Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Калининградской области
от 7 марта 2003 г. N 240
Областная целевая Программа
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
в Калининградской области на 2003-2010 годы"
22 сентября, 27 декабря 2003 г., 24 декабря 2004 г., 28 июня 2005 г.
Законом Калининградской области от 22 сентября 2003 г. N 306 в паспорт программы внесены изменения
Паспорт программы
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
в Калининградской области на 2003-2010 годы"
Наименование Программа "Переселение граждан из ветхого и
Программы аварийного жилищного фонда в Калининградской
области на 2003-2010 годы"
Основания для разработки Постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 22 января 2002 г. N 33 "О
подпрограмме "Переселение граждан Российской
Федерации из ветхого и аварийного жилищного
фонда", входящей в состав федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002-2010 годы";
постановление Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 "О
подпрограмме "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса Российской
Федерации" Федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002-2010 годы".
Заказчик Программы Главное управление по
топливно-энергетическому и
жилищно-коммунальному комплексам
администрации области
Координатор Программы Главное управление по
топливно-энергетическому и
жилищно-коммунальному комплексам
администрации области
Основной разработчик Комитет по жилищно-коммунальному комплексу
Программы администрации области
Цели и задачи Программы Основные цели Программы:
- создание правового механизма переселения
граждан из аварийного жилья;
- обеспечение жильем в Калининградской
области граждан, проживающих в домах,
признанных непригодными для постоянного
проживания в 2001 году;
- ликвидация до 2005 года включительно
существующего в настоящее время аварийного и
до 2010 года ветхого жилищного фонда,
признанного таковым в 2001 году
Сроки и этапы реализации 2003 - 2010 годы;
Программы 1-й этап - 2003 - 2005 годы;
2-й этап - 2006 - 2010 годы.
Объемы и источники Общий объем финансирования - 7,5 млрд. рублей
финансирования (в ценах 2002 года), из них предполагается
привлечь:
60% средств бюджетов всех уровней;
40% внебюджетных средств.
Главные ожидаемые 1. Переселение 69920 человек в
конечные результаты Калининградской области из ветхого и
Программы аварийного жилищного фонда;
2. ликвидация до 2010 года включительно
жилищного фонда, непригодного для постоянного
проживания граждан в Калининградской области;
3. разработка механизмов привлечения
внебюджетных источников для реализации
финансовых ресурсов при решении задач
Программы;
4. выполнение государственных обязательств по
переселению граждан из жилых помещений,
признанных непригодными для постоянного
проживания.
Система организации Текущее управление, мониторинг и контроль за
работ по реализации ходом выполнения Программы, координация
Программы действий всех ее участников осуществляется
Главным управлением по
топливно-энергетическому и
жилищно-коммунальному комплексам
администрации области. Проводя анализ и
обобщая всю информацию о ходе реализации
Программы, координатор готовит доклады главе
администрации (губернатору) области по
реализации Программы.
Исполнители Программы Комитеты и управления администрации
Калининградской области:
Главное управление по
топливно-энергетическому и
жилищно-коммунальному комплексам
администрации области; комитет по управлению
государственным имуществом Калининградской
области; строительный комитет администрации
области; государственная жилищная инспекция
администрации области; комитет по правовым
вопросам администрации области; управление
по правовому обеспечению законотворческой
деятельности и связям с областной Думой
администрации области; управление
архитектуры и градостроительства
администрации области; Главное управление по
бюджету и финансам администрации области;
комитет по информации, печати и связям с
общественностью администрации области.
1. Общие положения
Региональная программа "Переселение граждан Калининградской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы" (в дальнейшем Программа) является составной частью системы мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области. Программа подготовлена в продолжение и развитие региональной Программы "Реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Калининградской области на 2002-2010 годы", утвержденной Законом Калининградской области от 12 июля 2002 г. N 170.
Программа содержит основные принципы решения проблем, реализация которых обеспечивает повышение качества жизни путем удовлетворения спроса населения, проживающего в ветхом и аварийном жилищном фонде на жилье, отвечающее современным техническим и экологическим требованиям.
Программой определены цели, задачи и основные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации идеи ликвидации к 2010 году жилья, непригодного для проживания граждан Калининградской области.
