Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 44. Порядок подсчета голосов участников областного референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями областного референдума
1. Сразу после объявления председателем участковой комиссии областного референдума об окончании голосования и завершения голосования участниками референдума, присутствующими на участке референдума, начинается подсчет голосов участников областного референдума.
2. Подсчет голосов участников областного референдума осуществляется открыто и гласно. Подсчет голосов участников референдума должен проводиться членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о чем должны быть извещены все члены участковой комиссии областного референдума, а также наблюдатели.
3. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 24 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая нижний левый угол, все неиспользованные бюллетени для голосования на областном референдуме (при этом не допускается повреждение подписей членов комиссии областного референдума и печати комиссии, поставленных на бюллетене), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней для голосования, а также бюллетеней, испорченных участниками областного референдума при проведении голосования, в строку 5 протокола участковой комиссии об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
Законом Калининградской области от 2 июня 2000 г. N 212 пункт 4 статьи 44 настоящего Закона заменен пунктами 4 - 6
4. Перед непосредственным подсчетом голосов участников областного референдума члены участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников областного референдума следующие суммарные данные по этой странице:
а) число участников областного референдума, внесенных в список;
б) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных участникам областного референдума на участке областного референдума в день голосования (устанавливается по числу участников областного референдума в списке участников областного референдума);
в) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных участникам областного референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников областного референдума);
г) число досрочно проголосовавших участников областного референдума;
5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка участников областного референдума подписывается членом комиссии областного референдума, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии областного референдума и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка участников областного референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии областного референдума вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой комиссии областного референдума. После этого со списком участников областного референдума вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 24 настоящего Закона.
6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии областного референдума уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
а) число участников областного референдума, внесенных в список;
б) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, полученных участковой комиссией областного референдума (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии областного референдума избирателей, участников областного референдума, в указанное число не входят).
7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы вносятся следующие данные:
число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных участникам областного референдума на участке областного референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей участников областного референдума в списке участников референдума);
число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных участникам областного референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума).
8. После этого председатель или секретарь участковой комиссии обеспечивает хранение списка участников областного референдума, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов, и дальнейшую работу с ним до проверки контрольных соотношений протокола об итогах голосования.
9. Затем председатель участковой комиссии областного референдума проверяет сохранность пломб или печатей на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии, наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования.
10. Непосредственный подсчет голосов участников областного референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии областного референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии областного референдума, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии областного референдума, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен обзор действий членов участковой комиссии областного референдума для всех присутствующих при подсчете.
11. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия областного референдума отделяет бюллетени для голосования на референдуме неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
12. Число бюллетеней для голосования на областном референдуме, находящихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число заявлений (обращений) в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения для голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
13. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования, чем число указанных заявлений (обращений), все бюллетени, находящиеся в переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными. Этот факт с указанием фамилии членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии областного референдума. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола голосования и его увеличенной формы.
14. Члены участковой комиссии областного референдума сортируют бюллетени для голосования на референдуме, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за позиции "да" или "нет", содержащимся в бюллетене, оглашая содержащиеся в бюллетене для голосования отметки участника областного референдума и представляя бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при подсчете голосов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией, и недействительные бюллетени для голосования на областном референдуме. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования не допускается.
Законом Калининградской области от 2 июня 2000 г. N 212 пункт 15 статьи 44 настоящего Закона изложен в новой редакции
15. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной и участковой комиссии областного референдума участников референдума будет составлять более одного процента от числа участников областного референдума, внесенных в список участников референдума на участке референдума (но не менее 10 участников областного референдума), участковая комиссия областного референдума по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет бюллетеней для голосования на областном референдуме, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников областного референдума. По результатам указанного подсчета участковой комиссией областного референдума составляется акт, который прилагается к протоколу участковой комиссии областного референдума об итогах голосования. При этом бюллетени для голосования на референдуме, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших участников областного референдума, упаковываются отдельно и опечатываются.
16. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо несколько проектов законов Калининградской области или иных нормативных правовых актов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу либо проекту производятся отдельно.
17. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования на областном референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление участников областного референдума. В случае возникновения сомнений в действительности бюллетеня для голосования участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования на областном референдуме недействительным участковая комиссия областного референдума указывает на оборотной стороне бюллетеня причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии и заверяется печатью комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в строку II протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму, в том числе отдельными строками: 12 - число бюллетеней, признанных недействительными ввиду обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней установленной формы, чем число заявлений (обращений) участников областного референдума, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, 12а - число бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 5 статьи 41 настоящего Закона, и отдельной строкой 13 - число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиции. Недействительные бюллетени упаковываются и хранятся отдельно от других бюллетеней для голосования.
18. Члены участковой комиссии областного референдума подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных бюллетеней для голосования на областном референдуме.
19. Члены участковой комиссии областного референдума подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
20. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены комиссии областного референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов комиссии областного референдума с правом решающего голоса.
Законом Калининградской области от 2 июня 2000 г. N 212 в пункт 21 статьи 44 настоящего Закона внесены изменения
21. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия областного референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования на областном референдуме.
22. После подсчета голосов участников областного референдума участковая комиссия областного референдума в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей составляет в трех экземплярах протокол об итогах голосования, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часы, минуты) его подписания. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены комиссии областного референдума с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается запись об этом с указанием причины отсутствия.
23. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо исправлений. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с его содержанием или отдельными положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
24. По требованию члена участковой комиссии областного референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 24 настоящего Закона, участковая комиссия референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
25. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после его подписания всеми присутствующими членами участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса незамедлительно направляется в территориальную комиссию областного референдума и возврату в участковую комиссию областного референдума не подлежит. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию, принятые по ним решения участковой комиссии, а также акты, составленные участковой комиссией. Заверенные копии указанных документов и решений комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
26. Второй экземпляр протокола участковой комиссии областного референдума об итогах голосования вместе с печатью участковой комиссии, опечатанными бюллетенями для голосования на областном референдуме, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, иной документацией, предусмотренной федеральными законами, настоящим Законом, хранятся у секретаря участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания ее работы.
27. Третий экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией областного референдума.
28. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и направления первого экземпляра в территориальную комиссию областного, референдума участковая комиссия референдума, направившая протокол, выявила в ней неточность (описку, опечатку), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. О принятом решении участковая комиссия областного референдума в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия областного референдума составляет протокол об итогах голосования с отметкой "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную комиссию областного референдума.
29. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, законами Калининградской области, комиссии областного референдума вправе использовать при голосовании на областном референдуме технические средства подсчета голосов. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не установлено федеральными законами, законами Калининградской области.
30. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке референдума, за исключением данных об общем числе проголосовавших участников областного референдума.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.