Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к решению
Горсовета депутатов Калининграда
от 20 марта 2002 г. N 110
Российская Федерация
мэрия города Калининграда
Комитет экономического развития
План социально-экономического развития
Калининграда в 2002 г.
15 мая 2002 г.
1. Прогноз социально-экономического развития Калининграда в
2002 г. и параметры прогноза социально-экономического развития
Калининграда в 2003-2004 гг.
1.1. Сценарные условия разработки прогнозов
социально-экономического развития Калининграда
Прогноз социально-экономического развития Калининграда в 2002 г. и основные параметры прогноза социально-экономического развития Калининграда в 2003-2004 гг. разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 г. N 242 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 г. и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 г.", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2004 г. и перспективного финансового плана до 2004 г.";
- постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области от 08.07.2000 г. N 248 "О разработке проекта закона Калининградской области "Об областном бюджете на 2002 год";
- постановлением мэра Калининграда от 30.07.2001 г. N 2304 "О разработке проекта бюджета города Калининграда на 2002 год"
В прогнозе учтены тенденции, цели и факторы социально-экономического развития России и Калининграда.
Прогноз социально-экономического развития Калининграда разработан с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в 2002 г. и в 2003-2004 гг., прогноза развития Калининградской области в 2002 - 2004 гг. (приложения 1-3).
К числу основных федеральных макроэкономических сценарных условий, имеющих важное значение для разработки прогноза социально-экономического развития Калининграда в 2002 г., относятся:
- уровень инфляции - 115-120% по отношению к 2001 г. (декабрь к декабрю);
- индекс-дефлятор в промышленности - 115-120% (в среднем за год);
- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал - 120-125% (в среднем за год);
- индекс-дефлятор оборота розничной торговли - 115-120% (в среднем за год).
Прогнозный период (2002-2004 гг.) является первым этапом реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития России (2000-2015 гг.). В прогнозном периоде Правительством РФ экономическая политика будет осуществляться по семи основным направлениям:
- стабилизация развития социальной сферы на основе скорейшего восстановления реальных доходов, уровня жизни и платежеспособного спроса населения;
- реформирование инфраструктурных монополий и развитие частного сектора;
- создание условий для развития экономически эффективных производств, усиление инвестиционной активности в реальном секторе;
- осуществление реальной бюджетной политики, повышение качества управления налогово-бюджетной сферой;
- снижение уровня неплатежей, бартера и задолженности в экономике;
- сдерживание инфляции, в том числе путем оптимизации динамики цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
- содействие проведению политики социально-экономического развития регионов.
В целом, на первом этапе экономический курс Правительства Российской Федерации будет направлен на углубление структурных реформ, укрепление рыночного начала в российской экономике, преодоление диспропорций и завершение переходного периода.
Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации в 2002 г. и в 2003-2004 гг. выполнены в двух вариантах.
В первом варианте исключается возможность резкого изменения внешних условий развития российской экономики и подтверждается действенность намеченных Правительством Российской Федерации мер в социальной и хозяйственной сферах. Второй вариант основывается на сценарии, включающем в себя менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий.
В рамках первого варианта в экономике будут использованы возможности увеличения темпов роста за счет следующих факторов:
снижения издержек, которые будут перемещаться с уменьшения расходов на оплату живого труда в сторону сокращения трансакционных затрат и расходов на приобретение сырья, полуфабрикатов и энергии;
постепенного ослабления фискальной нагрузки на производителей;
роста монетизации экономики, принятия жестких мер по повышению собираемости налогов деньгами, в том числе путем применения механизма банкротств;
повышения конкурентоспособности отечественной продукции на основе совершенствования антимонопольного законодательства;
улучшения инвестиционного климата, активизации инвестиционной деятельности иностранных и отечественных инвесторов;
осуществления государственной поддержки при продвижении на зарубежные рынки отечественной продукции;
совершенствования тарифно-таможенной политики, минимизации фискальной функции таможенного тарифа, использования в качестве инструментов защиты отечественного производителя антидемпинговых и компенсационных мер.
При реализации необходимых условий и благоприятных факторов объем ВВП России в 2002 г. возрастет на 4,5-4,7%, продукция промышленности - на 4,3-4,7%, инвестиции в основной капитал - на 7-8%, реальные располагаемые доходы населения - на 6-7%, продукция сельского хозяйства - на 3-4% (приложение 1).
В соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Калининградской области в 2002 г. объем промышленной продукции возрастет на 6%, производство сельскохозяйственной продукции - на 4%, инвестиции - на 8%, оборот розничной торговли - на 5%, потребительские цены - на 12% (приложение 2).
1.2. Тенденции социально-экономического развития Калининграда
Анализ позволяет выделить с конца 80-х гг. и по настоящее время следующие основные тенденции в социально-экономическом развития Калининграда.
1. В течение всего периода в экономике и социальной сфере города преобладали кризисные явления: падение объемов производства, сокращение инвестиций, рост цен, снижение уровня жизни населения. На наш взгляд, в динамике развития достаточно отчетливо выделяются две фазы: фаза спада (1989-1994 гг.) и фаза депрессии (1994-1999 гг.). В 2000-2001 гг. наблюдалось некоторое оживление деловой активности в ряде отраслей и сфер экономики. Следует отметить, что данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, конъюнктурными условиями (девальвация рубля в 1998 г., эффект низкой базы ("точки отсчета"). По-прежнему, наиболее серьезными факторами, сдерживающими устойчивые поступательные движения в экономике города, являются платежный кризис, низкая покупательная способность денежных доходов населения и низкая инвестиционная активность.
2. Негосударственный сектор стал занимать доминирующее положение в хозяйственном комплексе города. Возросло воздействие рыночных механизмов, и ослабла роль административных регуляторов. В частную собственность граждан перешла треть всех квартир.
3. В промышленности происходили негативные изменения (сокращение доли обрабатывающих отраслей и возрастание удельного веса сырьевого комплекса, ТЭКа), что указывает на примитивизацию структуры промышленности, снижение емкости рынка товаров.
4. Темпы сокращения инвестиций опережали темпы падения объемов промышленного производства. Изношенность основных фондов в различных отраслях экономики не позволяет рассчитывать на повышение конкурентоспособности продукции, устойчивые темпы экономического роста и роста уровня жизни населения в прогнозируемом среднесрочном периоде.
5. До 1999 г. сокращались объемы перевозок грузов различными видами транспорта и обработки грузов в портах Калининграда. Калининградские порты проигрывают в конкуренции портам Прибалтийских государств и С.-Петербурга. С 2000 г. ситуация стабилизировалась и наметился рост грузооборота, за исключением грузового автомобильного транспорта.
6. В течение всего периода (кроме 1996 г. и 1997 г.) сохранялась высокая инфляционность экономики. Высокие темпы роста цен наряду с другими факторами блокировали рост инвестиций, реальных доходов населения, обесценивали финансовые ресурсы органов местного самоуправления, предприятий и организаций города. Значительно снизилась покупательная способность номинальной заработной платы граждан, особенно в отношении хлеба, молока, масла животного и говядины.
7. Ухудшалось финансовое состояние предприятий. Около 40% предприятий убыточно. Сохранилась проблема неплатежей. Продолжался процесс дифференциации отраслей и предприятий экономики по размерам получаемых доходов, прибыли. Прибыль концентрировалась главным образом в отраслях ТЭКа, финансовом и торговом секторах. Неудовлетворительной оставалась структура оборотных средств. Активы производства прибыли (производственные запасы, готовая продукция, незавершенное производство...) в структуре оборотных активов крупных и средних предприятий Калининградской области (на конец 1999 г.) составляли всего 28%.
8. Происходило обесценивание бюджетных ресурсов города, несмотря на их рост в номинальном выражении.
9. В социальной сфере сохранена и расширена сеть муниципальных учреждений. Развивалась инфраструктура новых секторов социального обслуживания: пожилых и инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формировался негосударственный сектор удовлетворения образовательных, оздоровительных и других социальных услуг жителям города. Вместе с тем, из-за нехватки бюджетных средств, серьезно ухудшилась материально-техническая база традиционных секторов социальной сферы.
В 2001 г. объемы промышленной продукции (по крупным и средним предприятиям) составили 12401,3 млн. руб. и возросли по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. на 11,8%. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования за январь-сентябрь достигли 2981,6 млн. руб. (рост 26,8%), оборот розничной торговли - 10184,1 млн. руб. (снижение на 10,2%). Среднемесячная заработная составила 3600 рублей. Потребительские цены возросли к соответствующему периоду предыдущего года на 21,3%.
1.3. Прогноз социально-экономического развития в 2002 г. и параметры
прогноза социально-экономического развития Калининграда в 2003-2004 гг.
Прогноз социально-экономического развития Калининграда разработан с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в 2002 г. и в 2003-2004 гг., а также предварительного прогноза развития Калининградской области в 2002 г. (приложения 1, 2, 3).
В целом, на первом этапе экономический курс Правительства Российской Федерации будет направлен на углубление структурных реформ, укрепление рыночного начала в российской экономике, преодоление диспропорций и завершение переходного периода.
При реализации необходимых условий и благоприятных факторов роста в 2002 году объем ВВП России возрастет на 4,3%, продукция промышленности увеличится на 4,5%, инвестиции в основной капитал - на 8%, реальные располагаемые доходы населения - на 7%, рост продукции сельского хозяйства составит 3%.
В соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Калининградской области в 2002 г. объем промышленной продукции возрастет на 6%, производство сельскохозяйственной продукции - на 4%, инвестиции - на 8%, оборот розничной торговли - на 5%, потребительские цены - на 12%.
При осуществлении деятельности в 2002-2004 гг. необходимо иметь ввиду#, что на социально-экономическое положение города будет оказывать непосредственное влияние общегосударственная экономическая политика по реформированию инфраструктурных монополий, осуществлению реальной бюджетной политики, снижению уровня неплатежей, бартера и задолженности, содействию проведения политики социально-экономического развития регионов.
Прогноз социально-экономического развития Калининграда составлен в двух вариантах (приложение 5), и в случае резких изменений в экономической политике федерального Центра, органов государственной власти Калининградской области должен быть пересмотрен в обязательном порядке. Варианты прогноза различаются темпами роста (снижения) объемов производства, товарооборота и платных услуг, сводного индекса потребительских цен и индексов-дефляторов, а также показателями, характеризующими уровень жизни населения и состояние рынка труда. В обоих вариантах прогноза предусматривается рост уровня жизни населения, объема инвестиций в реальный сектор экономики, а также потребительских цен. Потребительские цены в среднем за год возрастут на 25% по первому варианту и на 30% по второму варианту.
В 2002 г. экономическая политика государства и внешнеэкономические факторы, влияющие на реальный сектор экономики города, радикальным образом не изменятся, поэтому не произойдет значительных изменений в экономике города. Сохранятся основные тенденции социально-экономического развития Калининграда, которые наблюдались в 2000-2001 гг.
