Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Анализ состояния и проблем здравоохранения Черняховского городского округа
4.1. Организация медицинской помощи.
Медицинскую помощь населению городского округа оказывают 24 ФАПа, поликлиники на 862 посещения в смену, стационар на 60 коек дневного и на 260 коек круглосуточного пребывания, 5 коек социального ухода, а также отделение скорой медицинской помощи в количестве 22 бригад в сутки. В течение года в# выполняется 208176 посещений к врачам, 17639 дней в дневном стационаре и 208176 койко-дней в круглосуточном стационаре.
В период с 1995-2001 гг. объемы стационарной помощи оставались неоправданно высокими, соответственно и затраты на нее. Примерно 70% объема финансирования здравоохранения шло на оплату стационарной помощи, при этом более 30% госпитализированных больных могли бы проходить лечение в амбулаторно-поликлинических условиях.
С 1996 года начался процесс реструктуризации и оптимизации коечного фонда и приведения объемов медицинской помощи в соответствие с рекомендуемыми федеральными нормативами. При этом особое внимание уделялось таким элементам контроля качества медицинской помощи, как обоснованность госпитализаций, полнота обследования больного на догоспитальном этапе, внедрению стационарозамещающих технологий, что объективно сокращает сроки пребывания больного на больничной койке. В результате в период с 1996 по 2005 год число мест в дневном стационаре возросло до 60, а число пролеченных в них больных составило 9875 человек.
Объемы стационарной помощи претерпели за этот период значительное сокращение.
На 1000 жителей | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Объемы стационарной помощи (тыс. койко-дней) |
98702 |
97252 |
93113 |
93952 |
92230 |
87838 |
Объемы помощи в дневных стационарах (тыс. дней) |
- |
- |
19302 |
16036 |
17734 |
17639 |
Объемы помощи в амбулаторно- поликлинических учреждениях (тыс. посещений) |
280171 |
265463 |
268582 |
228968 |
254940 |
208176 |
По сравнению с 1996 годом произошло сокращение 80-и коек в круглосуточном стационаре, что при увеличении показателей среднегодовой занятости койки, ее оборота и снижении средней длительности пребывания больного в стационаре, свидетельствует о нарастающей интенсификации лечебного процесса.
2000 год | 2005 год | |
Среднегодовая занятость койки (в днях) | 320 | 327 |
Оборот койки | 24,9 | 25,6 |
Средняя длительность пребывания больного в стационаре (в днях) |
12,9 |
12,8 |
Однако, первичная медико-санитарная помощь, которая являясь центральным звеном системы здравоохранения, должна осуществлять главные задачи улучшения показателей здоровья населения, не получила должного развития - прежде всего, в силу недостаточного кадрового и материально-технического обеспечения. На амбулаторно-поликлиническую помощь приходится лишь 28% финансирования здравоохранения, на стационарозамещающую - 3,8%, на скорую медицинскую помощь - 10,9%.
Вплоть до настоящего времени не наблюдалось ощутимых сдвигов к повышению объемов амбулаторно-поликлинической помощи (посещения на человека в год, при 9,0 - в среднем по РФ). При этом, в 2005 году в 4 раза по сравнению с 2004 годом увеличилась выписка рецептов в связи с введением системы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан (с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Это свидетельствует о снижении доступности амбулаторно-поликлинической помощи для основной массы населения городского округа.
В настоящее время число жителей городского округа, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств, составляет 6281 человек. Из них право на бесплатное лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета имеют 3127 человек, за счет регионального - 3154 человека.
Из года в год остается острой кадровая проблема в здравоохранении - низкая укомплектованность врачебными кадрами. Это приводит к росту коэффициента совместительства в здравоохранении с 1,6 в 2000 г. до 1,8 - 2005 г., что однако, не компенсируется выполнением норм функциональной нагрузки, в том числе и по причине неуклонного увеличения числа медицинских работников пенсионного возраста, которое в настоящее время составляет 48,5%.
Касаясь материально-технической базы здравоохранения округа, следует отметить ее неудовлетворительное состояние.
Износ основных фондов составляет около 60%, в том числе транспорта - 67%, зданий - более 70% (3 из 6-и зданий довоенной постройки), медицинского оборудования - более 70%. Укомплектованность компьютерной техникой составляет не более 10%.
Остается низкой мотивация работников здравоохранения к качественной работе. Организационно-правовая форма бюджетного учреждения существенно ограничивает возможности использования экономических методов управления. Используемые в системе обязательного медицинского страхования методы оплаты медицинской помощи не ориентируют на оптимизацию объемов стационарной помощи и первоочередное развитие первичной медико-санитарной помощи, не стимулируют к развитию этапности в процессе оказания медицинской помощи. В некоторой степени эти задачи решает подушевой механизм финансирования, который планируется ввести в 2007 году, что позволит реально влиять на объемы медицинской помощи, оборот койки и доступность лечебно-профилактической помощи.
Большие надежды населения, в том числе медицинской общественности, связаны с началом в 2006 году реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", основные мероприятия и параметры которого утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов 21 декабря 2005 года и включают в себя два направления:
- развитие первичной медико-санитарной помощи;
- обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Комплекс мероприятий Национального проекта, предусматривающий развитие профилактического направления в здравоохранении, повышение уровня оплаты труда врачей, средних медицинских работников и их дополнительное обучение, оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений медицинской техникой и санитарным транспортом, укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, придаст новый импульс развитию системы здравоохранения, позволит добиться улучшения состояния здоровья населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.