Принят областной Думой 30 марта 1995 г.
Настоящий Закон определяет правовые основы, содержащие и механизм осуществления бюджетного процесса на территории области, устанавливает общие принципы бюджетного процесса, права и взаимные отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов в целях более эффективного финансового обеспечения социально-экономического развития области.
I. Общие положения
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе:
- бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти;
- консолидированный бюджет области - свод областного бюджета и бюджетов административно-территориальных образований;
- областной бюджет - составная часть консолидированного бюджета области, предназначенная для финансирования расходов общеобластного значения, оказания финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;
- минимальный бюджет - расчетный объем доходов бюджета территории, обеспечивающий минимально необходимые расходы по содержанию объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, органов местного самоуправления;
- бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов по составлению, рассмотрению и исполнению областного и местных бюджетов. Бюджетный процесс в Калининградской области строится в соответствии с законами Российской Федерации, Уставом области и настоящим Законом;
- закрепленные доходы бюджета - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;
- регулирующие доходы бюджета - доходы, которые поступают в бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, установленным вышестоящим представительным органом власти;
- дотация - сумма средств, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня нижестоящему бюджету для выравнивания налогового потенциала, финансирования расходов минимального бюджета нижестоящего уровня;
- трансферт - сумма средств, выделяемая из вышестоящего фонда финансовой поддержки в целях выравнивания бюджетной обеспеченности на 1 жителя;
- субвенция - сумма средств, выделяемая бюджетам разных уровней для финансирования целевых расходов;
- бюджет текущих расходов - сумма ассигнований на текущее содержание объектов бюджетного финансирования;
- бюджет развития - сумма ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты по обеспечению расширенного воспроизводства;
- средняя бюджетная обеспеченность - сумма бюджетных средств в расчете на одного жителя, направленная на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры, на финансирование социально-экономического развития административно-территориального образования;
- дефицит бюджета - превышения расходов над доходами. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры бюджетного дефицита. При дефиците бюджета часть утвержденных бюджетных расходов, не обеспеченных доходами, финансируются в ходе исполнения бюджета за счет дополнительно изысканных доходов, средств от выпуска займов или использования кредитных ресурсов;
- заемные средства бюджета - процентные или беспроцентные ссуды из других бюджетов, получаемые исполнительными органами власти в процессе исполнения утвержденного бюджета, займы на инвестиционные цели, а также краткосрочные кредиты коммерческих банков, получаемые по решению представительных органов власти для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений;
- внебюджетный фонд - форма образования и целевого расходования финансовых ресурсов в соответствии с областным законодательством.
Статья 2. Принципы построения бюджетов
Бюджетный процесс в Калининградской области основывается на принципах:
1. Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней, использовании регулирующих доходных источников, создании целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую и налоговую политику, единую правовую базу, использование единой бюджетной квалификации и форм бюджетной документации, предоставление необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой.
2. Принцип достоверности означает обоснованность прогноза социальноэкономического развития, всех доходов и расходов, наличие информации о формировании и исполнении бюджета.
3. Принцип гласности бюджета заключается в своевременном и обязательном информировании населения области об исполнении бюджета.
4. Принцип самостоятельности бюджета предоставления право органов государственной власти и местного самоуправления определять объемы своих бюджетов, направления расходования средств, получать закрепленные и регулирующих доходы, дотации, субвенции в суммах, обеспечивающих расходы минимального бюджета и нести ответственность за исполнение бюджета.
Сумма превышения доходов над расходами по местному бюджету изъятию не подлежит и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год.
5. Принцип сбалансированности бюджета предлагает обеспеченность расходов, включаемых в бюджет, поступлениями доходов и заемными средствами.
При значительном снижении поступлений доходов, в процессе исполнения бюджета, вводится механизм секвестра (ограничения) расходов по незащищенным статьям.
II. Формирование и утверждение бюджетов
Статья 3. Формирование доходной части бюджетов
Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Доходная часть бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать средства из соответствующих фондов финансовой поддержки регионов, дотации и субвенции, а также заемные средства.
Уровень закрепленных доходов бюджета должен составлять не менее 70 процентов доходной части минимального бюджета, а при отсутствии такой возможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов - не менее 70 процентов доходной части без учета в ней трансферта, дотаций и субвенций.
Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования представительные органы власти закрепляют за бюджетами нижестоящего территориального уровня полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в данные бюджеты свои закрепленные доходы.
