в общественной жизни является одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития Калининградской области.
Необходимость реализации данного направления областной политики также обозначена в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583, в которой проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение.
180. Для реализации данных направлений областной политики в интересах детей необходимо решать следующие проблемы:
1) совершенствовать областное законодательство в области защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
2) формировать надежную систему защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
3) создавать и внедрять программы обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию;
4) внедрять систему мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных организаций, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей;
5) создавать порталы и сайты, аккумулирующие сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулировать родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
6) создать в Калининградской области информационное пространство против насилия и жестокости в отношении детей.
Глава 3. Цель, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, этапов и сроков реализации подпрограммы 2
181. Целью подпрограммы 2 является создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи Калининградской области.
182. Поставленная цель достижима при решении следующих задач:
1) создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
2) профилактика у детей и подростков интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;
3) внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств.
183. При выполнении поставленной цели предполагается достижение следующего целевого показателя (индикатора) подпрограммы 2 - увеличение доли образовательных организаций, имеющих программный продукт, обеспечивающий контент-фильтрацию интернет-трафика, до 100%.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих результатов реализации подпрограммы 2:
1) увеличение количества педагогических работников, ежегодно проходящих обучение в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций по программе образовательного модуля по вопросам обеспечения мер информационной безопасности детей, до 2000 человек;
2) обеспечение к 2017 году повышения доли обучающихся в образовательных организациях, с которыми проводятся занятия по медиабезопасности, до 70%;
3) обеспечение к 2017 году повышения доли участников образовательных отношений, охваченных занятиями по проблемам информационной безопасности, до 100%;
4) увеличение доли образовательных организаций, использующих аппаратно-программные и технико-технологические устройства для обеспечения информационной безопасности детей, до 100%;
5) увеличение количества информационных сообщений, публикаций, изданий, мероприятий по вопросам информационной безопасности детей до 400 единиц.
184. Оценка результатов реализации подпрограммы 2 осуществляется на основе показателей, позволяющих определить качество выполнения мероприятий, степень решения задач и достижения цели.
Оценка достижения цели подпрограммы проводится посредством следующих индикаторов и показателей:
1) количество педагогических работников, ежегодно проходящих обучение в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций по программе образовательного модуля по вопросам обеспечения мер информационной безопасности детей. Данный показатель определяется суммарной численностью педагогических работников, прошедших ежегодное обучение по указанной теме.
2) доля образовательных организаций, имеющих программный продукт, обеспечивающий контент-фильтрацию интернет-трафика и использующих аппаратно-программные и технико-технологические устройства для обеспечения информационной безопасности детей, %. Данный показатель определяется по формуле
где
- количество образовательных организаций, имеющих программный продукт, обеспечивающий контент-фильтрацию и использующих аппаратно-программные и технико-технологические устройства для обеспечения информационной безопасности детей;
- общее количество образовательных организаций.
185. Реализация подпрограммы 2 направлена на создание комплексной системы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Результаты реализации подпрограммы 2 позволят увеличить количество информационных материалов по правилам безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", профилактике интернет-зависимости, игровой зависимости, предупреждения вовлечения детей в деятельность, нарушающую закон, а также представляющую опасность их здоровью и развитию, размещенных в печатных средствах массовой информации, информационно телекоммуникационной сети "Интернет", на радио и телевидении.
186. Подпрограмма 2 реализуется в один этап с 2014 по 2017 год без деления на этапы.
Глава 4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 2
187. С целью создания в Калининградской области безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей запланированы мероприятия по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе заключение соглашения по формированию в Калининградской области информационного пространства против насилия и жестокости в отношении детей, а также ряд мероприятий, направленных на привлечение внимания общества к проблеме жестокого обращения с детьми, повышение информированности граждан об ответственности за преступные посягательства в отношении детей.
188. Подпрограммой 2 предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям:
1) формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации;
2) внедрение системы исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств;
3) обеспечение максимальной информированности граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
189. Безопасную информационно-образовательную среду для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи Калининградской области позволят создать следующие виды деятельности:
1) организация и проведение мероприятий и обучающих занятий (лекций, семинаров, практикумов, тренингов, "круглых столов" и вебинаров), в том числе с применение дистанционных технологий по вопросам информационной безопасности детей, а также защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
2) организация разработки, изготовления и размещения методических и иных информационных материалов по вопросам безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", профилактики интернет-зависимости, игровой зависимости, предупреждения вовлечения детей в противоправную деятельность, нарушающую закон, в том числе террористическую и экстремистскую, а также представляющую опасность для их здоровья и развития, в печатных средствах массовой информации, на радио и телевидении, а также внедрение данных материалов в образовательную деятельность.
190. Перечень основных мероприятий подпрограммы 2 отражен в приложении N 2 к настоящей государственной программе.
Глава 5. Характеристика мер государственного и правового регулирования
191. В рамках реализации подпрограммы 2 принятие мер государственного и правового регулирования не предусмотрено.
Глава 6. Прогноз сводных показателей государственных заданий (работ) по этапам реализации подпрограммы 2
192. Оказание государственными учреждениями Калининградской области государственных услуг в рамках реализации подпрограммы 2 не предусмотрено.
Глава 7. Информация об участии муниципальных образований, государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы 2
193. Участие в реализации подпрограммы 2 муниципальных образований, государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов не предусмотрено.
Глава 8. Объемы финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 2
194. Финансирование подпрограммы 2 не предусматривает дополнительных средств из областного бюджета. Источники финансирования мероприятий подпрограммы 2 указаны в приложении N 5 "Объемы и источники финансирования мероприятий подпрограммы 2 (аналитическое распределение)" к государственной программе.
Глава 9. Анализ рисков реализации и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 2
195. Реализация подпрограммы 2 зависит от ряда рисков, которые могут оказать влияние на достижение ее результатов. В результате анализа выделены следующие виды рисков, снижающих вероятность полной реализации подпрограммы 2 и достижения поставленной цели и решения задач: финансовые, правовые и управленческие.
196. На реализацию подпрограммы 2 может повлиять риск финансового обеспечения (незначительный объем или недофинансирование мероприятий подпрограммы 2 потенциально возможны из-за дефицита областного бюджета).
197. К правовым рискам реализации подпрограммы 2 можно отнести риски, связанные с возможными изменениями в законодательстве на федеральном и областном уровнях, влияющими на осуществление полномочий ответственного исполнителя и соисполнителей мероприятий подпрограммы 2. Управление данными рисками возможно посредством осуществления своевременного мониторинга законодательства и внесения необходимых изменений в подпрограмму 2.
198. Управленческие риски связаны с перераспределением полномочий, принятием управленческих решений, влияющих на реализацию подпрограммы 2. Указанные риски могут повлиять на состав мероприятий и соисполнителей подпрограммы 2.
199. Для управления рисками в процессе реализации подпрограммы 2 предусматриваются следующие меры:
1) проведение мониторинга действующего законодательства, влияющего на выполнение подпрограммы 2;
2) регулярный мониторинг хода выполнения основных мероприятий подпрограммы 2, анализ и при необходимости корректировка показателей (индикаторов) и мероприятий подпрограммы 2;
3) перераспределение объемов финансирования основных мероприятий подпрограммы 2 в зависимости от приоритетности, динамики и темпов решения задач подпрограммы 2.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Калининградской области от 10 октября 2014 г. N 697 "О внесении изменения и дополнений в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.