Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11. Понятие административной процедуры и ее юридические признаки
82. Для целей данной Методики под административными процедурами понимаются юридические процедуры, в рамках которых исполнительные органы государственной власти, государственные учреждения и их должностные лица принимают правовые акты, иные управленческие решения, совершают юридически значимые действия, направленные на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
83. Административная процедура представляет собой закрепленный в правовом акте порядок последовательного совершения юридически значимых действий ее участников, направленный на разрешение индивидуального юридического дела (реализацию субъективных прав, исполнение юридических обязанностей) или выполнение отдельной публичной функции (например, ведение реестра, регистрация, контрольная проверка).
84. Предметом антикоррупционной экспертизы на наличие или отсутствие данного фактора являются:
1) законы Калининградской области, в том числе проекты законов, регулирующие субъективные права и юридические обязанности граждан и организаций, реализуемые в правоотношениях с представителями государственных или муниципальных органов и организаций;
2) акты Губернатора Калининградской области, Правительства Калининградской области, устанавливающие порядок (процедуры) реализации субъективных прав и юридических обязанностей граждан, порядок реализации исполнительными органами государственной власти Калининградской области отдельных властных полномочий, связанных с обеспечением реализации прав и обязанностей граждан и организаций;
3) акты исполнительных органов государственной власти Калининградской области, устанавливающие порядок выполнения отдельных государственных функций или оказания государственных услуг, в том числе административные регламенты выполнения государственных функций и оказания государственных услуг.
85. Наличие административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупционных отношений в связи с тем, что административные процедуры:
1) значительно уменьшают риск отклонения должностного лица при реализации властных полномочий от достижения нормативно закрепленной цели возникших правоотношений;
2) снижают степень усмотрения должностных лиц при принятии управленческих решений;
3) создают условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений и при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
4) обеспечивают единообразное применение государственно-властных полномочий должностными лицами различных органов и учреждений;
5) создают гласную, открытую модель развития правоотношения, от его возникновения до полного исполнения сторонами своих публично-правовых обязанностей;
6) позволяют согласовать и скоординировать действия множества органов и должностных лиц, участвующих в подготовке и принятии управленческих решений.
86. Административные процедуры способны снизить риск или степень угрозы возникновения коррупционных отношений при условии, что:
1) установленная процедура соответствует характеру материального правоотношения, позволяет учесть его специфические особенности; чем больше процедура специализированна на обслуживании определенного отношения, чем полнее учитывает его нюансы, тем более эффективной она может быть. Тем не менее, каждая процедура обладает определенной степенью независимости от обслуживаемого ею отношения, что позволяет использовать одну процедуру в качестве формы реализации нескольких сходных общественных отношений; но чем большее количество материальных норм обслуживает процедура и чем меньше сходство между ними, тем меньше нюансов каждой из них она учитывает и тем меньше ее возможная эффективность;
2) в правовом акте закреплены все основные элементы административной процедуры, то есть она не является фрагментарной или не полностью упорядоченной;
3) в правовом акте содержатся юридические средства, позволяющие обеспечить надлежащее соблюдение должностными лицами требований административной процедуры, в том числе, не позволяющие государственным служащим принимать решения в обход установленной процедуры.
87. Поскольку коррупциогенным фактором является не только факт отсутствия административной процедуры, но и дефекты существующей административной процедуры, эксперт обязан проанализировать структуру закрепленной правовым актом административной процедуры на предмет выявления дефектов, способных создать условия для возникновения коррупционных отношений.
88. Большинство административных процедур образуется из четырех элементов:
1) описание юридического факта (фактического состава), инициирующего возникновение процедуры:
- если юридический факт является событием, то в правовом акте должно быть определено, кто может выявить событие и как должно быть оформлено выявление события;
- если юридический факт является действием (наиболее часто в виде действия выступает обращение), то должно быть определено, кто вправе совершить это действие и при каких условиях, а также каковы требования к юридическому оформлению действия;
2) права и обязанности участников процедуры:
- каждое право или обязанность должно быть соотнесено с одной из участвующих в процедуре сторон;
- должны быть определены условия реализации права, в том числе, на какой стадии процедуры право может быть реализовано;
- срок реализации права, если он является ограниченным иными рамками, помимо временных рамок самой процедуры;
- действия, которые должна совершить сторона процедуры для реализации своего права;
3) стадии и (или) этапы совершения процедурных действий:
- процедурные действия должны располагаться в определенной последовательности, направленной на достижение конкретной цели;
- в отношении каждого действия должны быть определены момент его совершения в рамках процедуры, а также содержание и форма действия;
4) виды промежуточных и итоговых решений, принимаемых в рамках или по итогам процедуры, и требования к ним;
- промежуточные решения - решения, определяющие переход процедуры на следующую стадию (этап) или возврат к предыдущей стадии (этапу);
- итоговые решения, завершающие процедуру, могут быть двух видов - разрешающие дело по существу и завершающие процедуру вследствие невозможности разрешения дела по существу.
89. В отношении процедурных (процессуальных) решений должны быть определены основания принятия решения, субъект, уполномоченный на принятие решения, срок принятия итогового решения с момента инициирования процедуры (общий срок процедуры).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.