Условия предоставления и использования трансферта, дотаций и субвенций из областного бюджета и бюджетов административно-территориальных образований устанавливаются решениями (постановлениями) областной Думы и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Областная Дума и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции утверждают для бюджетов нижестоящего территориального уровня дифференцированные или единые нормативы отчислений от регулирующих доходов.
Статья 4. Разграничение компетенции исполнительных и представительных органов государственной власти в бюджетном процессе
1. К введению представительного органа власти относятся:
- рассмотрение программ социального, экономического, культурного развития области, изменений и дополнений, вносимых в них, отчетов об их исполнении;
- утверждение областного бюджета, поправок к нему, отчета об его исполнении;
- законодательное регулирование порядка образования и расходования денежных средств валютного и внебюджетных фондов области, рассмотрение отчетов об исполнении этих фондов;
- введение областных налогов и сборов в соответствии с законодательством, а также утверждение величины и характера налоговых льгот, категорий плательщиков, получающих эти льготы по доходам, поступающим в областной бюджет, с обязательным указанием предполагаемой величины денежных средств, которые не поступят в бюджет в связи с введением этих налоговых льгот;
- утверждение решений о проведении местных займов и лотерей в соответствии с законодательством;
- утверждение условий предоставления бюджетного и налогового кредита;
- самостоятельное планирование и осуществление предусмотренных соответствующей статьей бюджета расходов на свое содержание.
2. К ведению исполнительного органа власти относятся:
- разработка программ социально-экономического развития области;
- разработка методики расчета консолидированного бюджета и его составных частей;
- составление проекта областного бюджета и внесение его в представительный орган власти в установленные сроки;
- исполнение этого бюджета и контроль за использованием бюджетных ассигнований;
- определение источников формирования доходов и направлений расходования внебюджетных и валютных фондов в соответствии с положениями о них;
- разработка проектов программ оказания помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите;
- разработка и вынесение на утверждение в областную Думу Положения о фонде непредвиденных расходов, объем расходов которого не должен превышать один процент от общего объема расходов областного бюджета.
Статья 5. Составление проекта бюджетов
1. Работу по составлению проекта консолидированного и областного бюджетов организует глава администрации области.
Распоряжение о начале работы над составлением проекта бюджета принимается в соответствии с законами Российской Федерации не позднее чем за 5 месяцев до начала соответствующего финансового года.
В течение первого месяца составляется: прогноз социально-экономического развития области, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры консолидированного бюджета на соответствующий период и представляются в Министерство финансов Российской Федерации.
Согласование взаимоотношений консолидированного бюджета области с федеральным бюджетом производится в сроки, установленные МФ РФ по решению Федерального Собрания.
2. Администрация области на основе прогноза социально-экономического развития области и сводного баланса финансовых ресурсов, методических рекомендаций по формированию федерального бюджета на предстоящий год, настоящего Закона Разрабатывает методику формирования бюджетов области за 4 месяца до конца текущего года.
3. В соответствии с разработанной методикой областные органы управления представляют финансовое управление за 3 месяца до конца текущего года расчеты потребности ассигнований из областного бюджета; администрации городов и районов - расчеты и обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов и предложения о размерах дотаций и субвенций, исходя из действующего распределения налогов и доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
4. Финансовое управление рассматривает и согласовывает представленные расчеты с областными органами управления, администрациями городов и районов до 20 сентября.
По результатам согласования составляют протоколы. Копии протоколов, в которых имеются разногласия, представляются в областную Думу в составе рабочей документации.
Протокол разногласий должен содержать обоснование просьбы (предложения) и обоснование отказа.
В случае разногласия по нормативам отчислений от регулирующих доходов создается согласительная комиссия из представителей областной Думы, администрации области и органов местного самоуправления для принятия решения по устранению разногласий. Если комиссией не принимается согласованное решение, вопрос вносится на рассмотрение Думы при обсуждении вопроса об утверждении областного бюджета.
5. Глава администрации области ежегодно, не позднее 15 октября, представляет в областную Думу материалы по проекту бюджета на следующий год, содержание:
а) проект Закона об областном бюджете;
б) пояснительную записку, отражающую анализ и тенденции социальноэкономического развития области;
в) программы или прогнозы социально-экономического развития области и другие программы, финансируемые из областного бюджета;
г) проекты консолидированного и областного бюджетов, включающие оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов, с приложением рабочей документации;
д) сводный баланс финансовых результатов и аналитические таблицы.
6. Проект Закона об областном бюджете должен содержать:
а) суммы доходов областного бюджета в целом и по каждому источнику;
б) нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты;
в) суммы займов средств, порядок и условия их получения и погашения;
г) суммы расходов в целом и по отраслям, финансируемым из областного бюджета, с выделением бюджета текущих расходов и бюджета развития;
д) суммы дотаций бюджетам районов и городов, порядок предоставления и использования;
е) порядок образования и использования резервных фондов, их объемы;
ж) устанавливаемые льготы, сроки их действия и порядок предоставления;
з) перечень защищенных статей областного бюджета;
и) рекомендации органам местного самоуправления по вопросам формирования и использования бюджетов территорий;
к) размеры оборотной кассовой наличности;
л) сумму дефицита по областному бюджету (в случае его несбалансированности);
м) структуру управлений, комитетов, отделов, финансируемых из областного бюджета, и расходы на их содержание.
Статья 6. Рассмотрение проекта бюджетов
1. Комиссии областной Думы в течение двух недель на своих заседаниях рассматривают проект Закона "Об областном бюджете", формулируют замечания и предложения, которые направляются Думой в администрацию области. При внесении дополнений по расходам, не учтенным в проекте бюджета, комиссии должны определить источники доходов или статьи доходов, подлежащие сокращению.
Для более тщательного предварительного обсуждения проекта Закона "Об областном бюджете" комиссии областной Думы могут проводить открытые депутатские слушания.
2. Глава администрации области организует уточнение проекта бюджета с учетом замечаний и предложений депутатов и вносит уточненный проект Закона "Об областном бюджете" в областную Думу не позднее 1 ноября.
Статья 7. Утверждение бюджетов
1. ОБластная Дума проводит первое чтение проекта областного Закона не позднее чем за 1 месяц до начала нового финансового года. По итогам рассмотрения Дума принимает решение (постановление) о принятии проекта бюджета за основу или его отклонении. В случае принятия проекта бюджета за основу он вносится на постатейное обсуждение в областной Думе. В случае отклонения проект областного бюджета направляется в администрацию области на доработку в течение недельного срока.
2. В случае непринятия областного бюджете областная Дума принимает решение "О финансировании расходов бюджета в 1 квартале планируемого года".
3. Областная Дума по итогам постатейного обсуждения принимает не позднее 15 декабря решение по проекту Закона "Об областном бюджете" и в 5-дневный срок направляет его с принятым проектом бюджета главе администрации области.
4. В случае отклонения хотя бы одной из статей бюджета областная Дума запрашивает дополнительные и уточняющие материалы и расчеты от администрации области для завершения работы над бюджетом.
5. Глава администрации области в срок до 20 декабря подписывает Закон "Об областном бюджете" и публикует его в официальном издании.
6. Исполнительные и представительные органы власти административнотерриториальных образований области организует работу по утверждению местных бюджетов аналогично пунктам 1-5 настоящей статьи, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала очередного финансового года.
III. Исполнение бюджетов
Статья 8. Исполнение бюджетов
1. Органы исполнительной власти области и административно-территориальных образований в 2-недельный срок после утверждения бюджетов и подписания закона (решения) о бюджете доводят до распорядителей кредитов, руководителей бюджетных учреждений сведения об утвержденных бюджетных ассигнованиях.
2. Исполнение бюджета производится в соответствии с принятыми бюджетными нормативами и в пределах постатейного плана ассигнований, определенного Законом "Об областном бюджете".
В ходе бюджета администрация области вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств.
3. Администрация области не может производить расходование средств сверх утвержденных ассигнований, изменять утвержденные размеры ассигнований и перечень финансируемых объектов и программ без согласования с областной Думой.
4. В случае, когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит снижение поступлений от доходных источников, Дума по представлению администрации области принимает решение о введении механизма секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Секвестру не подлежат защищенные статьи.
5. При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, администрация области может получать процентные или беспроцентные ссуды, а также в установленном областной Думой порядке выпускать займы на территории области.
Администрация области вправе получать краткосрочные кредиты коммерческих банков за счет их собственных ресурсов.
Условия соглашения администрации с банком о предоставлении и погашении кредита утверждаются областной Думой.
6. В исключительных случаях, когда при максимальной мобилизации всех источников не обеспечивается финансирование неотложных мероприятий, администрация области по ходатайству районных и городских администраций вправе выделять в пределах календарного года ссуды из областного бюджета нижестоящим бюджетам.
