Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к проекту Закона
Калининградской области
от 10 января 2002 г. N 107
Областная целевая программа
"Безопасное материнство"
на 2002-2005 годы
Паспорт
Областной целевой программы
"Безопасное материнство"
на 2002-2005 годы
Наименование Программы: областная целевая Программа "Безопасное
материнство" на 2002-2005 годы.
Основания для разработки "Концепция охраны репродуктивного
Программы: здоровья населения России на период
2000-2004 гг. и План мероприятий по ее
реализации" утвержденная решением
коллегии Минздрава РФ, Минтруда РФ,
Минобразования РФ от 11.04.2000 года,
постановление Правительства Российской
Федерации от 25.08.2000 года N 625 "О
федеральных целевых программах по
улучшению положения детей в Российской
Федерации на 2001-2002 годы".
Государственный заказчик
Программы: администрация Калининградской области.
Разработчик Программы: управление здравоохранения
администрации Калининградской области.
Цель Программы: сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения
Калининградской области, увеличение его
воспроизводства, снижение материнской и
младенческой заболеваемости и
смертности,стабилизация демографических
показателей.
Задачи Программы: реализация комплекса мер по
созданию эффективной системы охраны
репродуктивного здоровья населения
Калининградской области, повышение
ответственности органов государственной
власти области за решение проблемы
выхода из демографического кризиса.
Медико-социальная поддержка материнства
и детства. Внедрение в практику
эффективных медицинских технологий
диагностики, лечения и реабилитации
нарушений репродуктивного здоровья,
патологии беременности и периода
новорожденности, заболеваний у детей
раннего возраста, снижение инвалидности
детей. Проведение информационных и
образовательных мероприятий по
формированию общественного мнения и
объединению усилий ведомств по охране
репродуктивного и детского здоровья.
Объем и источники общая стоимость Программы - 108320
финансирования: тыс. руб., в том числе:
областной бюджет - 8320 тыс. руб.;
территориальный фонд ОМС - 100000
тыс.руб.
Ежегодно Программа будет
представляться установленным порядком в
Федеральный фонд ОМС для
софинансирования на сумму 15000 тыс.
рублей для приобретения перинатального
оборудования. Ежегодно при рассмотрении
областного бюджета содержание
мероприятий и объемы финансирования
Программы могут уточняться и
корректироваться.
Ожидаемые результаты: снижение показателя младенческой
смертности от 19%о до 15%о;
снижение показателя материнской
смертности от 38 до 26 на 100000 родов;
повышение показателя рождаемости с
8,0%о до 9,36%о;
увеличение удельного веса детского
населения с 17,5%о до 20%о;
снижение показателей детской
инвалидности с 41,6 до 39 на 10000;
снижение показателей
заболеваемости новорожденных на 20%.
Этапы реализации 2002 - 2003 годы:
Программы: укрепление материальной базы
лечебно-профилактических учреждений
работающих в системе охраны здоровья,
матери и ребенка, оснащение
высокотехнологичным диагностическим и
лечебным оборудованием;
разработка профилактических и
реабилитационных программ; внедрение
высоких лечебно-диагностических
технологий в перинатологии;
реализация профилактических и
реабилитационных программ, влияющих на
репродуктивное здоровье.
2004 - 2005 годы - плановая работа
по современным технологиям и
программам, анализ эффективности их
внедрения.
Система организации контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляет заместитель главы
Программы: администрации области, курирующий
социальные вопросы. Исполнители
Программы ежегодно представляют
заместителю главы администрации
области, курирующий социальные вопросы,
обобщенную информацию о выполнении
мероприятий Программы и эффективности
использования финансовых средств.
Содержание проблемы
Проблемы охраны материнства и детства, охраны репродуктивного здоровья населения имеют особую медико-социальную значимость для Российской Федерации и Калининградской области.
Сокращается число семей, желающих иметь детей. За последние 10 лет общие потери численности новорожденных в стране составили более 6 миллионов.
Более 3 детей имеют чаще семьи, относящиеся к группе социального риска: не работающие, злоупотребляющие алкоголем родители, не исполняющие свои обязанности по отношению к детям.
Население Калининградской области в 2000 году составило 948,5 тыс. человек, из них женщин 488,0 тыс., или 48,8%.
Демографическая ситуация характеризуется низким коэффициентом рождаемости - 8,0 на 1000 населения (РФ - 8,8).
