Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства
социальной политики
Калининградской области
от 19 декабря 2014 г. N 515
Порядок
предоставления социальной услуги "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в значительной степени утративших способность осуществлять самообслуживание"
13 апреля, 15 сентября 2015 г.
Порядок предоставления социальной услуги "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в значительной степени утративших способность осуществлять самообслуживание" (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и определяет правила и условия предоставления социальной услуги "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в значительной степени утративших способность осуществлять самообслуживание".
1. Наименование социальной услуги
1.1. Наименование социальной услуги - "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в значительной степени утративших способность осуществлять самообслуживание" (далее - социальная услуга).
2. Стандарт социальной услуги "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в значительной степени утративших способность осуществлять самообслуживание"
2.1. Настоящий стандарт разработан в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и является неотъемлемой частью настоящего Порядка согласно приложению N 1 (далее - Стандарт).
3. Получатели социальной услуги
3.1. Получателями социальной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Калининградской области, беженцы, из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в установленном порядке.
4. Правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату
4.1. Социальная услуга предоставляется получателю социальной услуги бесплатно и за плату (частичную плату) на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях в соответствии с перечнем социальных услуг, утвержденным Законом Калининградской области от 11 ноября 2014 г. N 358 "О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области".
4.2. Социальные услуги предоставляются в соответствии со стандартом "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов с полной утратой способности осуществлять самообслуживание" и с учетом следующих требований:
- посещения получателя социальной услуги осуществляются в рабочие дни с понедельника по пятницу в соответствии с установленным поставщиком услуги графиком посещений получателей социальной услуги;
- посещения получателя социальной услуги проводятся с периодичностью 3 раза в неделю;
- при наличии выходных и праздничных дней более четырех дней подряд перерыв предоставления социальной услуги для одиноких и одиноко проживающих получателей социальных услуги, не имеющих родственников на территории муниципального образования, не может быть более трех дней подряд. В указанном случае на четвертый день поставщик услуги оказывает социальную услугу получателю социальной услуги.
4.3. Основанием для отказа получателю социальной услуги в предоставлении социальной услуги является:
1) пребывание получателя социальной услуги в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием токсических или наркотических веществ;
2) наличие у получателя социальной услуги медицинских противопоказаний на основании медицинского заключения государственного учреждения здравоохранения.
4.4. Поставщики социальных услуг оказывают услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его уставом (учредительными документами).
4.5. Поставщики социальных услуг обязаны осуществлять деятельность по предоставлению социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Калининградской области.
4.6. Получатель социальной услуги обязан соблюдать Правила поведения при предоставлении социальной услуги "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в значительной степени утративших способность к самообслуживанию", утвержденные поставщиком социальной услуги.
Поставщик социальной услуги знакомит получателя социальной услуги с Правилами поведения при предоставлении социальной услуги "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в значительной степени утративших способность осуществлять самообслуживание" под роспись, один экземпляр которого хранится у получателя социальной услуги.
4.7. Социальная услуга предоставляется получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Примерная форма договора на предоставление социальной услуги "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в значительной степени утративших способность осуществлять самообслуживание" устанавливается согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
4.8. Договор о предоставлении социальных услуг заключается между поставщиком социальных услуг и получателем социальной услуги или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются:
- положения, определенные индивидуальной программой получателя социальных услуг;
- стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
4.9. Социальная услуга предоставляется бесплатно:
а) несовершеннолетним детям;
б) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
в) получателям социальных услуг, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом Калининградской области от 11 ноября 2014 г. N 358 "О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области" (далее - предельная величина среднедушевого дохода).
4.10. Социальная услуга предоставляется за плату или частичную плату получателям социальной услуги в случаях, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную Законом Калининградской области от 11 ноября 2014 г. N 358 "О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области".
4.11. Размер ежемесячной платы за предоставление социальной услуги в форме социального обслуживания на дому рассчитывается в соответствии с размером платы за предоставление социальных услуг в Калининградской области и порядком её взимания, утвержденных приказом Министерства социальной политики Калининградской области, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода.
Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 13 апреля 2015 г. N 161 в пункт 4.12 настоящего приложения внесены изменения
4.12. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг.
Перерасчет платы за предоставление социальных услуг осуществляется:
1) на дату подачи получателем социальных услуг заявления о перерасчете платы за предоставление социальных услуг с приложением сведений о составе семьи, доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащего им (ему) имущества на праве собственности;
2) один раз в полугодие по инициативе поставщика услуг на основании запрашиваемых им сведений.
4.13. Поставщики социальной услуги обеспечивают защиту, обработку, хранение и использование персональных данных получателей социальной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.
4.14. При предоставлении социальных услуг поставщик социальных услуг обязан:
- соблюдать права человека и гражданина;
- обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей социальных услуг;
- обеспечить ознакомление получателей социальных услуг со своими правоустанавливающими документами, на основании которых поставщик социальных услуг осуществляет свою деятельность и оказывает социальные услуги;
- информировать получателей социальных услуг о правилах техники безопасности, пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования;
- исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на оказание услуг в форме полустационарного социального обслуживания.
4.15. При предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщик социальных услуг должен обеспечить условия доступности предоставления социальных услуг для получателей социальных услуг - инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности.
4.16. Получатель социальных услуг (его законный представитель) обязан своевременно в письменной форме информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг, об изменении состава семьи, доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащего им (ему) имущества на праве собственности.
4.17. Обязательства по предоставлению социальной услуги прекращаются по истечении срока обслуживания, предусмотренного индивидуальной программой и договором, либо в случае досрочного расторжения договора, а также при отказе получателя социальной услуги (его законного представителя) от предоставляемой социальной услуги на основании личного заявления получателя социальной услуги (его законного представителя).
4.18. Изменение или расторжение договора осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в случаях, предусмотренных договором.
4.19. При отказе получателя социальной услуги от предоставления социальной услуги при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение его социального положения, состояния здоровья, поставщик социальной услуги письменно разъясняет последствия принятого решения получателю социальной услуги или его законному представителю.
4.20. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу получателя социальной услуги.
4.21. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает поставщиков социальных услуг от ответственности за не предоставление социальной услуги.
4.22. При необходимости получателям социальных услуг оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
4.23. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с регламентами межведомственного взаимодействия, утвержденных Министерством социальной политики Калининградской области.
4.24. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе получателя социальной услуги.
4.25. Результатом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг и (или) расширение его возможностей обеспечивать свои основные жизненные потребности.
5. Требования к деятельности поставщика социальной услуги
5.1. Требования к поставщику услуги
5.1.1. Требования к документам, в соответствии с которыми осуществляется деятельность поставщика социальной услуги. В состав документов должны входить:
Устав учреждения;
порядок и стандарт предоставления социальной услуги;
руководства, правила, инструкции, методики работы с получателями социальной услуги и организации собственной деятельности;
эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру;
штатное расписание, правила внутреннего распорядка;
порядок принятия (зачисления) получателей социальных услуг на обслуживание и снятие с него;
иные документы, обеспечивающие надлежащее регулирование оказания социальных услуг.
5.1.2. Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления социальных услуг, определять методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы поставщика социальной услуги.
5.1.3. Эксплуатационные документы на имеющиеся у поставщика социальной услуги оборудование, приборы и аппаратуру должны способствовать обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
5.1.4. Документы должны быть актуальными.
5.2. Требования к помещениям, в которых поставщиком предоставляются социальные услуги
5.2.1. Здание (здания) или помещения, предназначенные для организации оказания социальных услуг должны быть доступны для получателей социальных услуг.
5.2.2. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
5.2.3. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, безопасности труда.
5.2.4. Занимаемая площадь помещений должна обеспечивать размещение персонала в соответствии с настоящим Порядком и настоящим Стандартом.
5.3. Специальное техническое оснащение поставщика (оборудование, приборы, аппаратура и т. д.)
5.3.1. Поставщик социальной услуги должен быть оснащен специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемой социальной услуги.
5.3.2. Специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
5.3.3. Неисправное специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратура, дающие при работе сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой.
5.4. Укомплектованность специалистами и их квалификация
5.4.1. Учреждение должно располагать необходимым для оказания социальной услуги числом специалистов.
5.4.2. Наличие в штате либо работающих по гражданско-правовым договорам специалистов:
в обязательном порядке: социальных работников;
при наличии потребности: специалист по социальной работе, заведующий отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Поставщик социальной услуги имеет право на свое усмотрение вводить иные должности для оказания социальной услуги.
5.4.3. Каждый специалист должен иметь соответствующие образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
5.4.4. Организация систематического повышения квалификации специалистов.
5.4.5. Наличие у специалистов каждой категории должностных инструкций, устанавливающих их обязанности и права.
5.4.6. Нагрузка на социальных работников определятся поставщиком услуги индивидуально, исходя из объема оказываемой социальной услуги, нормативов времени продолжительности оказания социальной услуги согласно настоящему Порядку, а также зоны обслуживания при продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю.
5.4.7. Обеспечение соблюдения при предоставлении социальных услуг Кодекса профессиональной этики работников системы социальной защиты населения Калининградской области.
5.5. Состояние информации о поставщике социальной услуги, порядке и правилах оказания социальных услуг (выполнения работ) населению
5.5.1. Состояние информации должно соответствовать требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
5.5.2. Наличие общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечение доступа к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в непосредственно в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте поставщика социальных услуг.
5.5.3. Обеспечение открытости и доступности информации:
- о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при их наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
- о структуре и об органах управления организации социального обслуживания;
- о форме социального обслуживания, видах социальных услуг, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на социальные услуги;
- о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
- о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
- о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (наличие оборудованных помещений для предоставления социальных услуг, в том числе библиотек, объектов спорта, наличие средств обучения и воспитания, условия питания и обеспечение охраны здоровья получателей социальных услуг, доступ к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети "Интернет");
- о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также оплачиваемых в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
- об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
- о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- о финансово-хозяйственной деятельности;
- о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре;
- о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и отчетов об исполнении указанных предписаний;
- о проведении независимой оценки качества оказания социальных услуг организациями социального обслуживания;
- перечень основных социальных услуг, предоставляемых учреждением;
- характеристики социальной услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;
- наименование стандартов социального обслуживания, требованиям которых должны соответствовать социальные услуги;
- взаимосвязь между качеством социальной услуги, условиями ее предоставления и стоимостью (для полностью или частично оплачиваемой услуги);
- возможность влияния получателей социальной услуги на качество социальной услуги;
- адекватные и легкодоступные средства для эффективного общения персонала с получателями социальных услуг;
- возможность получения оценки качества социальной услуги со стороны получателя социальной услуги;
- установление взаимосвязи между предложенной социальной услугой и реальными потребностями получателя социальной услуги;
- правила и условия эффективного и безопасного предоставления социальных услуг;
- гарантийные обязательства поставщика социальных услуг;
- о наличии собственной и внешней систем контроля за деятельностью поставщика социальных услуг"
- об иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.5.4. Поставщик социальной услуги должен иметь рабочее место, обеспеченное доступом к сети "Интернет", лицензионными программами и средствами защиты информации, должен обеспечить подключение к регистру получателей социальных услуг.
Поставщик социальной услуги обязан своевременно актуализировать информацию в регистре получателей социальных услуг.
5.6. Наличие собственной системы контроля за деятельностью по осуществлению социальных услуг
5.6.1. Наличие документально оформленной собственной системы контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию социальных услуг на их соответствие стандартам социального обслуживания, другим нормативным документам в области социального обслуживания граждан.
5.6.2. Система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с получателями услуг, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
5.7. Осуществление мер, направленных на повышение качества социальных услуг
5.7.1. Проведение самостоятельной оценки качества социальной услуги.
5.7.2. Создание условий для проведения независимой оценки качества оказания социальных услуг.
5.7.3. Выполнение предложений об улучшении качества социальных услуг, выработанных по результатам независимой оценки качества оказания социальных услуг.
5.7.4. Своевременное и качественное исполнение предписаний, направленных по результатам проверок контрольно-надзорных органов.
5.8. Требования к технологии оказания социальной услуги
5.8.1. Обеспечение условий для оказания услуги в соответствии со стандартом "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в значительной степени утративших способность осуществлять самообслуживание".
5.8.2. Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований безопасности при оказании социальной услуги получателям социальных услуг.
5.8.3. Наличие необходимой документации, регулирующий порядок обеспечения санитарно-гигиенических норм и требований безопасности.
5.8.4. Соблюдение сроков, объема, условий предоставления социальных услуг, а также мероприятий по социальному сопровождению, предусмотренных индивидуальной программой получателя социальной услуги.
Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 15 сентября 2015 г. N 473 раздел 5 настоящего приложения дополнен пунктом 5.9
5.9. Требования по обеспечению условий доступности для инвалидов при предоставлении социальных услуг
5.9.1. Учреждение (организация) обеспечивает создание инвалидам условий доступности помещений, в которых предоставляются социальные услуги и условий доступности предоставляемых услуг в соответствии с требованиями, установленными Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 527н (далее - Порядок обеспечения условий доступности).
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с внесенными изменениями
5.9.10. В целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг учреждение (организация) проводит обследование и паспортизацию объектов и предоставляемых услуг в соответствии с требованиями Порядка обеспечения условий доступности.
5.9.11. Руководители учреждений (организаций), предоставляющих социальные услуги, организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
6. Перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги
6.1. Документы, предоставляемые гражданами в орган (организацию), уполномоченный на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании (далее уполномоченный орган, организация):
- документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг;
- документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении за получением социальных услуг представителя получателя социальных услуг);
- медицинское заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.