Строительная компания получила оплату за выполненные работы накануне нового года - 29 декабря 1999 г. Это был последний рабочий банковский день истекшего года, и компания не успела расплатиться с поставщиками материалов и с субподрядчиками за выполненные ими работы.
В результате по данным бухгалтерского учета (метод "отгрузки") предприятие должно выплатить в бюджет в качестве НДС и налога на прибыль свыше 40% полученной суммы.
Выплата указанной суммы невозможна, ибо по финансовому плану (и финансовым возможностям предприятия) к выплате по НДС и налогу на прибыль предназначена сумма около 4%, остальные средства принадлежат контрагентам.
1. Существуют ли законные основания просить налоговые службы об отсрочке выплаты налогов (предполагая, что по итогам 1-го квартала 2000 г. будет начислена аналогичная сумма к возврату из бюджета и можно будет произвести зачет)?
2. Что грозит предприятию, если оно явочным порядком не уплатит своевременно налоги по итогам за 1999 г., а по завершению I квартала самостоятельно выплатит пеню за 3 месяца и обратится с письмом в адрес налоговой инспекции с просьбой о проведении зачета по налогам? Вправе ли налоговые службы в этом случае оштрафовать предприятие (на 100%) или возможны иные варианты?
1. Пункт 2 ст.64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отсутствие возможности современных расчетов с кредиторами по договорам поставки либо подрядным договорам не рассматривает в качестве основания для предоставления отсрочки по уплате налога.
Кроме того, уполномоченный орган при решении вопроса о предоставлении отсрочки не вправе принимать в расчет возможность последующего зачета недоимки по налогам в счет сумм, подлежащих возврату налогоплательщику из бюджета.
2. В соответствии с п.4 ст.45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения предусмотренных НК РФ мер принудительного исполнения этой обязанности.
Статьей 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. По решению налогового органа в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, направляются инкассовые поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
В соответствии с п.7 ст.46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (в соответствии со ст.47 НК РФ).
Применение мер принудительного взыскания не освобождает налогоплательщика от начисления пени на сумму неуплаченного налога. При этом согласно п.7 ст.46 и п.7 ст.47 НК РФ взыскание начисленных сумм пени производится в бесспорном порядке.
Таким образом, обращение налогоплательщика в налоговый орган, в том числе с просьбой о проведении зачета, не является основанием для непринятия вышеуказанных мер.
Следует заметить, что проведение зачета возможно только в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ.
Кроме того, за неуплату налогоплательщиком налога, в частности по вышеназванным причинам, налоговый орган вправе применить к нему меру ответственности в соответствии с п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
В соответствии со ст.114 НК РФ взыскание указанного выше штрафа производится в судебном порядке.
Б.З.Зайцев,
советник налоговой службы II ранга
1 июня 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99