Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Калининградской области
от 7 апреля 2002 г. N 133
Областная программа
"Повышение плодородия почв Калининградской области на
2002 - 2005 годы"
Содержание
1. Паспорт областной Программы повышения плодородия почв
2. Современное состояние почвенного плодородия сельскохозяйственных
культур
3. Комплекс мер по сохранению плодородия почв
4. Мелиорация земель сельскохозяйственного назначения
5. Обеспечение областной Программы повышения плодородия почв
6. Мероприятия по реализации областной Программы повышения
плодородия почв
Паспорт
областной Программы "Повышение плодородия
почв Калининградской области на 2002-2005 годы"
Наименование Областная Программа "Повышение плодородия почв
Программы Калининградской области на 2002-2005 годы"
Основание для Федеральный закон от 16.07.1998 г. N 101-ФЗ "О
разработки государственном регулировании обеспечения плодородия
Программы земель сельскохозяйственного назначения", законы
Калининградской области от 21.05.1999 г. N 126 "Об
обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного
назначения Калининградской области" и от 20.01.1998 г.
N 47 "О мелиорации земель Калининградской области"
По-видимому, в тексте настоящего документа допущена опечатка. Закон Калининградской области от 21.05.1999 г. "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Калининградской области" имеет N 128
Заказчики Администрация Калининградской области
Программы
Основные Управление сельского хозяйства и продовольствия
разработчики администрации Калининградской области, управление
Программы мелиорации администрации Калининградской области
Цели и задачи Поддержание оптимальных параметров плодородия почв
Программы области и его повышение, создание активного баланса
питательных веществ.
Проведение систематического контроля за динамикой
плодородия почв.
Формирование высокого урожая и качества продукции,
улучшение агроэкологической ситуации.
Создание оптимального водно-воздушного режима почв.
Поддержание технического состояния мелиоративных и
гидротехнических сооружений в работоспособном режиме.
Производство высокоурожайной рентабельной
сельскохозяйственной продукции
Сроки 2002-2005 годы
реализации
Программы
Перечень 1. Оценка современного состояния почвенного
основных плодородия сельскохозяйственных угодий.
мероприятий 2. Комплекс мер по сохранению плодородия почв.
Программы 3. Мелиорация земель сельскохозяйственного
назначения.
4. Обеспечение областной Программы повышения
плодородия почв
Исполнители Управление сельского хозяйства и продовольствия
основных администрации Калининградской области.
мероприятий Управление мелиорации администрации Калининградской
области
Источники Федеральный, областной и муниципальный бюджеты,
финансирования собственные средства сельхозтоваропроизводителей
Ожидаемые Создание условий для высокоэффективного
результаты сельскохозяйственного производства в Калининградской
Программы области, воспроизводство плодородия почв, обеспечение
создания оптимального водно-воздушного режима почв,
формирование высокого урожая и качества продукции,
улучшения агроэкологической ситуации, развитие
производственной базы отрасли мелиорации и водного
хозяйства, агрохимической службы области, повышение
конкурентоспособности продукции сельского хозяйства,
увеличение поступления в бюджеты всех уровней, улучшение
социально-экономической обстановки на селе
Областная Программа
"Повышение плодородия почв Калининградской области
на 2002-2005 годы"
Программа повышения плодородия почв Калининградской области разработана управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации Калининградской области совместно с Государственным центром агрохимической службы "Калининградский", управлением мелиорации администрации Калининградской области, управлением "Калининградмелиоводхоз" в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", а также законами Калининградской области от 21.05.1999 г. N 126 "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Калининградской области" и от 20.01.1998 г. N 47 "О мелиорации земель Калининградской области".
По-видимому, в тексте настоящего документа допущена опечатка. Закон Калининградской области от 21.05.1999 г. "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Калининградской области" имеет N 128
I. Современное состояние почвенного плодородия сельскохозяйственных
угодий
Плодородие земель сельскохозяйственного назначения является главной характеристикой ценности земли, народным достоянием. Одной из причин неустойчивого. развития сельскохозяйственного производства области, наряду с неблагоприятными климатическими условиями, является низкое плодородие почв, их мелиоративная неустроенность.
По своей природе почвы Калининградской области легко уязвимы, быстро истощаемы, тогда как на восполнение плодородия требуются десятилетия, что объясняется генетическими особенностями дерново-подзолистых почв, преобладающих в нашем регионе. Этот тип почв представляет около 95% пашни, значительную часть пастбищ и более половины сенокосов. По гранулометрическому составу преобладают легкие и среднесуглинистые почвы.
В результате подзолообразовательного процесса, протекающего в дерново-подзолистых почвах, происходит сильное разрушение минеральной части верхних горизонтов и вынос элементов питания вниз по профилю. Из верхних горизонтов почвы происходит энергичный вынос бикарбонатов, сульфатов, нитратов, солей органических кислот, коллоидальных веществ. В результате промывного водного режима ежегодно с каждого гектара теряется около 700 кг гумуса, 500 кг - карбонатов и около 70 кг - основных элементов питания, что и определяет низкое естественное плодородие дерново-подзолистых почв. Кроме того, они уплотнены, а пористость и влагоемкость небольшие, что также отрицательно влияет на урожайность сельскохозяйственных культур.
Естественное плодородие сельскохозяйственных угодий области обеспечивает урожай 8-9 центнеров зерновых единиц с гектара. В то же время низкое плодородие почв, их мелиоративная неустроенность в сочетании с неблагоприятными климатическими условиями приводят к недобору продукции растениеводства.
В почвах области содержание гумуса колеблется от 1 до 4 процентов при среднем его содержании 2,99% и оптимальном для дерново-подзолистых почв - 3,6% (табл. 1).
Таблица 1
Агрохимическая характеристика сельскохозяйственных угодий
по содержанию гумуса, %
Район | Площадь, | Группировка почв по гумусу, % | ||||
тыс. га | до 2,0 | 2,1-3,0 | 3,1-4,0 | Более 4,0 | гумуса, % | |
Багратионовский | 59,9 | 15,8 | 48,4 | 23,2 | 12,6 | 2,84 |
Гвардейский | 41,9 | 11,1 | 38,4 | 22,5 | 28,0 | 3,09 |
Гурьевский | 49,7 | 13,1 | 43,2 | 23,8 | 19,9 | 2,97 |
Гусевский | 41,8 | 13,2 | 54,3 | 21,5 | 11,0 | 2,81 |
Зеленоградский | 46,6 | 25,8 | 47,0 | 17,2 | 10,0 | 2,69 |
Краснознаменский | 54,0 | 5,2 | 35,2 | 35,3 | 24,3 | 3,19 |
Неманский | 46,8 | 25,3 | 38,3 | 26,5 | 9,9 | 2,79 |
Нестеровский | 59,5 | 19,6 | 55,0 | 18,3 | 7,1 | 2,65 |
Озерский | 61,3 | 20,9 | 60,8 | 13,1 | 5,2 | 2,61 |
Полесский | 31,9 | 6,1 | 37,5 | 26,1 | 30,3 | 3,18 |
Правдинский | 65,6 | 15,6 | 39,8 | 26,3 | 18,3 | 3,10 |
Славский | 69,6 | 2,4 | 25,8 | 23,7 | 48,1 | 3,45 |
Черняховский | 63,4 | 7,3 | 38,8 | 30,0 | 23,9 | 3,12 |
По области | 692,0 | 13,9 | 43,1 | 23,7 | 19,3 | 2,99 |
Дефицит гумуса составляет около 60%, повышение его содержания является общегосударственной задачей, позволяющей повысить эффективность всех капиталовложений в земледелие. В предыдущие годы в области уделялось особое внимание внесению органических удобрений. Так, за период с 1970 по 1990 год внесено в целом по области около 49 млн. тонн органики при средней дозе 6,2 тонны на гектар посева. Однако за последние пять лет отмечается резкое падение объемов внесения органических удобрений. Ежегодно за этот период вносилось лишь по 285 тыс. тонн, или на каждый гектар посева 1,1 тонны.
Снижение объемов применения органических удобрений способствует прогрессированию наметившейся тенденции к потере содержания гумуса по отдельным хозяйствам. В целом по области содержание органического вещества пока остается на прежнем уровне.
Интенсивное известкование (1500 тыс. га, т.е. практически все сельскохозяйственные угодья произвесткованы дважды) в течение 20 лет (1970-1990 гг.) способствовало резкому снижению кислых почв, большинство которых на 01.01.1991 г. имели оптимальную кислотность.
Однако за последние 5 лет в области отмечается резкое падение объемов работ по химической мелиорации почв (табл. 2).
Таблица 2
Объемы известкования кислых почв за 1990, 1996-2000 гг.