В структуре промышленности Калининграда не произойдет каких-либо значительных изменений. Велика доля топливной (за счет роста цен на нефтепродукты) и машиностроения и металлообработки (за счет увеличения объемов производства), будет возрастать доля пищевой (в т.ч. мясной и рыбной) отраслей.
Таблица 1
Структура промышленности (крупные и средние предприятия)
N п/п |
Отрасли |
Объемы продукции (млн. руб.) |
Удельный вес, % |
Индекс физического объема, % |
|||
2000г. | 2001г. | 2000г. | 2001г. | 2000г. | 2001г. | ||
Промышленность- всего в т.ч.: |
10604,5 |
12401,3 |
100 |
100 |
131,8 |
111,8 |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Электроэнергетика Топливная Машиностроение и металлообработка Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная Промышленность стройматериалов Легкая Пищевая в т. ч.: - рыбная Мукомольно-крупяная Полиграфическая Прочие |
1244,7 3670,6 2238,1 856,1 134,8 105,0 2175,1 749,2 44,7 76,6 58,8 |
1598,2 3077,0 2815,2 898,4 144,3 103,9 3545,2 865,0 55,1 97,2 66,8 |
11,7 34,6 21,1 8,1 1,3 1,0 20,5 7,1 0,4 0,7 0,6 |
12,9 24,8 22,7 7,2 1,2 0,8 28,6 7,0 0,4 0,8 0,6 |
105,2 105,6 165,3 120,5 156,4 102,8 124,0 117,3 109,5 121,8 |
160,4 98,6 124,7 96,8 80,3 99,0 139,9 139,5 61,4 86,7 |
Объемы производства промышленной продукции по сравнению с 2001 г. возрастут на 8-10% и составят 19600-20050 млн. руб. Наибольший рост прогнозируется в машиностроении и металлообработке, в мясной, рыбной и ликеро-водочной промышленности, в промышленности строительных материалов.
Увеличение объемов выпуска товаров производственного назначения прогнозируется на следующих предприятиях машиностроения и металлообработки: ОАО "ЭСВА" (производство электросварочного оборудования); ОАО "Система" (производство теплового и холодильного оборудования), ЗАО "Автотор" (производство автомобилей легковых) и предприятиях строительных материалов: ОАО "Завод ЖБИ-2" (выпуск железобетонных изделий, товарного бетона и растворов); ОАО "Силикатстром" (кирпич силикатный).
Увеличится производство потребительских товаров на 5-10%. Возрастут объемы производства ликеро-водочных изделий (ОАО "СПИРВВК"- на 25-30%), пива (ООО "Пивоварни Ивана Таранова"- на 30-40%), мороженого (АОЗТ "Мороженое"- на 5-10%), мясных и рыбных консервов.
Остающаяся непростой экономическая ситуация все же позволяет рассчитывать на некоторое повышение инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал возрастут (на 20-25%) и составят 6750-6800 млн. руб. Основными источниками финансирования по-прежнему будут собственные средства предприятий, организаций различных форм собственности. Кредиты банков будут недоступны большинству предприятий реального сектора экономики.
Главными проблемами материального производства останутся: трудности со сбытом собственной продукции, недостаток финансовых ресурсов, возможность банкротства, нестабильность в области таможенной политики.
Темпы замены основных фондов сохранятся крайне низкими из-за дефицита финансовых ресурсов у предприятий. Значительная часть оборудования большинства предприятий будет нуждаться в замене. В отраслевой структуре капитальных вложений изменений не произойдет. Удельный вес производственных инвестиций в общем объеме составит 60-65%.
Объем оборота розничной торговли увеличится не более чем на 2%. Общий товарооборот предприятий торговли и общественного питания составит 12000-12220 млн. руб. Объем платных услуг населению превысит уровень 2001 г. на 2-5% (2770-2800 млн. руб.).
Характер инфляционных процессов определяется решениями федеральных органов государственной власти. По сценарным условиям Правительства РФ инфляция в 2002 г. прогнозируется в пределах 109-112% (декабрь к декабрю). По нашей оценке сводный индекс потребительских цен составит 115-120%.
Ограниченность финансовых ресурсов органов местного самоуправления не позволит смягчить отрицательные последствия инфляции в социальной сфере и городском хозяйстве. Более того, инфляционные процессы в значительной степени обесценят ожидаемые номинальные доходы бюджета Калининграда. Мэрия города, администрации районов будут вынуждены осуществлять свои функции по социально-экономическому развитию в жестких условиях бюджетного дефицита.
Параметры прогноза социально-экономического развития Калининграда в 2002 - 2004 гг. приведены в приложении 4.
2. Направления деятельности по достижению целей
социально-экономического развития
Федеральная политика в отношении Калининградской области ориентирована на обеспечение статуса Калининградской области как неотъемлемой части РФ, развитие интеграционных связей с другими регионами России, использование преимуществ анклавного положения в общеевропейском хозяйственном пространстве, превращение региона в зону экспортного производства. Одним из механизмов реализации федеральной политики, объединяющим вышеперечисленные направления, выступает Федеральная целевая программа "Развитие Калининградской области на период до 2010 года". В основу экономической стратегии развития региона положена идея совершенствования ОЭЗ, предусматривающая ускорение социально-экономического развития области, повышение жизненного уровня населения на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий, увеличение экспортных возможностей региона.
Основные направления деятельности структурных подразделений мэрии в 2002 г. (приводятся в последующих разделах) направлены на реализацию Стратегии социально-экономического развития Калининграда в 2000-2002 гг. Планируется разработка Стратегии развития города до 2010 г. в соответствии с Федеральной программой развития Калининградской области.
2.1. Жилищно-коммунальное хозяйство
1. Капитальный ремонт объектов коммунального хозяйства планируется на 2002 год в объеме 8297 тыс. рублей, в том числе:
- предусмотрено выполнение работ по расширению кладбища по Балтийскому шоссе в объеме 200 тыс. рублей (спиливание деревьев, корчевка, планировка);
- замена плиточного и ремонт брусчатого покрытия тротуаров, ремонт придомовых территорий планируется произвести в объеме 200 тыс. рублей;
- наружное освещение г. Калининграда (ООО "Горсвет") предусматривает выполнение объема работ на общую сумму 1600 тыс. рублей.; в план капитального ремонта включены объекты, прослужившие более 2-х сроков эксплуатации без капитального ремонта, в том числе по адресам: пос. Южный, ул. Киевская, Батальная, Озерная, Пролетарская, проф. Баранова, пос. Чкаловск, пос. Воздушный, Советский проспект и другие;
- объем работ по капитальному ремонту зеленых насаждений города планируется в размере 800 тыс. рублей, в том числе: посадка деревьев на центральных магистралях города, ремонт с покраской существующих скамеек и урн в скверах города, ремонт и покраска существующих заборов и ограждений в скверах у стадиона "Балтика", народного суда Балтийского района, областного драматического театра, штаба Балтийского флота, у памятника Шиллеру;
- благоустроительные работы территории у памятников: воинам интернационалистам, М. Василевскому, А. Маринеско предусмотрены на сумму 200 тыс. рублей, в том числе: устройство пешеходных дорожек, дополнительная установка памятных досок, устройство тротуара со стороны ул. Тельмана и ул. Азовская;
- благоустройство набережной Петра Великого в сумме 600 тыс.руб.
2. Капитальный ремонт жилищного фонда по управлению ЖКХ планируется в объеме 14100,0 тыс. рублей, из них:
- на капитальный ремонт жилого фонда МП "ЖКК-1 Калининградстрой" планируется выделить 800 тыс. рублей на следующие виды работ: ремонт мягкой и шиферной кровли, герметизация швов, электромонтажные работы, замена теплотрасс, ремонт и замена насосов на ВПУ, ТП, ремонт котельных, замена внутридомовых коммуникаций;
- на капитальный ремонт объектов жилищного хозяйства г. Калининграда планируется выделение средств в сумме 11800 тыс. рублей в том числе:
а) ремонт фасадов (с учетом переходящих объектов с 2001 года) по ул. Ленинский проспект, проспект Мира, Багратиона, Ореховая и другие;
б) ремонт крыш и кровель по ул. Емельянова, 84-а, Ленинский проспект, Театральная и другие;
в) утепление наружных стен по ул. Громовой, Емельянова, Чкалова, Дзержинского, Интернациональная и другие;
г) усиление несущих и ограждающих конструкций по ул. 9 Апреля 5-7;
- капитальный ремонт лифтового оборудования планируется в объеме 1300 тыс. рублей;
- на непредвиденные работы - 200,0 тыс. руб.
Также предполагается профинансировать инвентаризацию жилого фонда.
3. Капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства предусмотрен в сумме 4697,0 тыс. руб. в том числе:
- дорожных покрытий включая проектирование, изыскания, диагностирование ул. З. Космодемьянской - 2547,0 тыс. руб.;
- светофоров и других элементов дорожного движения (Советский пр-т - Полецкого, Фестивальная аллея - Леонова, Гвардейский пр-т - Театральная) - 1300,0 тыс. руб.;
- трамвайных путей на ул. Черняховского от пл. Победы до ул. Горького - 500,0 тыс. руб.;
- мостов (путепровод на ул. Театральной) - 350,0 тыс. руб.
2.2. Муниципальный пассажирский транспорт
Основной целью является формирование городской транспортной системы удовлетворяющей потребности в перевозке граждан, выполняющей социальные, мобилизационные и другие требования.
В течение последних лет сложился порядок финансирования муниципального транспорта ниже расчетных показателей в 2 раза. Собственные доходы предприятий только на 50% покрывают эксплуатационные расходы. Предприятия испытывают острую необходимость в обновлении подвижного состава, т. к. муниципальный пассажирский парк изношен на 70-80%. В настоящее время он составляет только 58% от общего количества подвижного состава на линии. Дальнейшее уменьшение количества подвижного состава может обострить проблему перевозок льготных категорий граждан в городе.
Транспортная политика в 2002 г. будет определяться по следующим направлениям: тарифная политика; формирование рынка транспортных услуг; безопасность работы транспорта и охрана окружающей среды; совершенствование управления транспортной системой.
2.3. Социальная сфера и социальная политика
Планом социально-экономического развития города предусматривается продолжить реформирование здравоохранения, что позволит сохранить максимально возможный в сложившихся условиях уровень оказания бесплатной медицинской помощи.
Вопросы охраны здоровья граждан, стоящие перед здравоохранением города, обусловлены проведением реформ в соответствии с постановлением Правительства РФ "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ", "Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", основами законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", законом "О ветеранах", а также федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами по здравоохранению.
