Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Способы ликвидации или нейтрализации коррупционного фактора
35. Ликвидация или нейтрализация коррупциогенного фактора осуществляется тем органом или должностным лицом, который уполномочен принимать правовой акт, вносить в него изменения и дополнения.
Поскольку способы ликвидации или нейтрализации коррупциогенного фактора во многом зависят от сделанной экспертом оценки выявленных дискреционных полномочий, эксперт обязан предложить в своем заключении один либо несколько вариантов устранения или снижения степени коррупциогенности дискреционных полномочий. При этом сделанные экспертом предложения носят рекомендательный характер.
36. Предложение по исключению дискреционного полномочия из правового акта делается в том случае, если эксперт установит:
1) использование дискреционных полномочий в тех юридических процедурах или в их отдельных элементах, где такое использование необоснованно с точки зрения создания условий для эффективной деятельности органа государственной власти;
2) использование в правовом акте дискреционных полномочий в силу допущенных субъектом правотворчества технико-юридических ошибок, то есть если наделение дискреционными полномочиями не входило в планы органа (должностного лица), издающего правовой акт;
3) возможность замены дискреционного полномочия "связанным" полномочием без ущерба для эффективности правоприменительной деятельности.
37. Предложение по ограничению объема дискреционных полномочий делается в том случае, если исключение дискреционного полномочия объективно невозможно либо прямо противоречит федеральному законодательству и экспертом установлено превышение в анализируемом акте допустимых пределов дискреции, приводящее к появлению коррупциогенного фактора. Ограничение объема дискреционных полномочий возможно следующими способами:
1) введением, изменением, уточнением целей применения дискреционных полномочий;
2) сокращением видов решений, которые орган (должностное лицо) вправе принять по своему усмотрению;
3) введением отдельных элементов процессуальной формы применения дискреционных полномочий - сроков принятия решения, обязательной мотивировки применения полномочий;
4) введением дополнительных запретов на принятие отдельных видов управленческих решений;
5) уточнением формулировок неопределенных гипотез и диспозиций, сокращением количества "неопределенных правовых понятий".
38. Предложение по совершенствованию юридической процедуры деятельности органа или должностного лица, применяющего дискреционные полномочия, делается в том случае, если исключение или ограничение дискреционных полномочий невозможно, либо одновременно с предложением по ограничению административного усмотрения. Речь идет о введении в анализируемый правовой акт или связанные с ним иные правовые акты дополнительных юридических гарантий, способствующих нейтрализации коррупциогенности дискреции. К подобным юридическим средствам относятся:
1) введение или дополнение существующих форм отчетности о принятых по усмотрению решениях;
2) передача дискреционного полномочия на более высокий управленческий уровень или их закрепление в акте более высокой юридической силы;
3) введение процедуры согласования применяемого дискреционного полномочия;
4) наделение юридических лиц и граждан дополнительными процессуальными гарантиями по обжалованию дискреционных полномочий;
5) расширение возможностей общественного контроля за применением дискреционных полномочий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.