Решение Калининградского областного суда от 27 октября 1997 г. N 3-9/1997
Калининградский областной суд в лице судьи Калининградского
областного суда Н.Б.И.
при секретаре Б.Е.В.
с участием прокурора П.Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Калининградского союза предпринимателей к главе администрации (губернатору) Калининградской области о признании недействительным акта государственного органа - постановления главы администрации (губернатора) Калининградской области от 12 августа 1997 г. N 645 "Об участниках (резидентах) особой экономической зоны в Калининградской области",
у с т а н о в и л :
Калининградский союз предпринимателей обратился в суд с иском о признании недействительным постановления главы администрации (губернатора) Калининградской области от 12 августа 1997 г. N 645 "Об участниках (резидентах особой экономической зоны в Калининградской области", которое вступило в законную силу в день его опубликования, т.е. 19 августа 1997 г. Мотивируют иск тем, что указанным правовым актом резко изменены условия предпринимательской деятельности для всех хозяйствующих субъектов Калининградской области, в том числе ущемлены имущественные интересы неограниченного числа членов Союза предпринимателей.
Считают, что хотя в преамбуле постановления укзано, что оно принято в соответствии с Федеральным Законом "Об особой экономической зоне на территории Калининградской области" и другими законам РФ, но содержание постановления противоречит требованиям указанных законов. П. 3 Положения об участнике ОЭЗ, являющегося приложением к постановлению главы администрации, предусматривает, что режим льгот на участников ОЭЗ распространяется только после их постановки на учет в администрации области. При этом дополнительно требуется отсутствие задолженности по платежам в бюджеты различных уровней (пп. 2.1-2.4). Однако, Федеральным Законом "Об особой экономической зоне ..." среди оснований, необходимых для получения таможенных и иных льгот на территории Калининградской области, данные дополнительные условия не предусмотрены. В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случае и порядке, предусмотренном законом, а не постановлением главы администрации.
П. 4 Порядка постановки на учет, являющегося приложением к постановлению главы администрации, предусмотрено взымание платы в объеме трех минимальных размеров оплаты труда за "предоставление консультационных услуг по вопросам постановки на учет участников ОЭЗ, внесение сведений о них в банк данных, предоставление услуг по рекламированию". Данные отчисления - в соответствии с п. 6 того же Порядка - должны производиться ежегодно. Указанная норма противоречит законам "О государственной пошлине", "Об основах налоговой системы" и ст. 34 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности ".
В вышеназванных законах полностью перечислены все сборы и платежи, которые обязано уплачивать предприятие за государственную регистрацию и в связи с осу- с осуществлением им хозяйственной деятельности. Взымание платы за внесение предприятия в банк данных администрации области данными законами не предусмотрено. Предоставление консультационных услуг и услуг по рекламированию может осуществляться администрацией области только в соответствии с закрепленными в 1-й статье ГК РФ принципами равенства участников данных отношений, свободы договора и на добровольной основе.
П. 5 постановления, предписывающий органам, осуществляющим государственную регистрацию, налоговой инспекции, таможенному управлению и другим органам государственного управления руководствоваться настоящим постановлением, изменяет существующий порядок регистрации и условия предпринимательской деятельности.
Считают так же противозаконными указания на обязательное отсутствие задолженности в бюджеты для пользование льготами в ОЭЗ, так как в ст. 13 Закона "Об основах налоговой системы" предусмотрено взымание с предприятий за неуплату налоговых и иных платежей штрафа и пени, но не лишение каких-либо льгот.
Также указывают, что в соответствии со ст. 3 Закона "Об особой экономической зоне ..." полномочия по изменению условий и режима предпринимательской деятельности принадлежат Калининградской областной Думе, а не администрации области, т.е. имело место превышение полномочий и компетенции.
Истец просил также признать за теми хозяйствующими субъектами, кто понес убытки от издания не соответствующего закону Постановления право на безакцептное списание средств со счетов администрации области и Комитета по развитию СЭЗ "Янтарь".