В 2002 г. планируется решение следующих задач:
1. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи путем повышения эффективности медицинской помощи:
- оснащение консультативно-диагностических служб поликлиник современным высокоэффективным медицинским оборудованием за счет их внебюджетной деятельности;
- дальнейшее развитие системы стационаро-замещающих форм (дневные стационары в поликлиниках, дневные стационары на дому) по оказанию медицинской помощи населению;
- перепрофилирование коек в стационарах города для лечения хронических больных из числа лиц пожилого возраста;
- создание на базе поликлиник Балтийского, Ленинградского и Октябрьского районов межрайонных отделений круглосуточного оказания неотложной помощи.
Проведение этих мероприятий позволит улучшить использование круглосуточной дорогостоящей койки, сократить длительность пребывания больного в стационаре, снизить уровень госпитализации, улучшить социальное обслуживание населения.
2. Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения:
- организация психоневрологического диспансера на 30 мест на базе Центра восстановительного лечения;
- постепенный переход к общей врачебной практике путем оснащения портативным медицинским оборудованием рабочих мест врачей общей практики, проведение лицензирования и сертификации врачей данной категории.
3. Укрепление материально-технической базы городских лечебно-профилактических учреждений здравоохранения:
- реконструкция урологического и терапевтического отделений БСМП;
- реконструкция стоматологической поликлиники N 2;
- реконструкция инфекционной больницы;
- замена вышедшего из строя оборудования;
- капитальный ремонт зданий и сооружений, включающий подготовку к работе в осенне-зимний период.
Предусматривается финансирование из городского бюджета целевых программ: "Неотложные меры борьбы с туберкулезом", "Вакцинопрофилактика", "Онкология", "Санэпидблагополучие", "Компьютеризация поликлиники".
В сфере образования основными направлениями деятельности являются:
1. Сохранение, укрепление и развитие городской системы образовательных учреждений. В рамках решения этой задачи необходимо:
- обеспечить нормальное функционирование общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а также общеобразовательных учреждений социально компенсирующего направления;
- осуществить разработку и апробацию дополнительных общеобразовательных программ и программ развивающего обучения (исследовательская работа, квалифицированное отслеживание результатов экспериментальной работы).
2. Систематическое обновление всех аспектов образования, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии, повышение уровня образовательного процесса. С этой целью предполагается:
- совершенствовать педагогические технологии, создавать условия, обеспечивающие вариативность образования и развитие различных форм его получения (экстернат, обучение семейное, на дому, и др.);
- организовать и контролировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, аттестацию работников учреждений в соответствии с Положением об аттестации педагогических работников;
- осуществить апробацию обязательного устного экзамена по литературе в процессе сдачи государственной итоговой аттестации, проведение единого государственного экзамена для выпускников 11-х классов;
- провести информационно-аналитическую работу по оценке состояния образовательной системы и направлений ее развития.
3. Всесторонняя забота о сохранности жизни, здоровья и физического развития детей. Для решения этой задачи планируется:
- осуществить поэтапный переход на 12-летнее обучение муниципальных образовательных учреждений NN 6, 7, 10, 14, 18, 22, 23, 28, 36, 48, что позволит снизить учебную нагрузку учащихся;
- осуществить постепенный переход спортивно-оздоровительного лагеря "Юность" (г. Светлогорск) на круглогодичное функционирование;
- организовать каникулярный отдых и оздоровление детей летом 2002 г.
4. Укрепление материально-технической базы учреждений образования.
В течение последних лет материально-техническая база практически не пополнялась. В настоящее время в школах города не хватает 410 комплектов школьной мебели, отсутствует оборудование для кабинетов физики и химии (48 комплектов), сняты с эксплуатации компьютеры старого поколения (только в 16 школах имеются современные кабинеты информатики), требует замены спортивный инвентарь, кухонное оборудование школ и дошкольных учреждений.
В целях укрепления и сохранения материально-технической базы планируется осуществить капитальный и текущий ремонт крыш, котельных, сантехнического оборудования и систем энерго-водо-теплоснабжения, приобрести 10 компьютерных классов, 5 кабинетов физики и химии, 20 комплектов парт, 10 классных досок.
Целью отдела по культуре является создание оптимальных условий для воспроизводства и развития творческого потенциала города, формирование единого культурного пространства Калининграда и России. Основными задачами, решение которых запланировано на 2002 г., являются следующие:
- сохранение и развитие материально-технической базы учреждений: завершение капитального ремонта помещений центральной городской библиотеки, Дома искусств;
- повышение эффективности работы учреждений, расширение сети услуг, предоставляемых населению в сфере культуры, искусства и организации досуга;
- поддержка действующих профессиональных коллективов, сохранение и развитие русской национальной культуры;
- формирование общегородского информационного пространства в системе ЦБС, активизация информационной деятельности, переход на современный технологический уровень, внедрение новых технологий сбора и хранения информации, предоставление свободного доступа к информации, повышение уровня обслуживания читателей;
Основными направлениями деятельности в области физической культуры и спорта являются:
- создание условий для реализации потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом, их участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- создание необходимых условий для физического воспитания детей и юношества;
- формирование и содержание муниципальной спортивной базы, развитие материально-технической базы ведомственных спортсооружений;
- физическая реабилитация и социальная адаптация людей с отклонениями в развитии и инвалидов средствами физической культуры и спорта;
- создание целостной нормативно-правовой базы, обеспечивающей приоритетные направления в развитии физической культуры и спорта, утверждение в обществе принципов здорового образа жизни.