Заложенные в Программе принципы будут трансформированы в рабочие документы Программы с указанием конкретной тематики, исполнителей и стоимости реализации проблем.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Реализация Программы является частью реформы жилищно-коммунального хозяйства, провозглашенной одним из основных направлений социально-экономических преобразований в регионе.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на жилище и обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать условия для реализации конституционного права на жилище.
В настоящее время законодательно не закреплено определение ветхого и аварийного жилья, что, в свою очередь, способствует отсутствию четкого нормативного закрепления обязательств собственника жилищного фонда перед нанимателями в части переселения их из ветхих и аварийных домов.
Программой обозначены существующие в Калининградской области проблемы ветхого и аварийного жилищного фонда, обоснована необходимость ее решения программным методом. Программный метод выбран, так как обозначенные проблемы накапливались десятилетиями, решение их предполагает длительные сроки исполнения, большие финансовые затраты и требует создания нормативной правовой и методической базы на региональном уровне.
2.1. Характеристика жилищного фонда Калининградской области
По данным Государственного комитета по статистике, на территории Калининградской области по состоянию на 1.01.2001 г. проживает 943,3 тысяч человек, общая площадь жилищного фонда составляет 17,8 млн. квадратных метров, или 63758 жилых строений. Из них 4530 строений являются ветхими и аварийными, что составляет 6,4%.
По видам собственности жилищный фонд области соотносится следующим образом (Приложение 1):
- в частной собственности - 10,5 млн. кв. метров, то есть - 59,0%;
- в муниципальной собственности - 6,1 млн. кв. метров, то есть - 34,3%;
- в государственной собственности - 0,9 млн. кв. метров, то есть - 5,0%;
- в общественном жилищном фонде и жилфонде смешанной формы собственности - 0,3 млн. кв. метров, то есть - 1,7% от общего количества жилья.
По техническому состоянию отнесены к ветхому и аварийному жилищному фонду муниципальной и государственной форм собственности 771,3 тыс. кв. метров, где проживает 69920 человека# (Приложение 2).
Из общего количества жилых строений:
- 388 зданий признаны аварийными;
- 4142 домов являются ветхими.
Размер ветхого и аварийного жилищного фонда определен на основании оперативных данных муниципальных образований и статистических данных Калининградского областного комитета государственной статистики области (Приложения 3, 4).
Для переселения граждан из непригодного для постоянного проживания жилья требуется около 823,6 тыс. кв. метров жилой площади (Приложение 5).
За последние 10 лет в целом по области произошли следующие изменения в жилищной сфере:
- жилищный фонд области увеличился на 3 млн. кв. метров общей площади;
- возросла доля жилья, находящегося в частной собственности с 14% в 1990 году до 59% в 2001 году;
- снизилась доля государственного (ведомственного) жилищного фонда по отношению к общей площади всего жилищного фонда области с 38% в 1990 году до 5% в 2001 году.
За последние 9 лет наметилась устойчивая тенденция роста ветхого жилищного фонда региона (Приложение 6).
Данный процесс связан с рядом объективных факторов, а именно:
- естественным старением и ветшанием жилищного фонда;
- ненадлежащим техническим обслуживанием и отсутствием постоянного поддерживающего текущего ремонта;
- фактическим отсутствием капитальных плановых ремонтов;
- наметившейся тенденцией увеличения доли муниципального жилищного фонда за счет муниципализации ведомственного жилищного фонда и жилищного фонда федеральной собственности, так как предыдущие балансодержатели передаваемого жилфонда под различными предлогами не признавали его ветхим и аварийным.
Проведенный анализ состояния жилищного фонда Калининградской области показывает необходимость оперативных и кардинальных изменений в его нормативном правовом обеспечении, техническом обслуживании, эксплуатации и ремонтах.
2.2. Оценка финансовых затрат на переселение граждан из
ветхого и аварийного жилищного фонда
Федеральной программой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"#, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 г. N 33, для оценки стоимости 1 кв. метра жилья принята величина средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета.
1. Стоимость 1 кв. метра площади жилья, необходимого для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Калининградской области, равна величине средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета, и составляет 9800 рублей.