по районам области, га
Район | Фактические объемы известкования | |||||
1990 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | |
Багратионовский | 10690 | 105 | 23 | - | 281 | - |
Гвардейский | 4078 | - | - | - | 85 | 60 |
Гурьевский | 8004 | 133 | - | - | 22 | 114 |
Гусевский | 2321 | 2 | - | - | - | 23 |
Зеленоградский | 9743 | 392 | - | - | 172 | 204 |
Краснознаменский | 4058 | 102 | 50 | - | 36 | 42 |
Неманский | 4532 | 95 | - | - | 184 | - |
Нестеровский | 3904 | - | - | - | 55 | 124 |
Озерский | 6272 | - | - | - | - | - |
Полесский | 1720 | 131 | - | - | 111 | - |
Правдинский | 10986 | 32 | - | - | 119 | 65 |
Славский | 6782 | 149 | 42 | - | 33 | 46 |
Черняховский | 5063 | 407 | 70 | 49 | 41 | - |
ЗАО "Приморский" | 21 | 108 | - | - | 102 | - |
По области | 78174 | 1656 | 185 | 49 | 1241 | 678 |
Общий объем работ по известкованию кислых почв за 1996-2000 гг. составляет 4,9% от объемов химической мелиорации в 1990 году с колебаниями по районам от 0% в Озерском до 11% в Черняховском и 14% в Полесском.
Снижение объемов известкования, вызванное отсутствием бюджетных средств, отрицательно сказывается на состоянии плодородия сельскохозяйственных угодий. Только за последние четыре года отмечается увеличение кислых почв в среднем по области на 2,2%. Ситуация усугубляется преобладанием в нашем регионе почв, которые по своей генетической природе имеют повышенную кислотность на фоне высокого промывного режима. Кроме того, выпадающие осадки все чаще имеют кислую реакцию. Мониторинговые исследования ГЦАС "Калининградский" показывают, что дождевая вода имеет рН KCl от 4,8 до 6,9. Отрицательным фактором является преобладание в ассортименте поставляемых минеральных удобрений физиологически кислых форм, в частности, аммиачной селитры (около 70%). Результаты агрохимического обследования показывают, что по большинству хозяйств, где более 4-5 лет не вносились известковые материалы, установлено ухудшение их состояния, отмечен рост кислотности. В целом по области на 01.01.2001 г. кислые почвы составляют 27,6% (табл. 3).
Таблица 3
Агрохимическая характеристика сельскохозяйственных угодий
по степени кислотности, %
Район | Площадь сельхоз- угодий, тыс. га |
Степень кислотности почв (рН KCl) | % кислых почв |
||||
сильно- кислые до 4,5 |
средне- кислые (4,6-5,0) |
слабо- кислые (5,1-5,5) |
бл. к нейт- тральным (5,6-6,0) |
нейт- ральные (более 6) |
|||
Багратионовский | 59,9 | 5,0 | 13,7 | 24,4 | 25,9 | 31,0 | 43,1 |
Гвардейский | 41,9 | 3,4 | 8,1 | 14,8 | 22,7 | 51,0 | 26,3 |
Гурьевский | 49,7 | 2,8 | 7,7 | 18,9 | 29,8 | 40,8 | 29,4 |
Гусевский | 41,8 | 0,5 | 2,9 | 11,3 | 21,1 | 64,2 | 14,7 |
Зеленоградский | 46,6 | 12,7 | 17,0 | 23,8 | 21,5 | 25,0 | 53,5 |
Краснознаменский | 54,0 | 0,6 | 4,3 | 15,0 | 25,9 | 54,2 | 19,9 |
Неманский | 46,8 | 0,2 | 2,1 | 9,0 | 22,4 | 66,3 | 11,3 |
Нестеровский | 59,5 | 0,5 | 2,9 | 10,3 | 24,4 | 61,9 | 13,7 |
Озерский | 61,3 | 2,1 | 5,5 | 16,0 | 28,4 | 48,0 | 23,6 |
Полесский | 31,9 | 0,6 | 4,7 | 19,9 | 30,8 | 44,0 | 25,2 |
Правдинский | 65,6 | 3,1 | 9,3 | 16,8 | 21,2 | 49,6 | 29,2 |
Славский | 69,6 | 2,9 | 11,1 | 21,0 | 24,7 | 40,3 | 35,0 |
Черняховский | 63,4 | 1,7 | 6,8 | 19,5 | 28,5 | 43,5 | 28,0 |
По области | 692,0 | 2,8 | 7,7 | 17,1 | 25,1 | 47,3 | 27,6 |
Более половины сельскохозяйственных угодий Зеленоградского района имеют кислую реакцию среды. Кроме того, довольно высок процент кислых почв в Багратионовском, Славском и Гурьевском районах - соответственно 43,1%, 35,0% и 29,4%. Наиболее благоприятными для возделывания сельскохозяйственных культур, требующих оптимальной кислотности почвенного раствора, являются Неманский, Нестеровский и Гусевский районы.
За последние годы возникла проблема максимального использования биологического азота почвы, что связано с отсутствием известкования, падением плодородия почв. О существовании этой проблемы свидетельствует тот факт, что под бобовыми культурами отмечено снижение запасов минерального азота. Это обусловлено отсутствием условий для симбиотической азотофиксации (кислые почвы, низкий уровень фосфорного и калийного питания растений, недостаток молибдена и др.).
За 20 лет интенсивной работы (1970-1990 гг.) было профосфоритовано 484 тыс. га, а средняя доза внесения фосфорсодержащих удобрений на гектар посева составляла 50 кг действующего вещества (д.в.), что способствовало уменьшению площадей с низким содержанием подвижного фосфора и значительному увеличению его среднего содержания. С 1991 года объемы фосфоритования были значительно ниже плановых и составляли 17,2% от определенных программой "Плодородие" (1991-1995 гг.). В целом за 1992-1996 гг. фосфоритная мука была внесена лишь на 1031 га (табл. 4).
Всего по области 459,7 тыс. га требуют фосфоритования почв, что составляет 65,5% от сельскохозяйственных угодий. Фактический объем выполненных работ по фосфоритованию кислых почв за 1996-2000 гг. составил 30 га вместо предусмотренных программой "Плодородие" (1991-1995 гг.) 40 тыс. га. Кроме того снизились объемы применения фосфоросодержащих удобрений: в среднем за 1991-1995 гг. внесено по 16 кг, за последние 2 года - 2...3 кг д.в. на гектар посева.
Таблица 4
Объемы работ по фосфоритованию кислых почв (1981-1996 гг.), га
Район | 1981- 85 гг. |
1986- 90 гг. |
1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. |
Багратионовский | 2757 | 3455 | 1316 | 72 | 35 | 30 | ||
Гвардейский | 2913 | 1861 | 131 | |||||
Гурьевский | 2632 | 1932 | ||||||
Гусевский | 3197 | 2421 | 782 | |||||
Зеленоградский | 1839 | 2329 | 664 | 83 | 17 | |||
Краснознаменский | 2936 | 1969 | 37 | |||||
Неманский | 2408 | 1956 | 758 | 29 | 85 | |||
Нестеровский | 2567 | 2700 | 232 | 304 | ||||
Озерский | 3041 | 2927 | 265 | 107 | ||||
Полесский | 1407 | 1321 | 26 | |||||
Правдинский | 3095 | 3215 | 325 | 71 | ||||
Славский | 2615 | 2646 | 2066 | 83 | ||||
Черняховский | 3301 | 2880 | 613 | 78 | ||||
По области | 34708 | 31612 | 7178 | 112 | 782 | 72 | 35 | 30 |
Анализ результатов двух последних туров агрохимического обследования показывает резкое снижение группы почв с содержанием подвижного фосфора более 25 мг/100 г почвы и увеличение групп с низким и очень низким содержанием (табл. 5).
Таблица 5
Изменение содержания подвижного фосфора
в почвах сельскохозяйственных угодий
Р2О5, | Результаты обследования по турам | + - |
||||
мг/100 г | 5 | 6 | ||||
Почвы | тыс. га | % | тыс. га | % | тыс. га | % |
Менее 2,5 | 46,7 | 6,0 | 49,5 | 6,4 | +2,8 | +0,4 |
2,6-5,0 | 118,8 | 15,2 | 145,5 | 18,7 | +27,2 | +3,5 |
5,1-10,0 | 215,7 | 27,7 | 178,8 | 22,9 | -36,9 | -4,8 |
10,1-15,0 | 150,8 | 19,3 | 139,7 | 17,9 | -11,1 | -1,4 |
15,1-25,0 | 141,5 | 18,1 | 196,7 | 25,2 | +55,2 | +7,1 |
Более 25,0 | 106,5 | 13,7 | 69,3 | 8,9 | -37,2 | -4,8 |
За 5 лет между сроками проведения сплошного мониторинга почв на 3,9% увеличились группы почв с низким и очень низким содержанием подвижного фосфора, а с очень высоким содержанием - снизились на 4,8%. По данным на 01.01.2001 г. среднее содержание подвижного фосфора по области составляет 12,8 мг/100 г почвы (табл. 6).