Выполнение Программы органов местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта в г. Калининграде создает предпосылки для восстановления системы физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности, условия для эффективной работы коллективов физической культуры, общественных спортивных организаций.
В качестве основных направлений деятельности в сфере социальной защиты определены: стабилизация социальной обстановки в городе, обеспечение социальных гарантий и прав, социальной поддержки гражданам пожилого возраста, инвалидам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Для реализации поставленных целей планируется проведение следующих мероприятий:
- учет граждан города, нуждающихся в социальной поддержке;
- организация выплаты пособий и компенсаций в соответствии с решением городского Совета депутатов, контроль за правильностью их назначения;
- контроль за целевым использованием денежных средств, поступающих на социальные выплаты и содержание социальных учреждений;
- устройство нуждающихся граждан в стационарные учреждения социального обеспечения;
- осуществление в пределах своей компетенции контроля за реализацией прав и гарантий по социальной поддержке населения;
- обеспечение ухода одиноким и одиноко проживающим престарелым гражданам и инвалидам;
- оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- оказание материальной помощи малообеспеченным гражданам в соответствии с Законом РФ "О государственной социальной помощи" в рамках предусмотренного финансирования;
- предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, оказание помощи в приобретении топлива;
- организация опеки и попечительства над престарелыми гражданами и инвалидами, контроль за законностью сделки при отчуждении жилья;
- обеспечение социальных гарантий гражданам, заключившим договоры пожизненного содержания с иждивением за передачу квартир в муниципальную собственность;
- обеспечение социальных прав и гарантий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний и катастроф.
В сфере труда и занятости определены следующие задачи: развитие социально-трудовых отношений на предприятиях города независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; содействие в улучшении условий и охраны труда, развитие форм занятости населения, содействие занятости и самозанятости социально-ослабленных категорий граждан; работа по профилактике бродяжничества и попрошайничества на территории города, обеспечение процесса реабилитации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, без определенного места жительства и занятий.
В качестве механизма выполнения определены:
- содействие в заключении коллективных договоров и соглашений;
- оказание помощи в создании представительных органов работников на предприятиях, где нет профсоюзных организаций;
- проведение уведомительной регистрации коллективных договоров;
- проведение проверок выполнения условий заключенных коллективных договоров;
- участие в разрешении коллективных трудовых споров на предприятиях города и расследовании несчастных случаев;
- работа муниципальной службы охраны труда по обеспечению на территории города безопасных и благоприятных условий труда и жизнедеятельности граждан;
- организация на территории города оплачиваемых общественных работ;
- обеспечение дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, квотирование рабочих мест;
- проведение муниципальных конкурсов по содействию занятости и самозанятости инвалидов;
- трудовая адаптация молодежи в системе "Молодежная практика";
- усиление трудовой мотивации при оказании социальной поддержки трудоспособной части населения;
- социально-трудовая реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий, развитие сети учреждений социальной помощи и специализированного производства.
В соответствии с программой "Молодежь" основными направлениями деятельности являются:
1. Решение социально-экономических проблем молодежи: осуществление трудоустройства и занятости. Работу в этом направлении будет осуществлять МУ "Социальная служба молодежи", районные отделы по делам молодежи, студенческие строительные отряды.
2. Социальная поддержка и защита молодежи:
- работа с детьми и подростками по месту жительства. В городе функционирует 41 муниципальный подростковый клуб. Основная задача клубов - организация содержательного досуга детей и подростков, осуществление профилактических мероприятий;
- оказание социально-психологической помощи. При МУ "ССМ" функционируют телефон доверия "Контакт плюс", Центр социально-психологической помощи молодым людям с ограниченными физическими возможностями. Продолжит свою работу МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "МОСТ" в пос. Круглово для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- организация содержательного досуга и оздоровление подростков в каникулярный период. Организация отдыха детей и подростков будет проводиться круглогодично на базе Детско-молодежного спортивно-оздоровительного лагеря "Огонек" в Светлогорске, в летний период - на базе муниципальных подростковых клубов и детско-юношеской спортивной школы по водным видам спорта.
3. Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи:
- военно-патриотическое воспитание. Основная работа будет строиться на организации районных и общегородских мероприятий (военизированные марш-броски, смотры и конкурсы призывной молодежи и т.п.);
- гражданское становление и патриотическое воспитание. Мероприятия будут осуществляться через организацию работы с детско-молодежными общественными организациями;
- поддержка детских и молодежных объединений. Согласно "Положению о поддержке молодежных и детских общественных объединений органами местного самоуправления муниципального образования город Калининград" работа будет строиться через оказание различных видов поддержки, в том числе через проведение конкурса проектов общественных организаций и выделение субсидий на их уставную деятельность.
4. Интеллектуальное и культурное развитие молодежи:
- работа со студенческим активом. Отдел по делам молодежи постоянно взаимодействует с профкомами ВУЗов. Согласно постановлению мэра учреждены стипендии для одаренных студентов государственных высших учебных заведений и ССУЗов. Активно ведется работа со студенческим строительным отрядом, организована работа молодежного оперативного отряда. Будут проводиться тематические семинары для студентов и социально активной части молодежи;
- молодежь и культура. Работу в этом направлении осуществляет МУ МКДЦ "Золотой осьминог". Будет продолжена организация городских мероприятий: КВН-ШОУ, конкурс "Балтийский разгуляй", Брейн-ринг, различные общегородские мероприятия, посвященные праздничным датам;
- создание системы информационного обеспечения молодежи. Работа будет осуществляться через информационно-консультативный Центр, на который возложены также функции методического центра для работников молодежных структур.
