Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Калининградской области
от 30 ноября 2004 г. N 460
Областная целевая Программа "Здоровый ребенок"
на 2005-2008 годы
I. Паспорт
областной целевой Программы "Здоровый ребенок"
на 2005-2008 годы
Наименование Программы: областная целевая Программа "Здоровый
ребенок" на 2005-2008 годы (далее - Программа)
Основание для постановление Правительства Российской
разработки Программы: Федерации от 3 октября 2002 года N 732 "О
федеральной целевой программе "Дети России" на
2003-2006 годы";
Концепция охраны репродуктивного здоровья
населения России на период 2000-2004 гг. и План
мероприятий по ее реализации, утвержденные
решением коллегии Минздрава Российской
Федерации, Минтруда Российской Федерации,
Минобразования Российской Федерации от
11.04.2000 года;
постановление Правительства Российской
Федерации от 5 октября 1999 г. N 1119 "О мерах
по профилактике заболеваний, связанных с
дефицитом йода";
Межведомственный план мероприятий по
улучшению состояния здоровья детского населения
Российской Федерации на 2004-2010 годы,
разработанный по поручению Правительства
Российской Федерации от 17.12.2003 года N
ГК-П12-14958
Государственный заказчик администрация Калининградской области
Программы:
Разработчик Программы: управление здравоохранения администрации
области;
Основные исполнители управление здравоохранения администрации
Программы: области;
территориальный фонд обязательного
медицинского страхования (по согласованию);
центр Госсанэпиднадзора в Калининградской
области (по согласованию)
Цели Программы: сохранение и улучшение репродуктивного
здоровья населения Калининградской области,
увеличение его воспроизводства, снижение
материнской и младенческой заболеваемости и
смертности, стабилизация демографических
показателей;
восстановление и укрепление здоровья детей
на основе комплексного решения медицинских,
педагогических, социальных проблем материнства и
детства;
снижение заболеваемости населения,
связанной с микронутриентной недостаточностью
йода
Задачи Программы: совершенствование системы здоровья матери и
ребенка;
совершенствование и внедрение технологий
профилактики заболеваний;
оздоровление детей и беременных женщин на
основе рационального питания;
реализация мероприятий, направленных на
улучшение репродуктивного здоровья населения;
организация системы дородовой
(пренатальной) диагностики на основе
разрабатываемых стандартов;
улучшение лечебно-диагностической, в том
числе реанимационной, помощи беременным женщинам
и детям;
сохранение и укрепление здоровья детей в
образовательных и интернатных учреждениях;
укрепление материально-технической базы
учреждений родовспоможения и детства;
совершенствование специализированной помощи
детям с врожденными и хроническими
заболеваниями;
целевое тематическое повышение квалификации
медицинских и немедицинских кадров по вопросам
здоровья семьи и детей;
осуществление научно-исследовательских
работ по вопросам охраны здоровья материнства и
детства;
широкая разъяснительная работа среди
населения по вопросам профилактики заболеваний,
обусловленных дефицитом йода;
массовые обследования различных групп
населения для определения степени йодного
дефицита и эффективности проводимых мероприятий;
постоянный мониторинг за содержанием йода в
пищевых продуктах, йодированной соли и
заболеваемостью, обусловленной дефицитом йода
Сроки реализации 2005-2008 годы
Программы:
Объемы и источники общая сумма затрат на реализацию Программы
финансирования составляет 44976,0 тыс. рублей
Программы:
(тыс. рублей)
Источник финансирования |
Всего |
в том числе по годам: |
|||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
||
Областной бюджет |
23476,0 |
4561,0 |
5835,0 |
6305,0 |
6775,0 |
Бюджет территориального фонда ОМС |
21500,0 |
4500,0 |
5000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
Итого: |
44976,0 |
9061,0 |
10835,0 |
12305,0 |
12775,0 |
Ежегодно при рассмотрении областного
бюджета содержание мероприятий и объемы
финансирования Программы уточняются и
корректируются
Ожидаемые результаты снижение показателя младенческой смертности
реализации Программы: на 0,5% ежегодно;
снижение темпов роста показателей общей
заболеваемости среди детей от 0 до 17 лет
включительно на 1% ежегодно;
поддержание показателя материнской
смертности на уровне не выше среднероссийского
(32,0 на 100000 живорожденных);
повышение показателя рождаемости на 2,5%
ежегодно;
снижение показателей заболеваемости
новорожденных на 10%;
сокращение доли врожденных пороков в
структуре заболеваемости и смертности;
снижение заболеваний, связанных с
микронутриентной недостаточностью
Система контроля за контроль за реализацией Программы
исполнением Программы: осуществляется заместителем главы администрации
области, курирующим социальные вопросы.
Исполнители программы ежегодно представляют
заместителю главы администрации области,
курирующему социальные вопросы, обобщенную
информацию о выполнении мероприятий Программы и
эффективности использования финансовых средств
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
По анализу результатов профилактических осмотров и заболеваемости состояние здоровья детей Калининградской области ухудшается, показатели здоровья имеют негативные тенденции.
При проведении Всероссийской диспансеризации было осмотрено 194669 детей от 0 до 17 лет включительно, что составляет 99,5% от числа подлежащих.
31% от всех детей признаны здоровыми - I группа здоровья, 55% отнесены в группу риска по формированию хронической патологии - II группа здоровья, 14% - имеют III группу здоровья, т.е. хронические болезни и пороки развития. Наибольший удельный вес здоровых детей воспитывается в семьях - 39%, низкий уровень здоровья у детей в интернатных учреждениях, где I группу здоровья имеют 22% воспитанников.
У 112940 детей выявлены различные заболевания, требующие продолжения обследования и лечения, что составляет 61% от всей детской популяции. Среди детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, такую патологию имеют 57% детей. В динамике школьного обучения частота диспансерной заболеваемости увеличивается до 65%.
В структуре заболеваемости I место занимают болезни костно-мышечной системы (167,6 на 1000), II место - заболевания органов пищеварения (162,7 на 1000), III место - болезни глаза и его придаточного аппарата (120,6 на 1000), IV место - болезни органов дыхания (102,3 на 1000), V место - заболевания эндокринной системы, обмена веществ (38,9 на 1000). Структура заболеваемости аналогична показателям по Российской Федерации.
Физическое развитие признано нормальным у 90,3% детей, дефицит массы выявлен у 5,5%, избыток - у 2,1%, низкий рост - у 2,1%.
Следует отметить недостаточную полноту обследования в процессе проведения диспансеризации на амбулаторном уровне. Охват клинико-лабораторными исследованиями составил 17%, у 15% проведена динамометрия, 9% сделана ЭКГ, 16% - флюорография. Это говорит о недостаточном оснащении амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим и лабораторным оборудованием, подготовленными кадрами, особенно в сельской местности.
Из числа обследованных и осмотренных детей 60% нуждаются в лечебных мероприятиях, в т.ч. в условиях стационаров каждый третий ребенок, т.к. в условиях детских поликлиник отсутствуют достаточные возможности для диагностики и лечения.
В области отмечается рост заболеваемости, связанной с дефицитом йода. Недостаток йода в организме ребенка вызывает замедление темпов роста и развития, формирование психосоматических состояний. Хроническая недостаточность йода является самой распространенной причиной умственной отсталости.
В условиях йоддефицита нарушается репродуктивная функция у женщин, повышается младенческая смертность.
Численность населения Калининградской области на 1.01.2004 года составила 943,2 тыс. человек. Детей от 0 до 17 лет включительно - 187,4 тыс. (19,9% от общего числа населения). В Калининградской области (как и в Российской Федерации) продолжается снижение удельного веса (доли) детей в общем количестве населения от 26% до 20% за 10 лет.
Число женщин фертильного возраста (15-49 лет) в области - 253,3 тыс. (26,9%), в Российской Федерации - 26,9% (в 2001 году). Доля женщин фертильного возраста в населении Российской Федерации остается стабильной в течение 5 лет с тенденцией к увеличению (от 26,2% до 26,9%). Таким образом, существует возможность увеличения рождаемости при создании определенных условий.
Младенческая смертность снизилась от 19,6 на 1000 родившихся в 2000 году до 15,2 в 2003 году. Показатель по Российской Федерации за 2003 год составил 12,4 на 1000 родившихся.
Показатель младенческой смертности среди городского населения составляет 13,8%, среди сельского - 18,8%.
Среди причин младенческой смертности (0-1 год) ведущее место занимают болезни перинатального периода, их удельный вес составляет 68%, в пределах 25% - врожденные пороки развития, 6% - инфекционные заболевания.
Показатель перинатальной смертности (мертворождаемость и ранняя неонатальная смертность в первые 7 дней от рождения) в 2003 году повысился до 13,7% за счет ранней неонатальной (8,0), что является признаком некачественного оказания реанимационной помощи новорожденным из-за недостатка современной аппаратуры искусственной вентиляции легких и дорогостоящих лекарственных препаратов (сурфактант, пентаглобин и др.), применяемых в реанимации и интенсивной терапии.
Количество абортов в области уменьшилось в 2003 году, как в абсолютных цифрах, так и в виде показателя на 1000 женщин фертильного возраста, но остается выше федерального уровня.
Ультразвуковое обследование обеспечено во всех муниципальных образованиях области, но охват беременных недостаточен. Дважды обследуются только 62% женщин. В 2003 году приняты меры по централизации обследования беременных группы риска на базе центра планирования семьи и репродукции, охват беременных на биохимические сывороточные факторы достиг 71%. Однако эта группа требует полного медико-генетического консультирования и трехкратного ультразвукового обследования для выявления пороков развития и патологии плода.
По данным областного родильного дома, возросла концентрация патологических родов на III перинатальном уровне: их доля составила 88,6%. Оперативные роды по областному родильному дому проведены в 31% случаев (2000 год - 23,2%, 2001 год - 27%). По области удельный вес оперативных родов - 20,3%. В связи с этим возрастает необходимость в реанимационном оборудовании, как в областном родильном доме, так и в детской областной больнице, для принимаемых новорожденных.#
Условия для оказания реанимационной помощи должны быть созданы и в муниципальных учреждениях здравоохранения, особенно в межрайонных перинатальных центрах (гг. Советск, Гусев, Черняховск), несущих значительную нагрузку по родовспомогательной помощи при средней группе риска.
Одной из причин ухудшения здоровья детей является низкая эффективность профилактических мероприятий, связанная с недостаточным финансированием, нехваткой квалифицированных специалистов в учреждениях здравоохранения и образования, низкой материально-технической базой медицинских кабинетов школ, поликлиник и стационаров.
Анализ демографических процессов, состояния здоровья населения в Калининградской области показывает необходимость разработки и внедрения новых эффективных мер по профилактике, оздоровлению, лечению и реабилитации женщин и детей, на реализацию которых направлена предлагаемая областная целевая Программа "Здоровый ребенок" на 2005-2008 годы.
III. Мероприятия по реализации областной целевой Программы
"Здоровый ребенок" на 2005-2008 годы
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Калининградской области от 30 ноября 2004 г. N 460 "Об утверждении областной целевой Программы "Здоровый ребенок"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.