Таблица 6
Агрохимическая характеристика сельскохозяйственных угодий
по содержанию подвижного фосфора, %
Район | Площадь, тыс. га |
Группировка по P2O5 | P2O5 | |||||
до 2,5 | 2,6-5 | 5,1-10 | 10,1-15 | 15,1-25 | > 25 | мг/100 г | ||
Багратионовский | 59,9 | 5,2 | 14,3 | 28,4 | 19,4 | 21,9 | 10,8 | 13,0 |
Гвардейский | 41,9 | 10,1 | 16,0 | 24,6 | 15,6 | 20,8 | 12,9 | 12,0 |
Гурьевский | 49,7 | 3,2 | 8,7 | 22,3 | 20,9 | 29,8 | 15,1 | 16,1 |
Гусевский | 41,8 | 2,9 | 11,3 | 24,3 | 19,0 | 33,6 | 8,9 | 14,6 |
Зеленоградский | 46,6 | 3,0 | 9,9 | 23,2 | 18,4 | 27,7 | 17,8 | 14,5 |
Краснознаменский | 54,0 | 5,0 | 20,6 | 32,2 | 18,7 | 17,4 | 6,1 | 11,5 |
Неманский | 46,8 | 1,5 | 11,4 | 32,7 | 21,9 | 23,2 | 9,3 | 13,1 |
Нестеровский | 59,5 | 2,2 | 13,3 | 28,1 | 21,2 | 28,1 | 7,1 | 12,7 |
Озерский | 61,3 | 6,1 | 17,2 | 32,7 | 18,5 | 20,1 | 5,4 | 11,1 |
Полесский | 31,9 | 7,3 | 10,1 | 18,6 | 18,6 | 32,4 | 12,9 | 13,8 |
Правдинский | 65,6 | 5,4 | 15,7 | 28,4 | 17,1 | 20,6 | 12,8 | 13,1 |
Славский | 69,6 | 3,6 | 17,1 | 28,7 | 20,1 | 24,0 | 6,5 | 11,8 |
Черняховский | 63,4 | 6,5 | 19,0 | 31,9 | 17,8 | 17,4 | 7,4 | 11,2 |
По области | 692,0 | 4,7 | 14,6 | 28,0 | 19,1 | 23,7 | 9,9 | 12,8 |
Наиболее низким содержанием подвижного фосфора характеризуются почвы Озерского и Черняховского районов (соответственно 11,1 и 11,2 мг/100 г почвы), более высоким - Гурьевского района (16,1 мг/100 г почвы).
Аналогичная ситуация сложилась по обеспеченности сельскохозяйственных угодий обменным калием (табл. 7, 8). Следует отметить большое различие в содержании обменного калия в почвах сельскохозяйственных угодий районов. Данные агрохимического обследования свидетельствуют, что его наиболее низкое содержание установлено в Славском районе (13,7 мг/100 г почвы) и довольно высокое - в Правдинском (25,4 мг/100 г почвы).
Таблица 7
Агрохимическая характеристика сельскохозяйственных угодий
по содержанию обменного калия, %
Район | Площадь, тыс. га |
Группировка по К2О | К2О мг/100 г |
|||||
до 4 | 4,1-8 | 8,1-12 | 12,1-17 | 17,1-25 | > 25 | |||
Багратионовский | 59,9 | 0,1 | 2,7 | 10,2 | 20,7 | 38,1 | 28,2 | 20,9 |
Гвардейский | 41,9 | 1,9 | 4,3 | 11,5 | 20,1 | 32,8 | 29,4 | 20,7 |
Гурьевский | 49,7 | 1,8 | 4,6 | 17,9 | 27,8 | 34,4 | 13,5 | 17,4 |
Гусевский | 41,8 | 0 | 3,1 | 13,5 | 25,3 | 43,0 | 15,1 | 18,7 |
Зеленоградский | 46,6 | 0,6 | 4,5 | 13,5 | 24,5 | 36,3 | 20,6 | 18,4 |
Краснознаменский | 54,0 | 0,9 | 7,8 | 16,5 | 30,0 | 34,6 | 10,2 | 17,1 |
Неманский | 46,8 | 0,6 | 5,8 | 17,2 | 28,8 | 31,2 | 16,4 | 17,7 |
Нестеровский | 59,5 | 0,5 | 6,6 | 23,8 | 33,8 | 29,1 | 6,2 | 15,4 |
Озерский | 61,3 | 0,7 | 6,2 | 19,6 | 31,8 | 31,9 | 9,8 | 16,4 |
Полесский | 31,9 | 4,1 | 10,1 | 22,0 | 24,8 | 28,9 | 10,1 | 15,6 |
Правдинский | 65,6 | 0,2 | 1,1 | 4,1 | 11,9 | 31,0 | 51,8 | 25,4 |
Славский | 69,6 | 3,2 | 13,8 | 28,1 | 27,3 | 22,0 | 5,6 | 13,7 |
Черняховский | 63,4 | 0,3 | 2,7 | 9,8 | 20,7 | 38,9 | 27,6 | 20,9 |
По области | 692,0 | 1,0 | 5,7 | 15,9 | 25,2 | 33,0 | 19,2 | 18,4 |
В последнее время происходит увеличение площадей почв с низкой и очень низкой обеспеченностью обменным калием за счет уменьшения двух последних групп, что обусловлено резким снижением применения калийных удобрений.
Динамика плодородия почв по содержанию обменного калия показывает существенное увеличение почв с очень низким (до 4,0 мг/100 г почвы), низким (4,1-8,0 мг/100 г почвы), средним (8,1-12,0 мг/100 г почвы) и повышенным (12,1-17,0 мг/100 г почвы) его содержанием (табл. 8).
Таблица 8
Изменение содержания обменного калия в почвах
сельскохозяйственных угодий
К2О, мг/100 г |
Результаты обследования по турам | + - |
||||
5 | 6 | |||||
тыс. га | % | тыс. га | % | тыс. га | % | |
Менее 4,0 | 1,5 | 0,2 | 11,8 | 1,5 | +10,3 | +1,3 |
4,1-8,0 | 21,2 | 2,7 | 52,1 | 6,7 | +30,9 | +4,0 |
8,1-12,0 | 80,9 | 10,4 | 141,9 | 18,2 | +61,0 | +7,8 |
12,1-17,0 | 166,1 | 21,3 | 209,1 | 26,8 | +43,0 | +5,5 |
17,1-25,0 | 262,0 | 33,6 | 256,6 | 32,9 | -5,4 | -0,7 |
Более 25,0 | 247,8 | 31,8 | 108,0 | 13,9 | -139,8 | -17,9 |
За 10 последних лет группа почв с низким содержанием калия увеличилась в 2,4 раза.
Интенсивное внесение минеральных удобрений в 1970-1990 гг. способствовало положительному балансу элементов питания по NPK (+5,6...34,2 кг/га посева). Однако резкое снижение применения средств химизации привело к отрицательному балансу питательных веществ в системе почва-растение ежегодно за 1991-1995 гг.:
- азот = -7,5 кг/га;
- фосфор = -5,5 кг/га;
- калий = -26,8 кг/га.
Особенно резкий дефицит был установлен в 1997 году: N = -30,2 кг/га; Р = -24,1 кг/га и К = -51,6 кг/га; в целом по NPK = -105,9 кг/га, в истекшем году отрицательный баланс в сумме по элементам питания составлял -44,5 кг/га.
Сложившийся в течение последних лет отрицательный баланс элементов питания в земледелии области обуславливает проведение систематического контроля за динамикой плодородия почв. До 1996 года работы по проведению агрохимического обследования финансировались в полном объеме. За последние годы ситуация с финансированием усложнилась, что повлекло за собой снижение объемов агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения, а также уменьшение количества определяемых элементов питания.
II. Комплекс мер по сохранению плодородия почв
Альтернативы применению агрохимических средств в современном и будущем земледелии нет, и не может быть. Их недооценка неминуемо приведет к серьезным издержкам в плодородии почв и, как следствие, в производстве растениеводческой продукции.
В условиях Калининградской области повышение плодородия почв, разработка комплекса показателей, отражающих модель высокого плодородия, возможны только в результате оптимизации применения агрохимических средств. При этом, чтобы создать предпосылки для реализации потенциальной продуктивности культурных растений, нужно учитывать их биологические требования. В этом случае агрохимия решает задачи оптимизации питания растений, создания активного баланса питательных веществ в земледелии, расширенного воспроизводства плодородия почвы, формирования высокого урожая и качества продукции, улучшения агроэкологической ситуации.
Поддержание оптимальных параметров плодородия почв возможно только при ежегодном уровне известкования кислых почв в объемах 80 тыс. га, фосфоритования - 40 тыс. га (табл. 9), применения органических удобрений не менее 12-14 тонн на гектар пашни, или около 3410 тыс. тонн (табл. 10).
Таблица 9
Уровень применения средств химизации для поддержания
оптимальных параметров почв по районам области
Район | Извест- кование, тыс. га |
Фосфори- тование, тыс. га |
Торф, тыс. тонн |
Минеральные удобрения, тыс. тонн физ. веса |
Багратионовский | 10,8 | 3,5 | 72,0 | 21,8 |
Гвардейский | 4,6 | 2,4 | 33,7 | 13,0 |
Гурьевский | 6,2 | 2,7 | 66,7 | 19,1 |
Гусевский | 2,6 | 2,1 | 56,7 | 16,2 |
Зеленоградский | 10,4 | 2,2 | 59,9 | 17,5 |
Краснознаменский | 4,5 | 3,4 | 72,0 | 20,6 |
Неманский | 2,2 | 2,7 | 69,5 | 18,8 |
Нестеровский | 3,4 | 3,4 | 105,0 | 26,3 |
Озерский | 6,1 | 3,8 | 75,2 | 22,5 |
Полесский | 3,4 | 1,5 | 32,3 | 10,8 |
Правдинский | 8,1 | 3,8 | 81,2 | 24,2 |
Славский | 10,2 | 4,4 | 61,3 | 22,4 |
Черняховский | 7,5 | 4,1 | 64,5 | 21,5 |
По области | 80 | 40 | 850 | 254,8 |
Примечание: Объемы работ по ЗАО "Приморский" включены в Гурьевский район.
