Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 36. Регистрация кандидатов
1. Регистрация кандидата при наличии составленного в соответствии с пунктом 6 статьи 32 настоящего Закона заявления о его согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования или иного выборного должностного лица местного самоуправления и сведений, представленных в соответствии с пунктом 7 статьи 32 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования.
2. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
3. Подписные листы представляются в избирательную комиссию муниципального образования в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия муниципального образования заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает кандидату или его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
4. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. По решению избирательной комиссии муниципального образования для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты - специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными.
5. Первоначальной проверке подлежит 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) членами избирательной комиссии муниципального образования. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты или их представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. Избирательная комиссия муниципального образования обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
В случае если количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, составляет менее 500, то проверке подлежат все собранные подписи.
6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержу выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
8. По результатам проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
9. Недостоверными подписями считаются:
подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем муниципальном образовании и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
подписи избирателей без указания каких-либо сведений из требуемых в соответствии с настоящим Законом либо без указания даты внесения подписи избирателем, поставившим подпись;
подписи избирателей, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;
подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист избирателем и, если эти исправления специально не оговорены соответственно избирателем, лицами, удостоверяющими подписные листы, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены не собственноручно избирателями;
подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы;
все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, проводившего сбор подписей, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, проводившим сбор подписей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, собиравшим подписи.
10. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
11. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом.
12. Недействительными подписями считаются:
подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты представления уведомления в избирательную комиссию муниципального образования о выдвижении кандидата;
подписи избирателей, в случае, если сведения об избирателях внесены не самими избирателями, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, проводившим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта;
все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушениями требований, установленных в Приложениях N 3 и N 4 к настоящему Закону;
подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей, за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат.
13. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 20 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей в указанном выше порядке.
14. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, которые должны извещаться о проверке.
15. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации кандидата количества достоверных подписей избирательная комиссия муниципального образования отказывает в регистрации кандидата.
16. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, избирательная комиссия муниципального образования вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
17. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса), производившей проверку и представляется избирательной комиссии муниципального образования для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания избирательной комиссии передается кандидату или его представителю, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидатов.
18. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 4 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
19. По решению кандидата сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата не проводится, а регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом избирательного залога.
20. Факт сбора, представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
21. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. В случае регистрации кандидата на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня регистрации кандидата.
22. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется избирательной комиссией муниципального образования в доход местного бюджета.
Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования избирательной комиссией муниципального образования результатов выборов указанной комиссией в избирательный фонд.
Избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в доход местного бюджета либо возвращается в соответствующий избирательный фонд также в иных случаях в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
23. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от устанавливаемого настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.
24. Избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем в пятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов обязана обратиться в соответствующий филиал Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об открытии специального счета для внесения избирательного залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации плата за услуги банка по открытию указанного счета и проведению операций по счету не взимается. Перечисление денежных средств, внесенных в качестве избирательного залога, осуществляется не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. За пользование денежными средствами, находящимися на указанном счете, проценты банком не уплачиваются. Избирательная комиссия муниципального образования сообщает кандидату реквизиты специального счета для внесения избирательного залога при получении уведомления, предусмотренного Приложениями N 1 и N 2 к настоящему Закону. Избирательный залог вносится на специальный счет единовременно и в полном объеме. Повторное внесение избирательного залога допускается только в случае повторного представления документов, необходимых для регистрации кандидата. Для внесения избирательного залога могут использоваться средства, перечисленные в избирательный фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. Если для внесения избирательного залога использованы средства, перечисленные в избирательный фонд с указанием их назначения для внесения избирательного залога, то кандидат обязан представить избирательной комиссии муниципального образования в письменном виде сведения об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет: для гражданина - фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения, а для юридического лица - наименование, реквизиты счета в банке. Граждане и (или) юридические лица, направляющие средства в избирательный фонд вправе указать, что данные средства или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения избирательного залога. В этом случае соответствующие денежные средства не могут быть использованы на иные цели, чем внесение избирательного залога. При неиспользовании этих средств или их части на внесение избирательного залога, они подлежат возвращению из избирательного фонда (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чем через десять дней со дня истечения срока подачи документов на регистрацию кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим (перечислившим) эти средства. В случае внесения из избирательного фонда на специальный счет избирательной комиссии муниципального образования избирательного залога в большем размере, чем это установлено пунктом 23 настоящей статьи, излишек средств возвращается избирательной комиссией муниципального образования в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления избирательного залога на специальный счет.
Перечисленные средства в качестве избирательного залога средства возвращаются избирательной комиссией муниципального образования в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет в случае:
1) внесения на специальный счет избирательной комиссии в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это предусмотрено пунктом 23 настоящей статьи;
2) внесения избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, предусмотренного пунктом 12 статьи 32 настоящего Закона;
3) внесения избирательного залога из средств избирательного фонда, сформированного с нарушением настоящего Закона.
В случае отзыва избирательным объединением, избирательным блоком выдвинутого ими кандидата, зарегистрированного по избирательному залогу, внесенный избирательный залог возвращается избирательной комиссией муниципального образования в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня подачи избирательным объединением, избирательным блоком в избирательную комиссию муниципального образования соответствующего решения (уведомления) об отзыве кандидата.
Кандидат, на специальный избирательный счет которого избирательной комиссией муниципального образования возвращен избирательный залог, в течение десяти рабочих дней со дня его поступления из избирательной комиссии, возвращает гражданам и юридическим лицам средства (за вычетом расходов на пересылку), которые были внесены ими в избирательный фонд с указанием, что они предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть возвращенного избирательной комиссией избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда кандидата.
25. Избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней и не позднее чем за 35 дней до дня голосования и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
26. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии муниципального образования отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
27. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
28. В случае отказа в регистрации кандидата избирательная комиссия муниципального образования обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; выдвинутых иными общественными объединениями, - требований пункта 2 статьи 34 настоящего Закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим законом для регистрации кандидата;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение установленной пунктом 15 настоящей статьи предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата, списка кандидатов не внесен избирательный залог);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 6 статьи 32 настоящего Закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока пункта 1 статьи 52 настоящего Закона;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;
29. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению комиссии, установленный пунктом 28 настоящей статьи, является исчерпывающим.
30. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных законом.
31. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата, вправе принять решение об отзыве данного кандидата. Это решение должно быть представлено в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае избирательная комиссия муниципального образования обязана принять решение об аннулировании его регистрации.
32. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в избирательную комиссию муниципального образования письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае комиссия обязана принять решение об аннулировании его регистрации. В случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств, кандидат вправе снять свою кандидатуру менее чем за три дня до дня голосования.
33. Если ко дню голосования не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо останется только один зарегистрированный кандидат, выборы по решению избирательной комиссии муниципального образования откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
34. В случае наступления указанных в пункте 33 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные избирательной комиссией муниципального образования при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
35. В случае наступления указанных в пункте 33 настоящей статьи обстоятельств голосование по одной кандидатуре проводится при повторном голосовании.
При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.
36. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок - к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
37. Регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.