2.4. Капитальное строительство и капитальный ремонт
Образование
В целях укрепления и сохранения материально-технической базы учреждений образования планируется осуществить капитальный ремонт крыш, котельных, сантехнического оборудования, систем энерго-водо-теплоснабжения на сумму 18,8 млн. руб.
Здравоохранение
Инвестиционная программа на 2002 г. предусматривает реконструкцию урологического и терапевтического отделений больницы скорой медицинской помощи, реконструкцию стоматологической поликлиники N 2, инфекционной больницы на общую сумму 21000 тыс. руб. Запланирован капитальный ремонт учреждений здравоохранения, включающий подготовку к работе в осенне-зимний период, на сумму 7,6 млн. руб.
Строительство жилья
Минимальная потребность в жилой площади льготным категориям граждан: жильцам аварийного жилого фонда, военнослужащим, уволенным в запас и членам их семей, инвалидам ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, афганцам, больным туберкулезом, и др., стоящих на очереди в районах города в настоящее время составляет около 20 тыс. квартир или 1,2 млн. квадратных метров.
Инвестиционной программой на 2002 г. предусматривается погашение задолженности за счет средств городского бюджета в сумме 10,0 млн. руб. за жилье, изъятое для муниципальных нужд в предыдущие годы.
Микрорайон "Остров"
Строительство жилых домов здесь велось в пойме реки Преголя на илистых грунтах, в результате чего весной и осенью при нагонах воды в реку дома и инженерные коммуникации дают осадку. В течение 7 лет специалистами отдела координации строительства ведется контроль с привлечением специалистов московских институтов ЦНИИСК и НИИОСП за ходом восстановительных работ на жилых домах, построенных ОКСом Балтийского флота.
В программу СпецУкса на 2002 г. включена реконструкция канализационного коллектора в сумме 1400 тыс. руб., что позволит привести в исправное состояние коммуникации канализации и сооружений, выведенных из строя в результате неравномерности осадок грунта.
Строительство объектов коммунального назначения
Магистральный газопровод в микрорайоне N 15. С целью обеспечения надежного источника газоснабжения для вновь построенных жилых домов в Южном районе города необходимо выполнить технические условия по закольцовке магистрального газопровода. На строительство газопроводов, в том числе газопровода на Северной горе, выделяется 4000 тыс. руб.
В связи с перегруженностью кладбища по Балтийскому шоссе предполагается продолжить строительство кладбища в пос. Сазоновка. На эти цели в бюджете города на 2002 г. заложено 15000 тыс. руб.
На реализацию программы "Лифты" в плане предусмотрен объем работ на общую сумму в 10400 тыс. руб. 1730 тыс. руб. предполагается потратить на приобретение различной техники.
Также предполагается погасить имеющуюся задолженность за выполненные ранее работы в сумме 9000 тыс. руб.
Водоснабжение
Реконструкция Центральной водопроводной станции (ЦВС). На эти цели заложено 16000 тыс. руб.
Перекладка сетей водовода и напорного коллектора в зоне строительства главного корпуса музея Мирового океана.
Перекладка напорного канализационного коллектора по ул. Косогорная.
Кредит Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР)
По проекту "Реконструкция системы водоснабжения и охраны окружающей среды Калининграда" планируется начало реализации проекта строительства и модернизации водоснабжения и очистки городских стоков. Финансирование этого проекта будет осуществляться за счет кредита Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) - 18 млн. $, гранта Правительства России - 13 млн. $; гранта Агентства Швеции по международному сотрудничеству - 16 млн. $, гранта Агентства Дании по охране окружающей среды - 3 млн. $; гранта Природоохранной финансовой корпорации стран Северной Европы - 1,7 млн. $.
Кредит Мирового Банка Реконструкции и Развития (МБРР)
Проект "Повышение эффективности теплоснабжения г. Калининграда" в рамках займа МБРР. Проектом предусмотрено:
- реконструкция зоны теплоснабжения от районной тепловой станции "Северная" с внедрением системы комплексной автоматизации управления и контроля производства тепловой энергии, ее транспортировки и распределения по потребителям;
Экономия затрат на эксплуатацию системы теплоснабжения с 1998 г. по 2007 г. ориентировочно составит 21011 $.
Эффективное использование ресурсов (БЮГГРЕГ)
Планируются работы по кровельному покрытию жилых домов на сумму 590 тыс. руб. Будет применяться утепляющий материал - каменная вата фирмы "Роквол" и покрытие из материала "Изола Мастертек" (минеральная присыпка). Применение этой технологии дает экономический эффект, продлевает срок эксплуатации здания, уменьшает теплопотери.
Адресная инвестиционная программа строительства объектов муниципального хозяйства на 2002 г. представлена в приложении 7.
План капитального ремонта по отраслям и объектам муниципального хозяйства (приложение 8) составлен на основании предложений учреждений социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства.
2.5. Реализация муниципальных программ
социально-экономического развития
Подавляющая часть программ социально-экономического развития составлена в целях разрешения проблем социальной сферы.
Перечень программ в области здравоохранения определен Федеральными целевыми программами.
Комплексная программа "Молодежь" и Программа органов местного самоуправления по сохранению и развитию культуры охватывают весь комплекс мероприятий в соответствующих отраслях (раздел 2.4. Социальная сфера и социальная политика). Финансирование определено в пределах бюджетных ассигнований отраслей.
Решением городского Совета депутатов от 19.12.2001 г. N 381 утверждена целевая программа "Патриотическое воспитание детей и подростков на 2002-2005 гг.". Программа призвана активизировать у детей и молодежи г. Калининграда интерес к отечественной истории, культуре, государственности.
Реализация Программы органов местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта связана с работой в трех основных направлениях: развитие массовой физической культуры, физическое воспитание детей и юношества, развитие приоритетных видов спорта.
Основными задачами программы "Поддержки и развития малого предпринимательства" на 2002 г. определены: сотрудничество с городским бизнес-инкубатором (обучение начинающих бизнесменов основам предпринимательской деятельности), оказание методической помощи по правовым, экономическим вопросам, налогообложению (проведение консультационных семинаров, подготовка справочника "В помощь предпринимателю", поддержание на сайте мэрии страницы по малому предпринимательству), содействие в установлении контактов с российскими и иностранными партнерами.
В соответствии с Программой содействия занятости населения Калининграда планируется продолжить работу по обеспечению дополнительных гарантий занятости для социально ослабленных категорий граждан.
Перечень муниципальных программ прилагается к плану социально-экономического развития (приложение 6).
2.6. Создание благоприятного инвестиционного климата
Инвестиционная деятельность в Калининграде регулируется в настоящее время помимо действующих федеральных и областных законов двумя разработанными мэрией и утвержденными Горсоветом нормативными документами: положениями "О регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" и "О порядке предоставления инвестиционного налогового кредита". В качестве форм поддержки применяется введение налоговых льгот и временное освобождение от уплаты местных налогов, а также федеральных и региональных, в части, зачисляемой в городской бюджет.
Для дальнейшего развития и стимулирования инвестиционных вложений в экономику города, прежде всего, в сферу материального производства, необходимо создать более действенную и надежную систему поддержки и правового регулирования инвестиционной деятельности, законодательной защиты прав и интересов российских и иностранных инвесторов.
В первую очередь предстоит привести в соответствие с принятыми Бюджетным и Налоговым Кодексами РФ действующие нормативные акты по регулированию инвестиционной деятельности в Калининграде и разработать областной закон "Об инвестиционной деятельности на территории Калининградской области".
Крайне важно определить правовые и экономические условия инвестиционной деятельности российских и иностранных инвесторов, установить формы муниципальной поддержки инвестиционных проектов и порядок ее оказания с учетом особенностей свободной экономической зоны, а также ответственность власти за неухудшение условий инвестиционной деятельности.
Одним из таких документом, по нашему мнению, может стать городская инвестиционная программа, ориентированная на среднесрочный период.
Разработке программы должен предшествовать ряд рабочих документов. В частности, необходимо:
- на основании анализа текущего состояния предприятий по отраслям, выявление тенденций развития экономики и формирование на этой базе промышленной политики;
- установить критерии отбора инвесторов в зависимости от объемов вкладываемых инвестиций, размеров городской собственности, получаемой в результате реализации инвестиционных проектов, принятия инвестором дополнительных обязательств, способствующих реализации проектов;
- разработать положение о предоставлении бюджетных гарантий по общественно значимым инвестиционным проектам;
- сформировать и обеспечить постоянное ведение и обновление банка данных по городским инвестиционным проектам;
- регламентировать процедуру работы с инвесторами, предусмотрев разработку и введение в действие специального положения о порядке взаимодействия подразделений мэрии с потенциальными инвесторами;
- разработать и провести конкурсы и тендеры по продаже земельных участков с инвестиционными условиями;
- провести подготовительную работу по созданию консорциума для страхования и перестрахования инвестиций.
Предстоит провести:
- функциональное зонирование городской территории для формирования зон застройки, изменения профиля производств, их перебазирования;
- межевание земельных участков в садовых товариществах, выполнить топосъемку;
- изыскательские, проектные работы по восстановлению и строительству дренажной системы подтопляемых территорий поселков, входящих в состав города.
Следует активизировать деятельность Совета иностранных инвесторов, созданного при мэре города, с целью широкой пропаганды инвестиционной привлекательности Калининграда, оказания практической помощи инвесторам в выгодном вложении средств в приоритетных для города сферах экономики.
В целях повышения финансовой эффективности деятельности муниципальных предприятий необходимо приступить к реализации программы инвестиционного планирования развития данных предприятий. Для этого должна быть разработана методика комплексной оценки инвестиционной привлекательности муниципальных предприятий. В результате ее внедрения будет проведена реорганизация и реструктуризация муниципальной экономики. В 2002 году такие работы необходимо провести на МП "Калининградтеплосеть".
2.7. Поддержка малого предпринимательства
В рамках выполнения "Комплексной Программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Калининграде на 2000-2002 годы " планируются следующие мероприятия:
1. Сотрудничество с городским бизнес-инкубатором по вопросам осуществления муниципальной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства.
2. Организация совместно с городским бизнес-инкубатором консультационных семинаров для субъектов МП по правовым, экономическим вопросам и налогообложению.
3. Создание страницы на сайте мэрии в "Интернет" по малому предпринимательству.
4. Совместно с Областным центром занятости и городским бизнес-инкубатором реализация программы создания малых предприятий для лиц состоящих на учете в Центре.
5. Оказание методической помощи в установлении контактов предпринимателей с российскими и иностранными партнерами.
6. Оказание поддержки субъектам малого предпринимательства, обеспечивающим рабочими местами инвалидов и малообеспеченных граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.