Объемы работ, направленные на повышение плодородия почв, указанные в таблице 9, являются заказом на работы, услуги и материально-технические ресурсы, необходимые для реализации Программы в части коренного улучшения земель.
Уровень применения минеральных удобрений (NPK) должен составлять 240-250 кг д.в. на гектар, что позволит получить среднюю урожайность 30 и выше центнеров зерновых единиц с гектара посевной площади. Однако существующая в настоящее время ситуация по финансированию работ, направленных на повышение плодородия почв, не позволяет включать в Программу повышения плодородия почв такие высокие объемы. Более того, из-за скудности средств приходится отказываться от ряда направлений, а именно, фосфоритования кислых почв, комплекса работ по торфу.
Применение органических удобрений планируется увеличить к 2005 году до 735 тыс. тонн (табл. 10).
Таблица 10
Объемы внесения органических удобрений по районам области
Район | Потребность для бездефицитного баланса гумуса |
Объемы по годам, тыс. тонн |
||||
тыс. тонн | т/га | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Багратионовский | 284 | 14 | 25,5 | 28,1 | 30,9 | 34,0 |
Гвардейский | 161 | 17 | 20,3 | 24,3 | 29,2 | 35,0 |
Гурьевский | 290 | 16 | 27,0 | 32,4 | 38,9 | 46,7 |
Гусевский | 241 | 15 | 32,4 | 38,9 | 46,7 | 56,0 |
Зеленоградский | 254 | 15 | 22,0 | 24,2 | 29,0 | 34,8 |
Краснознаменский | 264 | 13 | 31,4 | 37,7 | 45,2 | 54,2 |
Неманский | 275 | 14 | 21,9 | 26,3 | 31,6 | 37,9 |
Нестеровский | 415 | 14 | 53,3 | 63,9 | 76,7 | 92,0 |
Озерский | 296 | 14 | 48,4 | 58,1 | 69,7 | 83,6 |
Полесский | 155 | 17 | 17,1 | 20,5 | 24,6 | 29,5 |
Правдинский | 298 | 13 | 45,1 | 54,1 | 64,9 | 77,9 |
Славский | 259 | 15 | 53,2 | 63,9 | 76,7 | 92,0 |
Черняховский | 218 | 12 | 52,0 | 54,6 | 57,3 | 60,2 |
ЗАО "Приморский" | 20 | 16 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 1,0 |
По области | 3410 | 14 | 450,3 | 527,7 | 622,2 | 734,8 |
Планируемые объемы в 2,9 раза выше фактического внесения органических удобрений в 2000 году, но составляет лишь 22% от потребности для бездефицитного баланса гумуса.
Выделяемые фонды минеральных удобрений до 1991 года покрывали 60-70% потребности в питательных веществах, однако в последние 3-4 года резко сократились объемы поставок туков. Ежегодные заявки потребителей снижены до минимума и не отражают истинной потребности сельскохозяйственных культур в питательных веществах. До 1991 года сельскому хозяйству области ежегодно поставлялось 117,0-129,0 тыс. тонн действующего вещества минеральных удобрений, около 400,0 тыс. тонн физического веса известковых материалов, что способствовало в определенной степени улучшению плодородия почв и повышению урожайности.
Об интенсивности применения минеральных удобрений свидетельствует тот факт, что в среднем за 20 лет (1970-1990 гг.) каждый гектар посева получал по 258 кг д.в. NPK, в том числе N - 99 кг д.в.. Однако за последние 7 лет объемы применения минеральных удобрений в области резко снизились: в среднем за 1991-1995 гг. внесено 88 кг д. в. NPK, в том числе N - 52 кг д.в.; за 2 последних года - 45 кг д.в., в том числе N - 39 кг д.в.
Поставка минеральных, удобрений к 2005 году должна быть увеличена в 1,8 раза (табл. 11).
Однако рекомендуемые объемы составляют лишь 19% от потребности.
В целях рационального использования органических и минеральных удобрений предусматривается:
- для увеличения выхода навоза - применение подстилочных материалов (торф, солома, опилки) на фермах и выгульных площадках;
- для повышения запасов биологического азота - расширение посевов бобовых многолетних трав и зерно-бобовых культур;
- для увеличения объемов органики практиковать запашку излишков соломы зерновых культур, применение навозной жижи, сапропеля, коры, торфа и расширение посевов сидеральных культур;
- внедрение энергосберегающих технологий (внесение удобрений с учетом результатов почвенной и растительной диагностики, локально, дробно, сочетая подкормки с применением микроэлементов, регуляторов роста, пестицидов);
- расширение ассортимента применяемых минеральных удобрений, увеличение удельного веса фосфорно-калийных туков.
Таблица 11
Объемы поставок минеральных удобрений
по районам области, тыс. тонн физического веса
Район | Фактическая поставка в 2000 г. |
Объемы поставок | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||
Багратионовский | 1,1 | 1,4 | 1,8 | 2,4 | 3,1 |
Гвардейский | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 1,4 | 1,6 |
Гурьевский | 1,6 | 1,8 | 2,1 | 2,4 | 2,7 |
Гусевский | 1,9 | 2,1 | 2,4 | 2,8 | 3,2 |
Зеленоградский | 3,5 | 3,7 | 4,1 | 4,5 | 4,9 |
Краснознаменский | 0,7 | 2,5 | 2,9 | 3,3 | 3,8 |
Неманский | 4,1 | 3,5 | 4,0 | 4,6 | 5,3 |
Нестеровский | 3,4 | 3,9 | 4,5 | 5,2 | 6,0 |
Озерский | 1,0 | 1,3 | 1,8 | 2,4 | 3,1 |
Полесский | 0,8 | 1,0 | 1,1 | 1,3 | 1,5 |
Правдинский | 2,7 | 3,1 | 3,6 | 4,1 | 4,7 |
Славский | 1,6 | 1,9 | 2,2 | 2,5 | 2,9 |
Черняховский | 2,2 | 2,5 | 2,9 | 3,3 | 3,8 |
ЗАО "Приморский" | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,5 |
По области | 25,8 | 30,1 | 35,0 | 40,7 | 47,1 |
Наметившаяся в области тенденция к увеличению группы кислых почв требует особого внимания, так как основным фактором интенсификации сельскохозяйственного производства является поддержание рН KCl в интервале от 6,5 до 7,0.
В комплексе агрохимических мероприятий, направленных на повышение плодородия почв, основное место принадлежит химической мелиорации кислых почв. Известкование оказывает глубокое, длительное и многостороннее воздействие на почву, обеспечивая прогрессирующее повышение ее плодородия, тем самым стабилизируя урожаи всех сельскохозяйственных культур. Настоящей Программой планируется к 2005 году увеличить объемы известкования в 10 раз (табл. 12).
Таблица 12
Объемы химической мелиорации кислых почв по районам области
Район | Объем по известкованию кислых почв, га | ||||
факт, в среднем за 1996-2000 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
|
Багратионовский | 81,7 | 580 | 620 | 660 | 780 |
Гвардейский | 29,1 | 270 | 290 | 310 | 370 |
Гурьевский | 53,7 | 500 | 540 | 580 | 690 |
Гусевский | 4,9 | 260 | 280 | 300 | 350 |
Зеленоградский | 153,6 | 620 | 650 | 700 | 830 |
Краснознаменский | 46,0 | 540 | 570 | 610 | 730 |
Неманский | 55,8 | 130 | 140 | 150 | 170 |
Нестеровский | 35,7 | 190 | 200 | 220 | 260 |
Озерский | 0 | 550 | 590 | 630 | 750 |
Полесский | 48,4 | 280 | 300 | 320 | 380 |
Правдинский | 43,2 | 430 | 460 | 490 | 580 |
Славский | 54,0 | 580 | 610 | 650 | 780 |
Черняховский | 113,4 | 470 | 490 | 530 | 630 |
ЗАО "Приморский" | 20,4 | 20 | 20 | 20 | 30 |
По области | 739,9 | 5420 | 5760 | 6170 | 7330 |
Рекомендуемые объемы известкования к 2005 году составят лишь 9% от требуемых объемов химической мелиорации.
Областная Программа повышения плодородия почв Калининградской области на 2002-2005 гг. предусматривает:
- изменение существующей системы производства агрохимического обслуживания сельхозтоваропроизводителей с передачей контрольного пакета акций государству для эффективного использования бюджетных средств по целевому назначению;
- проведение химической мелиорации почв за счет четырех источников финансирования (федеральный, областной, муниципальный бюджеты и собственные средства сельхозтоваропроизводителей);
- ежегодный контроль за динамикой основных элементов питания в почвах сельскохозяйственных угодий, что позволит определить направленность изменения их плодородия, выявить закономерности происходящих процессов, установить позитивное и негативное воздействие средств химизации на почву (таблица 13).
