Решение Калининградского областного суда от 19 мая 2006 г. N 3-65/2006
Калининградский областной суд в лице
судьи Н.Б.И.,
при секретаре М.И.А.,
с участием прокурора С.М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.А.Г. об оспаривании нормативного правового акта - ст. 84 Закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы" в части распределения мандатов внутри партийного списка между региональными группами,
у с т а н о в и л :
К.А.Г. обратился в суд с заявлением о признании не действующей# ст. 84 Закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы" в части распределения мандатов, внутри партийного списка между региональными группами как противоречащей п. 3 ст. 17 Конституции РФ и пунктам 1, 2 ст. 5, п. 4 ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку закрепленное в указанной статье распределение депутатских мандатов внутри каждого общерегионального списка кандидатов между региональными группами кандидатов ущемляет права одних граждан за счет других, без учета формирования избирательных округов, поскольку в некоторых из них, сформированных в г. Калининграде, избирателей в несколько раз больше по отношению к другим округам, сформированным в городах и сельских районах области.
В судебное заседание К.А.Г. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Калининградской областной Думы К.А.В. на основании соответствующей доверенности против заявленных требований возражал, пояснил, что дела о соответствии нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ относятся к компетенции Конституционного Суда РФ. Федеральное законодательство не регулирует подсчет и распределение голосов при пропорциональной избирательной системе, этот вопрос отнесен к компетенции субъектов Российской Федерации.
Закрепленный в п. 4 ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принцип равенства одномандатных и многомандатных округов по числу избирателей относится к мажоритарной системе определения результатов выборов.
По пропорциональной избирательной системе подсчет голосов производится по единому округу. Факт привязки партийной группы к определенной территории не имеет при этом юридического значения, так как избиратель голосует за избирательное объединение или за партию, в списке которых каждая региональная группа распределяет порядок расположения кандидатов. При этом не нарушаются и права избирателей, так как они голосуют за единый список, а не за конкретного кандидата.
Представитель избирательной комиссии Калининградской области К.Б.И. на основании соответствующей доверенности также заявленные требования не признал и дал объяснения, аналогичные объяснениям представителя Калининградской областной Думы.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основных гарантиях...") законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип равенства в полной мере распространяется на предусмотренное ч. 1 ст. 32 Конституции РФ право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти, что соответствует и пункту "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ "Об основных гарантиях..." гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В ч. 1 ст. 5 этого же Закона закреплено, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдумах на равных основаниях.
По смыслу статей 3, 11, 17, 32, п. "г" ст. 71, п. "н" ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 77 Конституции РФ во взаимосвязи с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1) и Международным актом о гражданских и политических правах (ст. 25), не исключается проведение выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти (в том числе субъектов Российской Федерации) одновременно по различным с точки зрения порядка их образования избирательным округам, если при этом обеспечиваются равные условия для реализации гражданами избирательных прав и, следовательно, справедливое народное представительство.
Пунктом 16 ст. 35 ФЗ "Об основных гарантиях..." установлено, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Согласно ст. 4 Закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы" в областную Думу избираются 40 депутатов, при этом 20 депутатов областной Думы избираются по одномандатным и многомандатным избирательным округам, 20 депутатов - по единому общерегиональному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за общерегиональные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Статьей 14 того же Закона предусмотрено, что единый избирательный округ, по которому избираются депутаты областной Думы пропорционально числу голосов, поданных за общерегиональные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, включают в себя всю территорию Калининградской области.
Не смотря# на такое определение понятия единого избирательного округа и общерегионального списка кандидатов, в действующем в настоящее время Законе Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы" предусмотрены особенности размещения кандидатов в общерегиональном списке, а также распределения депутатских мандатов, причитающихся общерегиональному списку кандидатов.
В соответствии с п. 8 ст. 40 закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы" избирательное объединение, определяя порядок размещения кандидатов в общерегиональном списке кандидатов, разбивает его полностью на региональные группы, соответствующие одномандатным и многомандатным избирательным округам, сформированным для выборов в областную Думу (далее - региональные группы кандидатов), при этом в списке кандидатов должно быть указано, какому одномандатному или многомандатному округу соответствует каждая из региональных групп кандидатов, и название каждой из региональных групп кандидатов, состоящее не более чем из пяти слов. Число региональных групп кандидатов соответствует общему числу образованных одномандатных и многомандатных избирательных округов.
Законом Калининградской области от 7 июля 2005 года N 621 "О схеме одномандатных и многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Калининградской областной Думы четвертого созыва" было образовано 11 одномандатных избирательных округов (N 4-14), а также 3 трехмандатных округа (N 1-3), при этом количество избирателей в трехмандатном округе превышает количество избирателей в одномандатном округе примерно в три раза.
Таким образом, с учетом разбивки общерегионального списка кандидатов на региональные группы в действующем Законе Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы" предусмотрены и особенности распределения депутатских мандатов внутри общерегионального списка кандидатов.
Пунктом 6 статьи 82 этого же Закона области предусмотрено, что общерегиональные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной ст. 84 настоящего Закона. Депутатские мандаты, полученные списком кандидатов, переходят к зарегистрированным кандидатам из региональных групп кандидатов. При этом каждая региональная группа кандидатов получает депутатские мандаты, число которых пропорционально числу голосов избирателей, поданных за общерегиональный список кандидатов в соответствующем одномандатном (многомандатном) избирательном округе. Это число депутатских мандатов определяется по методике, предусмотренной статьей 84 настоящего Закона.
