Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Главы администрации области
от 11 августа 1997 г. N 643
Положение
о классификации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, критериях загрязнения
окружающей природной среды
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 11.11.1997 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 года N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Временным положением Министерства по охране окружающей среды от 11.09.95 г. "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды" и предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуется - чрезвычайные ситуации), критериев загрязнения окружающей природной среды, определения границ чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.
Под понятием чрезвычайной ситуации необходимо понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного, экологического или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2. Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации в Калининградской области подразделяются на локальные, местные, территориальные и трансграничные.
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных окладов труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух районов (городских округов) и более, но не выходит за пределы территории области.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Калининградской области, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию области.
3. Критерии экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды.
Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается:
3.1. Для атмосферного воздуха:
содержание одного или нескольких веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию (ПДК), с возможным учетом времени, прошедшего с момента возникновения экстремально высокого загрязнения до его обнаружения
- в 20-29 раз при сохранении этого уровня более 2 суток;
- в 30-39 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
- в 50 и более раз.
3.2. Для поверхностных вод суши, морских вод:
- максимально разовое содержание для нормируемых веществ 1-2 класса опасности в концентрациях, превышающих ПДК в 5 и более раз, для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз с возможным учетом времени, прошедшего с момента возникновения экстремально высокого загрязнения до его обнаружения.
3.3. Для почв и земель:
- содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсическим критериям или 50 и более ПДК по фитотоксическим критериям;
- содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК. Для веществ, на которые не установлены ПДК - превышение 100-кратной величины среднего регионального фона;
- наличие резких изменений (не связанных с гидрометеоусловиями), выражающихся в изреженности или повреждении посевов на площади более 50 процентов отдельного поля;
- наличие несанкционированных свалок токсичных отходов.
3.4. Для радиоактивного загрязнения окружающей природной среды:
- мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измеренная на высоте 1 м от поверхности земли, составляет 80 и более мкр/ч;
- концентрация радионуклидов в пробах объектов окружающей среды природной среды (атмосфера, поверхностные воды суши, почва, морская среда) превышает значение Дкб (допустимая концентрация радионуклидов для населения группы Б), приведенные в Нормах радиационной безопасности (НРБ-76/87), а при отсутствии данных о радионуклидном составе пробы - концентрация суммарной бета-активности в атмосферном воздухе по данным первых измерений (через одни сутки после окончания отбора проб) превышает 3700 х 10 Бк/кв.м (беккерель на один кв.м);
- суммарная бета-активность выпадений по результатам первых измерений (через одни сутки после отбора проб) превышает 110 Бк/кв.м в сутки;
- концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной и лесной продукции превышает принятые ВДУ (временные допустимые уровни).
3.5. При негативном воздействии на флору и фауну:
- массовая гибель (заболевание) рыбы или других водных организмов и растений, отклонение от нормального развития икры, личинок и молоди рыбы, сокращение и потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям рыбы, нарушение путей миграции рыбы и других водных организмов, приобретение посторонних запахов и привкусов, несвойственных им ранее;
- массовая гибель (заболевание) животных, в том числе других, при которых уровень смертности (заболеваемости) превышает среднестатистический в три и более раз;
- наличие изменений в состоянии лесных экосистем (не связанных с гидрометеоусловиями), выражающихся в изменении окраски хвои (листвы), несвойственной древесным и кустарниковым породам в данной местности (сезоне), опадении (дефолиации) или усыхании (десикации) 30-50 процентов хвои (листвы) и других признаках природного и техногенного воздействия на лесную среду.
4. После изучения специфических критериев классифицируется угрожаемая или возникшая чрезвычайная ситуация.
Территориальные органы федеральных служб государственного управления руководствуются ведомственными критериями и делают заключение по показателям согласно постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.96 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с указанием границ зон распространения поражающего фактора чрезвычайной ситуации, количества людей, пострадавших в ней, количества людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности и размера причиненного материального ущерба.
Сведения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации немедленно передаются по инстанции согласно "Положения о порядке сбора и обмена информацией" (приложение N 2).
5. Чрезвычайная ситуация объявляется в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, иного бедствия, требующего проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, направленных на спасение жизни людей, сохранение жизни людей, снижение материальных потерь, снижение ущерба окружающей среде, локализации зоны чрезвычайной ситуации.
6. Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления. Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти Калининградской области.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии по чрезвычайными ситуациям могут обращаться за помощью в комиссии по чрезвычайным ситуациям области. Перечень документов, представляемых в комиссию по чрезвычайным ситуациям области:
1) Ходатайство о выделении средств из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, где должны указываться раздельно средства организаций, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников, израсходованных или выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
2) Смета потребности в денежных средствах на оказание помощи и ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее последствий, согласованная с главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
3) Документы, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации:
- акты на пострадавшие объекты (указывается степень и характер разрушений, сумма нанесенного ущерба);
- смета на проведение первоочередных аварийно-восстановительных работ;
- справка гидрометцентра;
- протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям;
- справки страховых организаций.
Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации и Калининградской области.
К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, дислоцирующиеся на территории Калининградской области на основе плана взаимодействия управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области с органами военного командования.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных неотложных работ и доклада о ее завершении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.