Таблица 13
Среднегодовые объемы агрохимического обследования
сельскохозяйственных угодий по районам области
Район | Объем по известкованию кислых почв, га | ||||
факт, в среднем за 1996-2000 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
|
Багратионовский | 60,7 | 17 | 30 | ||
Гвардейский | 1,7 | ||||
Гурьевский | 49,7 | 18 | |||
Гусевский | 41,7 | 28 | |||
Зеленоградский | 50,1 | 23 | |||
Краснознаменский | 54,0 | ||||
Неманский | 49,2 | 20 | |||
Нестеровский | 59,8 | 45 | |||
Озерский | 61,8 | 52 | |||
Полесский | 32,3 | ||||
Правдинский | 65,6 | 47 | |||
Славский | 25,0 | 20 | |||
Черняховский | 63,1 | 60 | |||
По области, в т.ч. ежегодно |
614,7 122,9 |
90 |
90 |
90 |
90 |
III. Мелиорация земель сельскохозяйственного назначения
Сельскохозяйственное производство Калининградской области полностью ведется на мелиорированных землях. Поэтому от уровня мелиоративной обустроенности земель, технического состояния мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, их эксплуатации и содержания всецело зависит водно-воздушный режим почв, уровень их плодородия.
Характерной особенностью является и то, что около 100 тыс. га польдерных территорий ограждено защитными дамбами и осушается с помощью 120 электрифицированных насосных станций. Без устойчивого функционирования указанных сооружений на этих землях ведение сельского хозяйства, да и проживание населения, вообще немыслимо.
Мелиоративные системы включают в себя 30,9 тыс. км каналов и водоприемников, 366,95 тыс. км закрытого дренажа, 32,6 тыс. штук гидротехнических сооружений, 730 км защитных дамб.
Балансовая стоимость государственных мелиоративных систем, находящихся в федеральной собственности, составляет 561,2 млн. рублей, в областной собственности - 5903,5 млн. рублей. Начиная с 1992 года объемы мелиоративных мероприятий ежегодно сокращались и в настоящее время составляют лишь 4-6% от потребности. Осушительная сеть заилилась и интенсивно зарастает кустарником, что указывает на необходимость проведения капитальных и восстановительных ремонтов. Уменьшение объемов финансирования, а вместе с ними и объемов работ, отрицательно сказалось на качественном состоянии мелиорированных земель, площади которых ежегодно продолжают увеличиваться. Необходимо отметить то, что большая доля мелиоративного хозяйства области создана в довоенный период, отработала нормативные сроки и физически износилась, а поэтому требует увеличения объемов мелиоративных мероприятий.
По данным кадастра, мелиоративное состояние осушенных земель характеризуется следующим образом: хорошее - 74,3 тыс. га, удовлетворительное - 344,9 тыс. га, неудовлетворительное - 165,6 тыс. га. Состояние мелиорированных земель на 01.01.2000 г. приведено в таблице 14.
Исходя из складывающихся реалий финансового обеспечения за счет бюджетов всех уровней и собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, наличия производственных мощностей водохозяйственных организаций, представляется очевидным, что достичь за период 2001-2005 гг. объемов выполнения мелиоративных работ (особенно по реновации систем) уровня 1990-1991 гг. не удастся.
Таблица 14
Экспликация осушенных земель Калининградской области, 2000 г (га)
Район | Площадь обследованных земель |
Мелиоративное состояние осушенных земель | ||
хорошее | удовлетвори- тельное |
неудовлетвори- тельное |
||
Багратионовский | 52727 | 1794 | 33843 | 17090 |
Гвардейский | 41528 | 854 | 28019 | 12655 |
Гурьевский | 42290 | 4619 | 27570 | 10101 |
Гусевский | 42004 | 5529 | 25204 | 11271 |
Краснознаменский | 43279 | 1145 | 26034 | 16100 |
Зеленоградский | 33222 | 4300 | 18965 | 9957 |
Неманский | 44137 | 2100 | 31184 | 10853 |
Нестеровский | 50040 | 6989 | 26551 | 16500 |
Озерский | 48410 | 950 | 35185 | 12275 |
Полесский | 29492 | 4237 | 17782 | 7473 |
Правдинский | 49440 | 6513 | 29460 | 13467 |
Славский | 55917 | 28780 | 12582 | 14555 |
Черняховский | 48289 | 5793 | 30006 | 12490 |
Балтийский округ | 2650 | 835 | 1259 | 556 |
Светловский округ | 724 | - | 628 | 96 |
г. Калининград | 484 | - | 484 | - |
Итого (тыс. га) | 584,8 | 74,3 | 344,9 | 165,6 |
Поэтому областная Программа на ближайшие годы ориентирована, в первую очередь, на увеличение объемов ремонтно-восстановительных работ, диктуемых механизмом функционирования мелиоративной системы (водоприемник, проводящий магистральный канал, регулирующая сеть), за счет сокращения работ по реновации систем, строительству нового дренажа. При этом объемы работ по реконструкции и модернизации защитных дамб и насосных станций с заменой довоенного оборудования должны наращиваться. Таким образом, удельный вес затрат на ремонтные мероприятия в общем объеме финансирования из средств федерального, областного и районного бюджетов и средств сельскохозяйственных товаропроизводителей должен составлять не менее 40%. Приведение в порядок магистральных и проводящих каналов, водоприемников позволит свести к минимуму процесс заиления закрытых дренажных систем, а в отдельных случаях, за счет промывного режима, обеспечиваемого интенсивным выпадением атмосферных осадков, улучшить его работоспособность. При выполнении ремонтно-восстановительных работ на объектах, финансируемых за счет средств капитального характера, предусматривается также выполнение необходимого объема культур технических мероприятий, работ по агромелиорации и первичной обработке почвы. Областной Программой в соответствии с федеральным и областным законами о мелиорации земель предусматривается передать в пользование (на баланс) товаропроизводителям и муниципальным образованиям мелиоративные системы и гидросооружения, относящиеся к государственной областной собственности, что позволит повысить ответственность пользователей за их сохранность и поддержание в работоспособном состоянии (табл. 15).
Таблица 15
Программа мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного
назначения Калининградской области
на 2002-2005 гг.
Наименование мероприятий |
Ед. изм. |
Факт по годам |
План в том числе по годам | |||||
2000 | 2001 | Всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
1. Реконструкция мелиоративных систем и гидротехнических сооружений: | ||||||||
- осушенные земли | Га | 361 | 250 | 1292 | 192 | 300 | 400 | 400 |
- защитные дамбы | Км | 1 | 1,89 | 8,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
- насосные станции | Шт. | 2 | - | 11 | 2 | 3 | 3 | 3 |
2. Ремонтно-эксплуатационные работы | ||||||||
а) объекты федеральной собственности: |
||||||||
- ремонт и очистка ка- налов и водоприемников |
Км |
120 |
79 |
1310 |
100 |
310 |
400 |
500 |
- ремонт защитных дамб | тыс. м3 |
7 | 0,2 | 36,5 | 1,5 | 10 | 12 | 13 |
- ремонт насосных станций |
Шт. |
35 |
29 |
110 |
20 |
30 |
30 |
30 |
б) объекты областной собственности: |
||||||||
- ремонт и очистка каналов |
Км |
235 |
195 |
1090 |
250 |
260 |
280 |
300 |
- содержание и ремонт насосных станций |
Шт. |
3 |
8 |
45 |
8 |
10 |
12 |
15 |
- ремонт дренажа | Км | 398 | 345 | 1600 | 400 | 400 | 400 | 400 |
Подбор объектов для проведения мелиоративных мероприятий осуществляется в порядке, принятом заказчиком на основании результатов обследования технического состояния мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, данных мелиоративного кадастра, с учетом следующих приоритетов:
- хозяйства и районы, достигшие наиболее высоких показателей по производству валовой продукции растениеводства и животноводства;
- хозяйства и районы, выделяющие собственные средства на мелиоративные мероприятия;
- хозяйства, имеющие свои бригады по уходу за мелиоративной сетью (окашивание каналов, уход за дренажными сооружениями, уничтожение кустарника и водолюбивой растительности на сети);
- специализированные хозяйства, относящиеся к государственной собственности;
- водоприемники, магистральные каналы;
- насосные станции, защитные дамбы;
- хозяйства польдерной зоны.
Критерием отбора мелиоративных объектов является:
- эффективность использования сельскохозяйственных угодий;
- финансовое наполнение планируемых ремонтно-строительных работ. Приоритетным правом пользуются сельхозтоваропроизводители, вкладывающие в производство мелиоративных работ собственные средства.
Подрядная организация на выполнение мелиоративных мероприятий определяется на конкурсной основе.
Мелиоративным мероприятиям должны одновременно сопутствовать агромелиоративные и агрохимические мероприятия.
Программа предусматривает затраты на развитие производственной базы государственных учреждений по мелиорации и водному хозяйству, научные исследования и внедрение новых технологий борьбы с зарастанием каналов, мероприятия по энергосбережению на откачку воды насосными станциями и другие мероприятия.
Реализация мелиоративных мероприятий Программы создаст условия для повышения урожайности зерновых и кормовых культур на 5-6 центнеров с гектара посевных площадей, что позволит окупить планируемые затраты на ремонт и эксплуатацию мелиоративных систем.
