Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Характеристика и оценка состояния портового комплекса
36. Порт Калининград является единственным незамерзающим портом России на Балтийском море и имеет выгодное географическое положение - расстояние до крупнейших портов на Балтике составляет от 300 до 700 км. Порт соединен с Балтийским морем Калининградским морским каналом длиной 43 км, шириной 50 - 80 м и глубиной от 9 до 10,5 м, который позволяет осуществить проход судов длиной до 170 м, осадкой 8 м (на участке канала длиной 22,6 км от входа - с осадкой 9,4 м) и грузоподъемностью до 20 тыс. тонн.
37. Проектные возможности портовых терминалов Калининградской области позволяют перегружать до 26 млн. тонн различных грузов в год (в основном экспортного направления).
38. Начиная с 2000 года количество грузов, перерабатываемых портовым комплексом области, стабильно растет.
Переработка грузов портовым комплексом
Таблица 3
Грузы | Количество по годам (млн. тонн) | |||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
переработанные портовым комплексом | 5,8 | 9,9 | 12,6 | 14,0 | 14,6 | 15,2 |
39. В основную номенклатуру грузов, перерабатываемых портовым комплексом области, входят: нефть и нефтепродукты, уголь, кокс, лесные грузы и грузы лесопереработки (пиломатериалы, фанера, целлюлоза, бумага), черные металлы, ферросплавы, минеральные удобрения (жидкие, навалом и в различной упаковке), рефрижераторные грузы (мясо, рыба, масло, фрукты), зерно, грузы в контейнерах и колесная техника.
40. В 2000 году порт посетило 2300 судов средней грузоподъемностью одного судна 1900 тонн; в 2005 году - 3871 судно средней грузоподъемностью 3700 тонн (на 20% больше чем в 2004 году); в 2006 году - 3670 судов средней грузоподъемностью 4148 тонн. Данная тенденция является результатом проведения работ по улучшению условий захода судов в порт: увеличена глубина половины морского канала до 10,5 м, увеличен радиус поворота его фарватера в районе г. Балтийска.
41. Порт Калининград предоставляет услуги по накоплению и хранению различных грузов, имеет в своем распоряжении портальные и мобильные краны грузоподъемностью до 52 тонн, авто- и электропогрузчики, средства малой механизации и другие необходимые механизмы, крытые склады, складские помещения для рефрижераторных грузов и открытые складские площади. Имеется парк емкостей для хранения нефти, нефтепродуктов и жидких удобрений. В порту организовано снабжение судов топливом, водой, продуктами.
42. В 2006 году завершено строительство грузопассажирского автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в г. Балтийске, ведется строительство новых перегрузочных терминалов в акватории Калининградского морского канала, активно развивается паромное сообщение. Действует прямое паромное сообщение между Балтийском, Санкт-Петербургом, портами Германии, Швеции и Литвы. Порт Калининград связан контейнерными линиями с портами Германии, Нидерландов, Дании, Бельгии и стран Балтии.
43. Организации и компании, предоставляющие услуги в порту:
1) стивидорные компании;
2) агентские и экспедиторские компании;
3) сюрвейерские компании;
4) шипчандлерские компании.
44. Стивидорные компании (операторы терминалов) осуществляют операторскую деятельность на терминалах порта (погрузо-разгрузочные работы, складские операции, хранение и доработка грузов, фасовка), эксплуатируют и развивают инфраструктуру порта (портовое оборудование, складские помещения, погрузо-разгрузочное оборудование).
45. Агентские и экспедиторские компании представляют интересы судовладельцев, грузополучателей и грузоотправителей, линейных операторов. В порту Калининград работает около 100 компаний, самые крупные из них объединены в ассоциацию.
46. Сюрвейерские компании оказывают услуги независимой количественной и качественной оценки грузов, осмотра и освидетельствования транспортных средств (судов, контейнеров, автомашин, вагонов), оценки качества укладки и крепления грузов при транспортировке, услуги аварийных комиссаров, вспомогательные услуги при погрузочно-разгрузочных работах (маркировка, сепарация грузов и т.п.), а также консалтинговые услуги. В порту Калининград работает около 10 сюрвейерских компаний.
47. Шипчандлерские компании занимаются материально-техническим и продовольственным снабжением судов. В порту Калининград работает порядка 10 компаний.
48. Преимущества портового комплекса области используются не в полной мере. При проектных возможностях существующих портовых терминалов в Калининграде, Балтийске и Светлом в 26 млн. тонн грузов в год в 2006 году переработано 15,2 млн. тонн.
49. Факторы, сдерживающие повышение грузооборота портового комплекса Калининградской области:
1) ограниченные возможности дальнейшего развития терминалов, расположенных на Калининградском морском канале в пределах г. Калининграда, из-за недостаточности свободных территорий, что не позволяет осуществлять прием и обработку крупнотоннажных судов и сдерживает рост объема переваливаемых грузов;
2) конкуренция с портами Литвы и Латвии, существенное влияние на загрузку портов железнодорожных тарифов, применяемых сопредельными государствами в отношении перевозимых в порты области грузов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.