Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Калининградской области
от 21 декабря 2001 г. N 98
Региональная комплексная целевая Программа
поддержки и развития муниципальных учреждений культуры
Калининградской области
"Обновление"
(2002-2006 гг.)
3 июля 2003 г., 12 июля 2004 г., 24 мая, 7 ноября 2005 г.
В целях реализации настоящей программы принято постановление администрации Калининградской области от 2 декабря 2002 г. N 583 "О проведении ежегодного смотра-конкурса библиотек и культурно-досуговых учреждений Калининградской области "Обновление"
Паспорт
региональной комплексной целевой программы
поддержки и развития муниципальных учреждений культуры
Калининградской области "Обновление" (2002-2006 гг.)
Наименование программы
Региональная комплексная целевая программа поддержки и развития муниципальных учреждений культуры Калининградской области "Обновление" (2002-2006 гг.).
Основание для решения по разработке Программы
Данная Программа разработана в целях реализации законодательства Российской Федерации и Калининградской области в сфере культуры:
- Федерального Закона от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
- Закона Калининградской области от 6 мая 1998 г. N 64 "О регулировании отношений субъектов культурной деятельности";
- Закона Калининградской области от 26 февраля 1998 г. N 49 "О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов".
Государственный заказчик Программы
- Администрация Калининградской области.
Основные разработчики программы:
- управление культуры администрации Калининградской области;
- областной Дом народного творчества;
- областной образовательно-методический центр.
Цели и задачи Программы
1. Улучшение условий для осуществления государственной политики в сфере культуры на территории Калининградской области;
2. Обеспечение общедоступности к ценностям отечественной и мировой культуры, создание равных условий для жителей малых городов и населенных пунктов области в использовании культурного потенциала;
3. Оптимизация деятельности учреждений культуры, повышение эффективности использования ресурсов этих учреждений, ограничение отрицательных последствий их коммерциализации;
4. Повышение уровня информационного и научно-методического обеспечения деятельности государственного и муниципальных органов управления культурой;
5. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
Выполнение данной Программы позволит решить следующие задачи:
- создать единое информационное и культурное пространство в регионе с учетом его эксклавного положения, на основе приоритетов государственной культурной политики;
- обеспечить необходимые условия труда работников муниципальных учреждений культуры;
- улучшить материальную базу муниципальных учреждений культуры для более полного удовлетворения потребностей населения области в сфере досуга.
Сроки реализации Программы - 2002-2006 годы
Система организации контроля за исполнением Программы
Для определения результативности выполнения Программы создается межведомственный Совет из представителей управления культуры администрации области, профсоюзов, органов культуры муниципальных образований, председателей Советов глав муниципальных образований и сельских округов.
Заседания межведомственного Совета проходят не реже двух раз в год с целью анализа выполнения Программы и ее корректировки.
Законом Калининградской области от 24 мая 2005 г. N 590 нижеследующий раздел паспорта Программы изложен в новой редакции
Объемы финансирования по годам (в тыс. руб.):
2002 г. - 2000
2003 г. - 10000
2004 г. - 14300
2005 г. - 13500
2006 г. - 23940
итого: 63740
Перечень основных направлений реализации Программы:
1. Обеспечение нормативно-правовой базы сферы культуры.
2. Укрепление кадрового потенциала муниципальных учреждений культуры, защита социального статуса работников культуры.
3. Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры.
Исполнители Программы:
1. Управление культуры администрации Калининградской области;
Обоснование необходимости принятия и реализации Программы
В настоящее время в области действуют 648 государственных и муниципальных учреждений культуры, в том числе 1 - федерального подчинения (Музей мирового океана), 24 - областного подчинения, 623 - муниципальных, из которых 43 расположены в г.Калининграде и 580 - в других муниципальных образованиях области.
В течение последних 10 лет в большинстве муниципальных образований области средств на поддержание и развитие материально-технической базы учреждений культуры выделялось крайне недостаточно, в результате чего в настоящее время 52% зданий требуют капитального ремонта, 8% находятся в аварийном состоянии, 48% не отапливаются в зимний период из-за неисправностей отопительных систем, или отсутствия топлива. Около 90% сельских домов культуры не имеют элементарного технического оснащения, музыкальных инструментов и костюмов для коллективов художественной самодеятельности, отсутствуют необходимая мебель и оборудование для зрительных залов.
Из 288 районных, городских (исключая город Калининград) и сельских библиотек только 48 имеют оргтехнику (компьютеры), 19 - ксероксы, 75% библиотек не телефонизированы, 7 из 22 муниципальных образований имеют транспорт (автоклубы или библиобусы) для организации работы на селе.
В сравнении с показателями, характеризующими состояние сферы культуры в Российской Федерации (по данным главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры РФ), наш регион соотносится следующим образом:
- по комплектованию книжного фонда библиотек - на 79 месте среди 89 регионов России;
- по объему финансирования на одно клубное учреждение - на 56 месте в Российской Федерации;
- по техническому оснащению учреждений культуры - на 64 месте;
- по уровню средней заработной платы сельских работников культуры - на 60 месте.
Хроническое недофинансирование учреждений культуры, низкий уровень заработной платы препятствуют укреплению кадрового состава сферы культуры. Повсеместно не обеспечивается финансами предоставление льгот, определенных законодательством, для работающих в сельской местности по оплате за топливо, коммунальные услуги и др. Отсутствует система материального стимулирования труда работников культуры.
По этим и другим причинам за последние 5-6 лет, практически, прекратился приток молодых специалистов в учреждения культуры. Около 30% работников сельских учреждений культуры не имеют профессионального образования. Происходит неуклонное старение кадров.
В то же время, по содержанию работы, в сравнении с общероссийскими показателями, Калининградская область находится на 12 месте в РФ по числу клубных формирований на 1 Дом культуры, по охвату населения библиотечным обслуживанием - на 27 месте, по числу учащихся детских музыкальных школ на 1 тысячу населения - на 11 месте среди 89 регионов России.
Это свидетельствует, с одной стороны - о большом спросе жителями области на услуги, предоставляемые культурно-досуговыми учреждениями, даже при неудовлетворительном состоянии их материальной базы, с другой стороны - о высоком профессионализме большинства специалистов этих учреждений.
На фоне возрастания проблем борьбы с наркоманией, социальной невостребованностью молодежи, незащищенностью людей пожилого возраста, все очевиднее определяется роль досуговых учреждений в формировании благоприятного морального климата общества. Однако, не создав в них материальных условий, отвечающих сегодняшнему уровню спроса на услуги, государственные и муниципальные органы власти не смогут существенно повлиять на процессы, тормозящие социальное развитие области.
Мероприятия по выполнению программы
1. Обеспечение нормативно-правовой базы сферы культуры
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
1. Подготовить для утверждения областной Думой проекты областных законов: - "Об утверждении звания "Народный мастер" (в области народных ремесел) - "Об утверждении социальных стандартов в сфере культуры". |
2 полугодие 2002 г.
2 полугодие 2002 г. |
Управление культуры администрации области |
2. Укрепление кадрового потенциала
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. Разработать прогноз целевых наборов студентов и аспирантов в учебные заведения культуры области в соответствии с реальными потребностями учреждений культуры |
ежегодно |
Колледжи культуры и искусства (г.Советск) и музыкальный, образовательно-методический центр |
2. Организовать на базе областного Дома ремесел и его филиалов обучение народным промыслам и ремеслам жителей населенных пунктов |
2002-2003 гг. |
Областной дом народного творчества, образовательно-методический центр |
3. Организовать проведение смотра-конкурса "Обновление" среди учреждений культуры малых городов и населенных пунктов области |
ежегодно |
Управление культуры |
4. Разработать циклы семинаров по повышению квалификации работников культуры с приглашением ведущих преподавателей головных вузов РФ в соответствии с профилем учебных заведений |
2002 год |
Образовательно-методический центр |
5. Создать на базе образовательно-методического центра информационно-ресурсный отдел |
I полугодие 2002 года |
Управление культуры |
Законом Калининградской области от 7 ноября 2005 г. N 672 в подраздел 3 раздела "Мероприятия по выполнению Программы" внесены изменения
3. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры
Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета.
Механизм реализации программы
Реализация программы будет производиться управлением культуры администрации области.
Ожидаемые результаты выполнения Программы
В результате выполнения данной программы будут решены социальные задачи:
- улучшены условия для организации досуга населения области, особенно молодежи;
- будут отремонтированы: 108 городских и сельских домов культуры, 22 городские и сельские библиотеки, 11 детских музыкальных школ и школ искусств, 3 музея, 5 кинотеатров.
- на 10-15% увеличится число клубных формирований и участников в них;
- создадутся рабочие места для занимающихся народным прикладным творчеством;
- улучшатся условия для развития туризма в сельской местности;
- повысится престижность профессии работников культуры, их социальный статус, улучшатся условия работы и, как следствие, начнется приток молодых специалистов в учреждения культуры;
- на 20-25% увеличатся доходы учреждений культуры от уставной деятельности, которые будут направляться на улучшение материальной базы и деятельность учреждений;
- увеличатся информационные ресурсы библиотек, что позволит довести охват населения библиотечным обслуживанием до 50-55%.
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Калининградской области от 21 декабря 2001 г. N 98 "О региональной комплексной целевой Программе поддержки и развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.