IV. Обеспечение областной Программы повышения плодородия почв
Финансирование мероприятий по повышению плодородия почв осуществляется по долевому участию государства, области, муниципальных образований, собственных средств сельхозтоваропроизводителей. На реализацию областной Программы потребуются денежные средства в объемах согласно таблицы 16.
Таблица 16
(тыс. руб)
Источник финансирования |
Коренное улучшение земель, всего |
в том числе: | Мелиора- тивные мероприя- тия |
Итого по Прог- рамме |
|||
агрохи- мическая мелиора- ция |
удобрения | агрохи- мическое обследо- вание |
|||||
мине- ральные |
органи- ческие |
||||||
2002 г. | |||||||
Объем финансиро- вания, всего в том числе: |
152038 |
16399 |
76300 |
58539 |
800 |
82380 |
234418 |
а) бюджет: | |||||||
федеральный | 6000 | 6000 | 52873 | 58873 | |||
областной | 3000 | 2200 | 800 | 18403 | 21403 | ||
муниципальный | 4822 | 4822 | 6631 | 11453 | |||
средства с/х товаропроизводи- телей |
138216 |
3377 |
76300 |
58539 |
4473 |
142689 |
|
2003 г. | |||||||
Объем финансиро- вания, всего в том числе: |
198251 |
25440 |
96519 |
75462 |
830 |
106767 |
305018 |
а) бюджет: | |||||||
федеральный | 6720 | 6720 | 70575 | 77295 | |||
областной | 9736 | 8906 | 830 | 22620 | 32356 | ||
муниципальный | 5787 | 5787 | 8012 | 13799 | |||
средства с/х товаропроизводи- телей |
176008 |
4027 |
96519 |
75462 |
5560 |
181568 |
|
2004 г. | |||||||
Объем финансиро- вания, всего в том числе: |
242265 |
30328 |
122101 |
88976 |
860 |
130646 |
372911 |
а) бюджет: | |||||||
федеральный | 7325 | 7325 | 85350 | 92675 | |||
областной | 12154 | 11294 | 860 | 29410 | 41564 | ||
муниципальный | 6944 | 6944 | 9696 | 16640 | |||
средства с/х товаропроизводи- телей |
215842 |
4765 |
122101 |
88976 |
6190 |
222032 |
|
2005 г. | |||||||
Объем финансиро- вания, всего в том числе: |
296692 |
36253 |
154461 |
105078 |
900 |
159153 |
455845 |
а) бюджет: | |||||||
федеральный | 7986 | 7986 | 103686 | 111672 | |||
областной | 15173 | 14273 | 900 | 38233 | 52506 | ||
муниципальный | 8332 | 8332 | 10396 | 18728 | |||
средства с/х товаропроизводи- телей |
265201 |
5662 |
154461 |
105078 |
6838 |
272039 |
|
Итого за 4 года | 889246 | 108420 | 449381 | 328055 | 3390 | 478946 | 1368192 |
Средства федерального бюджета в общем финансировании Программы в целом за 4 года запланированы в объеме 23%, региональных бюджетов - 15%.
Финансирование объемов поставки минеральных удобрений, внесение органики на 100% осуществляется за счет средств сельхозтоваропроизводителей (табл. 17,18).
Таблица 17
Потребность денежных средств сельских товаропроизводителей
на комплекс работ по применению органических удобрений, тыс. руб.
Район | Всего затрат по Программе |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Багратионовский | 16614 | 3315 | 4018 | 4419 | 4862 |
Гвардейский | 15292 | 2636 | 3475 | 4176 | 5005 |
Гурьевский | 20389 | 3515 | 4633 | 5563 | 6678 |
Гусевский | 24461 | 4212 | 5563 | 6678 | 8008 |
Зеленоградский | 15444 | 2860 | 3461 | 4147 | 4976 |
Краснознаменский | 23693 | 4087 | 5391 | 6464 | 7751 |
Неманский | 16550 | 2850 | 3761 | 4519 | 5420 |
Нестеровский | 40188 | 6926 | 9138 | 10968 | 13156 |
Озерский | 36527 | 6297 | 8308 | 9967 | 11955 |
Полесский | 12889 | 2220 | 2932 | 3518 | 4219 |
Правдинский | 34023 | 5866 | 7736 | 9281 | 11140 |
Славский | 40183 | 6921 | 9138 | 10968 | 13156 |
Черняховский | 31371 | 6760 | 7808 | 8194 | 8609 |
ЗАО "Приморский" | 430 | 73 | 100 | 114 | 143 |
По области | 328055 | 58539 | 75462 | 88976 | 105078 |
Таблица 18
Потребность денежных средств сельских товаропроизводителей
на приобретение минеральных удобрений, тыс. руб.
Район | Всего затрат по Программе |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Багратионовский | 22895 | 3495 | 4558 | 6040 | 8802 |
Гвардейский | 14988 | 2696 | 3410 | 3921 | 4961 |
Гурьевский | 25463 | 4324 | 5469 | 6919 | 8751 |
Гусевский | 30177 | 5125 | 6482 | 8199 | 10371 |
Зеленоградский | 54432 | 10548 | 12346 | 14939 | 16599 |
Краснознаменский | 35322 | 5997 | 7587 | 9597 | 12141 |
Неманский | 51813 | 8798 | 11127 | 14079 | 17809 |
Нестеровский | 55779 | 9470 | 11980 | 15156 | 19173 |
Озерский | 24724 | 3133 | 4825 | 6899 | 9867 |
Полесский | 15278 | 2594 | 3281 | 4151 | 5252 |
Правдинский | 49180 | 8350 | 10563 | 13363 | 16904 |
Славский | 29205 | 4958 | 6273 | 7935 | 10039 |
Черняховский | 35154 | 5969 | 7551 | 9552 | 12082 |
ЗАО "Приморский" | 4971 | 843 | 1067 | 1351 | 1710 |
По области | 449381 | 76300 | 96519 | 122101 | 154461 |
Финансирование работ, связанных с проведением химической мелиорации почв, предусматривается за счет всех нижеперечисленных источников (табл. 19).
Таблица 19
Потребность денежных средств на проведение
химической мелиорации почв по районам области, тыс. руб.
Источник финансирования |
Всего затрат по Программе |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Багратионовский | |||||
Всего, в том числе: | 11408 | 1615 | 2713 | 3227 | 3853 |
а) Бюджет: федеральный |
3761 |
805 |
902 |
983 |
1071 |
областной | 4931 | 296 | 1198 | 1518 | 1919 |
муниципальный | 321 | 60 | 72 | 86 | 103 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
2395 |
454 |
541 |
640 |
760 |
Гвардейский | |||||
Всего, в том числе: | 5419 | 788 | 1281 | 1526 | 1824 |
а) Бюджет: федеральный |
1618 |
346 |
388 |
423 |
461 |
областной | 2124 | 127 | 516 | 654 | 827 |
муниципальный | 645 | 120 | 144 | 173 | 208 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
1032 |
195 |
233 |
276 |
328 |
Гурьевский | |||||
Всего, в том числе: | 10229 | 1612 | 2379 | 2840 | 3398 |
а) Бюджет: федеральный |
2158 |
462 |
517 |
564 |
615 |
областной | 2832 | 170 | 688 | 872 | 1102 |
муниципальный | 3865 | 720 | 864 | 1037 | 1244 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
1374 |
260 |
310 |
367 |
437 |
Гусевский | |||||
Всего, в том числе: | 5321 | 865 | 1230 | 1468 | 1758 |
а) Бюджет: федеральный |
922 |
197 |
221 |
241 |
263 |
областной | 1208 | 72 | 294 | 372 | 470 |
муниципальный | 2603 | 485 | 582 | 698 | 838 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
588 |
111 |
133 |
157 |
187 |
Зеленоградский | |||||
Всего, в том числе: | 12176 | 1775 | 2878 | 3428 | 4095 |
а) Бюджет: федеральный |
3628 |
777 |
870 |
948 |
1033 |
областной | 4764 | 286 | 1157 | 1467 | 1854 |
муниципальный | 1472 | 274 | 329 | 395 | 474 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
2312 |
438 |
522 |
618 |
734 |
Краснознаменский | |||||
Всего, в том числе: | 11048 | 1845 | 2537 | 3033 | 3633 |
а) Бюджет: федеральный |
1561 |
334 |
374 |
408 |
445 |
областной | 2050 | 123 | 498 | 631 | 798 |
муниципальный | 6442 | 1200 | 1440 | 1728 | 2074 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
995 |
188 |
225 |
266 |
316 |
Неманский | |||||
Всего, в том числе: | 2545 | 369 | 602 | 718 | 856 |
а) Бюджет: федеральный |
772 |
165 |
185 |
202 |
220 |
областной | 1013 | 61 | 246 | 312 | 394 |
