31 мая 1996 г.
Глава администрации области |
Ю. Маточкин |
18 января 1996 г. N 30
г. Калининград
Устав (Основной Закон)
Калининградской области
31 мая 1996 г.
Принят областной Думой 28 декабря 1995 г.
Калининградская областная Дума:
- подтверждая, что Калининградская область является неотъемлемой частью и равноправным субъектом Российской Федерации,
- сознавая историческую ответственность перед населением за социально-экономическое, политическое и культурное развитие области,
- заботясь о создании для граждан достойных условий жизни, принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным договором настоящий Устав - Основной Закон области.
Раздел I. Общие положения
Глава I. Народовластие. Гарантии прав и свобод
человека и гражданина
Статья 1
1. Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.
3. Никто не может присваивать власть в области. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному законодательству.
Статья 2
Государственная власть в области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти области в пределах своей компетенции самостоятельны.
Статья 3
Государственную власть в области осуществляют образуемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Уставом органы государственной власти:
- законодательный (представительный) - областная Дума;
- исполнительные - глава администрации (губернатор) области, администрация области;
- судебные - суды Российской Федерации на территории области.
Статья 4
Полномочия органов государственной власти области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законодательством Калининградской области и не могут быть ими произвольно расширены иначе как принятием или изменением действующего законодательства, определяющего компетенцию органов государственной власти.
Статья 5
1. В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным законодательством и настоящим Уставом.
2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность всех органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
3. На территории области гарантируется свобода деятельности общественных организаций и религиозных объединений, свобода вероисповедания в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
4. В области признается идеологическое многообразие. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной.
5. В области признается многопартийность. Все партии равноправны и равны перед законом.
6. На территории области не допускается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России, конституционного статуса области и территориальной целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, национальной и религиозной розни.
Глава 2. Правовой статус Устава (Основного Закона) области
Статья 6
1. Устав Калининградской области является основным правовым актом области в системе нормативного правового регулирования, осуществляемого органами государственной власти с участием населения, органов местного самоуправления на территории области. Все другие правовые акты, принимаемые на территории области, должны соответствовать положениям настоящего Устава.
2. Устав области обладает прямым действием и распространяется на всех граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории области, проезжающих ее транзитом, а также юридических и физических лиц, осуществляющих на территории области предпринимательскую, хозяйственную, управленческую либо иную деятельность.
3. За неисполнение или нарушение Устава области наступает ответственность, установленная действующим законодательством.
Статья 7
1. Основу правовой системы области составляют Конституция Российской Федерации, Федеративный Договор, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты области, договоры и соглашения области с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации, а также в сфере внешнеэкономических, международных и межрегиональных связей.
2. На территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом, принятым по предметам ведения Российской Федерации или предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и нормативным правовым актом области действует федеральный закон.
3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, изданным в пределах собственного правового регулирования, действует нормативный правовой акт области.
Раздел II. Конституционно-правовой статус Калининградской
области - субъекта Российской Федерации
Глава 3. Территория и основы правового статуса области
Статья 8
Калининградская область образована Указами Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1946 года и 4 июля 1946 года и является неотъемлемой частью Российской Федерации, равноправным субъектом Российской Федерации.
Территория области не может быть изменена или изъята из состава Российской Федерации без согласия большинства граждан области и Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Уставом и действующим законодательством области.
Статья 9
Административная граница области является государственной границей Российской Федерации. Описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, признается официальным документом, фиксирующим границы области, и хранится в администрации области.
Статья 11
Предметы ведения и полномочия области определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором, федеральным законодательством и настоящим Уставом.
Порядок разграничения и взаимного делегирования предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области определяются заключаемыми между ними договором, федеральным законом.
Статья 12
Область имеет свои символы. Описание и порядок их использования на территории области устанавливаются Законом области.
Статья 13
В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории области государственным языком является русский язык. Иные языки употребляются в порядке, установленном федеральными законами и законодательством области.
Раздел III. Законодательная (представительная) власть
Калининградской области
Глава 4. Областная Дума
См. Закон Калининградской области "О Калининградской областной Думе"
Статья 14
1. Областная Дума является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области.
2. Областная Дума избирается гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории области и обладающими избирательным правом, на основе пропорционально-мажоритарной системы выборов, всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года в количестве 32 человек.
Порядок организации и проведения выборов в областную Думу устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.
Глава 5. Депутат областной Думы
Статья 15
1. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории области не менее 1 года и обладающий избирательным правом.
2. Депутатов может осуществлять свои полномочия в областной Думе на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.
3. Депутат, работающий на профессиональной постоянной основе, не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти, местного самоуправления, а также не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
4. Депутат, не работающий на профессиональной постоянной основе в областной Думе, не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления, судьей суда, действующего на территории области, а также не может находиться на государственной службе Российской Федерации, занимать государственные должности Российской Федерации или государственные должности в органах исполнительной власти области.
5. Депутат обладает депутатской неприкосновенностью на всей территории области в течение срока его полномочий.
Порядок привлечения депутата к ответственности, лишения его депутатской неприкосновенности, прекращения депутатских полномочий устанавливается федеральными законами Российской Федерации и законами области. Решение о лишении депутата депутатской неприкосновенности принимается областной Думой.
Глава 6. Организация деятельности областной Думы
Статья 16
1. Областная Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать и финансируется из областного бюджета.
2. Областная Дума правомочна, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности.
3. На первое заседание областная Дума созывается не позднее чем на тридцатый день после дня выборов.
Подготовку заседания организует оргкомитет, избираемый из депутатов на их общем собрании, созываемом председателем прежнего состава областной Думы или по инициативе самих депутатов.
4. С момента начала работы областной Думы нового созыва полномочия областной Думы прежнего созыва прекращаются.
5. Основной формой работы областной Думы являются заседания, на которых рассматриваются вопросы, отнесенные к ведению областной Думы Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором, федеральным и областным законодательством.
В период между заседаниями областной Думы проводятся заседания ее комитетов и комиссий, депутатские слушания, осуществляется деятельность депутатов в избирательных округах.
6. Областная Дума подотчетна избирателям, несет ответственность перед населением за свою деятельность и строит свою работу на основе гласности.
Статья 17
Порядок подготовки, созыва и проведения заседания областной Думы, избрания председателя, заместителей председателя и иных должностных лиц Думы, образования комиссий и комитетов, их деятельности, рассмотрения нормативных и иных правовых актов, голосования и другие вопросы организации работы областной Думы определяются соответствующими законами области, Регламентом, принимаемым областной Думой.
Статья 18
Заседания областной Думы проводятся открыто, за исключением случаев, установленных законодательством и Регламентом Думы.
Статья 19
Субъектами законодательной инициативы в областной Думе являются: депутаты и постоянные комиссии (комитеты) Думы, глава администрации (губернатор) области, администрация области, представительные органы местного самоуправления, а также областной суд, областной арбитражный суд и прокурор области по вопросам их ведения.
Порядок реализации законодательной инициативы в областной Думе определяется законодательством области, Регламентом областной Думы.
Глава 7. Полномочия областной Думы
Статья 20
1. Областная Дума обладает следующими полномочиями:
а) принимает Устав, законы области и иные правовые акты, вносит в них изменения и дополнения, дает их толкование;
б) избирает и освобождает от должности председателя областной Думы и его заместителей;
в) образует, избирает и упраздняет постоянные и временные комиссии (комитеты) и иные органы областной Думы, изменяет их состав, заслушивает отчеты о их работе;
г) утверждает структуру областной Думы, принимает Регламент областной Думы, Положение о постоянных комиссиях (комитетах), вносит в них изменения и дополнения;
д) признает (подтверждает) и досрочно прекращает полномочия депутатов областной Думы;
е) назначает выборы депутатов областной Думы, главы администрации (губернатора) области;
ж) утверждает на паритетной основе с администрацией области состав избирательной комиссии Калининградской области;
з) утверждает по представлению главы администрации (губернатора) области схему управления, структуру органов исполнительной власти области;
и) по представлению администрации области дает согласие на назначение и освобождение от должности начальников территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, областного управления внутренних дел, комитета по управлению имуществом области и отдела юстиции администрации области, назначаемых на должность и освобождаемых от должности соответственно председателем Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Министром внутренних дел Российской Федерации, председателем Государственного комитета Российской Федерации по управлению имуществом, Министром юстиции Российской Федерации;
к) согласовывает в соответствии с Конституцией Российской Федерации кадры судебных и правоохранительных органов области;
л) согласовывает назначение прокурора Калининградской области;
м) рассматривает запросы и обращения депутатов, принимает по ним решения;
н) утверждает смету расходов на содержание областной Думы, структуру, штаты и фонд оплаты труда. Устанавливает условия оплаты труда депутатов областной Думы;
о) осуществляет законодательную инициативу в Федеральном Собрании Российской Федерации;
п) принимает обращения к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, в Конституционный Суд Российской Федерации, обращается в соответствующие суды с исками к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям и общественным объединениям;
р) принимает решение о назначении областного референдума;
с) назначает и освобождает полномочных представителей областной Думы;
т) образовывает согласительные комиссии по разрешению споров между областной Думой и органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления;
у) принимает решения по протестам главы администрации (губернатора) области, прокурора области на акты областной Думы;
ф) устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством;
х) устанавливает основы организации и деятельности органов местного самоуправления области;
ц) устанавливает порядок регистрации Уставов муниципальных образований;
2. Областная Дума обладает следующими полномочиями по вопросам обеспечения экономического и социального развития области:
а) утверждает областной бюджет, изменения и дополнения к нему, отчет о его исполнении по представлению администрации области;
б) утверждает программы и планы социально-экономического развития области по представлению администрации области;
в) осуществляет контроль за исполнением областного бюджета, расходованием средств внебюджетных и валютных фондов, а также кредитных ресурсов и ассигнований за счет средств федерального бюджета;
г) устанавливает порядок образования и деятельности областных внебюджетных и валютных фондов, определяет их целевое назначение, заслушивает и утверждает отчеты об их исполнении;
д) устанавливает в соответствии с федеральным законодательством областные налоги, сборы, пошлины, тарифы на оплату услуг и ставки платежей предприятий и организаций, находящихся в собственности области, и порядок их взимания; устанавливает льготы и преимущества, в том числе налоговые, по платежам в областной бюджет;
е) осуществляет законодательное регулирование выпуска и условий размещения областных займов, облигаций и лотерей;
ж) утверждает договоры о сотрудничестве с другими субъектами Российской Федерации, а также иные договоры, подписанные от имени области;
з) устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством порядок приватизации объектов собственности области, управления и распоряжения собственностью области, а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение и распоряжение области;
и) устанавливает порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и областного значения, использования иных природных ресурсов;
к) объявляет находящиеся на территории области природные и иные объекты, имеющие историческую, экологическую, культурную и научную ценность, охраняемыми государством памятниками истории, природы и культуры; устанавливает в соответствии с федеральным законодательством порядок охраны объектов природного и культурного наследия на территории области;
л) принимает решения о предоставлении дотаций, субвенций бюджетам муниципальных образований, а также о займах из средств областного бюджета, внебюджетных и валютных фондов другим организациям по представлению администрации области;
м) принимает решения, устанавливающие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации административную ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение законов области и иных нормативных правовых актов областной Думы по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, использования природных ресурсов и охраны природы, застройки и благоустройства территорий населенных пунктов, охраны правопорядка, пожарной и дорожной безопасности и иным вопросам в пределах своей компетенции;
н) устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов области, изданных по предметам ее ведения, если ответственность за эти нарушения не установлена федеральным законодательством;
о) учреждает средства массовой информации областной Думы в соответствии с действующим законодательством;
п) учреждает и устанавливает порядок присвоения областных почетных званий, премий и наград.
3. Областная Дума решает другие вопросы, отнесенные к ее ведению федеральными законами и законами области.
Глава 8. Правовые акты областной Думы
О правовых актах областной Думы см. Закон Калининградской области от 10 ноября 1997 г. N 38
Статья 21
1. Областная Дума принимает Устав Калининградской области, законы области, постановления, а также правовые акты ненормативного характера.
Законом Калининградской области от 31 мая 1996 г. N 50 пункт 2 статьи 21 Устава (Основного Закона) изложен в новой редакции
2. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов Калининградской области и других нормативных правовых актов областной Думы определяется законами Калининградской области. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия иных правовых актов областной Думы определяется законами Калининградской области и Регламентом областной Думы.
3. Законы области, принятые областной Думой и подписанные главой администрации (губернатором) области, вступают в силу на всей территории области одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если самим законом области не установлен иной срок и порядок введения его в действие.
Другие нормативные правовые акты, принятые областной Думой, вступают в силу в порядке и сроки, указанные в данных нормативных правовых актах.
4. Закон или иной нормативный правовой акт, затрагивающий вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вступает в силу не ранее 10 дней после его официального опубликования.
Глава 9. Председатель областной Думы, его заместители.
Органы и аппарат областной Думы
Статья 22
1. Областная Дума формирует из числа своих депутатов органы областной Думы, избирает председателя областной Думы и его заместителей.
Порядок формирования органов областной Думы, избрания председателя областной Думы и его заместителей, их компетенция определяются законом области и Регламентом областной Думы в соответствии с федеральным законодательством.
О полномочиях председателя областной Думы см. Закон Калининградской области "О Калининградской областной Думе"
2. Председатель областной Думы:
а) представляет областную Думу в Федеральном Собрании Российской Федерации, в отношениях с субъектами Российской Федерации, с должностными лицами органов государственной власти Российской Федерации, с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств, а также в отношениях с населением, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и их трудовыми коллективами, общественными объединениями в соответствии с федеральными и областными законами;
б) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и в целом областной Думы, созывает и ведет ее заседания, подписывает принятые областной Думой постановления и иные правовые акты, руководит работой аппарата областной Думы, осуществляет в соответствии с действующим трудовым законодательством прием и увольнение его должностных лиц и других работников, открывает и закрывает расчетные и текущие счета областной Думы и является распорядителем по этим счетам;
в) издает распоряжения по вопросам своей компетенции;
г) выполняет другие полномочия и функциональные обязанности в соответствии с законом "О Калининградской областной Думе", Регламентом областной Думы.
3. Заместители председателя областной Думы выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, поручения председателя, а в случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей - функции председателя в соответствии с Регламентом областной Думы.
О заместителях председателя областной Думы см. Закон Калининградской области "О Калининградской областной Думе"
4. Областная Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии (комитеты) для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению областной Думы, для содействия принятию и исполнению решений Думы и федерального законодательства, осуществления контроля в пределах своей компетенции за выполнением федерального законодательства, законов и иных правовых актов, принятых областной Думой.
Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий (комитетов) определяются Положением о постоянных комиссиях (комитетах) областной Думы.
5. Для организационного, правового, информационного и материальнотехнического обеспечения деятельности областной Думы, оказания помощи постоянным комиссиям (комитетам) и депутатам областная Дума создает аппарат. Организация деятельности аппарата областной Думы регулируется Положением о нем.
Глава 10. Прекращение полномочий областной Думы
Статья 23
1. Деятельность областной Думы не может быть приостановлена или прекращена досрочно ни по каким основаниям, никакими органами государственной власти федерального и областного уровня, кроме случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
2. Полномочия областной Думы не могут быть прекращены досрочно на основании:
а) решения областного референдума;
б) самороспуска областной Думы, решение о котором принимается большинством более половины голосов от установленного числа депутатов Думы. Такое решение не может быть принято областной Думой менее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий депутатов текущего созыва.
Выборы в областную Думу проводятся не позднее чем в 3-месячный срок со дня принятия решения о прекращении полномочий областной Думы в соответствии с законодательством о выборах.
3. До избрания депутатов областной Думы нового созыва в случае досрочного прекращения ее полномочий областная Дума продолжает выполнять свои функции, за исключением полномочий, связанных с принятием решений по вопросам установления налогов, сборов, пошлин, тарифов, ставок платежей, назначения областного референдума, изменения административно - территориального устройства области.
4. Решение главы администрации (губернатора) области о досрочном прекращении полномочий областной Думы принимается в форме постановления.
5. В случае досрочного прекращения полномочий областной Думы в соответствии с федеральным законом и законом Калининградской области назначаются внеочередные выборы в областную Думу. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий областной Думы.
Раздел IV. Исполнительная власть Калининградской области
Глава 11. Глава администрации (губернатор) области
Статья 24
1. Глава администрации (губернатор) области является высшим должностным лицом области.
2. Глава администрации (губернатор) области возглавляет высший орган исполнительной власти области - администрацию области.
3. Глава администрации (губернатор) области не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом областной Думы, депутатом органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 25
1. Главой администрации (губернатором) области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, постоянно проживающий на территории области не менее 1 года и обладающий избирательным правом.
2. Выборы главы администрации (губернатора) области осуществляются гражданами Российской Федерации, обладающими избирательным правом, постоянно проживающими на территории Калининградской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Порядок организации и проведения выборов устанавливается Законом области в соответствии с федеральным законодательством.
3. Избранный глава администрации (губернатор) области вступает в должность не позднее 15 дней со дня официального объявления результатов выборов и после принесения присяги.
Статья 26
Глава администрации (губернатор) области в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами области.
См. Закон Калининградской области "О главе администрации (губернаторе) Калининградской области"
Статья 27
1. Глава администрации (губернатор) области осуществляет следующие полномочия:
а) представляет область во взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, соответствующими органами иностранных государств и подписывает с ними договоры;
б) возглавляет администрацию области;
в) формирует администрацию области;
г) самостоятельно назначает должностных лиц администрации области, принимает их отставку и освобождает от занимаемых должностей, за исключением начальника территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, руководителей областного управления внутренних дел, комитета по управлению имуществом области, отдела юстиции администрации области, которые назначаются на должность и освобождаются от должности соответственно председателем Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур,
Министром внутренних дел Российской Федерации, председателем Государственного комитета Российской Федерации по управлению имуществом, Министром юстиции Российской Федерации.
Данные должностные лица назначаются и освобождаются от занимаемых должностей органами государственной власти Российской Федерации по согласованию с областной Думой и главой администрации (губернатором) области;
д) согласовывает назначение прокурора Калининградской области;
е) назначает и отзывает по согласованию с областной Думой представителей области в субъектах Российской Федерации, при органах государственной власти Российской Федерации, в иностранных государствах и международных организациях;
ж) вносит на рассмотрение областной Думы проекты законов и иных нормативных правовых актов;
з) вносит в областную Думу предложение о проведении областного референдума;
и) имеет право требовать созыва внеочередного заседания областной Думы;
к) участвует в заседаниях областной Думы с правом совещательного голоса;
л) подписывает и обнародует законы, принятые областной Думой;
м) имеет право возвращать областной Думе в установленные сроки и в установленном порядке на повторное рассмотрение принятые ею законы со своими мотивированными возражениями и замечаниями;
н) обращается к Президенту Российской Федерации по согласованию с областной Думой с предложением о введении на территории области или ее части чрезвычайного положения при обстоятельствах, предусмотренных федеральным конституционным законом;
о) взаимодействует с органами местного самоуправления на территории области, содействует их развитию и укреплению;
п) подписывает постановления администрации области;
р) принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;
с) награждает наградами Калининградской области, присваивает почетные звания Калининградской области;
т) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, Уставом и законодательством области.
2. Полномочия главы администрации (губернатора) области, указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением пунктов), не могут быть переданы другому должностному лицу, органам государственной власти или органам местного самоуправления.
Статья 28
Полномочия главы администрации (губернатора) области не могут быть использованы для изменения конституционного статуса Калининградской области, роспуска либо приостановления деятельности законно избранных Калининградской областной Думы и органов местного самоуправления, а также вмешательства в деятельность судебных органов на территории Калининградской области.
Статья 29
1. Взаимоотношения главы администрации (губернатора) области с областной Думой осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом, Законом области "О Калининградской областной Думе" и иными законодательными актами области.
2. Внеочередное заседание областной Думы созывается по требованию главы администрации (губернатора) области в порядке и сроки, установленные Регламентом областной Думы.
3. Вновь избранная областная Дума в случае необходимости может быть создана главой администрации (губернатором) области на первое заседание ранее срока, установленного частью 3 статьи 16 настоящего Устава.
4. Проекты законов и иных нормативных правовых актов, внесенные главой администрации (губернатором) области, подлежат рассмотрению областной Думой в первоочередном порядке, устанавливаемом законом области и Регламентом областной Думы.
5. Закон, отклоненный главой администрации (губернатором) области и возвращенный областной Думе для повторного рассмотрения, может быть принят в прежней редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы. В этом случае закон подписывается и обнародуется главой администрации (губернатором) области в сроки, установленные законом области.
6. В случае, если закон, принятый областной Думой, не подписан и не возвращен главой администрации (губернатором) области в течение месяца в установленном порядке на повторное рассмотрение, то данный закон подписывается председателем областной Думы, подлежит безотлагательному опубликованию и вступает в силу в установленный законом области срок.
7. Для реализации полномочий главы администрации (губернатора) области, обеспечения его взаимодействия с областной Думой им назначается уполномоченный представитель главы администрации (губернатора) в областной Думе.
Статья 30
1. Глава администрации (губернатор) области по вопросам, входящим в его компетенцию, издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения главы администрации (губернатора) области не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, Уставу и законам области.
3. Указы и распоряжения главы администрации (губернатора) области обязательны для исполнения на всей территории области.
Статья 31
Гарантии деятельности и условия материально-финансового обеспечения для осуществления главой администрации (губернатором) области своих полномочий определяются Законом области "О главе администрации (губернаторе) Калининградской области".
Статья 32
1. Глава администрации (губернатор) области приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение по истечении срока его пребывания в должности, с момента принесения присяги вновь избранным главой администрации (губернатором) области.
2. Полномочия главы администрации (губернатора) области прекращаются досрочно в случаях:
а) добровольной отставки;
б) утраты гражданства Российской Федерации;
в) выезда на постоянное место жительства за пределы Калининградской области;
г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося главой администрации (губернатором) области;
д) смерти, либо объявления гражданина, являющегося главой администрации (губернатором), умершим решением суда, вступившим в законную силу;
е) решения, принятого областным референдумом;
ж) отрешения от должности областной Думой в соответствии со ст.33 настоящего Устава;
3. Глава администрации (губернатор) области обязан подать в отставку в случае избрания его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, областной Думы или органа местного самоуправления, занятия им другой оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, за исключением случаев избрания депутатом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Решение о досрочном прекращении полномочий главы администрации (губернатора) области в случаях, указанных в пунктах "а" - "д" части второй настоящей статьи, принимается областной Думой большинством голосов от числа избранных депутатов областной Думы. Полномочия главы администрации (губернатора) области в этих случаях прекращаются со дня, определяемого таким решением областной Думы.
Статья 33
1. Областная Дума вправе принять решение об отрешении от должности главы администрации (губернатора) области за установленные судом нарушения им Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава и законов области, а также в случаях его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.
2. Неспособность главы администрации (губернатора) Калининградской области по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия определяется государственной медицинской комиссией, порядок образования и деятельности которой устанавливается законодательством области.
3. Отрешение от должности главы администрации (губернатора) области производится по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов областной Думы. Решение областной Думы об отрешении главы администрации (губернатора) области от должности должно быть принято двумя третями голосов от установленного числа депутатов областной Думы. Полномочия главы администрации (губернатора) считаются прекращенными с момента подписания соответствующего постановления председателем областной Думы.
Глава 12. Администрация области
Статья 34
Администрация области является постоянно действующим высшим органом исполнительной государственной власти области.
Статья 35
Администрация области является юридическим лицом, имеет гербовую печать.
Статья 36
Органы исполнительной власти области составляют единую систему исполнительной власти области.
Система построения, порядок образования и полномочия этих органов определяются законом области.
Статья 37
Администрация области и возглавляемые ею органы исполнительной власти области финансируются за счет средств, выделенных на их содержание из областного бюджета.
Статья 38
Полномочия, порядок деятельности администрации области, отношения ее с другими государственными органами определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области.
Статья 39
Администрация области в своей деятельности руководствуется принципами народовластия, разделения властей, законности и гласности.
Статья 40
Администрация области в пределах ее полномочий организует исполнение указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, федеральных и областных законов, указов и распоряжений главы администрации (губернатора) области, осуществляет контроль за их исполнением органами исполнительной власти.
Статья 41
Администрация области действует в пределах срока полномочий главы администрации (губернатора) области и слагает свои полномочия перед вновь избранным главой администрации (губернатором) области, продолжая по его поручению выполнять свои обязанности до сформирования администрации области нового состава.
Статья 42
Администрация области:
а) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
б) разрабатывает и представляет на утверждение областной Думы проекты планов и программ социально-экономического развития области, отчеты о их исполнении, схему управления и структуру органов исполнительной власти области;
в) разрабатывает и представляет на утверждение областной Думы бюджет области, обеспечивает его исполнение и представляет на утверждение областной Думы отчет об исполнении бюджета;
г) формирует органы исполнительной власти области в соответствии с утвержденной областной Думой структурой органов исполнительной власти области;
д) вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты правовых актов, издание которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
е) управляет и распоряжается собственностью области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ж) публикует правовые акты главы администрации (губернатора) области и органов исполнительной власти области;
з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также соглашениями о передаче федеральными органами исполнительной власти части своих полномочий органам исполнительной власти области в соответствии со ст.78 Конституции Российской Федерации.
Статья 43
Постоянные комиссии (комитеты) областной Думы имеют право направлять письменные обращения по вопросам их ведения в администрацию области.
Администрация области рассматривает рекомендации и предложения постоянных комиссий (комитетов) областной Думы, о результатах рассмотрения рекомендаций и предложений и о принятых мерах сообщает соответствующим постоянным комиссиям (комитетам) в согласованные сроки.
Статья 44
Администрация области в пределах своих полномочий принимает постановления. Правовые акты администрации области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу и законодательству области.
О правовых актах администрации области см. Закон Калининградской области от 10 ноября 1997 г. N 38
Статья 45
Постановления администрации области подписываются главой администрации (губернатором) области.
Статья 46
1. В пределах своей компетенции руководители органов исполнительной власти области издают приказы.
2. Акты органов исполнительной власти области вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самих актах.
3. Акты органов исполнительной власти области не могут устанавливать для граждан обязанности, не предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 47
Акты администрации области, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами.
Органы местного самоуправления, их должностные лица, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством, возмещают ущерб, причиненный их действиями области, интересам граждан.
Статья 48
Организация и порядок деятельности администрации области определяется Законом области "Об администрации Калининградской области".
Раздел V. Судебная власть
Глава 13. Органы правосудия. Система судебной власти
Статья 49
1. Правосудие в области осуществляется только судами, учреждаемыми и действующими в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
2. Судебная власть в области осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. На территории области действуют областной суд, районные и городские суды, а также областной арбитражный суд и военные суды.
4. Правовой статус судей определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Статья 50
Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории области и поддержание обвинения в судах осуществляют органы прокуратуры области.
Статья 51
Оказание юридической помощи, защита и представление интересов граждан и юридических лиц в суде и иных органах осуществляется коллегиями и иными объединениями адвокатов, а также отдельными лицами, обладающими правом занятия адвокатской практикой. Организация и порядок деятельности адвокатуры в области определяются федеральными законами и нормативными правовыми актами области.
Статья 52
Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется государственными и частными нотариусами в порядке, определенном федеральными законами и нормативными правовыми актами области.
См. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I
Статья 53
Реализацию государственной политики в сфере юстиции обеспечивают отдел юстиции области, его органы и учреждения. Их компетенция, организация и деятельность определяются федеральным законодательством и нормативными правовыми актами области.
Раздел VI. Местное самоуправление в Калининградской
области
Глава 14. Организационная и правовая основа местного
самоуправления
Статья 54
1. Местное самоуправление в области - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава и законов области.
См. Закон Калининградской области от 18 января 1996 г. N 31 "Об основах местного самоуправления в Калининградской области"
2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории области.
3. Территориями местного самоуправления являются районы, города, поселки и другие муниципальные образования в соответствии с административно-территориальным устройством области.
4. Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные и областные законы об общих принципах организации местного самоуправления, настоящий Устав, уставы муниципальных образований.
5. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем референдумов, сходов жителей и других форм волеизъявления, через выборные представительные и другие органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления.
6. Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации и области. Запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
Статья 55
Основными принципами организации местного самоуправления являются:
- самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий;
- многообразие форм организации местного самоуправления;
- поиск муниципальным образованием и его органами новых форм и направлений деятельности;
- защита прав населения на местное самоуправление;
- участие населения в выработке, принятии и реализации решений вопросов местного значения;
- гласность и учет общественного мнения;
- обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти;
- выборность органов местного самоуправления;
- ответственность органов местного самоуправления за принимаемые решения;
- сочетание интересов муниципального образования и государственных интересов.
Статья 56
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с действующим законодательством иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 57
Органы государственной власти области содействуют становлению и развитию местного самоуправления, взаимодействуют с органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Глава 15. Система органов местного самоуправления
Статья 58
1. Структура органов местного самоуправления муниципальных образований определяется населением самостоятельно в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами области и закрепляется в Уставе муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и действуют в пределах своих полномочий самостоятельно.
3. Органы местного самоуправления могут наделяться законом области или по договору отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация этих полномочий подконтрольна органам государственной власти, передавшим их.
4. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с Уставом муниципального образования. По вопросам своего ведения принимают правовые акты.
Статья 59
1. Представительные органы муниципальных образований избираются на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Срок полномочий представительного органа составляет 4 года.
3. Порядок выборов в представительные органы муниципальных образований устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 60
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Статья 61
В Устав муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
Раздел VII. Социально-экономическая система
Калининградской области
Глава 16. Основы экономической системы области
Статья 62
Основу экономической системы области составляют государственная, частная, муниципальная и иные формы собственности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
Статья 63
Права всех собственников защищаются равным образом. Приобретение или прекращение права собственности на имущество устанавливается федеральным законодательством.
Статья 64
Пользование землями, водными и другими природными ресурсами, находящимися в области, подразделениями, частями, органами Министерства обороны, внутренних дел, федеральных служб безопасности и пограничных войск осуществляется на основе договоров, заключаемых между органами государственной власти области и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами.
Изъятие для нужд области земель, водных и других природных ресурсов, находящихся в пользовании подразделений, частей, органов Министерства обороны, внутренних дел, федеральных служб безопасности и пограничных войск допускается лишь по истечении срока действия заключенных договоров, либо на основе специального соглашения сторон.
Статья 65
Государственная собственность на территории области выступает в виде федеральной собственности, собственности области, собственности других субъектов Российской Федерации.
Статья 66
Муниципальная собственность выступает в виде собственности административно-территориальных образований.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями, учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Статья 67
В состав государственной собственности области входят:
- земельные участки;
- природные объекты (заказники, курорты и лечебные ресурсы областного подчинения, памятники природы, пригородные зеленые зоны, лесопарковые защитные пояса, внутренние водоемы, недра общераспространенные полезные ископаемые области);
- объекты инженерной инфраструктуры и другие соответствующие объекты, производственные и непроизводственные фонды предприятий и учреждений, вклады в другие предприятия области, созданные и приобретенные за счет средств области;
- объекты и имущество, переданные области федеральными органами власти и органами власти других субъектов Российской Федерации;
- имущество областной Думы и администрации области как юридических лиц;
- имущество и объекты собственности, переданные в аренду, во временное и постоянное пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление;
- средства областного бюджета, средства внебюджетных фондов области, валютные фонды, ценные бумаги и финансовые активы, депозиты в банковских учреждениях, созданные за счет средств областной Думы и администрации области;
- ассигнования, поступившие из федерального бюджета и федеральных фондов;
- объекты и имущество области, находящиеся за пределами области, в соответствии с соглашениями, договорами или по другим основаниям и на основе федерального, областного и иного (в том числе иностранного) законодательства;
- объекты историко-культурного наследия (за исключением археологических объектов и объектов, находящихся в ведении федеральных органов).
Статья 68
Земля в области может находиться в федеральной, областной, муниципальной собственности, собственности граждан и собственности юридических лиц.
Земля, не находящаяся в собственности граждан и юридических лиц, либо муниципальной собственности, является государственной собственностью.
Владение, пользование и распоряжение землей не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
Право землепользования на территории области иностранным физическим и юридическим лицам, международным объединениям и организациям с участием российских и иностранных юридических и физических лиц предоставляется исключительно на основании договоров аренды, регистрируемых органами государственной власти, с учетом рационального использования земель, сохранения и улучшения природной среды, рыночных ставок на землю и в интересах жителей области.
На основании федеральных и областных законов и в установленном ими порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Собственник земельного участка, отнесенного к таким землям, может осуществлять права владения и пользования своим участком в пределах, определяемых его назначением.
Статья 69
Определение перечня и установление статуса федеральных земельных и других природных ресурсов на территории области производится в соответствии с действующим законодательством и взаимной договоренностью между федеральными и областными органами власти.
Статья 70
Пользование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами не могут осуществляться в ущерб интересам населения и будущих поколений жителей области.
Правовое регулирование земельных, лесных, водных отношений, отношений по использованию и охране недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха осуществляется с целью обеспечения рационального использования и охраны природных ресурсов, охраны и улучшения окружающей среды.
Статья 71
Земли общего пользования: площади, улицы, проезды, дороги (кроме федеральных), набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи, ботанические сады, объекты лечебного, оздоровительного и историко-культурного назначения и национального наследия являются достоянием населения области и не подлежат отчуждению.
Конкретный перечень объектов, не подлежащих отчуждению, утверждается и изменяется областной Думой по представлению администрации области.
Статья 72
Органы исполнительной власти области вправе проводить приватизацию и разгосударствление объектов собственности без ущерба для интересов ее населения.
В соответствии с федеральными и областными законами в области допускается переход в государственную собственность предприятий и учреждений иных организационно-правовых форм.
Статья 73
Состав собственности области пообъектно фиксируется администрацией области в соответствующем реестре с учетом изменений.
Реестр имущества и финансовых активов области рассматривается и утверждается областной Думой не реже одного раза в два года.
Статья 74
В области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законодательством любых форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономическая свобода и конкуренция, осуществляется антимонопольное регулирование.
Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения для хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и граждан. Органы государственной власти области способствуют развитию малого предпринимательства, возрождению народных ремесел и промыслов.
На территории области обеспечивается свободное перемещение товаров, информации, финансовых средств и иного имущества при соблюдении федерального законодательства и законодательных актов области.
Статья 75
Правовой режим имущества, являющегося собственностью Российской Федерации и ее субъектов, а также зарубежных государств, иностранных юридических и физических лиц, находящегося на территории области, определяется действующим законодательством.
Статья 76
Принимая во внимание ограниченность мировых запасов янтаря, основная доля которых приходится на Калининградскую области, и в целях их сохранения и рационального использования, предотвращения расхищения, органы исполнительной власти области осуществляют контроль за добычей и использованием янтаря.
Лимиты на добычу и использование янтаря устанавливаются органами исполнительной власти области по согласованию со специально уполномоченными на то органами исполнительной власти Российской Федерации и области.
Статья 77
В целях упорядочения использования нефти, добываемой на территории области, органы исполнительной власти области по согласованию с органами исполнительной власти Российской Федерации определяют объемы ее добычи и поставки за пределы области, в том числе и на экспорт. Органы исполнительной власти области вправе распоряжаться добываемой нефтью (в пределах квоты) в целях ее переработки (в том числе и за границей) на условиях возврата продуктов переработки в область.
Статья 78
Привлечение иностранной рабочей силы осуществляется на основе квот, дифференцированных по отраслям, сферам деятельности и государствам-поставщикам иностранной рабочей силы, с учетом интересов области, в соответствии с действующим законодательством.
Глава 17. Финансовая система области
Статья 79
Финансовые ресурсы области составляют средства бюджета области, внебюджетные и валютные фонды, кредитные ресурсы, а также ассигнования из республиканского бюджета и иные средства, получаемые областью в соответствии с действующим законодательством.
Статья 80
Объединение финансовых ресурсов области с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также предприятий и граждан для финансирования совместных программ производится на договорной основе.
Статья 81
Бюджет области состоит из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Разработка, утверждение и исполнение областного бюджета относятся исключительно к компетенции областной Думы и администрации области в соответствии с полномочиями этих органов.
Статья 82
Порядок зачисления доходов и налогов в областной бюджет, их расходы, кредитные отношения и регулирование бюджетов муниципальных образований определяются на основе федеральных законов законодательством области.
Глава 18. Воспитание, образование, наука и культура
Статья 83
В области признается и поддерживается основополагающая роль воспитания, образования, культуры и науки в жизни и развитии общества, воспитании человека и гражданина.
Статья 84
Органы государственной власти области способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, уделяя особое внимание многодетным семьям. Родители вправе и обязаны содержать, обучать и воспитывать детей, рожденных в браке и вне его. Труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения в порядке, предусмотренном законом.
В случае отсутствия или недееспособности родителей ребенка область в лице государственных органов берет на себя обязанность по его воспитанию.
Статья 85
Государственная политика в сфере культуры, науки и образования в области строится на основе:
а) понимания важности патриотического воспитания населения;
б) развития культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территории области;
в) уважения религиозных убеждений и чувств граждан;
г) гарантированности свободы творчества;
д) содействия раскрытию творческого потенциала граждан;
е) обеспечения равенства прав граждан, социальных групп и организаций всех форм собственности в создании, использовании и распространении научных, культурных и образовательных ценностей;
ж) государственной поддержки и развития системы образования, всех его форм, направленных на формирование культурного образа жизни и приобщение граждан к ценностям национальной и мировой науки и культуры;
з) исключения монополизма в сфере науки, культуры и образования;
и) сочетания бюджетных, коммерческих и благотворительных начал финансирования;
к) гласности, открытости и использования различных форм общественного обсуждения, экспертизы и конкурсов;
л) поощрения и предоставления налоговых льгот лицам и организациям, способствующим развитию науки и культуры, повышению образовательного уровня населения;
м) обеспечения защиты творческой деятельности и ее результатов.
Статья 86
На область в лице ее органов государственной власти возлагаются обязанности:
- определять научную и культурно-образовательную политику, меры по ее реализации, охране семьи, материнства и детства, устанавливать приоритеты и льготы в этих сферах;
- определять и обеспечивать культурно-образовательный минимум жизни населения, вводить областной образовательный стандарт и лицензирование образовательных учреждений;
- обеспечивать свободный доступ населения области к образовательным программам, духовным ценностям, науке и культуре;
- сохранять и приумножать культурное достояние области, препятствовать незаконному вызову и передаче права собственности на культурные ценности, требовать их возврата из незаконного владения;
- содействовать профессиональной творческой деятельности, всемерной охране и защите авторских прав, социальному обеспечению, страхованию и защите прав и законных интересов научных и творческих работников;
- создавать условия для межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры, науки, образования;
- содействовать воспитанию населения, особенно молодежи, на российских традициях, историческом и культурном наследии страны, духовных ценностях, сложившихся за годы существования области, любви к родному краю.
Порядок осуществления обязанностей, определенных в настоящей статье, устанавливается законом области.
Статья 87
В области гарантируется доступность и бесплатность начального и среднего образования для любого ребенка школьного возраста.
Органы государственной власти области способствуют развитию системы профессионального и высшего образования с учетом потребности области.
Статья 88
В области создаются за счет бюджета и внебюджетных средств фонды поддержки образования, науки и культуры, развивается конкурсная система получения стипендий, премий, займов и дотаций в целях поощрения детей и учащейся молодежи и увеличения доступности высшего образования, профессиональной творческой деятельности, использования исторических и культурных ценностей.
Статья 89
Для уникальных культурных ценностей в области устанавливается особый правовой режим объектов культурного достояния, с включением их в государственный реестр национального и культурного достояния области.
Внесенные в реестр объекты изымаются из гражданского оборота. Правовой режим данных объектов, их охрана, порядок ввоза и вывоза культурных ценностей и их хранения определяются законом области.
Глава 19. Здоровье, социальная защита населения и охрана
окружающей природной среды в области
Статья 90
В области гарантируется право граждан на охрану здоровья, окружающей природной среды, осуществляются меры по социальной защите пенсионеров, инвалидов и семей с детьми.
Статья 91
Органы государственной власти области определяют политику в сферах здравоохранения, социальной защиты населения и охраны окружающей природной среды, которая строится на основе:
а) обеспечения государственной поддержки здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, охраны природы, медицинского и экологического образования и просвещения;
б) стимулирования здорового образа жизни населения, занятий физической культурой и спортом;
в) обеспечения гражданам равных возможностей при получении медицинской помощи в любых государственных медицинских учреждениях;
г) развития адресной социальной помощи малообеспеченным;
д) развития системы обязательного медицинского страхования;
е) обязательного лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;
ж) контроля за сохранением воспроизводства окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов;
з) предотвращения пагубных техногенных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
и) компенсации ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей природной среды.
Статья 92
Финансирование здравоохранения и окружающей природной среды в области осуществляется на основе сочетания бюджетных, внебюджетных, коммерческих и благотворительных начал. Предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим природоохранительную, благотворительную деятельность и медицинское обслуживание населения, предоставляются налоговые льготы.
Статья 93
Для экономического стимулирования природоохранных мероприятий и рационального ресурсопользования в области создаются областные экологические фонды, фонды воспроизводства природных ресурсов, наследия будущих поколений. Порядок образования и финансирования указанных фондов определяется действующим законодательством.
Статья 94
Все запасы полезных ископаемых на территории области (кроме запасов янтаря и нефти) имеют статус ресурсов местного значения. Регулирование отношений совместной собственности на янтарь и нефтеносные земли между Российской Федерацией и областью совершается в договорной форме, определяющей квоту области в добыче и переработке янтаря, нефти, акцизном сборе.
См. Закон Калининградской области от 10 июля 1996 г. N 57 "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений на территории Калининградской области"
Статья 95
В области устанавливаются областные лимиты, экологические стандарты использования природных ресурсов, нормативная плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении ресурсосберегающих технологий. Порядок их применения устанавливается законом области.
Статья 96
В области вводится особый статус областных природных заповедников, парков, памятников природы и режим охраны редких или находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных и мест их обитания. Этот порядок устанавливается Правительством Российской Федерации и законодательством области.
Статья 97
Органы государственной власти области согласовывают статус федеральных и вводят статус областных зон чрезвычайных санитарно-эпидемиологических и экологических ситуаций, зон экологического бедствия. Порядок введения режимов зон чрезвычайных санитарно-эпидемиологических, экологических ситуаций и экологического бедствия устанавливается действующим законодательством.
Статья 98
По решению администрации области и по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации подразделения, части и органы министерств обороны, внутренних дел, федеральных служб безопасности и пограничных войск принимают участие в мероприятиях по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды на территории области.
Указанные федеральные министерства и ведомства осуществляют финансирование экологических мероприятий, необходимых для нормальной жизни, труда и отдыха населения области.
Раздел VIII. Принятие устава (Основного закона)
Калининградской области, внесение поправок
и пересмотр устава
Глава 20. Принятие и пересмотр Устава области
Статья 99
Устав (Основной Закон) области принимается областной Думой.
Устав считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов от установленной численности депутатов областной Думы.
Статья 100
День голосования в областной Думе считается днем принятия Устава области.
Закон о вступлении в действие Устава области подписывает и обнародует глава администрации (губернатор) области.
Статья 101
Изменение положений Устава области осуществляется областной Думой.
Изменение положений Устава может быть также осуществлено областным референдумом.
Предложения о поставках и пересмотре положений Устава в областную Думу могут вносить:
а) не менее одной трети депутатов, избранных в областную Думу;
б) глава администрации (губернатор) области;
в) не менее одной трети представительных органов муниципальных образований области.
Изменения и дополнения в положения Устава считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы.
Глава 21. Заключительные и переходные положения
Статья 102
Правовые акты области, действующие на ее территории до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей Уставу области.
Статья 103
До избрания областной Думы нового созыва полномочия областной Думы, установленные настоящим Уставом, осуществляет областная Дума прежнего созыва.
Статья 104
Глава администрации (губернатор) области сохраняет свои полномочия до проведения выборов главы администрации (губернатора) области в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами области.
Статья 105
До формирования и избрания новых представительных органов и глав муниципальных образований в Калининградской области их полномочия, установленные настоящим Уставом, осуществляют действующие органы местного самоуправления и главы местных администраций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Калининградской области от 18 января 1996 г. N 30 "О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области"
Текст Закона опубликован в газетах "Дмитрия Донского, 1" от 17 июня 2000 г. N 43, от 21 июня 2000 г. N 44, от 24 июня 2000 г. N 45, от 28 июня 2000 г. N 46, "Янтарный край" от 26 января 1996 г. N 20
Текст Закона Калининградской области с учетом внесенных в него изменений и дополнений опубликован в газете "Дмитрия Донского, 1" от 17 июня 2000 г. N 43, от 21 июня 2000 г. N 44, от 24 июня 2000 г. N 45, от 28 июня 2000 г. N 46
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Уставный закон Калининградской области от 27 декабря 2019 г. N 383
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2019 г.
Уставный закон Калининградской области от 19 августа 2019 г. N 312
Изменения вступают в силу с 23 августа 2019 г.
Уставный закон Калининградской области от 24 декабря 2018 г. N 250
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2018 г.
Уставный закон Калининградской области от 31 мая 2018 г. N 178
Изменения вступают в силу с 6 июня 2018 г.
Уставный закон Калининградской области от 2 декабря 2015 г. N 483
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Уставного Закона и распространяются на судей Уставного Суда Калининградской области, назначенных на должности после вступления в силу названного Уставного Закона
Уставный закон Калининградской области от 25 апреля 2013 г. N 219
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Уставного Закона
Уставный закон Калининградской области от 22 ноября 2012 г. N 155
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Уставного Закона
Уставный закон Калининградской области от 29 июня 2012 г. N 125
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Уставного Закона
Уставный закон Калининградской области от 12 октября 2011 г. N 37
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Уставного Закона
Уставный закон Калининградской области от 11 июля 2011 г. N 20
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Уставного Закона
Уставный закон Калининградской области от 19 мая 2010 г. N 452
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Уставного Закона
Закон Калининградской области от 24 декабря 2009 г. N 413
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 29 сентября 2005 г. N 650
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 21 июня 2005 г. N 602
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 31 марта 2005 г. N 520
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 22 марта 2005 г. N 515
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 14 января 2005 г. N 488
Изменения, вносимые в пункт 1 статьи 19 Устава (Основного Закона) вступают в силу с 1 июня 2006 г.; в пункт 1 статьи 20 - с 1 января 2006 г.
Закон Калининградской области от 3 ноября 2004 г. N 434
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 29 декабря 2003 г. N 348
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 25 декабря 2003 г. N 346
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 22 сентября 2003 г. N 301
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 9 июля 2003 г. N 296
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 1 июля 2003 г. N 279
Закон Калининградской области от 18 июня 2003 г. N 271
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 5 июля 2002 г. N 162
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 3 января 2002 г. N 104
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 22 ноября 2001 г. N 81
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 30 мая 2001 г. N 44
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 13 февраля 2001 г. N 19
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 9 октября 2000 г. N 253
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 12 апреля 2000 г. N 188
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 22 марта 2000 г. N 182
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 25 сентября 1998 г. N 91
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 24 июня 1998 г. N 80
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 5 мая 1998 г. N 62
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 10 ноября 1997 г. N 39
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного Закона
Закон Калининградской области от 31 мая 1996 г. N 50
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона