Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 12. Выявление отсутствия процедур или содержащихся в них дефектов
90. При анализе правового акта эксперт обращает внимание на наличие в нем нормативных предписаний, свидетельствующих о необходимости установления административной процедуры.
91. К индикаторам необходимости наличия административной процедуры относятся следующие нормативные предписания:
1) регулирующие реализацию субъективных прав и (или) юридических обязанностей граждан или организаций во взаимодействии с представителями исполнительных органов государственной власти Калининградской области, должностными лицами государственных учреждений;
2) регулирующие применение должностными лицами, государственными служащими властных полномочий, связанных с воздействием на граждан и организации, в том числе, применением к ним мер государственного принуждения, контроля и надзора;
3) закрепляющие права должностных лиц органов государственной власти Калининградской области, связанные с изданием индивидуальных правовых актов, принятием иных видов управленческих решений, совершением юридически значимых действий - регистрацией, ведением реестров, государственным учетом, оказанием государственных услуг;
4) иные нормативные предписания, свидетельствующие о том, что для обеспечения их эффективной реализации и предотвращения рисков возникновения коррупционных отношений необходимо наличие административной процедуры.
92. Процедуры с той или иной степенью детализации регулирования должны применяться всегда, когда речь идет о принятии решения, разрешающего индивидуальное дело, и когда существует более одного варианта управленческого решения.
93. Для констатации отсутствия административной процедуры эксперт должен оценить содержание не только того правового акта, в отношении которого проводится экспертиза, но и связанных с ним иных правовых актов, поскольку административная процедура зачастую устанавливается не законом, а подзаконными правовыми актами.
94. Бланкетные нормативные предписания законов Калининградской области, предусматривающие принятие подзаконных правовых актов Губернатором Калининградской области, Правительством Калининградской области, иными исполнительными органами государственной власти Калининградской области в целях установления административных процедур, сами по себе не могут рассматриваться в качестве коррупциогенного фактора, если закон содержит основные правовые характеристики (основные элементы) будущей административной процедуры - определяет правовой статус ее участников, условия и основания для вступления в процедуру, содержит исчерпывающий перечень ограничений и запретов, действующих в рамках процедурных отношений.
95. Оценивая степень угрозы возникновения коррупционных отношений вследствие отсутствия административных процедур, эксперт учитывает следующие факторы:
1) характер субъективных прав и (или) юридических обязанностей граждан и организаций, реализацию которых обеспечивает административная процедура:
- связанная с получением организационной помощи (1 степень);
- связанная с получением информации (2 степень);
- связанная с получением мер социальной поддержки и социальной защиты (3 степень);
- связанная с претерпеванием мер публично-правового принуждения, применением публично-правовых санкций (4 степень);
- связанная с получением права на занятие определенным видом деятельности, государственной регистрацией прав, деятельности, имущества (5 степень);
- связанная с получением имущества, предоставлением земельных участков, финансовых средств, квот, в том числе, участием в конкурсных процедурах (6 степень);
2) вид и правовое положение должностных лиц, реализующих властные полномочия вне установленной административной процедуры:
- аппарат Губернатора Калининградской области и Правительства Калининградской области (1 степень);
- руководители и заместители руководителей исполнительных органов государственной власти Калининградской области (2 степень);
- руководители структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Калининградской области (3 степень);
- руководители и заместители руководителей государственных учреждений и предприятий (4 степень);
3) наличие в законодательстве Российской Федерации, законодательстве Калининградской области юридических средств, позволяющих компенсировать отсутствие конкретной административной процедуры, например, путем использования актов, регулирующих делопроизводство, должностных регламентов, должностных инструкций, общих нормативных предписаний, регламентирующих порядок принятия управленческих решений;
4) иные факторы, свидетельствующие о том, что отсутствие административной процедуры может способствовать возникновению коррупционных отношений.
96. О дефекте установленной правовым актом административной процедуры, создающей условия для возникновения коррупционных отношений, могут свидетельствовать следующие признаки:
1) неопределенность или недостаточность четкого определения обязанностей должностных лиц по возбуждению индивидуальных юридических дел, инициируемых гражданами или организациями;
2) отсутствие процессуальных гарантий, обеспечивающих влияние гражданина или организации на ход развития административной процедуры, в том числе, их права быть выслушанными, представлять материалы, информацию, доказательства;
3) отсутствие определенности в отношении сроков принятия итоговых процедурно-процессуальных решений, в том случае, если эти сроки вообще не установлены, либо должностное лицо вправе самостоятельно их определять, продлевать или сокращать;
4) процедура не содержит исчерпывающих оснований и порядка принятия правообременительных актов, то есть таких управленческих решений, которыми гражданину или организации отказывается в предоставлении субъективного права, иного социального блага, либо которые содержат определенные санкции, в том числе процессуального характера;
5) в процедуре содержатся положения, позволяющие должностному лицу немотивированно изменять ход ее развития, прекращать или возобновлять процедурно-процессуальные отношения, либо выбирать благоприятные или неблагоприятные для граждан или организаций решения (координирует с фактором превышения объема дискреционных полномочий);
6) процедура содержит излишнюю детализацию обязанностей граждан или организаций, значительно усложняющую их точное исполнение (координирует с фактором завышенных требований);
7) иные признаки, способствующие созданию условий для возникновения коррупционных отношений.
97. Оценивая степень угрозы возникновения коррупциогенных отношений вследствие дефекта установленной административной процедуры, эксперт может воспользоваться факторами, определенными в пункте 95 Методики.
98. Дополнительными факторами могут служить:
1) масштабы применения административной процедуры в пределах Калининградской области или отдельных муниципальных образований;
2) социальная характеристика граждан или организаций, реализующих права и обязанности в рамках данной процедуры - их социальное, имущественное, финансовое положение;
3) вид правового акта, содержащего процедуру, наличие или отсутствие в нем положений, предусматривающих последующую конкретизацию процедурных правил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.