муниципальный | 268 | 50 | 60 | 72 | 86 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
492 |
93 |
111 |
132 |
156 |
Нестеровский | |||||
Всего, в том числе: | 3750 | 539 | 889 | 1058 | 1264 |
а) Бюджет: федеральный |
1180 |
253 |
283 |
308 |
336 |
областной | 1549 | 93 | 376 | 477 | 603 |
муниципальный | 268 | 50 | 60 | 72 | 86 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
753 |
143 |
170 |
201 |
239 |
Озерский | |||||
Всего, в том числе: | 11256 | 1809 | 2606 | 3114 | 3727 |
а) Бюджет: федеральный |
2112 |
452 |
506 |
552 |
602 |
областной | 2772 | 166 | 673 | 854 | 1079 |
муниципальный | 5025 | 936 | 1123 | 1348 | 1618 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
1347 |
255 |
304 |
360 |
428 |
Полесский | |||||
Всего, в том числе: | 5737 | 909 | 1333 | 1591 | 1904 |
а) Бюджет: федеральный |
1180 |
253 |
283 |
308 |
336 |
областной | 1549 | 93 | 376 | 477 | 603 |
муниципальный | 2255 | 420 | 504 | 605 | 726 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
753 |
143 |
170 |
201 |
239 |
Правдинский | |||||
Всего, в том числе: | 8485 | 1200 | 2018 | 2400 | 2867 |
а) Бюджет: федеральный |
2798 |
599 |
671 |
731 |
797 |
областной | 3673 | 220 | 892 | 1131 | 1430 |
муниципальный | 231 | 43 | 52 | 62 | 74 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
1783 |
338 |
403 |
476 |
566 |
Славский | |||||
Всего, в том числе: | 11393 | 1638 | 2700 | 3215 | 3840 |
а) Бюджет: федеральный |
3555 |
761 |
852 |
929 |
1013 |
областной | 4669 | 280 | 1134 | 1438 | 1817 |
муниципальный | 902 | 168 | 202 | 242 | 290 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
2267 |
429 |
512 |
606 |
720 |
Черняховский | |||||
Всего, в том числе: | 9239 | 1369 | 2176 | 2594 | 3100 |
а) Бюджет: федеральный |
2594 |
555 |
622 |
678 |
739 |
областной | 3404 | 205 | 826 | 1048 | 1325 |
муниципальный | 1588 | 296 | 355 | 426 | 511 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
1653 |
313 |
373 |
442 |
525 |
ЗАО "Приморский" | |||||
Всего, в том числе: | 414 | 66 | 98 | 116 | 134 |
а) Бюджет: федеральный |
192 |
41 |
46 |
50 |
55 |
областной | 135 | 8 | 32 | 43 | 52 |
муниципальный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
87 |
17 |
20 |
23 |
27 |
По области | |||||
Всего, в том числе: | 108420 | 16399 | 25440 | 30328 | 36253 |
а) Бюджет: федеральный |
28031 |
6000 |
6720 |
7325 |
7986 |
областной | 36673 | 2200 | 8906 | 11294 | 14273 |
муниципальный | 25885 | 4822 | 5787 | 6944 | 8332 |
б) Средства с/х товаропроизводителей |
17831 |
3377 |
4027 |
4765 |
5662 |
Средства федерального бюджета в общем финансировании Программы работ по химической мелиорации почв составляют 24%, областного - 38%, муниципальный - 23% и внебюджетный фонд - 16%. К 2005 году объем финансирования работ по известкованию кислых почв планируется увеличить в 10 раз в сравнении с фактом 2000 года.
В финансировании мелиоративных мероприятий принимают участие все виды бюджетов, а также сельхозтоваропроизводители (табл. 20, 21).
Таблица 20
Сводная ведомость объемов ремонтно-эксплуатационных работ
на мелиоративных системах Калининградской области в
2002-2005 гг., тыс.руб.
Район | Факт по годам |
Планир. всего на 2002- 2005 гг. |
в том числе по годам | ||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Федеральный бюджет | |||||||
Багратионовский | 332,5 | 370,0 | 2790 | 575 | 920 | 1295 | |
Гвардейский | 71,4 | 165,0 | 2476 | 510 | 816 | 1150 | |
Гурьевский | 580,8 | 296,5 | 5021 | 1035 | 1656 | 2330 | |
Гусевский | 161,0 | 49,6 | 1108 | 230 | 368 | 510 | |
Зеленоградский | 253,4 | 321,3 | 3035 | 625 | 1000 | 1410 | |
Краснознаменский | 199,0 | 208,4 | 2522 | 520 | 832 | 1170 | |
Неманский | 0 | 165,4 | 2716 | 560 | 896 | 1260 | |
Нестеровский | 205,6 | 244,4 | 1690 | 350 | 560 | 780 | |
Озерский | 250,8 | 170,4 | 1843 | 380 | 608 | 855 | |
Полесский | 566,0 | 710,6 | 4531 | 935 | 1496 | 2100 | |
Правдинский | 296,4 | 149,5 | 2910 | 600 | 960 | 1350 | |
Славский | 2316 | 2443,2 | 16933 | 1500 | 3180 | 5088 | 7165 |
Черняховский | 111,6 | 205,7 | 4225 | 1800 | 500 | 800 | 1125 |
Всего по области | 5344,5 | 5500 | 51800 | 3300 | 10000 | 16000 | 22500 |
Областной бюджет | |||||||
Багратионовский | 531 | 811,5 | 6389 | 1082 | 1330 | 1729 | 2248 |
Гвардейский | 259 | 443,4 | 5084 | 861 | 1058 | 1376 | 1789 |
Гурьевский | 412 | 1902 | 17201 | 2913 | 3581 | 4655 | 6052 |
Гусевский | 208 | 238 | 4429 | 750 | 922 | 1199 | 1558 |
Зеленоградский | 294 | 775 | 9973 | 1689 | 2076 | 2699 | 3509 |
Краснознаменский | 203 | 322 | 5314 | 900 | 106 | 1438 | 1870 |
Неманский | 170 | 439 | 4914 | 832 | 1023 | 1330 | 1729 |
Нестеровский | 429 | 842,1 | 10918 | 1849 | 2273 | 2955 | 3841 |
Озерский | 485 | 937 | 6909 | 1170 | 1438 | 1870 | 2431 |
Полесский | 225 | 1218 | 9777 | 1656 | 2035 | 2646 | 3440 |
Правдинский | 424 | 383 | 6714 | 1137 | 1398 | 1817 | 2362 |
Славский | 987 | 4651 | 14431 | 2444 | 3003 | 3906 | 5078 |
Черняховский | 383 | 273 | 6613 | 1120 | 1377 | 1790 | 2326 |
Всего по области | 5010 | 13235 | 108666 | 18403 | 22620 | 29410 | 38233 |
Местный (районный) бюджет и средства сельхозтоваропроизводителей | |||||||
Багратионовский | 479 | 369 | 4747 | 912 | 1115 | 1305 | 1415 |
Гвардейский | 252 | 189,2 | 3326 | 639 | 781 | 914 | 992 |
Гурьевский | 432 | 951,9 | 9786 | 1880 | 2298 | 2690 | 2918 |
Гусевский | 271 | 266 | 3035 | 583 | 713 | 834 | 905 |
Зеленоградский | 577 | 142,4 | 3643 | 700 | 856 | 1001 | 1086 |
Краснознаменский | 242 | 331 | 3643 | 700 | 856 | 1001 | 1086 |
Неманский | 214 | 3643 | 700 | 856 | 1001 | 1086 | |
Нестеровский | 682 | 538,2 | 652 | 1278 | 1562 | 1828 | 1984 |
Озерский | 255 | 538 | 3331 | 640 | 782 | 916 | 993 |
Полесский | 88 | 106 | 2733 | 525 | 642 | 751 | 815 |
Правдинский | 377 | 501 | 4096 | 787 | 962 | 1126 | 1221 |
Славский | 766 | 335 | 4096 | 787 | 962 | 126 | 1221 |
Черняховский | 28 | 287 | 5063 | 973 | 1187 | 1393 | 1510 |
Всего по области | 4449 | 4768,7 | 57796 | 11104 | 13572 | 15886 | 17234 |
Общий объем финансирования мелиоративных мероприятий к 2005 году должен быть увеличен в сравнении с фактическим выполнением в 2000 году в среднем - 3,3 раза, федеральный не менее чем - в 2,8 раза, областной бюджет и бюджеты муниципальных образований - в 5,1 раза.
Доля средств федерального бюджета в общем финансировании мелиоративных мероприятий в целом за 4 года должна составить 66%, областного - 23%, муниципального - 7%. Из общего финансирования ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных системах Калининградской области за счет федерального бюджета 55% средств запланировано на 2004-2005 гг.
Программой предусматривается в целом за 4 года направить на реконструкцию мелиоративных систем и гидротехнических сооружений 33% средств, на ремонтно-эксплуатационные работы - 63% и оставшиеся 4% - на развитие производственной базы государственных учреждений по мелиорации и водному хозяйству, научное обеспечение и внедрение новых технологий.
Финансирование мелиоративных мероприятий, тыс. руб.
Таблица 21
Район | Факт 2000 г. |
Факт 2001 г. |
Планир. на 2002- 2005 гг. |
В том числе: | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||
1. Реконструкция мелиоративных систем и гидротехнических сооружений | |||||||
Объем финансиро- вания, всего |
15957 |
20062,5 |
143729 |
32036 |
32809 |
37018 |
41866 |
в том числе: федеральный бюд- жет бюджет области бюджеты районов средства сельхозтоваро- производителей |
13655 1328 407 567 |
17849 1105 739,8 368,7 |
128687 7606 3904 3532 |
29550 1326 663 497 |
29663 1574 812 760 |
32926 2046 1056 990 |
36548 2660 1373 1285 |
2. Ремонтно-эксплуатационные работы | |||||||
Объем финансиро- вания, всего |
13836 |
23503,7 |
203040 |
30291 |
43006 |
57154 |
72589 |
в том числе: федеральный бюд- жет бюджет области из них электроэ- нергия бюджеты районов средства сельхозтоваро- производителей |
5345 5010 - 2042 1433 |
5500 13235 3554,6 3026,2 1742,5 |
51800 100880 18744 30831 19529 |
3300 17047 200 5968 3976 |
10000 21006 4648 7200 4800 |
16000 27314 6042 8640 5200 |
22500 35513 7854 9023 5553 |
3. Развитие производственной базы госучреждений по мелиорации и водному хозяйству за счет средств федерального бюджета |
|||||||
Всего | 2601 | 1700 | 22700 | 4500 | 5200 | 6000 | 7000 |
4. Научное обеспечение и внедрение новых технологий | |||||||
Объем финансиро- вания, всего |
100 |
50 |
654 |
130 |
152 |
174 |
198 |
в том числе: федеральный бюд- жет бюджет области |
100 - |
50 - |
474 180 |
100 30 |
112 40 |
124 50 |
138 60 |
5. Операционные расходы, всего |
7367 |
8805 |
113823 |
20423 |
25600 |
30300 |
37500 |
Общий объем фи- нансирования, всего |
39861 |
54121 |
483946 |
87380 |
106767 |
130646 |
159153 |
в том числе: федеральный бюд- жет бюджет области бюджеты районов средства сельхозтоваро- производителей |
29068 6344 2449 2000 |
33904 14340 376 2111 |
317484 108666 34735 23061 |
57873 18403 6631 4473 |
70575 22620 8012 5560 |
85350 29410 9696 6190 |
103686 38233 10396 6838 |
- Программа предусматривает:
- в зависимости от возможностей областного бюджета допускается изменение бюджетного финансирования мероприятий Программы в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год. При этом возможна разработка дополнительных мер по привлечению средств федерального бюджета, внебюджетных источников для реализации мероприятий Программы;
- выполнение мероприятий Программы осуществляется на основе договоров государственного заказа, которые заключаются с подрядчиком на конкурсной основе. Подрядчик определяется по результатам тендера;
- первоочередное выполнение работ по повышению плодородия почв, финансируемых государством, а также увеличение их объемов для землепользователей, увеличивающих производство рентабельной сельскохозяйственной продукции;
- землепользователи, не выполняющие предусмотренные проектами мероприятия и другие обязательные требования, лишаются государственной поддержки в финансировании этих работ, а в случае обработки земельных участков способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки, несут ответственность в соответствии с законодательством;
- контроль за ходом выполнения Программы осуществляют управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Калининградской области, управление мелиорации администрации Калининградской области. Государственный центр агрохимической службы "Калининградский", управление "Калининградмелиоводхоз".
Мероприятия по реализации областной программы повышения
плодородия почв Калининградской области на 2002 - 2005 годы
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки испол- нения |
Объем работ |
Объем финансирования | ||||
Всего | в том числе: | ||||||||
феде- ральный бюджет |
Област- ной бюджет |
Муници- пальный бюджет |
Средства сельхоз- товаро- произво- дителей |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. |
Обеспечение поддержания оптимальных параметров плодородия почв - всего в том числе по годам: Известкование кислых почв - всего (га) в том числе по годам: Внесение органических удобрений - всего (тыс.т.) в том числе по годам: Объемы поставок мине- ральных удобрений - всего (тыс. тонн физ. вес) в том числе по годам: Агрохимическое обследо- вание сельскохозяйствен- ных угодий - всего (тыс. га) в том числе по годам: Планируемые объемы мелиоративных мероприя- тий - всего в том числе по годам: Реконструкция мелиора- тивных систем и гидро- технических сооружений - всего в том числе по годам: Ввод осушенных земель - всего (га) в том числе по годам: Реконструкция водоза- щитных дамб - всего (км) в том числе по годам: Реконструкция стационар- ных электрифицированных насосных станций - всего (шт) в том числе по годам: Ремонтно-эксплуатацион- ные работы - всего в том числе по годам: Развитие производствен- ной базы госучреждений - всего в том числе по годам: Научное обеспечение и внедрение новых техноло- гий - всего Операционные расходы - всего в том числе по годам: Всего затрат на реализа- цию областной Программы повышения плодородия почв Калининградской области |
Управление сельского хозяйства и продо- вольствия админист- рации Калининг- радской области - " - - " - - " - - " - Управление мелиорации администра- ции Калининг- радской области Управление "Калининг- радмелио- водхоз" - " - - " - - " - - " - Управление "Калининг- радмелио- водхоз" Управление "Калининг- радмелио- водхоз" Управление "Калининг- радмелио- водхоз" |
2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 |
889246 |
28031 |
40063 |
25885 |
795267 |
|
24680 |
152038 | 6000 | 3000 | 4822 | 138216 | ||||
198251 | 6720 | 9736 | 5787 | 176008 | |||||
242265 | 7325 | 12154 | 6944 | 215842 | |||||
296692 | 7986 | 15173 | 8332 | 265201 | |||||
108420 |
28031 |
36673 |
25885 |
17831 |
|||||
5420 | 16399 | 6000 | 2200 | 4822 | 3377 | ||||
5760 | 25440 | 6720 | 8906 | 5787 | 4027 | ||||
6170 | 30328 | 7325 | 11294 | 6944 | 4765 | ||||
7330 | 36253 | 7986 | 14273 | 8332 | 5662 | ||||
2335,0 |
328055 |
328055 |
|||||||
450,3 | 58539 | 58539 | |||||||
527,7 | 75462 | 75462 | |||||||
622,2 | 88976 | 88976 | |||||||
734,8 | 105078 | 105078 | |||||||
152,9 |
449381 |
449381 |
|||||||
30,1 | 76300 | 76300 | |||||||
35,0 | 96519 | 96519 | |||||||
40,7 | 122101 | 122101 | |||||||
47,1 | 154461 | 154461 | |||||||
360 |
3390 |
3390 |
|||||||
90 | 800 | 800 | |||||||
90 | 830 | 830 | |||||||
90 | 860 | 860 | |||||||
90 | 900 | 900 | |||||||
483946 |
317484 |
108666 |
34735 |
23061 |
|||||
87380 | 57873 | 18403 | 6631 | 4473 | |||||
106767 | 70575 | 22620 | 8012 | 5560 | |||||
130646 | 85350 | 29410 | 9696 | 6190 | |||||
159153 | 103686 | 38233 | 10396 | 6838 | |||||
143729 |
128687 |
7606 |
3904 |
3532 |
|||||
1292,0 |
32036 | 29550 | 1326 | 663 | 497 | ||||
32809 | 29663 | 1574 | 812 | 760 | |||||
37018 | 32926 | 2046 | 1056 | 990 | |||||
41866 | 36548 | 2660 | 1373 | 1285 | |||||
35676 |
20634 |
7606 |
3904 |
3532 |
|||||
192,0 | 4286 | 1800 | 1326 | 663 | 497 | ||||
300,0 | 7865 | 4719 | 1574 | 812 | 760 | ||||
400,0 | 10230 | 6138 | 2046 | 1056 | 990 | ||||
400,0 | 13295 | 7977 | 2660 | 1373 | 1285 | ||||
8,0 |
91983 |
91983 |
|||||||
2,0 | 24450 | 24450 | |||||||
2,0 | 21184 | 21184 | |||||||
2,0 | 22538 | 22538 | |||||||
2,0 | 23811 | 23811 | |||||||
11 |
16070 |
16070 |
|||||||
2 | 3300 | 3300 | |||||||
3 | 3760 | 3760 | |||||||
3 | 4250 | 4250 | |||||||
3 | 4760 | 4760 | |||||||
203040 |
51800 |
100880 |
30831 |
19529 |
|||||
30291 | 3300 | 17047 | 5968 | 3976 | |||||
43006 | 10000 | 21006 | 7200 | 4800 | |||||
57154 | 16000 | 27314 | 8640 | 5200 | |||||
72589 | 22500 | 35513 | 9023 | 5553 | |||||
22700 |
22700 |
||||||||
4500 | 4500 | ||||||||
5200 | 5200 | ||||||||
6000 | 6000 | ||||||||
7000 | 7000 | ||||||||
654 |
474 |
180 |
|||||||
130 | 100 | 30 | |||||||
152 | 112 | 40 | |||||||
174 | 124 | 50 | |||||||
198 | 138 | 60 | |||||||
113823 |
113823 |
||||||||
20423 | 20423 | ||||||||
25600 | 25600 | ||||||||
30300 | 30300 | ||||||||
37500 | 37500 | ||||||||
1373192 |
345515 |
148729 |
60620 |
818328 |
|||||
239418 | 63873 | 21403 | 11453 | 142689 | |||||
305018 | 77295 | 32356 | 13799 | 181568 | |||||
372911 | 92675 | 41564 | 16640 | 222032 | |||||
455845 | 111672 | 53406 | 18728 | 272039 |
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Калининградской области от 7 апреля 2002 г. N 133 "Об утверждении областной Программы "Повышение плодородия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.