Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Принципы реализации Программы
14. Меры по реализации мероприятий Программы основываются на следующих принципах:
1) поддержки проектов и мероприятий на конкурсной основе;
2) использования передового российского и зарубежного опыта;
3) критериального подхода к оценке результативности мероприятий программы;
4) стимулирования хозяйственной инициативы и внедрения инновационных способов привлечения внебюджетных ресурсов;
5) открытости при реализации Программы.
15. Принципы поддержки проектов и мероприятий на конкурсной основе.
Реализация Программы предусматривает участие органов местного самоуправления Калининградской области. Основным критерием участия муниципальных образований Калининградской области в реализации Программы является проведение необходимых преобразований на их территориях, включая развитие нормативной правовой базы.
Основной целью мероприятий, проводимых на конкурсной основе, является стимулирование результативности, выявление и приоритетная поддержка лидеров образования, обеспечение системных изменений по основным направлениям развития образования.
Кроме того, по отдельным входящим в состав Программы мероприятиям предусмотрены дополнительные критерии отбора муниципальных образований Калининградской области, образовательных учреждений, педагогических работников, детей, молодежи:
1) конкурс "Роялти - педагогу новатору":
- содержание разработки (полнота, разносторонность и целостность содержания материала, логика изложения материала);
- методическая ценность (современность методических и учебных целей работы, применяемые методы, формы организации познавательной деятельности);
- актуальность разработки (инновационные компоненты и элементы, оригинальность, поддержка детей с ограниченной подвижностью);
- практическая ценность разработки (мультимедийные компоненты, авторские права, наличие тестов, база данных архивирования результатов контроля, анализ результатов и перспективное планирование, готовность к применению);
- качество исполнения и интерфейс (элементы навигации, качество дизайна, соответствие дизайна содержанию работы);
- системность (законченность продукта);
2) конкурс государственных областных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по внедрению здоровьесберегающих технологий:
- актуальность и обоснованность концепции (программы) по использованию здоровьесберегающих технологий и профилактике вредных привычек;
- обоснованность вариативности содержания здоровьесберегающих технологий, реализуемых учреждением;
- соответствие реализуемого содержания концепции (программы) запланированному;
- документальное и кадровое обеспечение деятельности по использованию здоровьесберегающих технологий;
- интеграция деятельности по использованию здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
- материально-техническое оснащение концепции (программы);
- содержание работы, проводимой с педагогическими кадрами по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс;
3) конкурс профессионального мастерства "Учитель года":
- визитная карточка: общее впечатление;
- учебное занятие по предмету: компетентность, инновационность, креативность, рефлексивность;
- представление опыта работы: актуальность, концептуальность, результативность;
4) конкурс профессионального мастерства "Воспитатель года": в номинации "Активные формы обучения":
- создание атмосферы интенсивного творческого общения между участниками образовательного процесса;
- владение принципами и методами групповой и индивидуальной работы с воспитанниками (дискуссии, моделирование, ролевые и другие игры, проектирование);
- эффективность организации образовательного пространства и позитивного взаимодействия в педагогическом процессе;
в номинации "Педагог-исследователь":
- ярко выраженная склонность к поисковой, исследовательской, экспериментальной работе;
- применение в работе последних достижений науки;
- поиск новых путей интеграции с другими областями знаний;
- формирование научного типа мышления у детей;
в номинации "Развитие творчества детей в образовательно-воспитательном процессе":
- мотивация и создание условий для проявления и развития творческих способностей у детей;
- развитие, поощрение и стимулирование интереса к самостоятельной творческой деятельности;
- формирование креативного мышления и нацеленность образовательной деятельности на создание творческого продукта (коллективного или индивидуального);
в номинации "Здоровьесберегающие технологии":
- создание комфортных психологических условий в воспитательно-образовательной деятельности;
- оптимизация образовательной, психологической и физической нагрузок для сохранения и укрепления здоровья детей;
- индивидуально дифференцированный подход как условие здоровьесбережения;
в номинации "Инновационность и развивающее обучение":
- педагогическая смелость и неординарность, использование новейших технологий;
- ярко выраженный мотивационный подход в обучении;
- развитие творческого мышления у детей;
5) конкурс профессионального мастерства "Сердце отдаю детям":
- педагогическое мастерство, профессионализм конкурсанта;
- коммуникативность;
- содержание, формы и методы работы;
- педагогическая Целесообразность, актуальность;
- результативность;
6) поощрение лучших педагогических работников:
- высокие результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года;
- высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету за последние 5 лет;
- создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
- обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе за последние 5 лет;
- проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере за последние 5 лет;
- обеспечение непрерывности собственного профессионального развития;
- наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе;
- участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах;
- общественная деятельность кандидата и участие в социальных проектах;
7) областной фестиваль творчества учащихся "Звезды Балтики":
- подбор репертуара, его соответствие возрастным и индивидуальным особенностям исполнителей;
- культурная ценность представленных творческих работ;
- глубина, аргументированность, художественная выразительность;
- качество исполнения;
- цельность художественного образа;
- эстетика воплощения;
8) конкурс "Юный программист":
- актуальность и новизна тематики, оригинальность проекта;
- ценность (учебная, практическая, научная, художественная) проекта;
- содержание (информационное наполнение, соответствие материала заявленной теме);
- качество исполнения проекта;
- стиль программирования, качество алгоритма, интерфейс и дизайн (функциональность, эстетика оформления, сочетание надписей, звукового оформления, цвета, графики, отсутствие грамматических и других ошибок);
- эффективность программы (объем требуемой оперативной памяти, время выполнения), надежность программы (защита программы и данных от несанкционированных действий);
- содержательность и качество презентации проекта (лаконичность, ясность, умение изложить свое понимание задачи) при защите конкурсной работы;
9) областной астрономический конкурс "Янтарные звезды":
- актуальность и новизна тематики, оригинальность проекта;
- ценность (учебная, практическая, научная, художественная) программы;
- содержание (информационное наполнение, соответствие материала заявленной теме);
- качество исполнения проекта;
- интерфейс и дизайн (функциональность, эстетика оформления, сочетание надписей, звукового оформления, цвета, графики, отсутствие грамматических и других ошибок);
10) конкурс видеороликов "Моя школа - моя страна":
- актуальность и новизна тематики, оригинальность конкурсной работы;
- ценность (учебная, практическая, научная, художественная) конкурсной работы;
- содержание (информационное наполнение, соответствие материала заявленной теме);
- качество исполнения конкурсной работы, интерфейс и дизайн (функциональность, эстетика оформления, сочетание надписей, звукового оформления, цвета, графики, отсутствие грамматических и других ошибок);
- сценарий (идея, оригинальность конкурсных материалов);
- креативность, актерское мастерство, оригинальность;
- режиссура;
- операторское искусство (профессионализм конкурсной работы);
11) конкурс стендовых моделей по судомоделированию:
- соответствие модели типовым параметрам;
- качество изготовления модели;
- соблюдение норм времени прохождения дистанции;
- дальность дистанции;
12) соревнования по авиамодельному спорту:
- соответствие модели типовым параметрам;
- качество изготовления модели;
- соблюдение норм времени полета модели;
- дальность полета модели;
13) конкурс образовательных учреждений по созданию единой системы воспитательной работы:
- актуальность целей, адекватность и выполнимость задач, успешное функционирование и развитие воспитательных систем в рамках целостного воспитательного пространства;
- содействие повышению уровня воспитанности обучаемых, снижению роста негативных социальных явлений в детско-молодежной среде, повышению гражданской ответственности и правовой культуры, формированию патриотического сознания, позитивной динамике изменения числа сторонников здорового образа жизни, увеличению количества семей, активно сотрудничающих с образовательными учреждениями в деле воспитания детей и молодежи;
- разработанность механизмов и форм управления процессом воспитания, индикаторов успешности деятельности по развитию воспитательных систем, подходов к оценке результативности воспитания, эффективность мониторинговых механизмов;
14) конкурс на лучшее благоустройство и эстетическое оформление образовательных учреждений:
- оригинальность, эстетичность, инновационность художественных и технических решений;
- функциональность, эргономичность;
- адекватность выбора материалов;
- соответствие требованиям здоровьесбережения участников образовательного процесса;
15) областной конкурс программ образовательных учреждений в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания:
- включенность программы в целостную систему воспитания, обеспечение многоуровневости, преемственности и непрерывности духовно-нравственного и патриотического воспитания на различных ступенях образования;
- соответствие целей, задач, содержания программ традиционной для России системе ценностей, соответствие форм и методов воспитания поставленным целям и задачам;
- актуальность, результативность, инновационность, педагогическая целесообразность, технологичность программы;
16) областной смотр-конкурс летних оздоровительных лагерей на лучшую организацию воспитательной работы:
- соответствие программ содержания деятельности оздоровительного лагеря основным направлениям концепции развития системы воспитания детей и молодежи в Калининградской области;
- адекватность и эффективность постановки целей и задач, применения форм и методов работы с различными категориями детей, разнообразие направлений и видов деятельности;
- эффективность деятельности органов самоуправления и общественных организаций в реализации программы, степень вовлеченности несовершеннолетних в процесс планирования и реализации мероприятий и проектов;
17) областной смотр-конкурс на лучший кабинет основ безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ):
- качество программы по курсу ОБЖ (в том числе планы проведения тренировок и учений);
- наличие специализированного кабинета по курсу ОБЖ на 25-30 учащихся, оснащенного необходимой мебелью;
- обеспеченность учебниками, плакатами, методическими пособиями, схемами;
- качество оформления стендов по разделам и отдельным темам курса ОБЖ;
- качество технических средств обучения и контроля;
- уровень оснащенности индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи, приборами радиационной и химической разведки;
- уровень обеспеченности медицинским оборудованием и материалами (укомплектованные медицинские сумки, санитарные носилки, перевязочные пакеты, шинный материал, кровоостанавливающие жгуты и др.);
- уровень оснащенности действующими макетами и тренажерами;
- наличие тира, спортивного городка, спортивного зала, полосы препятствий, элементов полосы препятствий, дополнительных спортивных помещений;
18) конкурс на проведение предметных олимпиад учащихся на ступени основного общего образования:
- эффективность предлагаемой модели олимпиады;
- соответствие модели олимпиады целям конкурса;
- результативность;
- квалификация и опыт работы исполнителей;
- обоснованность бюджета;
19) конкурс проектов по организации школ общественного управления:
- соответствие проекта целям конкурса;
- результативность;
- квалификация и опыт работы исполнителей;
- обоснованность бюджета;
20) областной конкурс программ развития учреждений профессионального образования:
- продуктивность реализации программы развития образовательного учреждения (достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности);
- ожидаемое качественное изменение содержания образования и методов организации образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с современными производственными технологиями, потребностями работодателей;
- устойчивость предполагаемых результатов внедрения программы и их влияние на изменение образовательной среды и взаимодействие с работодателями;
- организация профилей подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда; оптимизация учебных планов и программ;
- использование современных воспитательных технологий в образовательном процессе;
- создание системы управления и контроля качества в образовательном учреждении;
- формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда;
- качество и востребованность программ повышения квалификации и переподготовки взрослого населения, а также расширение спектра услуг для населения;
- профориентационная деятельность; взаимодействие с общеобразовательными учреждениями в вопросах профориентации и организации предпрофильного и профильного обучения;
- состав педагогических кадров;
- развитие договорных отношений с работодателями по предоставлению современных баз практик, мест для проведения практических занятий и производственного обучения, а также мест для стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения; участие работодателей в образовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговой аттестации);
- соответствие закупаемого учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, программного и методического обеспечения образовательного процесса целям представленной программы;
21) областной конкурс "Лидер профессионального образования":
- динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
- трудоустройство выпускников по полученной профессии;
- использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
- привлечение работодателей к организации образовательного процесса и практики обучающихся;
- внедрение в образовательный процесс модульно-компетентностного подхода;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровнях (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и другие мероприятия);
- участие обучающихся в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка;
- уровень педагогической культуры;
- обоснованность выдвигаемых педагогических принципов и подходов;
- ориентированность опыта на конкретный практический результат;
- аргументированность выбора педагогического инструментария и способа организации образовательно-воспитательного процесса;
- участие в повышении квалификации взрослого населения;
- организация профориентационной работы;
- умение предпринимать неординарные решения;
- гуманистическая направленность взаимодействия с обучающимися;
- лидерские способности;
22) конкурс проектов ресурсных центров учреждений специального (коррекционного) образования:
- актуальность и востребованность направлений деятельности ресурсного центра специального (коррекционного) образовательного учреждения со стороны общеобразовательных учреждений, наличие практики сетевого взаимодействия;
- обеспеченность охвата психолого-педагогическим сопровождением детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в массовых образовательных учреждениях;
- использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе педагогического сопровождения семьи, консультировании педагогов;
- наличие методических разработок, направленных на поддержку общеобразовательных школ и образовательных учреждений, реализующих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработанность новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
23) областной смотр-конкурс на лучшую организацию работы в общежитиях учреждений профессионального образования:
- общее состояние зданий общежитий (наличие паспорта общежития, протоколов (актов) проверок Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Госэнергонадзора о санитарно-техническом и противопожарном состоянии зданий) и уровень их материально-технической оснащенности (обеспеченность мебелью, твердым и мягким инвентарем, сантехническим оборудованием, подтверждаемая соответствующими документами);
- обеспеченность общежития современным противопожарным оборудованием (средствами пожаротушения, противопожарной защиты и др., подтверждаемые актами проверок Госпожнадзора за последние 3 года);
- создание комфортных жилищно-бытовых условий проживания учащихся и студентов (наличие прачечной, душевых помещений, библиотеки, видеозала, актового зала, комнат самостоятельных занятий, психологической разгрузки, досуга, интернет-комнаты, спортивного зала), организация работы буфетов в общежитиях (санитарно-техническое состояние, удобный для учащихся и студентов режим работы, расширенный ассортимент буфетной продукции);
- организация действенного контроля за порядком поселения учащихся и студентов в общежитиях, наличие мест в общежитиях и их загруженность;
- содержание общежитий в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами;
- благоустройство и содержание прилегающих территорий;
- организация воспитательной работы в общежитии (наличие плана воспитательной работы, его выполнение; культурно-массовая, спортивно-оздоровительная, профилактическая работа; участие проживающих учащихся и студентов в мероприятиях, проводимых в общежитиях; использование наглядной агитации, стенгазет в освещении жизни общежития);
- наличие и эффективность работы органов общественного самоуправления (ученических советов, студенческих советов, старост этажей и др.) в решении проблем студенческих общежитий; наличие документации (планы работ, отчет о проделанной работе, протоколы заседаний советов, нормативные документы, регулирующие работу ученического, студенческого самоуправления и др.);
- дизайн и художественно-эстетическое оформление общежитий;
- уровень правонарушений в общежитиях; уровень несчастных случаев и случаев травматизма проживающих;
- обеспечение личной и общественной безопасности проживающих (наличие охраны, системы видеонаблюдения, тревожных кнопок, наличие добровольной дружины по поддержанию общественного порядка и др., подтверждаемое соответствующими договорами, заключенными с учреждениями, например, с органами внутренних дел, ГО и ЧС); выполнение режима и правил безопасности проживающими;
24) конкурсы технического художественного прикладного творчества профессионального мастерства учащихся и студентов:
- знание теоретических основ профессии применительно к периоду обучения;
- качество работы;
- соблюдение технических требований выполнения трудовых приемов и операций;
- соблюдение норм времени (выработки);
- применение рациональных приемов и методов труда;
25) областной конкурс учреждений профессионального образования "Инновационное учреждение года":
- соответствие содержания инновационной образовательной программы профилям подготовки рабочих кадров и специалистов;
- ожидаемое качественное изменение содержания образования и методов организации образовательного процесса в соответствии с современными производственными технологиями, потребностями работодателей;
- создание системы контроля за реализацией инновационной образовательной программы, в том числе со стороны работодателей;
- соответствие закупаемого учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, программного, методического обеспечения образовательного процесса целям представленной инновационной образовательной программы;
- планируемое участие работодателей в образовательном процессе, итоговой аттестации выпускников и аттестации педагогических работников образовательного учреждения;
- устойчивость предполагаемых результатов внедрения инновационной образовательной программы и их влияние на изменение образовательной среды и взаимодействие с работодателями;
- эффективность системы управления и контроля качества в образовательном учреждении;
- состав педагогических кадров;
- использование информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательным учреждением;
- востребованность выпускников образовательного учреждения на рынке труда;
- эффективность договорных отношений с работодателями по предоставлению современных баз практик, мест для проведения практических занятий и производственного обучения, а также мест для стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения; участие работодателей в образовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговой аттестации);
- эффективность использования переданного работодателями оборудования образовательному учреждению во временное или постоянное пользование (за три года, предшествующих году проведения конкурса).
26) конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, реализующих проект "СУПЕРШИК":
- актуальность проекта;
- реалистичность проекта (наличие связи между целями, задачами, мероприятиями проекта и его бюджетом; устойчивость проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации; наличие собственных или привлеченных материальных, технических, кадровых ресурсов, необходимых для реализации проекта; наличие и значимая роль партнёров в реализации проекта (иных образовательных учреждений, общественных объединений и др.);
- соответствие проекта приоритетным направлениям развития системы образования Калининградской области, Российской Федерации;
- значимость проекта для развития системы образования Калининградской области;
- результативность проекта (новизна содержания и нестандартность предлагаемых решений, оценка ожидаемых результатов).
Постановлением Правительства Калининградской области от 10 декабря 2010 г. N 912 пункт 15 настоящего приложения дополнен подпунктом 27
27) конкурс учреждений высшего профессионального образования по отбору программ развития инновационной инфраструктуры:
- участие в конкурсах по отбору программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства;
- значимость программы развития инновационной инфраструктуры для системы образования и экономического развития Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 3 марта 2011 г. N 155 пункт 15 настоящего приложения дополнен подпунктом 28
28) областной конкурс проектов учреждений профессионального образования по подготовке совместно с работодателями кадров, востребованных на региональном рынке труда:
- софинансирование проекта со стороны работодателей;
- значимость проекта для экономического развития Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.