Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Экономическое регулирование в области культуры
Статья 21. Условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры
1. В Калининградской области могут создаваться и действовать в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах организации культуры, основанные на федеральной собственности, собственности Калининградской области, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, международных организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на смешанных формах собственности.
2. Организации культуры могут быть учреждены:
- федеральными органами государственной власти;
- органами государственной власти Калининградской области;
- органами местного самоуправления;
- общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями;
- иными, в том числе иностранными, юридическими, а также физическими лицами.
3. Создаваемые организации культуры регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Порядок и условия реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются их уставами, принимаемыми в соответствии с действующим законодательством.
Статья 22. Права и обязанности учредителя (учредителей) организации культуры
1. Отношения учредителя (учредителей) и организации культуры регулируются действующим законодательством, учредительными документами, а также договорами.
2. Учредитель (учредители) некоммерческих организаций культуры берет на себя обязанности по их финансовому обеспечению в соответствии с действующим законодательством.
Статья 23. Собственность в области культуры
1. В Калининградской области допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.
Права и обязанности собственников в области культуры регулируются законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
2. Имущество (здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование) организаций культуры находится в собственности их учредителей, по решению которых оно может быть передано в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление непосредственно организациям культуры.
3. Распоряжение и управление государственной собственностью в области культуры осуществляется органами исполнительной власти и по их поручению - специально уполномоченными государственными органами, организациями.
4. Организация культуры несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ней собственности.
5. Контроль деятельности организации культуры в этой части осуществляется учредителем (учредителями) или иным лицом, уполномоченным собственником.
6. Органы государственной власти и местного самоуправления передают имущество, в том числе земельные участки, государственным и муниципальным организациям культуры, а также организациям культуры иных форм собственности безвозмездно в бессрочное пользование, которое отчуждается в исключительных случаях.
Государственная и муниципальная собственность, закрепленная за организациями культуры, включая земельные участки, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и Калининградской области, нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.
Изъятие и (или) отчуждение собственности и земельных участков, закрепленных за организацией культуры, допускается только по истечении срока договора между собственником и организацией культуры или между собственником и учредителем (учредителями), если иное не предусмотрено учредительными документами и договором.
Статья 24. Финансирование культуры и культурной деятельности
Законом Калининградской области от 21 декабря 2002 г. N 214 действие пункта 1 статьи 24 приостановлено на 2003 год в связи с тем, что областным бюджетом не предусматриваются средства на его реализацию
Законом Калининградской области от 20 декабря 2001 г. N 95 действие пункта 1 статьи 24 приостановлено на 2002 год в связи с тем, что областным бюджетом не предусматриваются средства на его реализацию
Законом Калининградской области от 29 декабря 2000 г. N 3 (в редакции Закона Калининградской области от 28 июня 2001 г. N 52) действие пункта 1 статьи 24 приостановлено на 2001 год в связи с тем, что областным бюджетом не предусматриваются средства на его реализацию
Законом Калининградской области от 15 октября 2001 г. N 71 в пункт 1 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения
1. Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Калининградской области является государственное финансирование.
2. Средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, предусмотренные на финансирование культуры, регулярно уточняются для возмещения дополнительных затрат, вызванных ростом цен, тарифов и ставок заработной платы.
3. С целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития культуры предусматривается специальная система налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие культуры Калининградской области. Характер, размер и порядок предоставления этих льгот определяется налоговым законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
5. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных отчислений государственным и муниципальным организациям культуры.
Статья 25. Хозяйственная деятельность и финансирование государственных и муниципальных некоммерческих организаций культуры
1. Помимо основной деятельности, организации культуры могут осуществлять иную, не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную ее уставом, в том числе предпринимательскую.
Организация культуры может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует этим целям.
Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом организации культуры.
Учредитель (либо орган, зарегистрировавший организацию культуры) имеет право в установленном законодательством порядке приостановить предпринимательскую деятельность организации культуры, если эта деятельность идет в ущерб основной, до решения суда по этому вопросу.
Любые платные формы культурной деятельности, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры не является предпринимательской.
2. Организация культуры самостоятельна в осуществлении своей творческой, производственной и экономической деятельности в пределах, определяемых законодательством и своим уставом.
3. Музейные, архивные и библиотечные фонды организации культуры, являющиеся частью общероссийских музейных, архивных, библиотечных фондов и представляющие собой предметы особого режима хранения, закрепляются за организацией культуры собственником исключительно на праве оперативного управления.
Предметы, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность, включаются в состав музейных и библиотечных фондов в установленном порядке, независимо от источников их приобретения.
Пределы оперативного управления указанными фондами устанавливаются регламентирующими документами уполномоченного органа.
4. Земельный участок, занимаемый организацией культуры, предоставляется в безвозмездное пользование организации культуры на весь период ее существования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Организация культуры отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами.
При их недостаточности субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет собственник соответствующего имущества (учредитель) в соответствии с законодательством.
6. Финансовые средства организации культуры образуются за счет:
- бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;
- доходов от платных форм культурной деятельности;
- платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
- добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;
- кредитов банков и иных кредитных учреждений;
- других доходов и поступлений в соответствии с законодательством.
Размеры бюджетного финансирования организации культуры рассчитываются исходя из нормативов, определенных в установленном порядке, а при отсутствии таких нормативов - на основе общих принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований.
8. Поступающие из различных источников средства, в том числе доходы организации культуры от предусмотренной уставом деятельности, за исключением средств, полученных от ведения предпринимательской деятельности, ассигнований на капитальный ремонт, реставрацию памятников истории и культуры, содержание природных комплексов и объектов оснащение техническими средствами и оборудованием, а также добровольных пожертвований, имеющих целевое назначение, включаются в общий доход организации культуры и образуют ее единый фонд финансовых средств.
Из средств общего дохода организации культуры осуществляется возмещение материальных затрат, расчеты по обязательствам с юридическими и физическими лицами, выплачиваются проценты за кредит, заработную плату, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, начисления на заработную плату и иные текущие расходы.
Оставшиеся средства направляются в фонд творческо- производственного и социального развития организации культуры.
9. Отчисления в фонд творческо-производственного и социального развития производятся ежеквартально (ежемесячно) и учитываются в общей сумме затрат по основной деятельности организации культуры.
В фонд творческо-производственного и социального развития направляются также:
- бюджетные ассигнования, выделяемые на квартальный ремонт, реставрацию, содержание природных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием;
- средства, полученные от реализации в установленном порядке излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей:
- целевые взносы физических и юридических лиц.
Средства фонда творческо-производственного и социального развития расходуются на творческое, производственное и социальное развитие организации культуры и не могут быть использованы на оплату труда, выплату материальной помощи и других видов денежных вознаграждений.
Положение о фонде творческо-производственного и социального развития разрабатывается и утверждается организацией культуры самостоятельно в соответствии с настоящим Законом и в порядке, предусмотренном уставом организации культуры.
Статья 26. Регулирование деятельности государственных и муниципальных организаций культуры
1. Орган государственного управления в области культуры и органы управления в области культуры муниципальных образований ежегодно в установленном порядке доводят соответственно до государственных и муниципальных организаций культуры данные о размерах ассигнований и лимитах капитальных вложений, выделяемых за счет средств областного и местного бюджетов.
2. Организации культуры на основе данных учредителя, имеющихся творческих и экономических ресурсов, запросов населения и заказов юридических и физических лиц самостоятельно разрабатывают и утверждают планы своей деятельности.
3. План включает:
- мероприятия, направленные на реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности, укрепление материально-технической базы и социальное развитие организации культуры;
- объемы основной деятельности, определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями;
- объем финансовых средств и направления их использования в соответствии с уставом.
В плане могут предусматриваться единовременные бюджетные ассигнования для выполнения целевых социально - творческих заказов учредителя на проведение отдельных мероприятий (работ, услуг).
Заказ оформляется посредством договора, в котором определяются объем, структура и сроки выполнения мероприятий, порядок их обеспечения материальными и финансовыми ресурсами.
План утверждается руководителем организации культуры в месячный срок со дня принятия соответствующего бюджета и подлежит уточнению в установленном порядке.
4. Обязательным документом при ежегодном планировании деятельности организации культуры является смета доходов и расходов организации культуры.
Планирование предпринимательской деятельности организации культуры и учет средств, полученных от ее осуществления, ведутся обособленно.
5. В соответствии с законодательством Российской Федерации формы и системы оплаты труда работников, виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, а также структура и штаты устанавливаются организацией культуры самостоятельно в пределах имеющихся средств на оплату труда.
Статья 27. Инвестиционная политика в области культуры
1. В Калининградской области обеспечивается приоритетное выделение государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально-технической базы культуры.
Объекты культуры ежегодно предусматриваются в Инвестиционных программах по укреплению материально-технической базы объектов, финансируемых за счет средств бюджета.
Распределение капитальных вложений по объектам культурного назначения определяется соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления на основе открытого и гласного обсуждения альтернативных вариантов.
2. Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.
3. Земельные участки под строительство новых объектов культуры выделяются на приоритетной основе.
Статья 28. Материально-техническое обеспечение культуры
1. Органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают потребность в продукции, необходимой для реализации областных и местных программ сохранения и развития культуры, строительства и реконструкции особо ценных объектов культуры, поддержку функционирования организаций культуры, на условиях поставок продукции и товаров для государственных и местных нужд.
2. Органы государственной власти разрабатывают и реализуют научнотехническую политику, обеспечивающую внедрение новой техники и технологии в организациях культуры, стимулируют через налоговые льготы, кредитование и иными способами участие негосударственных организаций в создании новой техники и технологий для культуры.
3. Материально - техническое обеспечение государственных и муниципальных организаций культуры, развитие их базы осуществляется самими организациями культуры в пределах бюджетных и собственных средств.
4. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать помощь подведомственным организациям культуры (если последние в ней нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы.
5. Органы государственной власти и местного самоуправления могут устанавливать льготы по оплате коммунальных услуг и арендной плате организациям культуры, творческим объединениям, хозяйственным товариществам и обществам, учредителями которых являются творческие объединения, деятелям культуры и искусства, народным мастерам, использующим специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилье) исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также лицам, использующим жилую площадь для создания открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и иных организаций культуры, на период такого их использования.
Статья 29. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры
Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 30. Цены и ценообразование в области культуры
1. Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.
2. При организации платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы, ветеранов становления Калининградской области.
3. Порядок установления льгот для данных категорий населения устанавливается соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления.
4. На продукцию предприятий, тиражирующих товары культурного и информационного назначения и занимающих монопольное положение на рынке этих товаров, кроме народных художественных промыслов, в целях социальной защищенности граждан допускается государственное регулирование цен.
Статья 31. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности
1. Организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблема), после ее регистрации в установленном законом порядке, в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе.
2. Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц.
Плата за использование изображения устанавливается на основе договора.
При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.
3. Юридические и физические лица осуществляют туристско - экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры.
4. Предприятия, учреждения, организации (кроме бюджетных), расположенные на исторических территориях, в охранных зонах памятников, отчисляют на специальные счета государственных органов по учету, использованию и реставрации памятников фиксированные платежи, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, в собственности которых находятся соответствующие памятники и закрепленные за ними исторические территории и охранные зоны.
5. При передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе религиозным) органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение.
Статья 32. Социальная защита работников культуры
В системе службы занятости в Калининградской области создаются специальные подразделения (театральные и другие биржи) по трудоустройству и переподготовке всех категорий работников культуры.
Граждане, имеющие специальное образование в области культуры и искусства, при прочих равных условиях пользуются преимущественным правом трудоустройства по специальности.
Творческие объединения, профсоюзные и другие общественные организации в целях социальной защиты творческих работников могут создавать службы занятости, специальные фонды для увеличения размера пособия по безработице и продления сроков их выплаты. Средства в эти фонды могут вносить также государственные и муниципальные органы.
Специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставляются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса. На выпускников высших и средних специальных учебных заведений культуры и искусства, других специалистов, прибывших на работу в сельские организации культуры, распространяются порядок и условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные вузы и техникумы.
Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации, общественные объединения могут за счет собственных ресурсов предоставлять работникам культуры дополнительные льготы, не установленные законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.