Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9. Оценка коррупциогенного фактора
74. Оценивая объем установленных правовым актом юридических обязанностей, запретов, ограничений, иных юридических средств, предъявляющих к гражданам и организациям определенные требования, эксперт может учитывать следующие факторы:
1) наличие в федеральных законах, иных правовых актах Российской Федерации, а также в законах Калининградской области, регулирующих аналогичные или схожие по своему социально-юридическому значению процедуры, меньших или больших по объему требований, возлагаемых на граждан или организации;
2) наличие или отсутствие возможности снижения объема требований, возлагаемых на граждан или организации, без ущерба для эффективности юридической процедуры;
3) наличие или отсутствие возможности упрощения существующей юридической процедуры доступа к субъективным правам, иным социальным благам, процедуры исполнения юридических обязанностей путем изменения условий и оснований для предоставления субъективного права, исполнения юридических обязанностей;
4) иные факторы, позволяющие эксперту сделать вывод о завышенности требований, содержащихся в правовом акте, способных создать условия для возникновения коррупционных отношений.
75. Для оценки завышенных требований, предъявляемых к гражданам и организациям на предмет возможного порождения ими коррупциогенных проявлений, эксперт анализирует следующие правовые ситуации:
1) юридические, организационные, технические условия, позволяющие гражданам или организациям обойти установленные требования, в том числе, путем вступления в коррупционные отношения с уполномоченными на принятие решений должностными лицами;
2) правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами и организациями установленных юридических обязанностей и запретов:
- приведение к невозможности реализации субъективного права;
- существенное затруднение реализации субъективного права;
- применение к гражданам и организациям публично-правовых санкций;
- отсутствие каких-либо негативных последствий для граждан и организаций;
- иные последствия организационного, информационного, технического характера;
3) наличие или отсутствие юридических возможностей у органа (должностного лица) предоставить гражданину или организации субъективное право, возложить на них юридические обязанности вне рамок установленной правовой процедуры - прежде всего, наличие или отсутствие возможности предоставить необоснованные преимущества определенным лицам или группе граждан;
4) наличие в правовом акте исключений из общей процедуры получения права или блага, возложения юридических обязанностей, позволяющих должностному лицу в ускоренном порядке принять благоприятное либо неблагоприятное для гражданина или организации управленческое решение - прежде всего, наличие или отсутствие возможности воспользоваться "исключением из общего правила" с коррупционной целью;
5) иные возможные негативные последствия установления в правовом акте завышенных требований, которые могут привести к возникновению коррупционных отношений;
6) чем выше степень правообременений (правоограничений), являющихся следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения установленных юридических обязанностей и запретов, тем более благоприятные условия для порождения коррупциогенных отношений они создают.
76. При оценке требований, предъявляемых юридической процедурой к гражданину или организации с точки зрения их завышенности, подлежат учету следующие обстоятельства:
1) основанность этих требований на положениях вышестоящих нормативных правовых актов;
2) согласованность этих требований с содержанием правового акта в целом;
3) адекватность этих требований характеру регулируемых общественных отношений, значению тех субъективных прав, иных социальных благ, реализацию которых они призваны обеспечить;
4) иные обстоятельства, позволяющие эксперту сделать вывод о необоснованном завышении требований к гражданам или организациям, содержащихся в правовом акте.
77. При оценке завышенных требований с точки зрения степени угрозы возможного порождения ими коррупционных отношений эксперт обязан учитывать следующие факторы:
1) вид правового акта, содержащего завышенные требования:
- законы Калининградской области (1 степень);
- акты Губернатора Калининградской области и Правительства Калининградской области (2 степень);
- акты иных исполнительных органов государственной власти Калининградской области (3 степень);
2) характер субъективного права, иного социального блага, реализацию которого обеспечивают завышенные требования:
- связанные с получением организационной помощи (1 степень);
- связанные с получением информации (2 степень);
- связанные с получением мер социальной поддержки и социальной защиты (3 степень);
- связанные с получением права на занятие определенным видом деятельности, государственной регистрацией прав, деятельности, имущества (4 степень);
- связанные с получением имущества, предоставлением земельных участков, финансовых средств, квот, в том числе, участием в конкурсных процедурах (5 степень);
3) вид и правовое положение должностных лиц, наделенных полномочиями принимать благоприятное или неблагоприятное для граждан или организаций управленческое решение, либо участвовать в подготовке такого решения:
- аппарат Губернатора Калининградской области и Правительства Калининградской области (1 степень);
- руководители и заместители руководителей исполнительных органов государственной власти Калининградской области (2 степень);
- руководители структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Калининградской области (3 степень);
- руководители и заместители руководителей государственных учреждений Калининградской области (4 степень).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.