В случае возникновения финансовых затруднений, из-за которых не представляется возможным обеспечить погашение ссуды в установленные сроки, администрация области вправе решить вопрос о перенесении сроков ее погашения или взыскания учреждением банка в принудительном порядке.
7. Свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах, используются администраций в соответствии с решениями областной Думы.
В экстремальных ситуациях администрация области вправе выделять за счет этих источников дополнительные расходы с утверждением их в двухмесячный срок областной Думой.
8. Информация об исполнении областного бюджета представляется администрацией области областной Думе ежемесячно (в комиссию по бюджету, вопросам экономической, финансовой и налоговой политики), ежеквартально и за год нарастающим итогом. Сведения об исполнении консолидированного бюджета представляются ежеквартально и за отчетный год.
Годовой отчет представляется по установленной форме не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.
Отчеты о ходе исполнения областного бюджета рассматриваются Думой по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. С отчетом на областной Думе выступает глава администрации области или уполномоченное им лицо.
По результатам рассмотрения отчета об исполнении областного бюджета за предыдущий год Дума принимает закон о его утверждении либо неутверждении.
9. Одновременно с рассмотрением областного бюджета на следующий финансовый год и отчета об исполнении бюджета за предыдущий год рассматривается информация о консолидированном бюджете области на следующий финансовый год и об исполнении консолидированного бюджета области за предыдущий год.
10. Законы областной Думы об утверждении бюджета, об использовании средств внебюджетных и валютных фондов, а также решения по иным вопросам, касающимся бюджета и указанных фондов, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в двухнедельный срок.
11. Кассовое исполнение областного бюджета осуществляется уполномоченными банками, закон о которых и другие необходимые нормативные материалы по представлению администрации области утверждаются областной Думой в соответствии с ее компетенцией. Кассовое исполнение областного бюджета производится без взимания комиссионного вознаграждения. По согласованию с администрацией области уполномоченные банки производят расщепление регулирующих доходов между бюджетами всех уровней, в соответствии с принятым областной Думой Законом об утверждении областного бюджета на очередной год.
12. В случае неперечисления администрациями городов и районов областных платежей и зачисление их в свои бюджеты администрация области имеет право применять следующие санкции:
а) приостанавливать финансирование из областного бюджета причитающихся сумм дотаций, трансферта, субвенций;
б) производить списание задолженности по платежам областному бюджету с текущих счетов бюджетов нижестоящих уровней.
13. По согласованию между областной Думой и администрацией сроки и этапы бюджетного процесса могут корректироваться с учетом разработки и принятия федерального бюджета соответствующего года.
IV. Контроль за исполнением бюджета, использованием
средств внебюджетных и валютного фондов
Статья 9. Контроль за исполнением бюджета, использованием средств внебюджетных и валютных фондов
1. Контроль за исполнением областного бюджета, внебюджетных фондов осуществляется областной Думой через ее рабочие органы.
Предварительный контроль осуществляется путем анализа и рассмотрения рабочими органами Думы результатов исполнения областного бюджета за отчетный период.
Последующий контроль осуществляется посредством проведения документальных проверок правильности осуществления операций по текущему счету областного бюджета и рассмотрения отчета об его исполнении на заседании областной Думы.
2. Документальные проверки производятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, и осуществляются рабочими органами областной Думы с привлечением специалистов. Думой может быть принято решение о проведении аудиторской проверки.
Дума через свои рабочие органы вправе в процессе исполнения бюджета получить от администрации области любую оперативную информацию, связанную с исполнением бюджета, расходованием средств внебюджетных и валютных фондов.
В случае обнаружения нарушений бюджетного процесса администрацией области председатель областной Думы вправе внести предложение о приостановке этих решений администрации.
Дума вправе установить меру ответственности за невыполнение требований настоящего Закона.
Администрация области осуществляет контроль за правильностью использования органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им бюджетных ассигнований, средств внебюджетных и валютного фондов. Формы контроля за использованием средств внебюджетных и валютного фондов могут конкретизироваться в Положениях об этих фондах, принимаемых областной Думой.
Проверки проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации области |
Ю. Маточкин |
17 апреля 1995 г. N 9
г. Калининград
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Калининградской области от 17 апреля 1995 г. N 9 "О бюджетном процессе в Калининградской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня подписания
Текст Закона опубликован в газете "Янтарный край" от 19 января 1996 г. N 14-15
Законом Калининградской области от 27 июля 2000 г. N 230 настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Калининградской области от 30 апреля 1999 г. N 125
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного закона