Решение Калининградского областного суда от 9 ноября 2006 г. N 3-139/2006
Определением Верховного суда РФ от 24 января 2007 г. (дело N 71-Г06-36) настоящее решение оставлено без изменения (в силе)
Калининградский областной суд в составе
председательствующего К.С.И.
при секретаре М.И.А.
с участием прокурора Р.И.И.
рассмотрел# в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Е.Д. об оспаривании Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года N 631 (в редакции Закона Калининградской области от 7 февраля 2006 года N 724) "Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области"
у с т а н о в и л :
С.Е.Д. обратился в суд с названным выше заявлением, указав, что является педагогом-пенсионером, проработавшим в сельской школе более 10 лет, но проживающим в близлежащем городе. Оспоренным законом учтены льготы при оплате за жилое помещение и коммунальные услуги для педагогов-пенсионеров, проживающих на селе, но не предусмотрены льготы для педагогов-пенсионеров, проживающих в городе, что, по мнению заявителя, противоречит Конституции Российской Федерации, статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 "Об утверждении разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)". Просил признать оспоренный закон неправовым в части ущемления прав педагогов-пенсионеров, проработавших более 10 лет на селе, ушедшим оттуда на пенсию и проживающим - как и во время работы в сельских школах - в близлежащих городах и восстановить справедливость к данной категории педагогов.
В судебном заседании С.Е.Д. заявленные требования поддержал.
Представители Калининградской областной Думы К.Ю.С. и Губернатора Калининградской области С.Е.А. с заявленными требованиями не согласились, полагая, что оспоренный заявителем Закон Калининградской области действующему федеральному законодательству не противоречит, а заявитель свои требования обосновывает или недействующими нормативными актами, или нормами, которым оспоренный закон соответствует.
Выслушав объяснения заявителя и лиц, заинтересованных в исходе дела, заключение старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Калининградской области Р.И.И., считавшей заявление С.Е.Д. необоснованным, суд приходит к следующему.
11 июля 2005 года Калининградской областной Думой был принят Закон Калининградской области N 631 "Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области", в который 7 февраля 2006 года были внесены изменения Законом Калининградской области N 724. Названным законом (в редакции Закона Калининградской области от 7 февраля 2006 года N 724) предусмотрены меры социальной поддержки по плате за жилье и коммунальные услуги педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного и муниципальных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности. За указанными гражданами сохраняются меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги при выходе на пенсию, если общий стаж их педагогической деятельности в сельской местности на момент выхода на пенсию составлял не менее 10 лет (подпункт 3 пункта 2 и пункт 5 статьи 2 Закона). Законы опубликованы в региональном приложении к "Российской газете" за 26 июля 2005 года и 8 февраля 2006 года.
Из изложенного выше видно, что меры социальной поддержки для сельских педагогов-пенсионеров, проживающих в городах, в том числе и близлежащих, оспоренным законом не предусмотрены.
Названная норма не противоречит ст. 55 Закона РФ "Об образовании", закрепившей только для работающих педагогических работников образовательных учреждений право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением и только в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
После изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в указанную статью, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением названной меры социальной поддержки, стали устанавливаться законодательными актами субъектов Российской Федерации, к которым и относится оспоренный заявителем закон.
Ранее право сельских учителей, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением было установлено постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (с изменениями от 21 июня 1988 года), затем эта льгота была подтверждена постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года, утвердившим разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 5/12-22, а также ст. 8 Закона "О социальном развитии села" от 21 декабря 1990 года N 438-1 (в редакции Закона РФ от 28.04.93 года N 4888-1).
Следует отметить, что ст. 8 Закона "О социальном развитии села", также# как и ст. 55 Закона РФ "Об образовании", не предусматривала льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для сельских учителей, проживающих в городах.
Однако Закон РФ "О социальном развитии села" признан утратившим силу Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, а Постановление Совета Министров СССР и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в настоящее время применяться не могут, так как они противоречат действующему федеральному законодательству, которое не предусмотрело предоставление мер социальной поддержки сельским учителям-пенсионерам за счет федерального бюджета и не установило такой обязанности субъектам РФ.
Кроме того, постановление Совета Министров бывшего Союза ССР и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС по предмету, который ст. 72 Конституции РФ отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации и ст. 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не является для закона субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом большей юридической силы.
Следовательно, федеральным законодательством в настоящее время не предусмотрено предоставление сельским учителям-пенсионерам возмещение расходов на оплату отопления и освещения жилья и не возложена обязанность по предоставлению таких льгот на субъект Российской Федерации.
В связи с этим в соответствии с п. 5 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъект Российской Федерации на своем уровне за счет собственных средств был вправе устанавливать меры социальной поддержки в отношении бывших педагогических работников, самостоятельно определяя круг лиц, имеющих право на эту льготу.
Нельзя признать обоснованной и ссылку заявителя на противоречие оспоренного им закона требованиям ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, т.к. на момент принятия названного закона федеральное законодательство уже не предусматривало льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для сельских учителей-пенсионеров, проживающих в городах, а применение названной выше правовой нормы увязывается с наличием льгот на 31 декабря 2004 года.
С учетом изложенного утверждение С.Е.Д. о нарушении оспариваемым им законом его прав, предусмотренных федеральным законодательством не нашло своего подтверждения.
Нельзя признать имеющими какое-либо значение для разрешения данного дела ссылки заявителя на ответы должностных лиц области, так как они не являются нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, на соответствие которым суд и проверяет оспоренный закон области.
Доводы заявителя о противоречии оспоренного им закона Конституции Российской Федерации не могут являться предметом обсуждения в данном деле, поскольку вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, отнесен частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Требование заявителя о восстановлении справедливости, а по существу о внесении дополнений в оспоренный закон, не относится к компетенции суда. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Право вносить дополнения в Закон Калининградской области принадлежит только Калининградской областной Думе.
Руководствуясь ст. 199 и ст. 253 ГПК РФ,
Текст предыдущего абзаца приводится в соответствии с источником
р е ш и л :
Заявление С.Е.Д. об оспаривании Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года N 631 (в редакции Закона Калининградской области от 7 февраля 2006 года N 724) "Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение судом принято 14 ноября 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 9 ноября 2006 г. N 3-139/2006
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании