Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Содействие занятости и развитие кадрового потенциала
Приоритетными направлениями в сфере обеспечения занятости и развития кадрового потенциала Стороны признают:
- создание новых и сохранение существующих эффективных рабочих мест с достойной оплатой и условиями труда;
- сокращение уровня безработицы;
- соблюдение интересов и прав жителей региона при реализации Программы Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Калининградскую область соотечественников, проживающих за рубежом, а также мероприятий по привлечению в область иностранной рабочей силы;
- подготовку и повышение квалификации работников организаций, предпринимателей области для обеспечения конкурентоспособности кадров;
- поддержку и развитие системы профессионального образования, в том числе и внутрифирменного.
Стороны совместно:
2.1. Участвуют в разработке и реализации планов и программ по содействию занятости, мероприятий по предотвращению роста уровня общей и регистрируемой безработицы, улучшению ситуации на рынке труда Калининградской области в соответствии с Программой социально-экономического развития региона на 2007-2016 годы, с учетом внедрения инновационных, трудосберегающих технологий, повышения эффективности использования кадрового потенциала.
2.2. Осуществляют контроль за состоянием рынка труда. В случае угрозы роста регистрируемой безработицы, превышения ее предельных значений, проводят консультации и определяют меры по содействию занятости и поддержке высвобождаемых работников, в том числе путем привлечения их к общественным работам.
2.3. Принимают меры, направленные на сокращение масштабов теневой экономики и неформальной занятости.
2.4. Разрабатывают и реализуют программы по информированию населения о ситуации на рынке труда, профессиональной ориентации молодежи; осуществляют проекты, направленные на популяризацию рабочих профессий.
2.5. Принимают меры по сохранению и развитию системы профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей регионального рынка труда в установленном порядке.
2.6. Содействуют созданию системы организационных, правовых и экономических мер по формированию и реализации эффективной политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кадров, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
2.7. Обеспечивают эффективную работу Координационного комитета по содействию занятости населения Калининградской области.
Органы местного самоуправления совместно с социальными партнерами обеспечивают работу аналогичных комитетов в муниципальных образованиях.
2.8. При заключении коллективных договоров и соглашений предусматривают в них меры по предупреждению массового высвобождения работников.
2.9. Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
- при ликвидации организации:
- увольнение работников с численностью работающих 15 и более человек;
- при сокращении численности (штата):
- для организаций с численностью работающих до 100 человек:
- сокращение численности или штата работников организации в количестве 20 человек в течение 30 календарных дней;
- для организаций с численностью работающих от 100 до 700 человек:
- сокращение численности или штата работников организации в количестве:
30 человек в течение 30 календарных дней;
50 человек в течение 60 календарных дней.
- для организаций с численностью работающих 700 и более человек:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
100 и более человек в течение 60 календарных дней;
200 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.10. Критерии массового увольнения для конкретного муниципального образования области определяются в территориальных соглашениях. При этом они не должны ухудшать социальную защищенность работников по сравнению с настоящим Соглашением.
2.11. Предельные значения безработицы (за месяц) в отдельном муниципальном образовании определить в следующих размерах:
- по общей безработице - 10% от численности экономически активного населения;
- по регистрируемой безработице - 5% от численности экономически активного населения.
2.12. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников организуют и проводят в муниципальных образованиях области конкурсы профессионального мастерства за звание "Лучший по профессии".
Правительство обязуется:
2.13. Обеспечить реализацию мероприятий целевой программы Калининградской области "Развитие системы социальной защиты населения и совершенствование трудовых отношений на 2007-2015 годы", направленных на организацию и проведение общественных работ и временной занятости подростков.
Рекомендовать органам местного самоуправления организовать проведение указанных мероприятий на территориях муниципалитетов.
2.14. Осуществлять мониторинг ситуации на рынке труда, разрабатывать прогноз спроса и предложения на рынке труда в разрезе профессионально-квалификационных групп.1
2.15. Предоставлять Профсоюзам и Работодателям аналитическую информацию о состоянии рынка труда и качественном составе безработных.
2.16. Содействовать заключению соглашений между региональными органами государственной службы занятости населения и структурами малого бизнеса, направленных на развитие частно-государственного партнерства в области содействия занятости граждан.
2.17. Осуществлять прогнозную оценку воздействия на рынок труда реструктуризации хозяйствующих субъектов и отраслей экономики. Оказывать содействие муниципальным образованиям в случае реструктуризации градообразующих предприятий и необходимости переезда граждан в другую местность в целях трудоустройства.
Рекомендовать органам местного самоуправления разрабатывать и внедрять адресные программы содействия занятости работников, высвобождаемых при реструктуризации градообразующих предприятий.
2.18. Информировать население области через средства массовой информации о состоянии рынка труда, возможности трудоустройства, профессиональной подготовке, повышении квалификации, переподготовке безработных граждан по направлению региональных органов государственной службы занятости населения. В этих целях с привлечением Работодателей организовывать и проводить ярмарки вакансий, социологические исследования и опросы населения в сфере занятости.
2.19. Содействовать развитию учебных заведений, курсов, готовящих востребованные кадры для регионального рынка труда.
2.20. В соответствии с Законом Калининградской области "О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях Калининградской области для инвалидов" ежегодно устанавливать квоту организациям для трудоустройства инвалидов.
Рекомендовать органам местного самоуправления принимать меры по резервированию рабочих мест для трудоустройства иных категорий лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; детей-инвалидов; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости); беженцев и вынужденных переселенцев; граждан, уволенных с военной службы и членов их семей; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые).
2.21. Представлять в федеральные органы исполнительной власти заявки по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в регионе в разрезе профессий и стран с учетом мнения Работодателей и Профсоюзов.
2.22. Обеспечивать надлежащее регулирование притока в регион иностранной рабочей силы с учетом интересов внутреннего рынка труда.
2.23. Рекомендовать органам местного самоуправления области осуществлять регистрацию трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
1 Мероприятия по пунктам 2.14.-2.19. осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Работодатели обязуются:
2.24. Разрабатывать и реализовать меры по рациональному использованию трудовых ресурсов, ликвидации вынужденной неполной занятости, созданию новых эффективных рабочих мест, сохранению имеющихся рабочих мест, предотвращению массовых увольнений.
2.25. Своевременно в соответствии с действующим законодательством информировать профсоюзы и региональные органы государственной службы занятости населения о предстоящих увольнениях и вынужденной временной приостановке производства.
2.26. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, расторжении трудового договора по пункту 2, подпункту "б" пункта 3, пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производить с учетом мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации, увольнение работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, производить только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
2.27. Высвобождаемым работникам в связи с проведением мероприятий по сокращению численности или штата предоставлять возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
2.28. Предоставлять работникам, высвобождаемым по основаниям, предусмотренным пунктом 2 и пунктом 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями.
2.29. Содействовать сохранению и развитию внутрифирменного (производственного) обучения и повышения квалификации персонала организаций для обеспечения конкурентоспособности и мобильности рабочей силы. Представлять женщинам-работницам равные возможности для обучения, повышения квалификации и карьерного роста.
2.30. Своевременно информировать региональные государственные органы службы занятости населения о вакантных рабочих местах и их заполнении, приеме на работу безработных, возможности организации общественных работ и временной занятости.
2.31. Заключать договоры и соглашения с профессиональными учебными заведениями всех уровней для целевой подготовки рабочих кадров под конкретные рабочие места; переподготовки и повышения квалификации работников требуемых специальностей; предоставлять рабочие места для трудоустройства молодых специалистов, для прохождения производственной практики и стажировок учащихся.
2.32. На договорной основе оказывать помощь учебным заведениям начального профессионального образования в обновлении учебно-материальной базы инструментами, оборудованием, расходными материалами, в проведении стажировок для преподавателей.
2.33. Принимать участие в формировании учебных программ и выработке стандартных требований к уровню знаний учащихся в системе профессионального образования.
2.34. Обеспечивать трудоустройство инвалидов в счет установленной в области квоты и резервирования мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2.35. В случае необходимости привлечения иностранной рабочей силы принимать решения об объемах и профессионально-квалификационной структуре привлекаемых работников, соблюдая законодательство и с учетом мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации.
Профсоюзы обязуются:
2.36. Принимать участие на паритетных началах в работе комиссий всех уровней по решению вопросов занятости населения, в комиссиях, создаваемых в связи с банкротством и ликвидацией организаций и учреждений, а также в работе координационных комитетов содействия занятости.
2.37. Оказывать бесплатную консультационную и правовую помощь членам профсоюзов, а также малообеспеченным гражданам по вопросам приема на работу и увольнения, предоставления гарантий и компенсаций высвобождаемым, соблюдения трудового законодательства.
2.38. Добиваться при заключении соглашений, коллективных договоров обязательств по сохранению и развитию рабочих мест, обеспечению и предоставлению дополнительных льгот и гарантий (сверх предусмотренных законодательством) для высвобождаемых работников.
2.39. Оказывать практическую помощь первичным профсоюзным организациям по защите работников предприятий, где намечаются массовые увольнения, вводится или угрожает банкротство. Разъяснять работникам их права, гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные законодательством при увольнении.
2.40. Вносить предложения в исполнительные органы государственной власти Калининградской области о временной отмене мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников или поэтапном их проведении, а также целесообразности привлечения иностранной рабочей силы.
2.41. Разрабатывать положения о наставничестве, принимать меры по их реализации.
2.42. Представлять и защищать в установленном законом порядке интересы работников-членов профсоюзов по вопросам трудового законодательства.
2.43. Организовать обучение профсоюзного актива основам законодательства о занятости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.