В судебном заседании представитель истца, председатель Калининградского союза предпринимателей, поддержал свои исковые требования за исключением признания недействительным п. 4 постановления, касающегося внутренних организационных вопросов администрации области, а также отказался от своих требований в части признания за хозяйствующими субъектами права на безакцептное списание средств со счетов администрации по тем основаниям, что союз предпринимателей не уполномочен на эти требования от членов союза и дал пояснения в соответствии с вышеизложенным.
Представители ответчика - главы администрации (губернатора) Калининградской области исковые требования не признали и пояснили, что постановление главы администрации N 645 принято в целях упорядочения учета хозяйствующих субъектов на территории Особой экономической зоны. В соответствии со ст. 13 ГК РФ акт государственного органа может быть признан недействительным в случае несоответствия этого акта закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Однако обжалуемое постановление N 645 не обладает ни одним из указанных признаков.
В связи с тем, что в настоящее время отсутствует единая государственная регистрация лиц, предусмотренная ст. 51 ГК РФ, в Калининградской области отсутствует орган, располагающий в виде единой базы данных полной информацией о созданных и действующих в области предприятиях и организациях всех форм собственности, а также гражданах осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В связи с этим, администрацией области была организована процедура учета хозяйствующих субъектов. Объектами учета являются: прошедшие в установленном порядке регистрацию юридические лица, их обособленные подразделения, предприниматели без образования юридического лица, не нарушающие требования законодательства в части уплаты налогов и уставного капитала.
Поскольку указанные объекты учета зарегистрированы и осуществляют свою деятельность на территории особой экономической зоны, они были названы участникам (резидентами) особой экономической зоны, поскольку действующее законодательство не регламентирует статус участника ообой зоны, равно как и не содержит указаний каким нормативным актом должен быть определен этот статус и порядок регистрации или учета участников. А в соответствии со ст. 3 Федерального Закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" администрация Калининградской области выполняет и функции администрации Особой экономической зоны, в том числе координирует осуществление предпринимательской деятельности. Осуществлять координацию предпринимательской деятельности, не располагая единой базой данных о созданных и действующих в области хозяйствующих субъектах невозможно, в связи с чем принятие губернатором постановления N 645 соответствует действующему законодательству.
Постановление N 645 предусматривает постановку на учет в качестве участников ОЭЗ уже зарегистрированных в установленном порядке хозяйствующих субъектов, в связи с чем оно не изменяет условий и требований к государственной регистрации, следовательно не изменяет и условий осуществления предпринимательсткой деятельности, так как наличие или отсутствие сертификата участника ОЭЗ не влечет и не может повлечь за собой прекращение деятельности (ликвидацию), условия и порядок которой определяются ГК РФ и другими правовыми актами.
Постановление N 645 не связано с ограничением прав юридического лица осуществлять любые виды деятельности и не ограничивает права на получение льгот, так как постановление не устанавливает никаких льгот и не прекращает установленных льгот, которые для участников ОЭЗ предусматриваются федеральным или региональным законодательством. Согласно постановлению льготы будут предоставлены участникам ОЭЗ после их постановки на учет только в том случае, если это прямо будет указано в соответствующих законах. В настоящее время правовые нормативные акты, прямо устанавливающие льготы только для участников особой экономической зоны отсутствуют, в связи с чем данная норма постановления не ограничивает установленные в настоящее время права предпринимателей.
Не согласны с доводами истца о том, что плата, взымание которой предусмотрено постановлением N 645, противоречит действующему законодательству, так как на учет в качестве участника ОЭЗ ставятся не все хозяйствующие субъекты, а только те, которые отвечают выбранным критериям и изъявят желание получить соответствующий сертификат. Следовательно, процедура учета носит выборочный характер и осуществляется на добровольной основе, а также не является обязательным условием для получения статуса участника. В соответствии с п. 4 приложения N 2 к постановлению N 645 плата взымается не за постановку на учет, а за оказание консультационных и информационно-рекламных услуг, не финансируемых из областного бюджета.
Также считают, что содержащееся в постановлении указание органам, осуществляющим государственную регистрацию, налоговой инспекции, таможенному управлению и другим органам государственного управления руководствоваться указанным постановлением, не изменяет существующий порядок регистрации и условия предпринимательской деятельности.