2. Стоимость 1 кв. м жилья под переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда при реконструкции и достройке составляет 7840 рублей (расчет стоимости произведен ОГУПИ "Калининградгражданпроект" по заказу комитета по строительству администрации Калининградской области в рамках работы над данной Программой), что составляет 80% от стоимости капитального строительства и соответствует рекомендациям Госстроя России.
Финансовые затраты на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда составят:
площадь реконстр. х стоимость 1 кв.м реконстр. +
+ площадь нового строительства х стоимость 1 кв.м +
+ затраты на достройку.
Подлежит реконструкции - 414,9 тыс. кв. метров;
новое строительство и покупка - 374,2 тыс. кв. метров;
незавершенное строительство - 34,5 тыс. кв. м;
Для реализации Программы, таким образом, необходимо:
- 3252,8 млн. рублей - на реконструкцию (414,9 тыс. кв.м х 7840 руб.);
- 3667,2 млн. рублей - на новое строительство (374,2 тыс. кв.м х 9800 руб.);
- 344,9 млн. рублей - на завершение строительства.
Итого - 7264,9 млн. рублей (без учета затрат на снос).
Так как реализация Программы связана с разработкой ряда нормативных правовых актов и методической документации, а также требует информационного освещения, расходы на организацию данных мероприятий составят 0,2% от стоимости технических мероприятий Программы.
В целом стоимость реализации Программы в ценах 2002 года составит 7500 млн. руб. на весь период реализации.
3. Основные цели и задачи Программы
Основными целями данной Программы являются:
- обеспечение граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодных# для постоянного проживания, благоустроенным жильем;
- ликвидация до 2005 года включительно существующего аварийного и до2010 года ветхого жилищного фонда, признанного таковым в 2001 году;
- создание правового механизма для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
- создание механизма для оптимального развития территорий, где в настоящее время сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд.
В рамках реализации данной программы необходимо решить следующие задачи:
- определение формы и размеров оказываемой гражданам государственной помощи в зависимости от формы собственности аварийного и ветхого жилищного фонда;
- формирование единой концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда в Калининградской области;
- формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
- выработка механизмов предоставления жилья переселяемым гражданам с учетом максимальной свободы выбора нового жилого помещения самими гражданами, в том числе через предоставление в установленном порядке региональных жилищных сертификатов;
Программа включает в себя два уровня решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Региональный уровень:
- формирование региональной нормативной правовой базы на основе федерального законодательства;
- определение принципов и методов государственной поддержки (включая федеральную компоненту);
- организация эффективного управления поступающими на программные цели бюджетными и внебюджетными средствами;
- подготовка сводного реестра объектов ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Калининградской области;
- организация системы эффективного управления и контроля за выполнением программных мероприятий на территории Калининградской области.
Муниципальный уровень:
- подготовка реестра объектов ветхого и аварийного жилищного фонда, перечня объектов строительства, реконструкции и завершения строительства высокой степени готовности;
- подготовка пообъектной проектно-сметной документации;
- создание системы привлечения внебюджетных средств для реализации Программы;
- организация системы эффективного управления и контроля над выполнением программных мероприятий на территориях муниципальных образований.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, проведение которых предусмотрено провести в два этапа.
1-й этап - 2003-2005 годы - создание необходимых методических, правовых и организационных условий для реализации основных задач Программы:
- упорядочение методологических основ оценки и собственно оценка размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- формирование нормативной правовой базы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья для предоставления жилья переселяемым гражданам;
- подготовка и утверждение нормативных правовых актов по предоставлению региональных жилищных сертификатов гражданам, проживающим в аварийном и ветхом жилищном фонде;
- установление очередности сноса и/или реконструкции аварийного жилищного фонда и очередности переселения граждан;
- привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации Программы;
- решение проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда преимущественно и в последующие годы первого этапа частично должно осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
2-й этап Программы (2006-2010 годы):
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
- поэтапное переселение жильцов и снос (реконструкция) ветхого жилищного фонда;
- организация системы продаж земельных участков с расположенными на них жилыми строениями, подлежащими сносу, на конкурсной основе.
5. Система программных мероприятий
В результате изучения ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Калининградской области, оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований для жилищного строительства определены следующие основные мероприятия по реализации Программы:
- детальное обследование жилищного фонда области;
- разработка проектно-сметной документации с обязательным проведением ее экспертизы в установленном порядке;
- создание маневренного жилищного фонда;
- ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда путем строительства благоустроенных жилых зданий, покупки благоустроенных квартир на вторичном рынке жилья, реконструкции и капитального ремонта существующих жилых строений с учетом генеральных планов развития муниципальных образований Калининградской области.
Программные мероприятия, их финансирование, сроки выполнения могут корректироваться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и с учетом объемов ежегодного целевого бюджетного финансирования.
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации Программы (Приложение 7) включает в себя работу по трем направлениям:
- правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилищном фонде;
- финансово-инвестиционное обеспечение Программы и практическая деятельность по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
- разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда, исключения предпосылок образования ветхого и аварийного жилищного фонда.
6. Правовое и методологическое обеспечение
6.1. Правовые аспекты решения проблемы ликвидации ветхого и
аварийного жилищного фонда на территории Калининградской области
Для реализации Программы необходимо осуществить разработку и принятие пакета нормативных правовых актов на уровне региона.
Разрабатываемые и принимаемые в ходе реализации Программы, нормативная правовая и методическая базы должны регулировать следующие вопросы:
- порядок и процедуру отнесения жилищного фонда к категориям ветхого и аварийного;
- порядок и очередность ликвидации (сноса, реконструкции) жилищного фонда, признанного в установленном порядке ветхим или аварийным;
- порядок подготовки и выдачи гражданам областных жилищных сертификатов в рамках указанной Программы;
- разработка концепции застройки районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
- порядок и условия ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
- очередность и порядок предоставления жилья на возмездной и безвозмездной основе гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилья.
Учитывая важность регулируемых отношений, должен быть принят Закон Калининградской области "О переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Кроме того, необходимо принять ряд положений, утверждаемых Постановлениями главы администрации Калининградской области:
- положение о региональном реестре ветхого и аварийного жилищного фонда;
- положение о маневренном фонде;
- положение об организации конкурса муниципальных программ;
- положение об организации конкурса продажи земельных участков, высвобождаемых в связи со сносом ветхого и аварийного жилищного фонда.
6.2. Механизмы улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Для переселения граждан из ветхого или аварийного жилищного фонда следует использовать следующие механизмы улучшения жилищных условий:
- предоставление конкретной жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из законодательно установленных гарантий государства перед гражданами, проживающими в ветхом или аварийном жилищном фонде;
- предоставление гражданам, проживающим в ветхом или аварийном жилищном фонде, жилищного сертификата на сумму равную нормативной стоимости жилья, определенного на основе обязательств государства.
Первый механизм предполагает, что органы местного самоуправления предоставляют гражданам жилье на условиях социального найма. Предполагаемое муниципальное жилье может являться:
- жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
- жильем, полученным в новом строительстве от застройщика за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
- жильем, приобретенным на вторичном рынке жилищной недвижимости;
- жильем, построенным или реконструированным в качестве муниципального социального жилья.
С целью реализации Программы муниципальным образованиям области рекомендуется разработать аналогичные муниципальные программы.
Второй механизм, связанный с реализацией на уровне региона обеспечением региональными жилищными сертификатами, предполагает, что, получив сертификат, гражданин сам принимает решение о том, где и какое жилье он приобретает в собственность. Этот порядок применим, в первую очередь, к гражданам, имеющим жилье в собственности и в муниципальных образованиях области, где рынок жилья не сложился.
Жилищные сертификаты выдаются переселяемым гражданам на определенную сумму, гражданам открываются блокированные счета, на которые перечисляются денежные средства, указанные в сертификате. Гражданин имеет право воспользоваться денежными средствами на счете только в случае предоставления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих покупку нового жилья взамен ветхого и аварийного.
Следует отметить, что такой механизм необходимо использовать для максимально полного удовлетворения всех переселяемых граждан в новом жилье. В среднесрочной перспективе этот механизм должен быть преобладающим и послужит развитию строительного комплекса.
О действии настоящего Закона в части раздела 7 см. справку
7. Ресурсное обеспечение Программы
Расходы на реализацию Программы составят 7,5 млрд. руб. (в ценах 2002 года). Финансирование переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда должно формироваться в рамках федеральной, региональной и муниципальных программ и состоять в общем случае из двух главных источников: бюджетных и внебюджетных.
Бюджетные средства (бюджетов всех уровней) на реализацию Программы составят 60%, а 40% стоимости Программы будет профинансировано из привлеченных внебюджетных источников. Распределение денежных средств по годам реализации Программы приведено в Приложении 8.
Выполнение Программы предусматривает использование региональных ресурсов для стимулирования работы отдельных территорий, для выравнивания возможностей муниципальных образований области с учетом значимости объективно существующих факторов.
Основными критериями распределения федеральных и региональных бюджетных ресурсов являются:
- наличие разработанной и утвержденной муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- способность освоить выделяемые средства;
- соблюдение условий софинансирования для недотационных муниципальных образований;
- наличие необходимой муниципальной нормативно-методической базы, положения которой соответствуют региональной;
- привлечение внебюджетных ресурсов для ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
7.1. Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого
и аварийного жилья
Порядок и механизм использования средств федерального бюджета определяются соглашением, заключаемым Госстроем России и органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Администрацией Калининградской области.
Бюджетными ресурсами являются:
- средства федерального, областного и местного бюджетов, направленные на финансирование Программы;
- средства муниципальных образований, образующиеся как оплата права строительства жилья и пользования муниципальной инфраструктурой в виде передаваемых застройщиками городу квартир во вновь построенных домах;
- средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальной жилой недвижимости. В качестве финансового источника в этом случае рассматривается плата граждан за наем муниципального жилищного фонда, которая должна отражать качественные отличия в потребительских свойствах нанимаемого жилья, а дифференциация ее значения - в максимальной степени ориентироваться на рыночную ситуацию.
Бюджетное финансирование расходов на реализацию Программы в 2003 году осуществляется после внесения соответствующих изменений в закон "Об областном бюджете на 2003 год", предусматривающий расходы на реализацию Программы.
7.2. Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан
из ветхого и аварийного жилищного фонда
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования подпрограммы, относятся:
- кредиты банков;
- средства предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
- свободные денежные средства населения, проживающего в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- средства, полученные от строительства и реализации коммерческого жилья.
Внебюджетные поступления предполагается привлекать путем конкурсных продаж в собственность (или долгосрочную аренду) земельных участков из числа государственных и муниципальных земель, где расположен ликвидируемый жилищный фонд, под коммерческое строительство, а так же путем инвестирований в развитие инженерной инфраструктуры земельных участков, на которых произведен снос ветхого фонда.
Возможны и другие более оригинальные пути привлечения внебюджетных инвестиций. Например, привлечение частных коммерческих строительных компаний с целью строительства надстроек и пристроек жилых муниципальных домов для последующей реализации квартир в этих домах. Одним из условий заключения договора между органом местного самоуправления и такой компанией может стать выделение определенного процента жилой площади гражданам, проживающим в ветхом или аварийном жилищном фонде.
Законом Калининградской области от 22 сентября 2003 г. N 306 в настоящий раздел внесены изменения
8. Организация управления Программой
Реализация Программы предполагает, что органы местного самоуправления осуществляют контроль над выполнением Программы на местном уровне, организуют работу межведомственных комиссий по установлению жилищного фонда, непригодного для проживания, участвуют в подготовке предложений по порядку переселения граждан. Ими контролируется соблюдение сроков и очередности в соответствии с принятым порядком переселения, организуется работа с переселяемыми гражданами, разрабатываются предложения по более эффективным методам решения поставленных задач.
Основная задача Главного управления по топливно-энергетическому и жилищно-коммунальному комплексам администрации области состоит в том, чтобы провести отбор муниципальных проектов, исходя из объемов требуемых финансовых ресурсов, сроков окупаемости, осуществить их финансово-экономическую экспертизу. Это позволяет обеспечить возможность конкуренции муниципальных программ за финансовые ресурсы и прозрачную процедуру принятия решений по распределению бюджетных средств на их реализацию.
Одновременно с процедурой распределения денежных средств Главное управление по топливно-энергетическому и жилищно-коммунальному комплексам администрации области совместно с Главным управлением по бюджету и финансам администрации области осуществляет контроль за целевым использованием полученных бюджетных средств. Данные мониторинга используются администрацией области при принятии решения о дальнейшем распределении средств.
Задачи управления Программой областного уровня:
- формирование областной нормативной правовой и методологической базы для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- создание и поддержание эффективных механизмов использования бюджетных средств для реализации Программы;
- определение приоритетов выполнения отдельных частей данной Программы, в том числе способных привлечь наибольшие объемы внебюджетных источников финансирования;
- стимулирование процессов передачи ведомственного жилищного фонда и жилищного фонда федеральной собственности;
- контроль за целевым использованием полученных бюджетных средств и соблюдением соответствующих процедур при выполнении проектов, на реализацию которых были выделены средства.
Задачи управления Программой муниципального уровня:
- формирование муниципальной программы, включающей следующие показатели: объем требуемых инвестиций, объем внебюджетных ресурсов, разбивку ее на составные части с учетом выполнения работ по завершению объектов жилищного фонда высокой степени готовности, по строительству, по реконструкции;
- своевременное составление отчета о расходовании средств, полученных на реализацию муниципальных программ;
- своевременная реализация распоряжений Правительства Российской Федерации по приемке ведомственного жилищного фонда;
Предлагаемый подход к управлению Программой позволит администрации Калининградской области:
- проводить целостную политику по отношению к муниципальным программам, исходя из приоритетов развития отдельных муниципальных образований;
- стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования муниципальных программ;
- создать прозрачную процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки муниципальных программ.
Предлагаемой# система взаимоотношений позволит органам местного самоуправления:
- иметь стимулы для привлечения внебюджетных источников финансирования муниципальных Программ;
- иметь стимулы проводить реформу жилищно-коммунального хозяйства и направлять полученную экономию средств муниципального бюджета на реализацию муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
9. Обеспечение развития территорий ликвидации аварийного и ветхого
жилищного фонда
Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциальных инвесторов, необходимо наличие информации о градостроительных и инженерных возможностях земельных участков, где сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд. Разработку такой градостроительной концепции застройки районов целесообразно проводить на основании принципов зонирования, которые должны найти отражение в принятых в муниципальных образованиях области правилах регулирования застройки и землепользования.
В муниципальных образованиях области, где зонирование территорий пока не введено, целесообразно говорить о реконструкции отдельных территорий, подходах к их преобразованию с позиций привлекательности для инвесторов, жителей и для муниципального образования в целом.
Стандарт зоны характеризуется общими для всех земельных участков, расположенных на ее территории, требованиями к параметрам застройки земельных участков и видам использования недвижимости. Основным критерием является степень совместимости видов использования недвижимости с точки зрения обеспечения стандарта проживания, не причинения вреда здоровью и благосостоянию каждого жителя, а также жилой среде в целом.
Привлечение инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для реализации Программы.
Смысл привлечения инвестиций состоит в том, что достаточно быстро вкладываются необходимые средства в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда, а возврат этих средств на приемлемых условиях обеспечивается на протяжении длительного времени.
Использование в качестве обеспечения кредитных ресурсов будущих платежей потребителей коммунальных услуг требует разработки специальных финансовых схем привлечения внебюджетных средств на финансирование работ по строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры.
10. Оценка эффективности реализации Программы
В соответствии с целью Программы в качестве оценки эффективности Программы должны рассматриваться следующие факторы:
1. решение социальной проблемы обеспечения безопасного и комфортного проживания 69920 человек в Калининградской области;
2. привлечение целевого бюджетного финансирования на реализацию Программы из федерального бюджета;
3. привлечение внебюджетных инвестиций заинтересованных в реализации Программы сторон;
4. создание единой региональной нормативной правовой базы, позволяющей реально оценить состояние жилищного фонда в области и решать проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
5. изменение облика городов и населенных пунктов области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.