Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 14. Понятие коррупциогенного фактора и его выявление в тексте правового акта
102. Одним из факторов, способствующих возникновению коррупционных отношений, является ненадлежащее определение в правовом акте функций, обязанностей, прав и ответственности государственных служащих, позволяющее им злоупотреблять предоставленными полномочиями, ненадлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности, неправомерным образом разрешать возникший конфликт интересов.
103. Конфликт интересов в правоприменительной деятельности государственного органа следует считать негативной ситуацией, которая должна быть предотвращена в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, Калининградской области или Российской Федерации.
104. Предметом антикоррупционной экспертизы на наличие или отсутствие данного фактора являются:
1) проекты законов и законы Калининградской области, регулирующие функции, обязанности, права, ответственность государственных служащих;
2) административные регламенты выполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Калининградской области;
3) административные регламенты оказания государственных услуг исполнительными органами государственной власти Калининградской области;
4) регламенты внутренней организации деятельности исполнительных органов государственной власти Калининградской области;
5) должностные регламенты государственных служащих;
6) иные правовые акты, регулирующие правовой статус и деятельность государственных служащих.
105. Ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности государственного служащего может выражаться в следующих признаках (индикаторы коррупциогенного фактора):
1) из содержания правового акта невозможно установить ответственного государственного служащего, обязанного осуществлять ту или иную функцию, исполнять закрепленные актом обязанности и права (конкретизация ответственного государственного служащего возможна несколькими способами - путем указания на государственную должность, путем указания на выполняемую функцию);
2) отсутствуют специализированные под выполняемую функцию ограничения, запреты, обязывания - например, передавать принятие управленческого решения другому государственному служащему, разглашать ставшие известными сведения, и т.п.;
3) отсутствуют или недостаточно четко определены критерии оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности;
4) не определен или недостаточно точно определен объем служебной деятельности гражданского служащего, в том числе разрешаемые им виды и категории дел, степень самостоятельности при принятии управленческих и иных решений, объем подлежащих выполнению должностных полномочий (должностных обязанностей и прав);
5) не установлен порядок служебного взаимодействия государственного служащего с государственными служащими других структурных подразделений, других государственных органов в связи с исполнением должностных полномочий;
6) не установлена персональная ответственность государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;
7) отсутствует процедура вневедомственного контроля за исполнением государственным служащим должностных обязанностей;
8) перед государственным служащим не ставится обязанность при исполнении своих должностных полномочий исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
9) допускается возможность реализации личных, имущественных (финансовых) и иных интересов государственного служащего, не связанных с интересами государственной службы.
106. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного служащего определяются в целях определения степени соответствия государственного служащего занимаемой должности, возможности его должностного роста и являются основаниями применения мер поощрения и ответственности.
107. Полный перечень показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного служащего должен быть установлен в должностном регламенте, который принимается в отношении каждого гражданского служащего.
108. Можно выделить следующие показатели (критерии) эффективности служебной деятельности, закрепление которых в административных и должностных регламентах может иметь антикоррупционное значение:
1) внедрение современных методик делопроизводства;
2) количество поступивших и рассмотренных обращений граждан и организаций;
3) количество жалоб от граждан и организаций по поводу соблюдения государственным служащим сроков рассмотрения обращений, а также качества принятых по обращениям управленческих и иных решений;
4) количество отмененных в судебном порядке действий и решений, принятых государственным служащим или в подготовке которых он принимал участие;
5) сроки и качество устранения допущенных служебных ошибок;
6) самостоятельная теоретическая подготовка государственного служащего, включая изучение зарубежного опыта;
7) результаты аттестации, государственного квалификационного экзамена, переподготовки, стажировки и т.п.;
8) наличие поощрений и награждений за эффективную и безупречную государственную службу;
9) наличие дисциплинарных взысканий.
109. В целях мотивации государственного служащего и снижения степени коррупциогенности показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного служащего должны учитываться при определении размера денежного содержания.
110. Порядок служебного взаимодействия государственного служащего с государственными служащими других структурных подразделений, других государственных органов в связи с исполнением должностных полномочий в тексте представленного на экспертизу правового акта определяется путем установления:
1) структурных подразделений государственного органа, других государственных органов, с которыми осуществляется взаимодействие;
2) по каким вопросам осуществляется взаимодействие;
3) обязанности государственного служащего представлять необходимую информацию и документы в другие структурные подразделения, другие государственные органы;
4) какое структурное подразделение, государственный орган берет на себя функции управления, а, следовательно, и функции стороны в отношениях с гражданином или организацией;
5) какое структурное подразделение, государственный орган принимает управленческое решение.
111. В большинстве нормативных правовых актов отсутствуют специальные нормы об ответственности государственных служащих. В то же время желательно включение в законы общих положений об ответственности должностных лиц за нарушение установленных правил. Конкретизация ответственности гражданских служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей должна производиться в административных и должностных регламентах. В должностном регламенте должна быть закреплена персональная ответственность государственного служащего с определением, за какие именно действия или бездействие она налагается.
112. Вневедомственный контроль за исполнением государственным служащим должностных обязанностей в процессе выполнения той или иной функции должны осуществлять специально уполномоченные государственные органы в рамках установленной компетенции. Возможность проведения вневедомственного контроля должна быть установлена в тексте представленного на экспертизу правового акта. В качестве дополнительного элемента, снижающего степень коррупциогенности, может быть отмечено наличие форм общественного контроля за исполнением государственным служащим должностных обязанностей (гласность в деятельности государственного органа, отчетность перед населением, возможность общественных проверок и т.п.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.