Кроме того, пояснили, что представитель истца не привел доказательств тому, что в связи с принятием постановления N 645 нарушены права кого-либо из членов союза предпринимателей.
Выслушав объснения сторон, заключение прокурора, полагавшего что постановление главы администрации N 645 противоречит действующему законодательству, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
В преамбуле постановления N 645 главы администрации (губернатора) Калининградской области "Об участниках (резидентах) особой экономической зоны в Калининградской области" указывается, что оно принимается в соответствии с Федеральным Законом "Об особой экономической зоне в Калининградской области, в целях упорядочения учета хозяйствующих субъектов на территории особой экономической зоны.
Однако, проанализировав само постановление N 645, утвержденные им Положение об участнике (резиденте) особой экономической зоны в Калининградской области (Приложение N 1) и Порядок постановки на учет участников (резидентов) особой экономической зоны в Калининградской области (Приложение N 2), суд приходит к выводу о том, что постановление N 645 принято в нарушение действующего законодательства.
Постановление N 645 определило статус участника (резидента) особой экономической зоны в Калининградской области.
Понятие "резидент" СЭЗ "Янтарь" было введено Положением о свободной экономической зоне в Калининградской области, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 года N 497, и изданным во исполнение данного постановления Положением о резиденте Калининградской свободной экономической зоне (СЭЗ "Янтарь") и Положением о порядке постановки на учет резидентов СЭЗ "Янтарь", утвержденных постановлением администрации области от 25 ноября 1991 года N 38.
Резидентами СЭЗ "Янтарь" являлись юридические лица по российскому законодательству, филиалы иностранных юридических лиц с местонахождением на территории СЭЗ "Янтарь" и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образовния юридического лица, зарегистрированные в СЭЗ "Янтарь" и поставленные на учет в комитете по развитию СЭЗ "Янтарь", а также российские и иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в СЭЗ "Янтарь". Было также установлено, что резиденты СЭЗ "Янтарь" самостоятельно осуществляют внешнеэкономичсекую деятельность. Регистрация участников внешнеэкономической деятельности производилась Комитетом по развитию СЭЗ "Янтарь".
В связи с изданием Указа Президента РФ от 15 ноября 1991 года "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР", а так же принятием и вступлением в силу ГК РФ, ФЗ "О государственном регулировани внешнеторговой деятельности", Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" вышеприведенные нормативные акты о резидентах СЭЗ "Янтарь" утратили свою силу, поскольку условием для осуществления предпринимательской деятельности в Калининградской области, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной, является государственная регистрация, проводимая в установленном законом порядке органами местного самоуправления, администрацией Калининградской области, Государственной регистрационной палатой при Минэкономике РФ, а в случаях, прямо предусмотренных законом - лицензирование такой деятельности. Постановлением N 645, которым определяется статус участника (резидента), вводятся дополнительные ограничения при осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов на территории Калининградской области, не предусмотренные действующим законодательством.
Обязательным условием постановки на учет уастника (резидента) ОЭЗ в соответствии с постановлением N 645 является полная оплата уставного капитатала и отсутствие задолженности по платежам всех уровней.
В соответствии с налоговым законодательством хозяйствующие субъекты за неуплату налоговых или иных платежей уплачивают штрафы и пеню, а не лишаются предусмотренных законодательством льгот и возможности в полном объеме заниматься предпринимательской деятельностью.
Доводы ответчика о том, что это положение предусмотрено в постановлении только с целью упорядочения учета хозяйствующих субъектов и не ограничивает их прав, опровергаются текстом самого постановления N 645. Так, п. 3 Приложения N 1 предусматривает, что на участников (резидентов) ОЭЗ распространяется режим льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Калининградской области и иным правоустанавливающими актами ОЭЗ, после их постановки на учет в администрации Калининградской области.
Следовательно, другие хозяйствующие субъекты Калининградской области, не зарегистрированные в администрации Калининградской области лишаются предусмотренных действующим законодательством льгот.
Суд делает такой вывод на основании того, что в соответствии с п. 5 постановления N 645 предписано всем органам, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, Государственной налоговой инспекции по Калининградской области, Калининградскому таможенному управлению ГТК РФ и другим органам государственного управления в своей деятельности руководствоваться настоящим постановлением и Положением об участнике (резиденте) особой экономической зоны в Калининградской области.
Доводы ответчика о том, что постановление N 645 не ограничивает права на получение льгот, так как оно их не устанавливает и не прекращает действие уже установленных льгот, не соответствуют содержанию самого постановления.
Так ст. 7 Федерального Закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" предусмотрено, что в ОЭЗ действует таможенный режим свободной таможенной зоны, особенности которого относятся к товарам, произведенным в ОЭЗ, либо ввозимым в ОЭЗ.
Этим положением Федерального Закона пользовались все участники предпринимательской деятельности Калининградской области производящие товары в ОЭЗ либо ввозившие товары в ОЭЗ, зарегистрированные в установленном законом порядке без каких либо ограничений.
Постановление N 645, которое является обязательным для всех государственных органов, действующих на территории Калининградской области, в том числе и таможенных органов, ограничивает круг действия указанных льгот только на участников (резидентов) ОЭЗ, что вытекает из п. З Приложения N 1 и п. 5 самого постановления.
Суд считает, что постановление N 645 изменяет существующий порядок регистрации юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии с п. 4 1 раздела Приложения N 2, за предоставление консультационных услуг по вопросам постановки на учет, внесение основных сведений об участниках (резидентах) ОЭЗ в банк данных, услуг по рекламированию участники (резиденты) ОЭЗ вносят плату в размере трех минимальных оплат труда, установленных российским законодательством на день постановки на учет. Приведенные выше доводы представителя ответчика о том, что такая плата не является обязательным условием для получения статуса участника и взымается не за постановку на учет, опровергаются текстом Приложения N 2. Так в п.п. 1.1, II раздела 2 Порядка постановки на учет предусмотрен обязательный перечень документов, необходимых для постановки на учет, в том числе копия платежного документа со штампом банка, подтверждающего оплату за предоставление услуг, указанных в п. 4 раздела 1 настоящего порядка.
В соответствии с п. 6 раздела 2 Порядка сертификат участника выдается сроком на один год. По истечении указанного срока для продления действия сертификата необходимо повторно представить документы, в том числе и об оплате суммы, указанной в п. 4 раздела 1, настоящего порядка.
Из этого следует, что указанные платежи являются обязательными и регулярными при постановке на учет участников (резидентов) ОЭЗ и при последующих получениях сертификата.
Указанная норма противоречит Законам РФ "О государственной пошлине", "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", в которых полностью перечислены все сборы и платежи, которые обязаны уплачивать юридические лица и граждане-предприниматели за государственную регистрацию и в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Взымание платы за постановку на учет в администрации области данными законами не предусмотрено. Предоставление же консультационных услуг и услуг по рекламированию может осуществляться администрацией области только в строгом соответствии с действующим гражданским законодательством. Доказательств того, что администрация Калининградской области может осуществлять консультационные услуги и услуги по рекламированию с взиманием за это платы ответчик суду не представил.
Кроме того, постановление N 645 принято главой администрации (губернатором) Калининградской области с превышением своей компетенции. В соответствии со ст.ст. 23 п. 3, 49 п. 2 ГК РФ юридическое лицо и гражданин, осуществляющий предпринимательску деятельность без образования юридического лица могут быть ограничены в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, а не нормативным актом исполнительного органа государственной власти.
Исходя из изложенного суд считает, что постановление N 645 противоречит действующему законодательству, нарушает законные права юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и членов Калининградского союза предпринимателей и в соответствии с ч. 1 ст. 13 ГК РФ его следует признать недействительным, за исключением п. 4 постановления, который регулирует внутреннюю организацию деятельности аппарата администрации области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197, 203 ГПК РСФСР, суд
р е ш и л :
Признать недействительным постановление главы администрации (губернатора) Калининградской области от 12 августа 1997 года N 645 "Об участниках (резидентах) особой экономической зоны в Калининградской области" с момента его принятия, за исключением п. 4 указанного постановления.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ через Калининградский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 1997 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 27 октября 1997 г. N 3-9/1997
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании