Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Компетенция Комиссий
Статья 8. Полномочия Комиссий
1. Комиссии:
1) принимают участие в установленном законодательством Российской Федерации порядке в разработке программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, контролируют в пределах своей компетенции реализацию этих программ;
2) принимают участие в установленном законодательством Российской Федерации порядке в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законодательством Российской Федерации интересов несовершеннолетних;
3) получают безвозмездную, необходимую для осуществления своих полномочий информацию от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также от органов государственной власти Калининградской области;
4) приглашают на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;
5) в установленном законодательством Российской Федерации порядке организуют контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семье, в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
6) вносят в государственные органы, органы местного самоуправления и организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
7) вносят в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановлений Комиссий или непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов, указанных в представлениях Комиссий;
8) ведут учет и анализ материалов, рассмотренных на заседаниях муниципальных комиссий;
9) ежеквартально обобщают полученные данные и результаты анализа;
10) подготавливают заключения, предложения и вносят их в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы государственной власти Калининградской области, органы местного самоуправления в Калининградской области по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
11) оказывают содействие, с согласия законных представителей несовершеннолетнего, прокурора, в подготовке материалов, представляемых в суд, по вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
12) взаимодействуют с общественными объединениями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
2. Областная комиссия осуществляет полномочия, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также:
1) координирует и направляет деятельность органов и учреждений государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений на территории области;
2) изучает деятельность органов опеки и попечительства, разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию;
3) контролирует и направляет деятельность муниципальных комиссий области, оказывает им организационно-методическую помощь, издает ежеквартальный информационный бюллетень, экспресс-информации по обмену опытом работы в организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) организует разработку и планирование мероприятий по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и интересов, готовит предложения по данным вопросам для главы администрации (губернатора) области, в областную Думу, в Межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Российской Федерации;
5) инициирует и принимает в пределах своих полномочий участие в разработке и планировании проектов областных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также принимает участие в разработке целевых программ улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, контролирует ход реализации данных программ;
6) регулярно информирует главу администрации (губернатора) области в установленном постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области порядке о состоянии работы по защите прав и охраняемых законодательством Российской Федерации интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности, беспризорности и правонарушений на территории Калининградской области;
7) разрабатывает и направляет главе администрации (губернатору) области ежегодный доклад "О защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних в Калининградской области";
8) содействует правовому просвещению несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в области их прав и обязанностей;
Законом Калининградской области от 31 марта 2005 г. N 536 в подпункт 9 пункта 2 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения
9) организовывает и проводит учебу по повышению профессионального уровня членов муниципальных комиссий области.
По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод ребенка уполномоченный представитель комиссии в Калининградской области может направлять в адрес главы администрации (губернатора) Калининградской области и в Калининградскую областную Думу специальные доклады.
Специальные доклады по отдельным вопросам могут быть также опубликованы по решению главы администрации (губернатора) Калининградской области.
В случае грубого или массового нарушения прав и законных интересов ребенка имеет право безотлагательно выступить с докладом на очередном заседании Калининградской областной Думы;
10) осуществляет контроль:
за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними в областном доме ребенка, детских домах, других интернатных учреждениях областного уровня, независимо от их организационно-правовых форм, а также специализированных учреждениях органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения по оказанию помощи несовершеннолетним;
за организацией досуга и занятости несовершеннолетних;
за состоянием воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных учреждениях, спортивных организациях;
за соблюдением законодательства при исключении учащихся из образовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования;
11) комиссия в своей деятельности ответственна перед Калининградской областной Думой и главой администрации (губернатором) Калининградской области.
3. Муниципальные комиссии осуществляют в пределах своей компетенции полномочия, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также:
1) координируют в соответствующем муниципальном образовании деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,# выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) рассматривают в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Калининградской области об административных правонарушениях;
3) принимают постановления:
о рекомендации органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних провести индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними:
привлекавшимися к административной ответственности;
вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений;
освобожденными из воспитательных колоний;
нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
о направлении материалов в отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в учреждения здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;
о направлении несовершеннолетних, нуждающихся в специальном педагогическом подходе# в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших четырнадцатилетнего возраста, их родителей или иных законных представителей;
4) осуществляют контроль:
за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
за соблюдением законодательства при исключении учащихся из образовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования;
за соблюдением законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних службами занятости населения, специализированными молодежными службами;
5) вносят предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
6) рассматривают предоставляемую органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних информацию о нарушениях прав несовершеннолетних на образование, вносят в органы управления образовательного учреждения предложения о незамедлительном направлении последними в комиссию представлений и принимают в пределах своей компетенции участие в разрешении ситуаций, складывающихся в следующих случаях:
об исключении из образовательного учреждения несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет и не получившего основного общего образования;
о переводе несовершеннолетнего на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение;
об оставлении образовательного учреждения несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет# до получения им основного общего образования, с согласия родителей или иных законных представителей;
7) дают согласие на расторжение трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя, а также обязуют работодателя мотивировать причины расторжения трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по его инициативе, оказывают в порядке, определяемом органом местного самоуправления, обеспечивающим трудоустройство исключенного из образовательного учреждения несовершеннолетнего, и в пределах своей компетенции,# содействие указанному органу местного самоуправления;
8) применяют меры воздействия к несовершеннолетним и их родителям или иным законным представителям в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством Калининградской области;
9) готовят совместно с администрацией специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа представление в суд по вопросам, связанным с прекращением пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении до истечения срока пребывания, установленного судом, а также по вопросам, связанным с продлением срока пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении и переводом их в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
10) применяют меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, у которых во время медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
11) организуют работу с попечительским советом и администрацией воспитательной колонии по вопросам профессиональной ориентации, профессионального образования и трудоустройства осужденных несовершеннолетних и освободившихся из воспитательных колоний;
12) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также других лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
13) обращаются в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.
Статья 9. Статус, права и обязанности членов комиссий
Законом Калининградской области от 31 марта 2005 г. N 536 в пункт 1 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения
1. Председатель комиссии возглавляет комиссию, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основные направления деятельности комиссии и организует ее работу.#
Председатель комиссии представляет комиссию в Калининградской области и за пределами территории Калининградской области;
ведет заседания комиссии, обладая правом решающего голоса;
подписывает акты, принимаемые комиссией;
представляет лицу, утвердившему состав соответствующей комиссии, предложения о структуре комиссии, о назначении на должность и освобождении от должности ответственных секретарей;
распределяет обязанности между членами комиссии в соответствии с регламентом комиссии.
2. Заместитель председателя комиссии:
участвует с правом решающего голоса в заседаниях комиссии;
участвует в подготовке актов комиссии, направляет их на рассмотрение комиссии, предварительно их визирует и обеспечивает исполнение принятых комиссией актов;
координирует в соответствии с распределением обязанностей работу комиссии, дает поручения ответственному секретарю и контролируют его деятельность.
Заместитель председателя комиссии является лицом, имеющим высшее профессиональное педагогическое или юридическое образование и профессиональный опыт работы с несовершеннолетними не менее 3 лет.
При осуществлении полномочий члена комиссии заместитель председателя комиссии подотчетен председателю комиссии, а по вопросам, отнесенным настоящим Законом, регламентом комиссии к общей компетенции комиссии, подотчетен комиссии.
3. Ответственный секретарь комиссии:
обеспечивает организационную деятельность комиссии;
ведет протокол заседаний комиссии;
организует подготовку необходимых материалов к заседанию комиссии;
своевременно информирует областную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о деятельности комиссии и принимаемых решениях по установленной форме;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него председателем комиссии.
4. Представитель органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
участвует с правом совещательного голоса в заседаниях комиссии;
принимает участие в подготовке актов комиссии;
обеспечивает в обязательном порядке исполнение актов комиссии, принятых по вопросам, относящихся# к ведению органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который он представляет в комиссии.
Комиссия решает вопросы с обязательным участием представителя органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к ведению которого отнесены эти вопросы.
При осуществлении полномочий члена комиссии представитель органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подотчетен комиссии, а по вопросам, отнесенным настоящим Законом, регламентом комиссии к полномочиям председателя комиссии, подотчетен председателю комиссии.
5. Иные права и обязанности члена комиссии определяются регламентом комиссии.
Статья 10. Материалы (дела), рассматриваемые муниципальными комиссиями
Муниципальные комиссии рассматривают материалы (дела) в отношении несовершеннолетних, а также родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и других лиц, отнесенные к их компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Калининградской области.
Статья 11. Меры воздействия, применяемые муниципальными комиссиями к несовершеннолетним
1. Рассмотрев материалы в отношении несовершеннолетнего, муниципальная комиссия с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка, особенностей его возраста, социального положения и поведения,# может применить к нему следующие меры воздействия:
1) назначить административное наказание, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях";
2) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей в целях обеспечения его надлежащего поведения,# в случаях и порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Калининградской области;
3) направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них, с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет.
2. В случае совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого, согласно законодательству Российской Федерации, наступает уголовная ответственность,# или в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, комиссия ходатайствует перед судом о направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
3. О вынесенном решении о применении к несовершеннолетнему мер воздействия за совершение правонарушения,# муниципальная комиссия извещает подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
4. В случае необходимости муниципальная комиссия может предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения, рекомендованный специалистами: наркологом, психиатром, психологом.
5. Постановление муниципальной комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей комиссией по ходатайству родителей или иных законных представителей, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.
6. В случае, когда избранная мера воздействия оказалась недейственной, муниципальная комиссия вправе применить к несовершеннолетнему более строгую меру воздействия.
Статья 12. Меры воздействия, применяемые муниципальными комиссиями к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних либо к другим лицам
1. К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, муниципальные комиссии могут применять следующие меры воздействия:
1) назначить административное наказание, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях";
2) обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;
3) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
4) обратиться в суд с заявлением о выселении родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их проживание на совместной жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным.
2. В случаях рассмотрения дел, отнесенных к компетенции комиссии в отношении других лиц, комиссия применяет к ним меры воздействия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях".
Статья 13. Меры, принимаемые муниципальными комиссиями по устройству несовершеннолетних
1. Муниципальные комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проживающих в семьях группы социального риска, беспризорных, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, а также несовершеннолетних, оставивших образовательные учреждения, неработающих, ведут их персональный учет, принимают решения об устройстве этих несовершеннолетних и контролируют выполнение принятых решений.
Порядок учета и предоставления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Решения комиссий, основанные, в случае необходимости, на заключениях и рекомендациях психолого-медико-педагогических консультаций, с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего, направляются в органы и учреждения:
1) управления (отделы) образования для устройства в образовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
2) социальной защиты населения для устройства в специализированные социально-реабилитационные учреждения, социальные приюты;
3) здравоохранения для обследования, наблюдения или лечения в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
4) занятости населения для оказания помощи в трудоустройстве, получении специальности;
5) опеки и попечительства;
6) внутренних дел.
3. В случаях, когда возвращение несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, освобождения# из воспитательной колонии, возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей невозможно или нежелательно,# в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, муниципальная комиссия по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также по созданию для него жилищно-бытовых условий.
В необходимых случаях муниципальная комиссия обращается в соответствующий орган опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки или попечительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.