Ежегодно снижается удельный вес детского населения. В 2000 году он достиг уровня 17,5%. По России этот показатель тоже снижается, но составляет 19,8%.
В течение последних 10 лет снижается качество репродуктивного здоровья женщин детородного возраста в Российской Федерации и нашей области: увеличивается число гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов и послеродового периода. Имеет место проблема подросткового материнства, 15-20% семейных пар страдают бесплодием.
Прогрессивный рост анемизации беременных (30-38%) связан с некачественным питанием, особенно по содержанию витаминов и микроэлементов. С качеством здоровья беременных связано снижение числа нормальных родов (по РФ - 30,8%, по Калининградской области - 27,3% в 1999 году, 28% в 2000 году.)
Уровень числа абортов остается достаточно высоким: в стране 57,3 на 1000 женщин фертильного возраста, в области - 68,8; из каждых 10 беременностей 8 завершаются абортами и только 2 - родами. Каждый 9 аборт в области - у лиц в возрасте до 19 лет.
Сохраняется высокий уровень осложнений после абортов: более 70% женщин страдают воспалительными заболеваниями женской половой сферы, высок уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия.
Высокий уровень материнской смертности во многом обусловлен абортами, удельный вес которых в структуре показателя составляет 2/3.
Основной причиной смерти женщин после абортов являются криминальные или внебольничные вмешательства, а среди них 2/3 от числа умерших составляют поздние аборты. Женщины, прибегающие к криминальному аборту, имеют, как правило, социальные причины.
Высокий уровень абортов и смертности после них обусловлены недостаточным использованием современных гормональных средств контрацепции. Их применяют только 3,8% женщин детородного возраста.
В связи с высокой стоимостью они практически недоступны для социально незащищенных женщин, в том числе - для подростков группы риска.
Материнская смертность - один из основных показателей репродуктивного здоровья женщин, по России в 2,5 раза превышает среднеевропейский показатель и составляет 44,0 на 100000 родившихся живыми (по области - 38,1).
Показатель младенческой смертности в Калининградской области - 19,0 на 1000 родившихся, выше, чем в РФ (15,0 на 1000). Основными в структуре младенческой смертности остаются причины, связанные со здоровьем матери: заболевания и состояния, возникающие во внутриутробном периоде и на первой неделе жизни (до 70% по области).
Одна из ведущих причин в структуре младенческой смертности - синдром внезапной детской смерти - патология, связанная с наличием жизнеугрожающих нарушений сердечного ритма в раннем возрасте. Профилактика требует введения электрокардиографического скринингобследования новорожденных и электрокардиографической паспортизации детей.
Врожденные аномалии составляют около 25% причин смерти детей раннего возраста в России, 18,2% - по области. В 2000 году имеет место тревожная тенденция к значительному росту доли врожденных пороков среди причин смерти детей первого года жизни.
Неблагоприятным фоном является ухудшение соматического и психического здоровья населения детородного возраста, рост злокачественных заболеваний репродуктивной системы женщин, новообразований у детей, социально-обусловленных заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ/СПИД, наркомании, алкоголизма.
Несмотря на снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции в области, продолжается интенсивное вовлечение в эпидемию женщин фертильного возраста, на долю которых приходится 29,8% впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции. Среди 1147 ВИЧ-инфицированных женщин зарегистрировано 429 случаев беременности, 113 из них завершились родами, только у 19 новорожденных диагноз ВИЧ-инфекции не подтвердился.
За последние 10 лет заболеваемость сифилисом в области возросла с 1,7 на 100 тыс. населения до 222,4, т.е. в 130,6 раз.
Заболеваемость среди молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет снизилась в 1999 году на 16%, но наиболее пораженной сифилисом остается возрастная группа 18-19 лет (мужчины - 372,4, женщины - 980,8 на 100 тыс. населения). В возрастной группе 20-29 лет интенсивный показатель равен 556,7 на 100 тысяч.
Увеличилась заболеваемость сифилисом детей (с 1 случая в 1992 году до 28 в 1998 году; за 1999 год - 20 случаев, в 2000 году - 20 случаев).
Заболеваемость подростков увеличилась от 2 случаев в 1992 году до 143 в 1998 году, 95 - в 1999 году, 84 - в 2000 году.
В возрастной группе от 15 до 30 лет высока пораженность гонореей, хламидиозом, трихомониазом, герпесом.
Важная причина материнской и младенческой смертности - недостаточное оснащение родовспомогательных и детских учреждений оборудованием для диагностики, интенсивной терапии и реанимации, что затрудняет применение высокотехнологичных видов медицинской помощи. Настоящий уровень финансирования не позволяет использовать дорогостоящие, эффективные лекарственные препараты: сурфактант, пентаглобин, антибиотики последних поколений, гормональные средства и др.
75% умерших в 2000 году новорожденных нуждались в искусственной вентиляции легких, которая не была обеспечена из-за отсутствия аппаратуры. 44% умерших новорожденных имели показания к применению дорогостоящих медикаментов, назначить которые не представилось возможным.
Для дальнейшего решения проблемы необходима активизация усилий по финансовой и организационной поддержке областной целевой Программы "Безопасное материнство" на 2002 - 2005 годы.
Мероприятия
по реализации областной целевой Программы "Безопасное материнство"
на 2002-2005 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки испол- нения |
Объем финансирования (тыс.руб.) | Источник финанси- рования |
Исполнитель | ||||
Всего | в т.ч. по годам: | ||||||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I. Медико-социальная поддержка материнства и детства | |||||||||
1. 2. 3. 4. |
Снабжение беременных и кормящих женщин специ- альными мультикомпо- нентными смесями, содержащими комплекс микроэлемен- тов (с момен- та взятия на диспансерный учет, в течение всей беременности и на период грудного вскармлива- ния ребенка) Обеспечение детей 1-2 год жизни адапти- рованными мультикомпо- нентными смесями Оплата обсле- дования и лечения в федеральных центрах наиболее сложных заболеваний у детей Приобретение лечебного питания для больных фенилкетону- рией |
2002- 2005 гг. 2002- 2005 гг. 2002- 2005 гг. 2002- 2005 гг. |
8000 8000 1800 800 700 800 |
2000 2000 400 200 100 200 |
2000 2000 400 200 100 200 |
2000 2000 500 200 200 200 |
2000 2000 500 200 300 200 |
Террито- риальный фонд ОМС Террито- риальный фонд ОМС Област- ной бюджет Террито- риальный фонд ОМС Област- ной бюджет Террито- риальный фонд ОМС |
Управление здравоохра- нения админи- страции области Террито- риальный фонд ОМС Управление здравоохра- нения администра- ции области Террито- риальный фонд ОМС Управление здравоохра- нения адми- нистрации области Террито- риальный фонд ОМС Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Террито- риальный фонд ОМС |
II. Профилактическая работа по медицинским проблемам материнства и детства, репродуктивного здоровья |
|||||||||
1. 2. 3. |
Создание ре- гионального методического центра по вопросам охраны здоровья матери и ребенка, грудного вскармливания на базе областного Центра медицинской профилактики Разработка и издание пособий по проблемам охраны репро- дуктивного здоровья населения Подготовка и распростране- ние програм- мно-методи- ческих и дидактических материалов по здоровому образу жизни для разных возрастных категорий обучающихся в общеобразова- тельных учреждениях |
2003- 2005 гг. 2003- 2005 гг. 2003- 2005 гг. |
30 30 90 |
- - - |
10 10 30 |
10 10 30 |
10 10 30 |
Област- ной бюджет Област- ной бюджет Област- ной бюджет |
Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Областной Центр медицинской профилак- тики Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Областной Центр медицинской профилак- тики Областной Центр планирова- ния семьи и репродукции Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Областной Центр планирова- ния семьи и репродукции Областной Центр медицинской профилак- тики |
III. Укрепление материальной базы, переоснащение и развитие деятельности ЛПУ системы материнства и детства, репродуктивного здоровья |
|||||||||
1. | Централизо- ванная закуп- ка медицин- ского обору- дования, автотранспор- та для пере- оснащения лечебно- профилакти- ческих учреж- дений службы охраны здо- ровья матери и ребенка областного и межрайон- ного значения |
2002- 2005 гг. |
1400 80000 |
- 20000 |
300 20000 |
500 20000 |
600 20000 |
Област- ной бюджет Террито- риальный фонд ОМС |
Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Террито- риальный фонд ОМС |
IV. Повышение квалификации кадров по вопросам репродуктивнго здоровья, перинатологии |
|||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Организация выездного цикла повыше- ния квалифи- кации акушеров- гинекологов на тему "Планирование семьи и репродуктив- ное здоровье" Проведение выездного цикла "Детская гинекология" Организация областного семинара по фтизиоги- некологии Организация выездного цикла "Реани- мация ново- рожденных" Проведение циклов повышения квалификации врачей "Нео- натология", "Акушерство", "Перинатоло- гия", "УЗИ- диагностика в перинато- логии" Организация выездного цикла повы- шения ква- лификации акушеров- гинекологов, педиатров по вопросам "ВИЧ/СПИД и репродуктив- ное здоровье" Проведение обучающих семинаров для акушеров- гинекологов по вопросам медицинской помощи ВИЧ- инфицирован- ным женщинам |
2003, 2005 гг. 2003, 2005 гг. 2005 г. 2003, 2005 гг. 2003- 2005 гг. 2003 г. 2003, 2005 гг. |
100 100 10 100 170 50 40 |
- - - - - - - |
40 40 - 40 50 50 20 |
- - - - 60 - - |
60 60 10 60 60 - 20 |
Област- ной бюджет Област- ной бюджет Област- ной бюджет Област- ной бюджет Област- ной бюджет Област- ной бюджет Област- ной бюджет |
Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Областной Центр планирова- ния семьи и репродукции Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Областной противоту- беркулезный диспансер Областной родильный дом N 1 Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Детская областная больница Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Детская областная больница Областной родильный дом N 1 Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Областной Центр СПИД Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Областной Центр СПИД |
V. Мероприятия по охране репродуктивного здоровья населения области, подростков |
|||||||||
1. 2. |
Организация централизо- ванной закуп- ки гормональ- ных контра- цептивов для подростков - группы соци- ального риска, ВМС и др. контра- цептивов для женщин группы социального риска Обеспечение обследования беременных женщин группы риска на наличие инфекций, передающихся трансплацен- тарно методом полимеразной цепной реакции |
2003- 2005 гг. 2003- 2005 гг. |
570 300 |
- - |
100 100 |
170 100 |
300 100 |
Област- ной бюджет Област- ной бюджет |
Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Областной Центр планирова- ния семьи и репродукции Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Областной Центр планирова- ния семьи и репродукции |
VI. Охрана здоровья новорожденных | |||||||||
2. |
Обследование новорожден- ных по напра- влению детс- кой областной больницы и областного роддома N 1 на внутриут- робные инфек- ции методом ПЦР на базе областного Центра планирования семьи и репродукции Обеспечение бесперебойно- го гистологи- ческого исследования плаценты на базе патоло- гоанатомичес- кого отделе- ния детской областной больницы с целью выяв- ления групп риска у новорожденных и матерей и передачи информации в акушерские стационары, женские кон- сультации, детские по- ликлиники, Центр плани- рования семьи и репродукции |
2003- 2005 гг. 2003- 2005 гг. |
260 270 |
- - |
60 70 |
100 100 |
100 100 |
Област- ной бюджет Област- ной бюджет |
Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Областной родильный дом N 1 Детская областная больница Областной Центр планирова- ния семьи и репродукции Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Детская областная больница |
VII. Программа лекарственного обеспечения наиболее сложных категорий больных дорогостоящими медицинскими препаратами |
|||||||||
2. 3. 4. |
Централизо- ванная закуп- ка пентагло- бина для лечения септических состояний у детей, в т.ч. у новорожден- ных с внутри- утробными инфекциями Обеспечение акушерской службы областного уровня современными препаратами: цервипростом, энзапростом, гидрооксиэти- лированным крахмалом и др. Обеспечение детей с брон- хиальной аст- мой препара- тами небулай- зерной тера- пии, индиви- дуальными небулайзерами Обеспечение службы интен- сивной тера- пии и реани- мации ново- рожденных препаратами сурфактанта |
2002- 2005 гг. 2002- 2005 гг. 2002- 2005 гг. 2002- 2005 гг. |
400 400 400 400 400 1500 |
100 100 100 100 100 300 |
100 100 100 100 100 300 |
100 100 100 100 100 400 |
100 100 100 100 100 500 |
Област- ной бюджет Террито- риальный фонд ОМС Област- ной бюджет Террито- риальный фонд ОМС Област- ной бюджет Област- ной бюджет |
Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Террито- риальный фонд ОМС Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Террито- риальный фонд ОМС Областной родильный дом N 1 Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Террито- риальный фонд ОМС Детская областная больница Управление ние здра- воохране- ния адми- нистрации области Террито- риальный фонд ОМС |
Итого: | 108320 | 26000 | 26920 | 27380 | 28020 |
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Калининградской области от 10 января 2002 г. N 107 "Об утверждении областной целевой Программы "Безопасное... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.