В то же время, в соответствии с пунктами 4-1-4-4 ст. 84 областного Закона депутатские мандаты, причитающиеся общерегиональному списку кандидатов, распределяются внутри списка кандидатов между региональными группами кандидатов следующим образом. Сумма голосов избирателей, поданных за общерегиональный список кандидатов в тех одномандатных (многомандатных) округах, которым соответствуют региональные группы кандидатов, на которые был разделен список кандидатов (далее - голоса избирателей, поданные за региональные группы кандидатов), делится на число депутатских мандатов, которые подлежат распределению между региональными группами кандидатов данного списка кандидатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного списка кандидатов. которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между региональными группами кандидатов данного списка (п. 4-1); затем число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное данного списка кандидатов.# Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов внутри данного списка кандидатов (п. 4-2); если после указанных вычислений остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному списку кандидатов, производится их вторичное распределение между региональными группами кандидатов этого списка кандидатов, при этом нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления в соответствии с п. 4-2 настоящей статьи (п. 4-3); если в процессе распределения депутатских мандатов внутри единого списка кандидатов в одной или более региональных группах кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между региональными группами того же списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Если на момент проведения дополнительного распределения имеются региональные группы кандидатов, не получившие депутатских мандатов в процессе их распределения в соответствии со значениями дробных частей в порядке, предусмотренном пунктом 4-3 настоящей статьи, и среди данных региональных групп кандидатов окажутся группы, имеющие зарегистрированных кандидатов, еще не получивших депутатских мандатов, то мандаты передаются по одному каждой из указанных региональных групп кандидатов. При этом сохраняется очередность их передачи (в соответствии со значениями дробных частей), определяемая на основе первоначально вычисленного второго избирательного частного. Если в процессе дополнительного распределения после исчерпания региональных групп кандидатов, не получивших депутатских мандатов в соответствии с указанным порядком их передачи, остаются нераспределенные депутатские мандаты, они передаются по одному тем региональным группам кандидатов, в которых оказывается наименьшим коэффициент дополнительного распределения, вычисляемый для каждой из указанных региональных групп кандидатов. Коэффициент дополнительного распределения для каждой из региональных групп кандидатов вычисляется делением числа уже полученных данной региональной группой кандидатов депутатских мандатов на число полученных данной региональной группой кандидатов голосов избирателей. При равных значениях указанного коэффициента депутатские мандаты передаются региональной группе кандидатов, получившей большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа региональных групп кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом описанный коэффициент каждый раз вычисляется заново. Дополнительное распределение производится также в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом (4-4).
И хотя, как указано выше, согласно п. 8 ст. 40 Закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы" избирательное объединение, определяя порядок размещения кандидатов в общерегиональном списке кандидатов, разбивает его полностью на региональные группы, соответствующие одномандатным и многомандатным избирательным округам, сформированным для выборов в областную Думу, а в трехмандатных избирательных округах количество избирателей примерно в три раза превышает количество избирателей в одномандатном округе, эти обстоятельства не учтены при распределении депутатских мандатов внутри списка кандидатов между региональными группами по методике, закрепленной в пунктах 4-1-4-4 ст. 84 Закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы".
Тем самым нарушается пропорциональность числа голосов избирателей, поданных за региональный список кандидатов в многомандатных избирательных округах, с учетом разбивки общерегионального списка на региональные группы, соответствующие одномандатным и многомандатным избирательным округам, на один депутатский мандат по сравнению с числом голосов избирателей, поданных за региональный список кандидатов в одномандатных избирательных округах, а следовательно нарушается принцип равенства, закрепленный в приведенных выше нормах ФЗ "Об основных гарантиях..." при осуществлении гражданами своего активного и пассивного избирательного права.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правовые нормы, закрепленные в пунктах 4-1-4-4 ст. 84 Закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", определяющие порядок распределения депутатских мандатов внутри общерегионального списка кандидатов между региональными группами кандидатов без учета их разбивки соответственно одномандатным и многомандатным избирательным округам, противоречат ФЗ "Об основных гарантиях..." и подлежат признанию недействующими в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Суд не может согласиться с доводами представителей Калининградской областной Думы и избирательной комиссии Калининградской области о том, что оспариваемым законом не нарушается принцип равенства при осуществлении гражданами своего избирательного права, поскольку общерегиональный список избирательного объединения формируется внутри этого объединения с согласия кандидатов, участвующих в выборах, а избиратели отдают свои голоса не за конкретных кандидатов, а за общерегиональный список кандидатов того или иного избирательного объединения, поскольку эти доводы противоречат приведенным выше правовым нормам, свидетельствующим о разбивке общерегионального списка кандидатов на региональные группы кандидатов соответственно одномандатным и многомандатным избирательным округам, а при распределении депутатских мандатов внутри общерегионального списка кандидатов эти обстоятельства не учитываются.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать недействующими положения пунктов 4, 4-1, 4-2, 4-3, 4-4 статьи 84 Закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы" со дня вступления решения в законную силу.
Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2006 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 19 мая 2006 г. N 3-65/2006
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании