Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Понятие коррупциогенного фактора и способы его выявления
70. Правовой акт, регулирующий права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных служащих, индивидуальных предпринимателей и организаций, может содержать такие юридические обязанности и запреты, точное соблюдение которых значительно усложнит доступ граждан и организаций к тем или иным материальным или нематериальным благам и ценностям, создавая, тем самым, условия для "коррупциогенных соглашений" с уполномоченными должностными лицами.
71. Завышенные требования могут выражаться в следующих признаках:
1) возложение на граждан и (или) организации юридических обязанностей в объеме, значительно превышающем тот уровень, который необходим для обеспечения надлежащей реализации субъективных прав и свобод, либо контроля за их осуществлением;
2) установление большого количества инстанций (согласований), которые необходимо пройти (получить) для реализации права, несоизмеримого с содержанием тех благ (ценностей), которые гражданин или организация желают приобрести;
3) возложение на граждан и организации обязанности представить значительный по объему перечень документов, информации, для собирания которых необходимо затратить большое количество времени, при этом часть документов вполне может быть получена органом, должностным лицом самостоятельно, путем направления запросов в органы и организации, располагающие требуемыми документами и информацией;
4) закрепление в правовом акте широкого перечня специальных признаков (профессиональных, имущественных, социальных), которыми должны обладать граждане, организации для приобретения того или иного субъективного права, при этом определенная часть граждан или организаций, объективно нуждающихся в получении этого вида прав, данным признакам не соответствует и для их приобретения должны затратить большое количество времени, финансовых и иных ресурсов;
5) установление значительного количества запретов и ограничений при осуществлении отдельных видов деятельности, формальное соблюдение которых чрезвычайно затруднительно и не согласуется с целями правового регулирования данной группы общественных отношений.
72. Нормативное закрепление завышенных требований, как правило, встречается при правовом регулировании следующих юридических процедур:
1) в регистрационных, разрешительных, уведомительных публично-правовых процедурах, направленных на обеспечение реализации прав и обязанностей граждан и организаций;
2) в конкурсных процедурах, участниками которых могут быть только соответствующие определенным условиям граждане и организации;
3) при установлении санкций за неисполнение тех или иных обязанностей, запретов, ограничений;
4) в процедурах признания (предания, иной легализации) за гражданами и организациями определенного правового статуса, получение которого влечет за собой приобретение ими каких-либо финансовых, социально-экономических благ, преимуществ, привилегий;
5) в процедурах применения к гражданам и организациям мер публично-правового воздействия, в том числе, связанных с ограничением, лишением, приостановлением действия субъективных прав и свобод.
73. Выявляя наличие в правовом акте завышенных требований, эксперт должен обращать внимание, прежде всего, на следующие нормативные предписания (индикаторы возможного наличия завышенных требований):
1) устанавливающие перечень субъектов (граждан, организаций), наделяемых соответствующим субъективным правом, либо исполняющих юридические обязанности;
2) определяющие условия и основания для реализации субъективного права, получения социального блага, исполнения юридических обязанностей;
3) закрепляющие процедуру реализации субъективного права, в том числе, сроки совершения отдельных действий, порядок обращения для получения права;
4) устанавливающие санкции за нарушение предусмотренного правовым актом порядка реализации субъективного права, исполнения юридической обязанности;
5) определяющие виды органов, должностных лиц, куда гражданин или организация обязаны обращаться для реализации субъективного права, исполнения юридической обязанности;
6) иные нормативные предписания, свидетельствующие о том, что объем установленных юридических обязанностей и запретов явно превышает необходимый уровень, создавая риск возникновения коррупционных отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.