Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Понятие коррупционного фактора и способы его выявления
18. Коррупциогенным фактором является ненадлежащее установление дискреционных полномочий органов государственной власти и их должностных лиц.
19. Дискреционные полномочия рассматриваются как установленные ненадлежащим образом в следующих случаях:
1) дискреционные полномочия используются в юридических процедурах, в которых необходимо использовать "связанные" полномочия (жесткую компетенцию) органа или должностного лица1, то есть, если их наличие не обусловлено особенностями регулируемых общественных отношений, спецификой объекта управленческого воздействия;
2) допущено превышение пределов дискреционных полномочий, то есть правовой акт или связанные с ним иные правовые акты не содержат юридических средств, позволяющих обеспечить использование дискреционных полномочий в строго определенном объеме, который необходим для надлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей и прав в тех целях, для которых эти полномочия были предоставлены;
3) дискреционные полномочия определены в такой правовой форме, которая не позволяет установить их объем, соответствие характеру регулируемых общественных отношений, а, следовательно, установить факт превышения или не превышения пределов административного усмотрения.
20. Дискреционные полномочия - совокупность прав и обязанностей органов государственной власти, ее должностных лиц, предоставляющие возможность органу или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения, либо предоставляющие возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных правовым актом вариантов управленческих решений.
21. Дискреционные полномочия обладают следующими отличительными признаками:
1) позволяют органу (должностному лицу) по своему усмотрению оценить юридический факт (фактический состав), влекущий возникновение, изменение или прекращение правоотношений, признавая или не признавая его таковым либо выбирая одну из нескольких форм реагирования на данный юридический факт;
2) предоставляют возможность органу (должностному лицу) по своему усмотрению выбрать меру публично-правового воздействия, применяемого в отношении граждан и организаций, ее вид, размер, способ реализации;
3) позволяют органу (должностному лицу) выбрать форму реализации своих полномочий - издание нормативного или ненормативного правового акта, совершение административного действия или материально-технической операции;
4) наделяют орган (должностное лицо) правом полностью или частично определить порядок совершения юридически значимых действий, в том числе срок их совершения, последовательность отдельных действий;
5) предоставляют возможность органу (должностному лицу) по своему усмотрению определять способ исполнения управленческого решения, в том числе передавать исполнение принятого решения подчиненным должностным лицам, другим органам, устанавливать сроки и процедуру исполнения.
22. Виды и объем дискреционных полномочий, а также порядок их закрепления зависят от следующих факторов:
1) сферы общественных отношений, регулируемых нормативным правовым актом - общественный порядок, социальное управление, охрана окружающей среды, финансовая деятельность;
2) характера правовых отношений, в рамках которых полномочия реализуются - охранительные или регулятивные, материальные или процессуальные, внутриаппаратные или внешневластные;
3) вида органа (должностного лица), реализующего дискреционные полномочия - высшее должностное лицо Калининградской области, высший исполнительный орган государственной власти Калининградской области, руководитель исполнительного органа государственной власти Калининградской области или государственного учреждения Калининградской области;
4) формы правового акта - закон Калининградской области, акты Губернатора Калининградской области, акты исполнительных органов государственной власти Калининградской области;
5) иных факторов.
23. Дискреционные полномочия закрепляются при помощи следующих юридических средств:
1) с помощью "неопределенных правовых понятий", подлежащих свободной оценке со стороны представителей органов государственной власти - "при наличии уважительных причин орган вправе предоставить...", "в исключительных случаях должностное лицо может разрешить...", "решение может быть принято, если это не противоречит общественным интересам...";
2) путем перечисления видов решений, принимаемых органом (должностным лицом) без указания на основания для принятия того или иного решения, или путем частичного определения таких оснований;
3) в виде предоставления права органу (должностному лицу) при обнаружении определенных обстоятельств (наступлении конкретных юридических фактов) принимать или не принимать определенное управленческое решение в зависимости от его оценки этих фактов;
4) при помощи нормативных предписаний, содержащих лишь отдельные элементы гипотезы или диспозиции (неопределенная гипотеза или диспозиция) правовой нормы, не позволяющих сделать однозначный вывод об условиях применения нормативного предписания или вызываемых таким применением правовых последствиях.
24. Выявляя наличие дискреционных полномочий, следует особо обращать внимание на следующие элементы в содержании правового акта (индикаторы дискреционных полномочий):
1) наличие или отсутствие в правовом акте указаний на субъект (орган или должностное лицо), принимающий управленческое решение, издающий правоприменительный акт, совершающий юридически значимые действия;
2) виды принимаемых управленческих решений, их количество, возможность выбора одного из предусмотренных актом решений;
3) отсутствие разграничения промежуточных (процессуальных) и окончательных (итоговых) решений, если предполагается принятие и тех и других;
4) отсутствие процессуальной формы принятия управленческого решения;
5) юридическое закрепление оснований для принятия управленческих решений;
6) отсутствие или недостаточная определенность оснований для принятия управленческих решений;
7) возможность органа (должностного лица) принять несколько видов решений, при нормативном закреплении порядка или основания принятия только одного из них;
8) отсутствие обязанности мотивировать принимаемое управленческое решение;
9) сроки реализации властных полномочий, принятия управленческих решений, совершения иных юридически значимых действий;
10) отсутствие формально определенных сроков;
11) возможность органа (должностного лица) продлить или сократить установленный срок без формально определенных оснований;
12) право органа (должностного лица) восстановить пропущенный гражданином или организацией срок по своему усмотрению;
13) порядок взаимодействия органа (должностного лица) с гражданами и организациями, государственными или муниципальными органами:
- отсутствие в правовом акте указаний на юридические факты (фактический состав), влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений;
- возможность органа (должностного лица) по своему усмотрению инициировать возникновение правоотношений, их изменение или прекращение, без указания на юридически значимые обстоятельства, послужившие основанием для такого рода решений;
- право органа (должностного лица) требовать представления от граждан и организаций дополнительных сведений, документов, информации, совершения иных юридически значимых действий, без указания исчерпывающих оснований для подобного рода решений;
14) иные нормативные правовые предписания, предоставляющие органу или должностному лицу право принять решение на основе усмотрения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.