Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 82. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 6 статьи 35 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
2. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения всех членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствующих в соответствии с настоящим Законом при подсчете голосов.
3. После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 6 статьи 35 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, избирательных блоков и от строк "Против всех кандидатов", "Против всех общерегиональных списков кандидатов"), а затем оглашают и заносят в строки 5 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице отдельно по общерегиональному и одномандатному избирательным округам:
а) число избирателей, включенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
г) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).
5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 6 статьи 35 настоящего Закона.
6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм:
а) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении окружной избирательной комиссии избирателей в указанное число не входят).
7. Затем в строки 6 и 7 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм заносятся следующие данные:
а) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).
8. После этого председателем или секретарем участковой избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи.
9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
10. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а также лица, указанные в пункте 6 статьи 36 настоящего Закона.
По-видимому, в тексте настоящего документа допущена опечатка. В статье 36 нет пункта 6
11. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования на местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом все присутствующее должны иметь возможность наблюдать за действиями членов участковой избирательной комиссии.
12. При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Указанные избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов не учитываются.
13. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление количества избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на них, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строки 8 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы по общерегиональному избирательному округу или по одномандатному избирательному округу превышает число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении бюллетеня по соответствующему избирательному округу, все бюллетени по соответствующему избирательному округу, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 соответствующего протокола об итогах голосования по соответствующему избирательному округу и его увеличенной формы. Эти избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
14. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
15. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, за каждый общерегиональный список кандидатов, против всех кандидатов, против всех общерегиональных списков кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени по одномандатному и по общерегиональному избирательным округам. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
16. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной и участковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии. При этом избирательные бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, упаковываются отдельно и опечатываются.
17. Затем производится подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, за каждый общерегиональный список кандидатов, и по голосам, поданным против всех кандидатов, против всех общерегиональных списков кандидатов. Полученные данные после оглашения заносятся в строки 14 и последующие строки протоколов об итогах голосования, а также их увеличенных форм.
18. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных избирательных бюллетеней, включая избирательные бюллетени, признанные недействительными на основании пункта 13 настоящей статьи, оглашается и заносится в строки 11 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм, при этом в строки 12 протоколов и их увеличенных форм отдельно вносится число избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 13 настоящей статьи, а в строки 13 протоколов число недействительных избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии.
19. Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строк 14 и последующих строк протоколов об итогах голосования, оглашают число действительных избирательных бюллетеней и заносят его в строки 10 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
20. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы по общерегиональному и по одномандатному избирательным округам, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и заносят в строки 9 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
21. С рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
22. После подсчета избирательных бюллетеней производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования (приложение N 5). В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протоколов об итогах голосования, включая дополнительный подсчет избирательных бюллетеней. В случае если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления.
23. После завершения подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, по общерегиональным спискам кандидатов, за которые поданы голоса в соответствующих бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются бюллетени, поданные против всех кандидатов и против всех общерегиональных списков кандидатов, а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени по общерегиональному и по одномандатному избирательным округам. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, наименование избирательного объединения, избирательного блока, отмеченные в соответствующих бюллетенях, либо отметка: "Недействительные бюллетени по общерегиональному избирательному округу", "Недействительные бюллетени по одномандатному избирательному округу", "Против всех кандидатов" или "Против всех общерегиональных списков кандидатов". Сложенные таким образом избирательные бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, номер (наименование) избирательного округа, число избирательных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса.
Законом Калининградской области от 8 апреля 2002 г. N 134 в пункт 24 статьи 82 настоящего Закона внесены изменения
24. Протоколы об итогах голосования заполняются в трех экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
Законом Калининградской области от 8 апреля 2002 г. N 134 в пункт 25 статьи 82 настоящего Закона внесены изменения
25. Если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протоколы являются действительными, если они подписаны большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. После подписания протоколов участковая избирательная комиссия принимает решение об итогах голосования.
26. Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких - либо изменений. При подписании протоколов члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протоколов, вправе приложить к протоколам особое мнение, о чем в протоколах делаются соответствующие записи.
27. По требованию члена участковой избирательной комиссии, лиц, указанных в пункте 6 статьи 35 настоящего Закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протоколов об итогах голосования обязана выдать или предоставить возможность изготовить указанным лицам копии протоколов об итогах голосования, а также заверить их.
28. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и после выдачи либо заверения копий протоколов об итогах голосования всем присутствующим при подсчете голосов и потребовавшим выдать либо заверить указанные копии лицам из числа лиц, указанных в пункте 6 статьи 35 настоящего Закона, незамедлительно направляются в соответствующую окружную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежат. К первым экземплярам протоколов приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные комиссией акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко вторым экземплярам протоколов.
29. Вторые экземпляры протоколов вместе с предусмотренной настоящим Законом избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени и списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, лиц, указанных в пункте 6 статьи 35 настоящего Закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов выборов.
30. Третьи экземпляры протоколов (их копии) предоставляются для ознакомления лицам, указанным в пункте 6 статьи 35 настоящего Закона, а затем вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.
31. При наличии необходимого оборудования в соответствии с решением избирательной комиссии Калининградской области вопроса об использовании технических средств подсчета голосов (в том числе сканера избирательных бюллетеней) окружные избирательные комиссии определяют избирательные участки, где будут применяться указанные технические средства. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией.
32. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением сведений об общем числе проголосовавших избирателей.
Законом Калининградской области от 8 апреля 2002 г. N 134 в пункт 33 статьи 82 настоящего Закона внесены изменения
33. При наличии соответствующего оборудования данные протокола об итогах голосования сразу после подписания протокола членами участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на судне, находящемся в плавании и приписанному к портам на территории Калининградской области передаются по техническим каналам связи в окружную избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первых экземпляров протоколов об итогах голосования и всей избирательной документации, включая избирательные бюллетени, в окружную избирательную комиссию при наступлении первой возможности непосредственно, либо через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации и доставку ее по назначению.
34. В случае если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в окружную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных), она обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. Участковая избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 3 статьи 35 настоящего Закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.