Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Калининградской области
от 21 октября 2014 г. N 720
Раздел XI. Подпрограмма государственной программы "Доступное и комфортное жилье"
Паспорт
подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства в Калининградской области в 2016-2020 годах" (далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы: |
Министерство строительства Калининградской области |
Соисполнители подпрограммы: |
Министерство образования Калининградской области; Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области |
Участники подпрограммы: |
органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области (далее - органы местного самоуправления); некоммерческое партнерство - Калининградское региональное объединение работодателей "Союз строителей"; организации строительной сферы, привлекаемые для реализации подпрограммы в порядке, установленном законодательством |
Программно-целевые инструменты подпрограммы: |
не применяются |
Цель подпрограммы: |
создание эффективного механизма профессиональной подготовки работников строительной отрасли и системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов для строительного комплекса Калининградской области в целях реализации задач, установленных Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2020 года, Государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", Федеральной целевой программой "Жилище", Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583 |
Задачи подпрограммы: |
1) формирование постоянно действующего механизма планирования модернизации системы профессионального образования в Калининградской области на основании прогноза потребности в специалистах строительной отрасли на средне- и долгосрочную перспективу; 2) мониторинг кадрового потенциала строительной отрасли; 3) обеспечение повышения количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования; 4) формирование эффективных моделей государственно-частного партнерства для управления реализацией подпрограммы; 5) повышение престижа рабочих специальностей, "омоложение" отрасли; 6) обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в Калининградской области |
Целевые показатели и индикаторы подпрограммы: |
показатели, которые необходимо достигнуть к 2020 году: 1) обеспечение количества специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальностям промышленного строительства и предприятий строительной индустрии: - высшего профессионального образования (далее - ВПО) до 1945 человек; - среднего профессионального образования (далее - СПО) - до 7368 человек, ежегодный выпуск специалистов строительных специальностей: - ВПО - до 220 человек; - СПО - до 1000 человек; 2) обеспечение профессиональной переподготовки специалистов строительных специальностей - до 650 человек; 3) обеспечение повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования - до 530 человек |
Этапы и сроки реализации подпрограммы: |
реализация мероприятий подпрограммы осуществляется в один этап, в 2016-2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы: |
объем финансирования подпрограммы из внебюджетных источников составляет 8145 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2016 год - 1075 тыс. рублей; 2017 год - 1400 тыс. рублей; 2018 год - 1670 тыс. рублей; 2019 год - 1900 тыс. рублей; 2020 год - 2100 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы: |
1) обеспечение потребности в высококвалифицированных специалистах для строительного комплекса Калининградской области; 2) повышение количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования; 3) обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда строительной отрасли Калининградской области; 4) повышение уровня занятости; 5) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников строительной отрасли; 6) рост престижа строительных профессий. |
Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
70. Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, на 01 января 2013 года объем жилищного фонда на территории Калининградской области составляет 23232,9 тыс. кв. м общей площади. Площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Калининградской области, составляет 24,3 кв. м.
71. На территории Калининградской области проживает 957,28 тыс. человек. На учете в муниципальных образованиях Калининградской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 01 января 2013 года состоит 26943 семьи, что меньше уровня 2012 года на 1%.
72. Основным направлением государственной жилищной политики, установленным в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализация которого в Калининградской области началась в 2006 году, является повышение доступности жилья путем увеличения объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
73. Основными инструментами реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Калининградской области в период с 2006 по 2013 год являлись:
1) Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2001 года N 866;
2) Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2010 года N 1050;
3) целевая программа Калининградской области "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 22 октября 2010 года N 944.
74. В рамках реализации перечисленных программ в 2013 году введено в эксплуатацию 1168 жилых домов на 8607 квартир общей площадью 629,5 тыс. кв. м, что составляет 108,2% по отношению к уровню 2012 года. Обеспеченность жилыми помещениями на одного жителя Калининградской области в 2013 году составила 24,7 кв. м общей площади. Ввод в эксплуатацию общей площади жилья в расчете на одного жителя Калининградской области в 2013 году составил 0,66 кв. м, что выше среднероссийского. Данный показатель по Российской Федерации в 2012 году составил 0,46 кв. м, по Северо-Западному федеральному округу - 0,42 кв. м.
75. Одним из важнейших факторов реализации поставленной Президентом Российской Федерации задачи обеспечения к 2020 году увеличения объемов ввода жилья до уровня не менее 1 квадратного метра общей площади жилья в год в расчете на каждого гражданина Российской Федерации выступает кадровое обеспечение строительного комплекса.
76. Успешное выполнение задач по строительству объектов в Калининградской области напрямую зависит от обеспеченности строительной отрасли квалифицированными специалистами.
77. В целом проблема дефицита кадров связана с ростом объемов строительных работ. Сегодня практически каждая строительная организация испытывает нехватку квалифицированных специалистов. К наиболее дефицитным и востребованным профессиям в строительстве относятся каменщик, бетонщик, крановщик, монтажник, кровельщик, электрогазосварщик, плотник, слесарь по сборке металлоконструкций, плиточник, вязальщик арматуры.
78. Кадровый потенциал строительной отрасли по состоянию на 01 января 2014 года составлял более 36,15 тысячи человек (из них 19,5 тысячи человек занято в строительстве жилья) и включал в себя следующие категории работников:
1) руководители и специалисты строительных организаций (7,97 тысячи человек);
2) рабочие строительных профессий (28,18 тысячи человек). Отрицательным моментом является незначительная доля молодежи в строительном комплексе: средний возраст работников составляет около 40 лет.
79. Обеспеченность строительной отрасли кадрами достигает 94% при ежегодной динамике сменяемости кадров около 6%, естественная убыль кадров (пенсия, увольнение по возрасту, болезни, увольнение по собственному желанию, в связи с переменой места жительства, сменой вида деятельности и др.).
80. Динамика объемов строительства и численности занятых в сфере строительства по годам представлена в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Год |
Годовой объем ввода жилья, тыс. кв. м |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" (млрд рублей) |
Среднегодовая численность занятых в экономике Калининградской области по видам экономической деятельности, человек |
|
строительство в целом |
строительство жилья |
||||
1. |
2012 |
581,7 |
26,7 |
36000 |
19000 |
2. |
2013 |
629,5 |
29,6 |
36150 |
19100 |
81. Одна из задач эффективного кадрового обеспечения экономического роста является развитие системы многоуровневого, профессионального образования Калининградской области, повышение эффективности обеспечения секторов экономики востребованными кадрами необходимой квалификации.
82. Серьезным фактором, влияющим на развитие профессионального образования, продолжает оставаться демографическая ситуация. За последние годы численность школьников сократилась более чем на 13,2 тысячи человек, или на 16%, что оказало и продолжает оказывать влияние на контингент обучающихся, особенно в старших классах.
83. В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы профессионального образования. Если в 2006 году начальное и среднее профессиональное образование получали свыше 20 тысяч человек, высшее - около 50 тысяч, то в 2010 году - 15,5 тысячи и 43,2 тысячи соответственно, в 2011 году - 11,6 тысячи и 35,3 тысячи соответственно, в 2012 году - 10,9 тысячи и 44,3 тысячи соответственно, в 2013 году - 10,2 тысячи и 43,6 тысячи соответственно. Сокращение притока студентов в 2013 году по сравнению с 2006 годом произошло практически в два раза.
84. В целом, сложившаяся структура подготовки рабочих кадров в учреждениях среднего профессионального образования Калининградской области ориентирована на существующую потребность. Впервые в 2012 году государственное задание было сформировано по результатам открытого конкурсного отбора для установления контрольных цифр приема граждан для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета на 2013-2014 учебный год в объеме 1602 человека по 61 специальности, также установлены контрольные цифры приема по программам профессионального образования в объеме 1666 человек. Контрольные цифры приема снижены по специальностям экономического, управленческого, гуманитарного направлений подготовки, где отмечен наименьший процент трудоустройства выпускников. Количество бюджетных мест для приема по строительным специальностям увеличено.
85. В Калининградской области 12 образовательных учреждений осуществляют подготовку кадров для отрасли строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства:
1) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" (далее - ФГБОУ ВПО "КГТУ"), г. Калининград;
2) федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" (далее - ФГАОУ ВПО "БФУ им. И. Канта"), Градостроительный колледж, г. Калининград;
3) государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области "Колледж предпринимательства", г. Калининград;
4) государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования Калининградской области "Индустриально-педагогический институт", г. Черняховск;
5) государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области "Промышленно-строительный техникум", г. Калининград;
6) государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация "Техникум отраслевых технологий", г. Светлый;
7) государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация "Гусевский агропромышленный колледж", г. Гусев;
8) государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация "Технологический колледж", г. Советск;
9) государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация "Озерский техникум природо-обустройства", г. Озерск;
10) Автономная некоммерческая организация "Калининградский бизнес-колледж", г. Калининград;
11) государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация "Колледж сервиса и туризма", г. Калининград;
12) государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области "Полесский техникум профессиональных технологий".
86. В настоящее время разработаны свыше 40 образовательных программ подготовки специалистов по таким специальностям, как мастер отделочных строительных работ, каменщик, техник по специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", маляр, облицовщик-плиточник и др. По укрупненной группе 270000 "Архитектура и строительство" обучается свыше 4000 тыс. человек на всех уровнях образования. В 2012-2013 годах подготовлено 2290 специалистов. Из них 25% выпускников получили высшее образование и 75% выпускников получили среднее специальное образование. В 2014 году планируется выпустить около 900 человек (180 с высшим образованием и около 720 человек со средним специальным образованием).
87. Востребованность выпускников на рынке труда определяется трудоустройством выпускников. Трудоустройство выпускников по строительным специальностям составляет около 95%. В центрах занятости по состоянию на ноябрь месяц текущего года состоят 10 выпускников, имеющих специальности строительных квалификаций. Для обеспечения трудоустройства и занятости выпускников в учреждениях профессионального образования созданы службы содействия трудоустройству выпускников и взаимодействия с работодателями.
88. По информации Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области, в ноябре 2013 года востребованы 3052 вакансии строительных специальностей, в том числе в г. Калининграде - 1507 вакансий. Основные востребованные специальности - арматурщик, бетонщик, каменщик, стропальщик.
89. На базе учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Министерства образования Калининградской области, совместно с ведущими предприятиями Калининградской области, а также в рамках международного сотрудничества созданы 2 ресурсных (образовательных) центра по направлению "Строительство и ЖКХ" (государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области "Промышленно-строительный техникум", государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация "Технологический колледж"). На базе ресурсных центров проходят подготовку студенты колледжа, взрослое население Калининградской области по 25 профессиям, дополнительную профессиональную подготовку (повышение квалификации) по специальностям: штукатур, маляр, каменщик, арматурщик, слесарь-сантехник, облицовщик синтетическими материалами, кровельщик по стальным кровлям, электрогазосварщик.
90. В ресурсных центрах созданы условия для получения студентами учреждений профессионального образования рабочих профессий, получения обучающимися смежных профессий, а также условия для краткосрочной подготовки, переподготовки, повышения квалификации граждан по заявкам предприятий, служб занятости населения.
91. В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями учебное заведение имеет возможность выполнять свое главное предназначение - предоставлять качественную профессиональную подготовку по специальностям и профессиям, востребованным в настоящее время на рынке труда.
92. Проблема обеспечения строительных организаций квалифицированными рабочими кадрами имеет первостепенное значение. Анализ системы трудоустройства выпускников образовательных учреждений показывает, что выпускники неохотно идут на работу в строительную отрасль. Причиной такой ситуации на рынке труда являются объективные факторы - это интенсивные, физически тяжелые условия и невысокий уровень заработной платы. Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в строительных организациях Калининградской области за 2013 год по виду экономической деятельности составляет:
1) "строительство" - 24,6 тыс. рублей, 103,3% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года;
2) "производство прочих неметаллических минеральных продуктов" - 26,07 тыс. рублей, 107,2% к соответствующему периоду предыдущего года.
93. Актуальной остается проблема неудовлетворенной потребности образовательных учреждений в современном учебно-лабораторном и учебно-производственном оборудовании, программном и кадровом обеспечении.
94. Повышение качества подготовки специалистов, приведение структуры подготовки кадров в соответствие с реальными потребностями строительной отрасли, развитие материально-технической базы учебных заведений в настоящее время невозможно без создания системы участия работодателей в процессе подготовки кадров, без привлечения материальных и финансовых ресурсов бизнес-структур в образовательную сферу.
95. Наличие квалифицированных специалистов в сфере реставрации объектов культурного наследия является одним из основных условий эффективности деятельности по сохранению памятников истории и культуры. В Калининградской области в предыдущие десятилетия не была создана своя региональная школа реставраторов. Единственной попыткой системной подготовки специалистов в этой отрасли за последнее время был образовательный проект Министерства культуры Калининградской области и Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Калининградский государственный колледж градостроительства", который реализовывался в течение 2007-2009 годов в рамках областной целевой программы "Развитие культуры Калининградской области (2007-2013 годы)". Данный проект предполагал ежегодное повышение квалификации рабочих строительных специальностей по направлению "Реконструкция и техническая реставрация памятников архитектурного наследия". Учебная группа в составе 20 человек прошла обучение, теоретическую подготовку и практические занятия в Центре повышения квалификации реставрации в ФРГ. Однако данный проект не принес ожидаемых результатов.
96. В 2013 году Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области был проведен мониторинг потребностей в подготовке квалифицированных специалистов на базе учреждений ВПО и СПО Калининградской области в сфере реставрации и сохранения объектов культурного наследия (реставраторов, каменщиков, штукатуров и других), а также перспектив их трудоустройства. В мониторинге приняли участие 7 организаций, имеющих лицензии на проведение работ в сфере сохранения объектов культурного наследия. Информация о потребности в специалистах по специальностям в сфере строительства и охраны объектов культурного наследия Калининградской области с 2016 года по 2020 год представлена в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование специальности |
Количество человек специальности (профессии) по годам |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Всего |
||
1. |
Реставратор декоративно-художественных покрасок |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
50 |
2. |
Реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
75 |
3. |
Реставратор кровельных покрытий |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
75 |
4. |
Реставратор металлических конструкций |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
50 |
5. |
Реставратор памятников деревянного зодчества (произведений из дерева) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
50 |
6. |
Реставрация памятников каменного зодчества |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
75 |
97. Ежегодная потребность в специалистах-реставраторах составляет 75 человек (при повышении объемов работ по сохранению объектов культурного наследия на 20-30%).
98. Лицензию на осуществление профессиональной подготовки реставраторов в Калининградской области имеет ФГАОУ ВПО "БФУ им. Канта". Обучение специалистов из числа безработных граждан в текущем году в сфере реставрации в Калининградской области не проводилось.
99. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) период обучения по программам рабочих специальностей на базе основного общего образования составляет 2,5 года.
100. Образовательными учреждениями Калининградской области организована работа по повышению квалификации педагогических кадров и проведению практических стажировок мастеров производственного обучения.
101. В целях активизации учебной деятельности обучающихся, повышения качества их профессиональной подготовки, а также выявления талантливых специалистов ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства по строительным специальностям.
Определенным шагом на пути приведения качества профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда стало расширение системы социальных связей, основанных на частно-государственном партнерстве учреждений профессионального образования и работодателей, потребителей рабочей силы.
102. Современные требования работодателей к обучению высококвалифицированных рабочих и специалистов сегодня в определенной степени отражаются на стадии разработки учебно-программной документации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). При подготовке учебно-программной документации образовательного учреждения разрабатываются основные профессиональные образовательные программы (ОПОП), отражающие специфику данного образовательного учреждения, Калининградской области, потребности работодателей в рабочих, обладающих конкретными профессиональными знаниями.
103. В настоящее время существуют определенные трудности, такие как отсутствие конкурса на данные специальности при поступлении, множество отчислений из-за отсутствия мотивированного выбора профессии, невысокие заработные платы, отсутствие возможности оплаты практики студентов со стороны работодателей и ряд других причин.
104. Системный подход требует существенно изменить деятельность работодателей как заказчиков образовательных услуг. Строительным организациям необходимо перестроить свою кадровую политику и организовать работу с персоналом на основе кадровых прогнозов и планов, создать комплексную систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих на всех уровнях строительного производства и управления.
105. Образовательные учреждения готовы осуществлять подготовку и переподготовку кадров по строительным специальностям в более сжатые сроки обучения, проводить работу по организации целевого набора на условиях со финансирования со стороны работодателей, а также рассматривать вопросы по переподготовке взрослого населения.
106. По состоянию на 01 ноября 2013 года, количество вакансий в службе занятости населения Калининградской области составило 12459 единиц. По видам экономической деятельности основную долю составляют вакансии следующих отраслей: строительство (24%), обрабатывающее производство (20%), оптовая и розничная торговля (10%).
С начала 2013 года в сфере строительства заявлено более 10 тысяч вакансий. По профессиональному составу преобладает спрос на рабочие квалифицированные и неквалифицированные профессии (79,4% от общего количества вакансий).
Потребность в рабочих и специалистах по состоянию на 01 ноября 2013 года представлена таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Наименование профессий, должностей в соответствии с ОКПДТР |
Количество вакансий |
В том числе: в г. Калининграде |
1. |
Арматурщик |
246 |
63 |
2. |
Бетонщик |
547 |
278 |
3. |
Каменщик |
587 |
464 |
4. |
Кровельщик по стальным кровлям |
34 |
1 |
5. |
Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов |
47 |
26 |
6. |
Маляр |
186 |
42 |
7. |
Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций |
352 |
249 |
8. |
Облицовщик-плиточник |
26 |
16 |
9. |
Плотник |
76 |
6 |
10. |
Стропальщик |
183 |
89 |
11. |
Штукатур |
292 |
131 |
12. |
Электрогазосварщик |
164 |
126 |
13. |
Производитель работ |
23 |
16 |
14. |
Мастер в строительстве |
51 |
- |
15. |
Другие |
238 |
- |
16. |
Итого: |
3052 |
1507 |
107. По данным мониторинга рынка труда Калининградской области, на 01 декабря 2013 года в государственном казенном учреждении Калининградской области "Центр занятости населения города Калининграда" (далее - Центр занятости населения) на учете состояло 6452 незанятых трудовой деятельностью гражданина, из них 6209 человек имели статус безработных.
108. По составу среди безработных граждан преобладают женщины - 3551 человек, или 58,8%. Из общего количества зарегистрированных безработных граждан молодежь 16-29 лет составляет 1407 человек, или 23,3%, граждане, проживающие в сельской местности, - 2451 человек, или 40,6%, инвалиды - 592 человека, или 9,8%, дети-сироты - 111 человек или 1,8%.
109. По профессионально-квалификационному составу среди безработных граждан большинство составляют рабочие - 3749 человек (62%).
110. Уровень регистрируемой безработицы оценивается в 5,6% от численности экономически активного населения, которое по данным Росстата составляет в Калининградской области 526,9 тысячи человек (для справки по Российской Федерации на 01 сентября 2013 года уровень регистрируемой безработицы составил 6,6%, по Северо-Западному федеральному округу - 4,8%). Предельное 5-процентное значение регистрируемой безработицы, определенное трехсторонним соглашением между территориальными организациями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Калининградской области на 2011-2013 годы, превышено в Озёрском районе - 5,5%.
111. Доля трудоустроенных граждан от общего количества граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в 2013 году, составила 47,6%, граждан, относящихся к категории инвалидов, - 29,4% от числа обратившихся граждан данной категории.
112. Средний коэффициент напряженности рабочей силы на регистрируемом рынке труда (соотношение численности незанятых граждан в трудоспособном возрасте, зарегистрированных в Центре занятости населения, в расчете на заявленную вакансию) составил 0,5 (по Российской Федерации на 01 сентября 2013 года - 0,6, по Северо-Западному федеральному округу - 0,4).
113. Анализ профессионального состава безработных граждан и заявленных в Центре занятости населения вакансий на 01 декабря 2013 года показал, что из категории "специалисты и служащие" наиболее высокий коэффициент напряженности составляют специалисты по квалификации "юрист" - 3,5, наименьший коэффициент напряженности составляют специалисты квалификаций ("медицинская сестра", "врач") - 0,5.
Среди специалистов категории "квалифицированные рабочие" наиболее высокий коэффициент напряженности - по квалификации "квалифицированные рабочие" (швея, оператор связи) - 0,8, наименьший коэффициент напряженности - по квалификации работников строительных профессий - 0,04.
Среди специалистов категории "неквалифицированные рабочие" наиболее высокий коэффициент напряженности у сторожа (вахтера), машиниста котельной установки - 1,1, наименьший - у грузчиков - 0,3.
114. Из указанного количества безработных граждан (6,45 тыс. человек) численность работников строительной отрасли, имеющих официальный статус безработных, составляет 400 человек. При этом число квалифицированных рабочих, состоящих на учете в Центре занятости населения, составляет 230 человек.
115. Средний период продолжительности безработицы безработных граждан категории "работники строительной отрасли" составляет 4 месяца и связан прежде всего с сезонным фактором занятости (сокращением объемов работ в зимний период) и территориальной диспропорцией спроса на указанную рабочую силу.
116. Основная масса возводимых объектов жилищного и промышленного строительства в настоящее время осуществляется в западной части Калининградской области. В частности, численность безработных строителей в г. Калининграде на 01 мая 2013 года составила 37 человек, т.е. всего 1,5%.
Аналогичный показатель по г. Черняховску - 81 человек (9% от общего числа безработных), по г. Неману - 58 человек (7%), по г. Гусеву - 48 человек (6,9%).
117. Строящиеся в Калининградской области объекты уже сейчас обусловили дефицит рабочей силы, который в основном восполняется через систему профессиональной подготовки кадров и трудоустройства неработающих граждан. Довести трудовые ресурсы до объемов, необходимых для экономического роста, планируется за счет увеличения трудовых мигрантов. Наиболее востребованными рабочими профессиями (80% от общего количества строительных вакансий) являются бетонщик, каменщик, монтажник железобетонных конструкций, кровельщик, плотник, подсобный рабочий, штукатур, арматурщик, электросварщик ручной сварки и другие.
118. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Калининградской области, за прошедший период для работы в организациях строительного комплекса Калининградской области активно привлекаются рабочие из других субъектов Российской Федерации и граждане иностранных государств. В 2012 году в строительной отрасли было занято около 12 тыс. человек, в 2013 году количество привлекаемых мигрантов сохранилось на том же уровне.
119. Основной потребитель указанной рабочей силы - строительная отрасль (около 54% общих объемов, промышленное производство - 16%, сфера обслуживания - 29%).
120. В строительной отрасли квота составляла в 2012 году 10 тыс. иностранцев (т.е. 55% от общего числа иностранной рабочей силы), в том числе 46 человек - директорский состав, 93 человека - инженеры различной специализации, 7451 человек - квалифицированные рабочие строительных профессий 810 человек - подсобный и вспомогательный персонал.
121. Объемы привлечения иностранных работников строительных специальностей наиболее точно отражают потребность строительной отрасли Калининградской области в дополнительных трудовых ресурсах (до 25% от общего числа работающих).
122. Таким образом, вопрос подготовки кадров для строительной отрасли, особенно специалистов со средним профессиональным образованием, является острым и актуальным.
123. Среднестатистический ежегодный процент убытия специалистов из строительной отрасли (пенсия, увольнение по собственному желанию, миграция и др.) в Калининградской области составляет от 5,3% до 6,6%.
124. Достигнутые результаты государственной жилищной политики и сложившаяся в Калининградской области ситуация обусловливают необходимость определения новых стратегических целей и направлений государственной политики в сфере кадрового обеспечения задач строительства в Калининградской области, направленных на преодоление диспропорций на рынке труда, а также на создание условий для удовлетворения жилищных потребностей.
125. Для повышения доступности и комфортности жилья, создания благоприятной среды жизнедеятельности человека подготовлен комплекс мероприятий по улучшению качества профессиональной подготовки работников строительной отрасли, направленных на достижение стратегической цели подпрограммы.
Глава 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
126. Приоритеты государственной политики в жилищной сфере определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2001 года N 866, Государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 311, Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утверждённой постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583.
127. Государственная политика в сфере обеспечения задач строительства будет реализовываться в рамках следующих приоритетных направлений деятельности:
1) повышение доступности жилья посредством увеличения объемов строительства жилья, в первую очередь, жилья экономического класса;
2) учет потребности в кадрах (для существующих и строящихся предприятий) на территории Калининградской области, прогнозов социально-экономического развития Калининградской области, прогнозируемого изменения численности населения и основных направлений миграционных потоков, а также планов создания новых рабочих мест на территории Калининградской области и при организации промышленных кластеров.
128. В рамках повышения доступности жилья посредством увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, жилья экономического класса, строительная отрасль будет реализовываться путем повышения эффективности мер по обеспечению потребности строительных организаций в высококвалифицированных специалистах.
129. Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере строительства позволит обеспечить достижение стратегической цели подпрограммы по повышению доступности и комфортности жилья, качества жилищного обеспечения населения, формированию благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан.
Глава 3. Цель, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач подпрограммы
130. Стратегической целью подпрограммы является создание эффективного механизма профессиональной подготовки работников строительной отрасли и системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов для строительного комплекса Калининградской области в целях реализации задач, установленных Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2020 года, Государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", Федеральной целевой программой "Жилище", Стратегией социально- экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583.
131. Достижение цели подпрограммы осуществляется путем решения следующих задач:
1) формирование постоянно действующего механизма планирования модернизации системы профессионального образования в Калининградской области на основании прогноза потребности в специалистах строительной отрасли на средне- и долгосрочную перспективу;
2) мониторинг кадрового потенциала строительной отрасли;
3) обеспечение повышения количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования;
4) формирование эффективных моделей государственно-частного партнерства для управления реализацией подпрограммы;
5) повышение престижа рабочих специальностей, "омоложение" отрасли;
6) обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в Калининградской области.
132. Реализация основных мероприятий подпрограммы позволит:
1) создать минимально необходимые условия для строительных организаций по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении;
2) организовать систему непрерывной подготовки кадров строительного комплекса, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов строительных организаций;
3) увеличить приток специалистов и рабочих кадров, повысить уровень их закрепления в организациях строительного комплекса;
4) обеспечить трудовыми ресурсами внедряемые современные технологии, технику, повысить профессиональную востребованность молодежи;
5) повысить престиж рабочих специальностей и "омоложение" строительной отрасли;
6) обеспечить баланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в Калининградской области.
133. В рамках подпрограммы планируется обеспечить строительный комплекс Калининградской области необходимым кадровым потенциалом.
134. За 5 лет планируется обеспечить 11482 мест: для подготовки специалистов (5642 мест), переподготовки (3250 мест), повышения квалификации (2590 мест).
135. Прогноз подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для строительной отрасли Калининградской области на 2016-2020 годы представлен в таблице 4.
Таблица 4
N п/п |
Год |
Подготовка |
Переподготовка |
Итого |
Повышение квалификации |
Всего |
|||
Итого |
НПО* |
СПО |
ВПО |
||||||
1. |
2016 |
1005 |
- |
805 |
200 |
650 |
1655 |
510 |
2165 |
2. |
2017 |
1100 |
- |
885 |
215 |
650 |
1750 |
510 |
2260 |
3. |
2018 |
1147 |
- |
937 |
210 |
650 |
1797 |
515 |
2312 |
4. |
2019 |
1170 |
- |
945 |
225 |
650 |
1820 |
525 |
2345 |
5. |
2020 |
1220 |
- |
1000 |
220 |
650 |
1870 |
530 |
2400 |
6. |
Итого |
5642 |
- |
4572 |
1070 |
3250 |
8892 |
2590 |
11482 |
* НПО - начальное профессиональное образование.
136. Количество учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов строительных специальностей в процессе реализации подпрограммы, планируется сохранить на уровне 2013 года.
137. Очевидно, что спрос на специалистов строительных специальностей со средним и высшим образованием будет удовлетворен за счет специалистов, подготавливаемых в Калининградской области.
138. Для удовлетворения спроса на специалистов рабочих строительных специальностей необходимо увеличить привлечение безработных из других отраслей экономики Калининградской области путем их переобучения для дальнейшей занятости по виду деятельности "Строительство", а также путем увеличения числа специалистов из других субъектов Российской Федерации или иностранных граждан, имеющих образование по строительным специальностям.
139. Количество подготовленных специалистов с учетом положительной миграции из других субъектов Российской Федерации и иностранной рабочей силы в полном объеме будет восполнять убытие специалистов (в связи с уходом на пенсию и по другим основаниям), составляющее около 6% в год от общей численности занятых, и обеспечивать положительную динамику численности работающих в строительном комплексе Калининградской области.
140. Информационное обеспечение реализации мероприятий подпрограммы позволит отслеживать и оценивать кадровую ситуацию в строительной отрасли и предлагать пути ее улучшения на конкретных положительных примерах работы строительных организаций.
141. Ожидаемые результаты реализации мероприятий подпрограммы будут положительно влиять на стабилизацию и последующий рост объема строительных работ, в том числе и жилищного строительства.
142. Система целевых показателей реализации подпрограммы позволяет оценить кадровое обеспечение строительной отрасли, а также решить необходимые задачи.
143. Реализация мероприятий подпрограммы будет осуществляться в один этап в 2016-2020 годы. В силу постоянного характера мероприятий выделение отдельных этапов не предусмотрено.
144. В ходе реализации подпрограммы будет проводиться мониторинг кадрового потенциала строительного комплекса Калининградской области, корректировка показателей и выполнение мероприятий по взаимодействию Министерства строительства Калининградской области с некоммерческим партнерством Калининградским региональным объединением работодателей "Союз строителей" (далее - НИ КРОР "Союз строителей"), организациями строительной отрасли и учреждениями профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.
Глава 4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
145. Подпрограмма будет реализовываться посредством осуществления мероприятий подпрограммы.
146. Для достижения стратегической цели и решения поставленных задач планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение строительного комплекса Калининградской области специалистами, уровень профессиональной подготовки которых должен соответствовать современному и перспективному развитию строительной отрасли.
147. Задача N 1. Формирование постоянно действующего механизма планирования модернизации профессионального образования в Калининградской области на основании прогноза потребности в специалистах строительной отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.
Способы реализации:
1) проведение ежегодного мониторинга рынка труда и формирование прогноза потребности строительного комплекса Калининградской области в кадрах для реализации задач строительства государственной программы Калининградской области "Доступное и комфортное жилье";
2) проведение совещаний, семинаров и конференций по проблемам подготовки кадров и трудоустройства выпускников образовательных учреждений;
3) проведение сравнительного анализа соответствия существующих объемов и структуры подготовки по программам профессионального образования с потребностями строительного комплекса в трудовых ресурсах.
148. Задача N 2. Мониторинг кадрового потенциала строительной отрасли.
Способы реализации:
1) разработка и внедрение системы контрактного распределения выпускников;
2) поддержка молодых специалистов и студентов старших курсов строительных специальностей в прохождении практики в строительных организациях с возможностью последующего трудоустройства.
149. Задача N 3. Обеспечение повышения количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования.
Способы реализации:
1) мониторинг состояния ресурсного обеспечения процесса подготовки кадров для строительной отрасли в учреждениях профессионального образования Калининградской области: модернизация существующей ресурсной базы, обеспечение современной учебно-методической литературой и оборудованием;
2) организация и развитие постоянно-действующей системы подготовки и переподготовки кадров, повышения уровня квалификации для приоритетных направлений в строительстве в соответствии с потребностями рынка труда.
150. Задача N 4. Формирование эффективных моделей государственно-частного партнерства для управления реализацией подпрограммы.
Способы реализации:
1) подготовка специалистов для строительной отрасли на основании трехстороннего договора (работодатель, учебное заведение, студент), содействие в адаптации и закреплении специалистов в организациях;
2) организация стажировок преподавателей производственного обучения учреждений СПО, осуществляющих подготовку кадров для строительной отрасли;
3) заключение договоров на подготовку и повышение квалификации между образовательными учреждениями и организациями строительного комплекса;
4) разработка и тиражирование справочно-информационных, методических и рекламных материалов о профессиях и специальностях, методических материалов по профориентации;
5) организация и проведение смотров-конкурсов, мастер-классов и выставочных мероприятий с участием представителей предприятий и организаций;
6) организация научных конференций, семинаров, совещаний с участием научных обществ, профессиональных организаций строительного комплекса.
151. Задача N 5. Повышение престижа рабочих специальностей, "омоложение" отрасли.
Способы реализации:
1) разработка и тиражирование справочно-информационных, методических и рекламных материалов о востребованных на рынке труда профессиях и специальностях, методических материалов по профориентации;
2) организация и проведение смотров-конкурсов, мастер-классов и выставочных мероприятий с участием представителей организаций и предприятий;
3) организация и проведение научных конференций, семинаров, совещаний с участием студенческих научных обществ, профессиональных сообществ и организаций строительного комплекса;
4) организация и проведение международных специализированных строительных выставок "Фасад".
152. Задача N 6. Обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в Калининградской области.
Способы реализации:
1) содействие трудоустройству незанятых граждан строительных специальностей, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска работы (в том числе выпускников образовательных учреждений);
2) проведение ярмарок вакансий и рабочих мест, содействие в трудоустройстве незанятых граждан на вакантные рабочие места;
3) сбор и уточнение информации о потребностях в кадрах для решения задач строительства;
4) создание информационного банка данных резерва кадров строительных профессий с целью координирования государственного заказа по недостающим специальностям в системе профессионального обучения;
5) разработка и утверждение предложений по размещению государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов.
153. Мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 2 к государственной программе.
Глава 5. Характеристика мер государственного и правового регулирования
154. Для достижения цели, решения задач и обеспечения конечных результатов подпрограммы принятие дополнительных мер государственного и правового регулирования не требуется.
155. Меры государственной поддержки направлены на:
1) формирование постоянно действующего механизма планирования модернизации системы профессионального образования в Калининградской области на основании прогноза потребности в специалистах строительной отрасли на средне- и долгосрочную перспективу;
2) обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в Калининградской области.
156. В рамках реализации подпрограммы предусматривается оказание государственными образовательными бюджетными учреждениями Калининградской области государственных услуг (обучение).
157. В рамках подпрограммы объединяются все инструменты государственного регулирования, используемые для достижения целей государственной политики в сфере образования.
158. Министерство строительства Калининградской области ежегодно до 01 апреля года, следующего за отчетным, представляет в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области отчет о ходе реализации подпрограммы.
Глава 6. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
159. В результате предпринимаемых мер государственного регулирования задач строительства в Калининградской области планируется достижение следующих результатов:
1) обеспечение потребности в высококвалифицированных специалистах для строительного комплекса Калининградской области;
2) повышение количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышение квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования;
3) обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
4) снижение уровня безработицы;
5) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников строительной отрасли;
6) увеличение роста престижа строительных профессий.
Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы представлен в приложении N 4 к государственной программе.
160. Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать достижению показателя годового объема ввода жилья в 2020 году в объеме 1 кв. метр жилья на одного человека.
Глава 7. Информация об участии муниципальных образований, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
161. Координацию работы по реализации подпрограммы осуществляет Министерство строительства Калининградской области совместно с Министерством образования Калининградской области.
162. С целью обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти Калининградской области, некоммерческого партнерства Калининградского регионального объединения работодателей "Союз строителей" и руководителей организаций строительного комплекса (работодателей) при Министерстве строительства Калининградской области создана рабочая группа коллегии Министерства строительства Калининградской области.
163. Основными задачами рабочей группы являются:
1) организация и координация деятельности участников Подпрограммы по реализации намеченных мероприятий;
2) организация мониторинга и создание баз данных для регулирования отраслевой системы профессионального образования;
3) рассмотрение проблемных ситуаций, требующих согласованных действий участников подпрограммы;
4) формирование предложений по принятию нормативных правовых актов и методических документов для реализации подпрограммы.
164. Исполнители основных мероприятий подпрограммы в целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий подпрограммы:
1) обеспечивают разработку нормативных и иных правовых актов Калининградской области, ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы;
2) организуют работу по реализации мероприятий в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях, обеспечивают взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Калининградской области по вопросам реализации подпрограммы;
3) проводят (при необходимости) рабочие совещания по решению тактических задач и текущему выполнению мероприятий;
4) представляют установленные ежегодные отчетные сведения по вопросам реализации подпрограммы.
Глава 8. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
165. Объемы и источники финансирования подпрограммы:
финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы в период 2016-2020 годов - 8145 тыс. рублей.
Глава 9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
166. Анализ рисков реализации подпрограммы представлен в таблице 5.
Таблица 5
N п/п |
Группа рисков |
Риски |
Уровень влияния |
Меры управления рисками |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Внутренние риски |
несвоевременное перераспределение средств, определенных подпрограммой, в ходе исполнения подпрограммы |
умеренный |
контроль и мониторинг реализации мероприятий подпрограммы |
2. |
Внешние риски |
снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы, кризис банковской системы |
высокий |
- проведение комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы; - подготовка и проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности реализации мероприятий подпрограммы |
недостаточное финансирование мероприятий подпрограммы за счет внебюджетных источников |
высокий |
- определение приоритетов для первоочередного финансирования мероприятий подпрограммы |
||
возможные изменения федерального и регионального законодательства |
умеренный |
- проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве; - своевременное внесение изменений в действующие правовые акты и (или) принятие новых нормативных правовых актов Калининградской области, касающихся сферы реализации подпрограммы |
||
неготовность организаций и предприятий строительной отрасли к участию в реализации мероприятий подпрограммы |
умеренный |
- осуществление активного взаимодействия с организациями и предприятиями строительной отрасли - участниками подпрограммы, размещение на официальном сайте Министерства строительства Калининградской области информации о реализации подпрограммы и вносимых в нее изменениях |
Глава 10. Оценка эффективности подпрограммы
167. Оценка эффективности реализации подпрограммы будет ежегодно проводиться на основе мониторинга динамики целевых показателей за периоды реализации подпрограммы с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
168. Оценка эффективности реализации подпрограммы осуществляется путем анализа показателей с целью выявления отклонения фактических показателей и конечных результатов подпрограммы от плановых, установления причин возникших отклонений, принятия мер по выполнению показателей и улучшению качества планирования.
169. Для проведения оценки эффективности реализации подпрограммы используются данные отчетов исполнителей мероприятий подпрограммы.
170. Оценка эффективности реализации подпрограммы осуществляется по годам в течение всего срока реализации путем сопоставления планируемых и фактически достигнутых целевых показателей.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Калининградской области от 21 октября 2014 г. N 720 "О внесении изменений и дополнения в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.