Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Калининградской области
от 15 июня 2003 г. N 270
Целевая областная государственная программа
"Обеспечение жильем молодых семей (2003-2007 гг.)"
Паспорт
целевой областной государственной программы
"Обеспечение жильем молодых семей (2003-2007 гг.)"
Наименование Целевая областная государственная программа
программы: "Обеспечение жильем молодых семей (2003-2007 гг.)"
Заказчик Администрация области
программы:
Основания для - Постановление Правительства Российской Федерации
разработки: от 27 декабря 2000 года N 1015 "О федеральной
целевой программе "Молодежь России (2001-2005
годы)";
- Постановление Правительства Российской Федерации
от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме
"Обеспечение жильем молодых семей", входящей в
состав федеральной целевой программы "Жилище" на
2002-2010 годы";
- Закон Калининградской области от 28 января 2000
года N 169 "О государственной молодежной политике
в Калининградской области";
- Закон Калининградской области от 08 мая 2002 года
N 141 "О целевой областной государственной
программе "Молодежь Калининградской области
2002-2005 гг."
Разработчик Комитет по делам молодежи администрации области
программы:
Цель программы: Создание системы государственной поддержки молодых
семей в решении жилищной проблемы для улучшения
демографической ситуации в Калининградской
области
Основные задачи - создание нормативно-правовой основы
программы: государственной поддержки молодых семей по
строительству и приобретению жилья;
- создание организационной инфраструктуры и
механизма реализации системы государственной
поддержки молодых семей по строительству
(приобретению) жилья;
- создание системы управления реализацией программы;
- обеспечение государственной поддержки инициативы
молодежных организаций по улучшению жилищных и
социально-бытовых условий молодых семей
Исполнители Комитет по делам молодежи администрации области.
основных Строительный комитет администрации области.
мероприятий Фонд жилищного и социального строительства
программы: Калининградской области.
Управление архитектуры и градостроительства
администрации области.
Главное управление по финансам и бюджету
администрации области.
Администрации муниципальных образований
Сроки и этапы 2003-2004 гг.:
реализации Создание необходимой для реализации программы
организационной структуры.
Разработка и принятие нормативных актов (положений,
правил и т.д.), обеспечивающих формирование
организационных и финансовых механизмов реализации
программы.
Отработка взаимодействия участников системы
государственной поддержки молодых семей в улучшении
жилищных условий.
Обеспечение жильем молодых семей на конкурсной
основе в соответствии с механизмом реализации
программы.
Создание системы мониторинга реализации программы,
жилищных и социально-бытовых проблем молодой семьи
2005-2007 гг.
Совершенствование организационного, правового и
финансового механизмов программы.
Расширение масштабов реализации программы,
обеспечение устойчивого функционирования системы
Объемы и Общий объем необходимых финансовых средств из
источники областного бюджета для реализации Программы в
финансирования: 2003-2007 г.г. составляет 55,7 млн. рублей, в том
числе:
2003 г. - 10 млн. рублей (в рамках финансирования
инвестиционной программы)
2004 г. - 10 млн. рублей
2005 г. - 11 млн. рублей
2006 г. - 11,9 млн. рублей
2007 г. - 12,8 млн. рублей
Объемы финансирования Программы уточняются и
корректируются ежегодно при рассмотрении областного
бюджета на предстоящий год.
Финансовые средства муниципальных образований (по
согласованию)
Ожидаемые Создание условий для реализации жилищной проблемы и
конечные повышения уровня обеспеченности молодых семей
результаты жильем.
реализации Развитие и закрепление семейных отношений в
программы молодежной среде.
Улучшение демографической ситуации в регионе,
повышение рождаемости населения. Привлечение
финансовых средств молодых семей в жилищную сферу.
Организация Контроль за исполнением программы осуществляет
контроля за комитет по делам молодежи администрации области
исполнением
программы:
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Актуальной проблемой в настоящее время является депопуляция населения России. Первостепенной составляющей депопуляционных тенденций является снижение рождаемости. Современная демографическая ситуация в Калининградской области характеризуется сложившимся с 1992 г. отрицательным естественным приростом, который с каждым годом увеличивается и по состоянию на 2000 год составил 7037 человек. Продолжается общее старение населения, вызванное высокой смертностью (число умерших с каждым годом растет, сравнивая показатели 1999 и 2000 гг., увеличение составляет 8,3%; за 2001 год число умерших в 1,93 раза превышает число родившихся), что приводит к увеличению социальной нагрузки на каждого работающего молодого человека. За 10 лет (1990-2000 гг.) число родившихся за один год в области уменьшилось с 10,511 тысяч человек (1990 г.) до 7,573 тысяч человек (2000 г.), т.е. на 28%.
На фоне общего ухудшения демографической ситуации в Калининградской области демографическая ситуация в сельской местности стоит особенно остро. Люди уходят из деревни, особенно молодежь.
Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка. В России в 1999 году по данным Госкомстата Российской Федерации он уменьшился до 1,17. По данным Калининградского областного комитета государственной статистики, данный показатель в регионе в 2001 году составлял 1,12; в соответствии с демографическим прогнозом по Калининградской области на 2001-2015 годы показатель воспроизводства населения к 2015 году может уменьшиться до 1,067.
Репродуктивное поведение молодых семей (на которые приходится основная масса рождаемости детей: 80,02% всех детей в Калининградской области рождается у матерей в возрасте до 30 лет), в целом молодежи, остается сдержанным; увеличивается число разводов (прирост числа разводов в 4 раза больше прироста числа браков), что, как правило, связано с высоким уровнем жизненной неустроенности, неопределенности будущего, различными социальными рисками.
Политика обеспечения жильем молодых семей не может быть эффективной, если она базируется на тех же принципах, что и для остальных групп населения. Во-первых, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку, как правило, не располагают накоплениями и имеют текущие доходы ниже, чем у других возрастных групп. Кроме того, расходы у них превышают доходы из-за необходимости инвестирования части средств в профессиональную подготовку, а также в приобретение товаров длительного пользования. В то же время, молодые семьи характеризуются высокой вероятностью повышения своих доходов в будущем, т.е. являются потенциально более надежными заемщиками, чем другие возрастные группы населения. Во-вторых, они в основном выполняют репродуктивную функцию, реализация которой в значительной степени предопределяется условиями проживания этой категории граждан и перспективами улучшения этих условий. В-третьих, молодежь является наиболее подвижной и динамичной группой населения, которая при соответствующем стимулировании со стороны государства склонна к трудовой миграции в поисках жилья и работы. Таким образом, поддержка молодых семей при улучшении жилищных условий должна более полно соответствовать их материальным возможностям, стимулировать воспроизводство населения и территориальную миграцию исходя из интересов региона.
Из-за неблагоприятных экономических условий сокращены капитальные вложения в системе государственного строительства жилья, не восстановлен уровень ввода жилья, который был в 1990 году.
Переход в экономике к рыночным отношениям требует создания новых механизмов в системе обеспечения жильем молодых семей. Нерешенность проблемы обеспечения молодых семей жильем приводит к негативным явлениям в социальной сфере:
- у молодежи формируется чувство социальной незащищенности, возникают отрицание молодежью их причастности к государственным делам, неверие в способность органов государственной власти и управления решать проблемы молодежи;
- угасает интерес к трудовой деятельности из-за отсутствия перспективы создания нормальных условий жизни;
- снижается потребность в создании семьи из-за трудностей, связанных с обеспечением жильем;
- снижается деторождаемость в области (жилищные условия молодой семьи относятся к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей);
- неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей;
- усиливается миграция молодежи, многие стремятся выехать за рубеж на постоянное жительство;
- растет детская и молодежная преступность, увеличивается количество молодых, ведущих антиобщественный образ жизни.
Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей.
Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. В последние годы число вступающих в брак стало сокращаться. Неуклонно возрастает число распавшихся семей. Среди молодых семей обзавестись потомством желают лишь 50%, завести второго ребенка - 57% и лишь 19% семей рискуют решиться на рождение третьего ребенка. В 40% молодых семей откладывают рождение ребенка по экономическим и жилищным соображениям. Почти 50% браков молодых граждан распадаются. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе на здоровье, образование, организацию досуга. Выборочное социально-демографическое обследование, проведенное Госкомстатом России, показало, что только порядка 15% из опрошенных считают свои жилищные условия удовлетворительными. Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом средняя населенность семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии.
Программа предлагает финансово-кредитный и организационный механизм оказания государственной поддержки, обеспечивающий строительство и приобретение доступного жилья для молодежи с минимальным привлечением средств из областного и муниципальных бюджетов (по согласованию). Программа имеет социальный характер и направлена на улучшение жилищных условий молодых семей.
С началом рыночных преобразований происходит постепенный переход от бесплатного предоставления жилья очередникам, как основной формы помощи гражданам со стороны государства в решении жилищной проблемы, к развитию иных подходов, один из которых - приобретение жилья в рассрочку. Особенно актуален данный вид приобретения жилья для молодых семей, которые не имеют значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеют устойчивый, в потенциале растущий доход, и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выкупа построенных квартир.
2. Основные цели, задачи и принципы программы
Цель реализации программы - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Калининградской области.
Основные задачи программы:
- создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по строительству и приобретению жилья;
- создание организационной инфраструктуры и механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;
- создание системы управления реализацией программы;
- обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей:
Разработка и реализация программы базируется на следующих основных принципах:
- добровольность участия молодых семей в программе;
- конкурсное участие молодых семей;
- привлечение внебюджетных средств (молодых семей, дольщиков, организаций и т.д.);
- эффективное и целевое использование средств;
- наличие средств у молодой семьи, позволяющих быть участниками программы;
- оказание безвозмездной помощи в виде субсидий молодым малообеспеченным семьям, которые готовы жить в сельском округе и один из супругов которых является работником бюджетной сферы;
- предоставление безвозмездной субсидии на оплату части стоимости построенного (приобретенного) жилья при рождении (усыновлении) ребенка;
- предоставление молодым семьям государственной поддержки в виде рассрочки платежа за построенное (приобретенное) жилье.
3. Механизм реализации программы
3.1 Участники программы
Участниками программы являются молодые семьи, постоянно проживающие в Калининградской области.
Молодая семья - семья, в которой оба супруга не достигли тридцатилетнего возраста (включительно), а для неполных семей с детьми, в которой мать или отец не достигли тридцатилетнего возраста (включительно).
Критерии, при которых молодая семья может претендовать на улучшение жилищных условий:
- молодая семья должна подтвердить возможность оплаты из собственных и/или привлеченных средств недостающую часть стоимости жилья;
- члены молодой семьи должны подтвердить, что они не получали ранее помощь за счет бюджетов различных уровней и не пользовались льготным финансированием (кредитованием) приобретения или строительства жилья.
3.2 Финансовый механизм реализации Программы
Механизм реализации программы предусматривает несколько вариантов обеспечения жильем молодых семей в соответствии с жилищным законодательством:
1. предоставление молодым семьям государственной поддержки в виде рассрочки платежа за построенное (приобретенное) жилье;
2. субсидии для молодых малообеспеченных семей, которые готовы жить в сельском округе не менее 5 лет, при условии, что один из супругов является работником бюджетной сферы и готов работать по специальности;
3. предоставление безвозмездных субсидий на оплату части стоимости построенного (приобретенного) жилья при рождении (усыновлении) ребенка.
3.2.1 Предоставление молодым семьям государственной поддержки в виде рассрочки платежа за построенное (приобретенное) жилье
Реализация данного варианта программы предусматривает рассрочку платежа сроком до 15 лет за построенное молодым семьям жилье с первоначальным взносом молодых семей в размере не менее 30% от общей стоимости жилья. Первоначальный финансовый взнос вносится молодыми семьями до начала строительства жилья. Первоначальный финансовый взнос может быть внесен жильем, имеющимся в собственности молодых семей или третьих лиц.
Главным распорядителем средств, направляемых на реализацию программы, является строительный комитет администрации области. Получателем средств, направляемых на предоставление молодым семьям государственной поддержки в виде рассрочки платежа за построенное (приобретенное) жилье, является Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области (далее Фонд). Финансовые средства расходуются Фондом целевым образом на строительство (приобретение) жилья.
Реализация жилья молодой семье, в отношении которой было принято решение об оказании государственной поддержки, осуществляется Фондом в соответствии с гражданским законодательством. Договор на передачу жилья в собственность молодой семье заключается на условиях рассрочки платежа оставшейся (невыплаченной) суммы стоимости жилья до 15 лет.
Возврат средств за приобретенное жилье осуществляется молодыми семьями ежемесячно равными долями в Фонд. Средства, возвращаемые молодыми семьями, реинвестируются в программу.
Фонд аккумулирует все средства на строительство жилья, получает землеотвод для строительства жилья, осуществляет учет и целевое распределение средств, разрабатывает необходимую для реализации программы документацию, обеспечивает выполнение обязательств молодыми семьями.
После окончания строительства жилье передается в собственность молодых семей с рассрочкой платежа одновременно с оформлением договора залога на жилье в обеспечение обязательств молодых семей.
Порядок предоставления молодым семьям государственной поддержки в виде рассрочки платежа за построенное жилье определяется положением, утверждаемым постановлением главы администрации (губернатора) области.
3.2.2 Предоставление субсидий
Субсидии молодым семьям предоставляются двух видов.
1 вид субсидий.
Безвозмездные субсидии предоставляются молодым малообеспеченным семьям, которые готовы жить в сельском округе не менее 5 лет, при условии, что один из супругов является работником бюджетной сферы и готов работать по специальности.
Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется в размере до 70% от общей стоимости жилья.
Разница между полной стоимостью приобретаемого жилья и величиной субсидии оплачивается молодыми семьями за счет собственных и/или привлеченных источников.
Порядок предоставления безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям, которые готовы жить в сельском округе не менее 5 лет, при условии, что один из супругов является работником бюджетной сферы и готов работать по специальности, определяется постановлением главы администрации (губернатора) области.
2 вид субсидий.
Дополнительная безвозмездная субсидия предоставляется при рождении ребенка молодым семьям, которые получили государственную поддержку в виде рассрочки платежа за построенное жилье, в период осуществления обязательств перед Фондом. Безвозмездная субсидия направляется на частичное погашение остатка невыплаченной стоимости построенного (приобретенного) жилья.
Порядок предоставления и размер дополнительных субсидий при рождении (усыновлении) ребенка утверждается постановлением главы администрации (губернатора) области.
3.3 Организационная схема реализации программы
В целях выработки государственной молодежной жилищной политики, координации деятельности заинтересованных органов и организаций, отбора на конкурсной основе муниципальных образований и окончательного утверждения списков молодых семей-участников программы создается областная Комиссия по решению жилищно-бытовых проблем молодежи (далее по тексту Комиссия), возглавляемая председателем комитета по делам молодежи администрации области. В состав Комиссии входят представители заинтересованных ведомств, объединений и организаций: администрации области, областной Думы, администраций муниципальных образований, где реализуется программа, Фонда, Молодежной парламентской Ассамблеи при Калининградской областной Думе, Совета по молодежной политике при главе администрации (губернаторе) области, регионального фонда молодежного строительства, регионального отделения общественной общероссийской организации "Союз МЖК России". Комиссия ежегодно определяет, какая доля средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию программы, будет направлена на строительство (приобретение) жилья, и какая на предоставление субсидий. Комиссия ежегодно принимает решение по распределению реинвестированных финансовых средств, которые должны быть направлены на достижение целей программы. Комиссия решает спорные вопросы, возникающие при реализации программы.
Комиссия осуществляет свою деятельность на общественных началах в соответствии с положением, утверждаемым постановлением главы администрации (губернатором) области.
Администрации муниципальных образований самостоятельно решают вопрос о формах участия в программе и предоставляют следующую информацию в областную Комиссию:
- список молодых семей, желающих получить государственную поддержку в улучшении жилищных условий, с указанием имеющейся у них в собственности жилплощади;
- список объектов, не завершенных строительством, с указанием владельца, возможности достройки и оценки требуемых средств для завершения объекта;
- объем софинансирования каждой молодой семьи со стороны администрации муниципального образования, либо других источников;
- потребность в молодых специалистах, которые в первую очередь требуются в муниципальном образовании;
- информация о наличии программы или утвержденного плана действий по улучшению жилищных условий молодых семей;
- информация о предоставлении условий, способствующих уменьшению затрат на реализацию программы;
- информация о наличии зарезервированных земельных участков под строительство жилых домов в рамках реализации программы.
Порядок выбора молодых семей для участия в программе устанавливается постановлением главы администрации (губернатора) области.
Администрации муниципальных образований самостоятельно решают вопрос информирования населения о программе, механизмах приема документов от молодых семей.
Молодые семьи, желающие принять участие в программе, обращаются в администрацию муниципального образования, пишут заявление и предоставляют необходимые документы (в соответствии с положениями о предоставлении молодым семьям государственной поддержки в виде рассрочки платежа за построенное жилье и о предоставлении безвозмездных субсидий).
Администрация муниципального образования предоставляет всю информацию со всеми документами о молодых семьях, желающих принять участие в программе, в областную Комиссию в сроки, определенные Комиссией. Список молодых семей, желающих принять участие в программе, утверждается главой администрации муниципального образования.
Областная Комиссия рассматривает все представленные администрациями муниципальных образований кандидатуры и в соответствии с порядком выбора молодых семей для участия в программе отбирает молодые семьи, которые получат государственную поддержку в улучшении жилищных условий. Все решения Комиссии ставятся на голосование, принимаются большинством голосов и оформляются протоколом.
Заявителем на получение государственной поддержки для улучшения жилищных условий может быть один из супругов молодой семьи, постоянно проживающей в муниципальном образовании, на территории которого будет реализовываться программа в соответствующем году (за исключением молодых семей, претендующих на получение субсидии).
Комитет по делам молодежи администрации области осуществляет функцию управления программой, общую координацию и мониторинг работ, формирует предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, подготавливает информацию (отчеты) о ходе выполнения работ, в оперативном порядке разрабатывает предложения по совершенствованию отдельных компонентов (механизмов) программы. Комитет по строительству администрации области является распорядителем средств областного бюджета на реализацию программы, ведет учет средств, осуществляет текущий контроль за их использованием и выполнением договорных условий, обеспечивает целевое финансирование.
4. Сроки и этапы реализации программы
Начало реализации программы - 2003 год, окончание - 2007 год.
I этап - (2003-2004 годы)
Создание необходимой для реализации программы организационной структуры.
Разработка и принятие нормативных актов (положений, правил и т.д.), обеспечивающих формирование организационных и финансовых механизмов реализации программы.
Отработка взаимодействия участников системы государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.
Обеспечение жильем молодых семей на конкурсной основе в соответствии с механизмом реализации программы.
Создание системы мониторинга реализации программы, жилищных и социально-бытовых проблем молодой семьи.
II этап (2005-2007 годы)
Совершенствование организационного, правового и финансового механизмов программы.
Расширение масштабов реализации программы, обеспечение устойчивого функционирования системы. Увеличение объемов привлекаемых финансовых средств. Увеличение объемов вводимого жилья.
5. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- прирост населения;
- улучшение жилищных условий молодых семей;
- восстановление воспроизводственных процессов, создание условий для расширенного воспроизводства населения;
- восстановление культуры семейных отношений в молодежной среде, укрепление института семьи;
- повышение уровня жилищной обеспеченности молодых семей, создание условий для дальнейшего развития жилищного строительства;
- вовлечение средств молодых семей в сферу жилищного строительства;
- усиление трудовых мотиваций молодежи;
- привлечение внебюджетных средств в государственные социально-экономические программы;
- создание дополнительных рабочих мест;
- дальнейшее самофинансирование программы с помощью реинвестирования возвратных средств, что позволит снизить расходы государства на решение жилищных проблем молодых семей;
- увеличение налогооблагаемой базы.
Реализация программы по предварительным расчетам позволит улучшить жилищные условия 200-250 молодым семьям.
6. Перечень основных мероприятий по реализации программы
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Калининградской области от 15 июня 2003 г. N 270 "О целевой областной государственной программе "Обеспечение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.