Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего - заместителя Председателя Уставного Суда Г.В. Корнюшенкова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Ю.А. Кузяева, А.В. Куликова,
с участием:
представителей заявителя С.Е. Долбилиной - Е.И. Синициной, Ю.М. Долбилина,
представителя окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа как органа, принявшего правовой акт, положение которого подлежит проверке, и Главы Светлогорского городского округа (мэра) как должностного лица, подписавшего указанный правовой акт - A.M. Гратия,
руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения пункта 1 Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа Калининградской области от 18 января 2007 года N 1 "Об отмене Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа N 18 от 01.04.2004 года".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданки Долбилиной Светланы Ефимовны (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения пункта 1 Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа Калининградской области от 18 января 2007 года N 1 "Об отмене Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа N 18 от 01.04.2004 года" (далее - Решение N 1) в части слов "с момента его принятия".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемого заявителем положения Решения N 1.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Багалина, объяснения представителей сторон: Е.И. Синициной, Ю.М. Долбилина, A.M. Гратия, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области
у с т а н о в и л :
1. В Уставный Суд 6 ноября 2007 года поступило обращение в форме запроса от гражданки Долбилиной Светланы Ефимовны о признании пункта 1 Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа Калининградской области от 18 января 2007 года N 1 "Об отмене Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа" N 18 от 01.04.2004 года" в части слов "с момента его принятия" не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Заявитель в обращении указывает, что является плательщиком арендной платы за земельный участок по договору аренды N 133/98 и соглашению к нему от 17 февраля 2002 года. Земельный участок заявителя площадью 0,1230 га, кадастровый номер 39:17:01-00-12:0009 расположен в пятой экономико-планировочной зоне, используется для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Штрауса, д. 6.
Пунктом 1 Решения N 1 Решение окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа от 1 апреля 2004 года N 18 "Об утверждении и введении в действие порядка взимания арендной платы за землю с населения в Светлогорском городском округе" (далее - Решение N 18) признано недействительным и не подлежащим применению с момента его принятия. Однако пунктом 1.5. Решения N 18, в свою очередь, было отменено Решение окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа от 24 июня 2003 года N 76 "Об утверждении и введении в действие Положения о порядке расчета и взимания арендной платы за землю" (далее - Решение N 76).
В результате, по мнению заявителя, оспариваемый пункт 1 Решения N 1 возобновляет действие Решения N 76, что ухудшает его положение, поскольку увеличивает размер арендной платы за 2003 год в 105 раз.
Заявитель считает, что пункт 1 Решения N 1 нарушает его права, так как обязывает его задним числом уплачивать арендную плату в повышенном размере, чем это было установлено ранее Решением N 18, ставит его в неравное положение по сравнению с другими землепользователями и не соответствует статьям 5, 7, 59, 63, 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания представители заявителя - Е.И. Синицина, Ю.М. Долбилин поддержали правовую позицию, изложенную в обращении, указав, что в настоящее время в Светлогорском городском суде приостановлено производство по гражданскому делу по исковому заявлению С.Е. Долбилиной к администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" о возврате излишне уплаченной арендной платы за 2003-2005 годы до рассмотрения Уставным Судом обращения гражданки С.Е. Долбилиной о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемого положения пункта 1 Решения N 1.
Представитель окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа и Главы Светлогорского городского округа (мэра) A.M. Гратий поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа, согласно которой 14 апреля 2003 года в Договор аренды городских земель N 133/98 заявителя внесены изменения путем заключения дополнительного Соглашения к основному договору аренды. Согласно пункту 4.4. Соглашения ставка арендной платы может быть изменена арендодателем, то есть администрацией Светлогорского городского округа, в одностороннем порядке, но не чаще одного раза в год. В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации изменение размера арендной платы за землю, используемую заявителем, напрямую зависит от принятых Советом депутатов Светлогорского городского округа соответствующих решений.
Решением N 76 были утверждены и введены в действие с момента опубликования (с 27 июня 2003 года): Положение о порядке расчета и взимания арендной платы, базовые ставки арендной платы за земельные участки по экономико-планировочным зонам и коэффициенты по видам использования земель, используемые для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе. Начиная с 27 июня 2003 года, арендаторы земельных участков на территории Светлогорского городского округа, включая и С.Е. Долбилину, обязаны были уплачивать арендную плату согласно данному акту.
Решением N 18 отменено Решение N 76 и утвержден новый порядок взимания арендной платы на территории Светлогорского городского округа на 2003-2004 годы, установлен иной размер арендной платы. Однако, как указывает A.M. Гратий, Решение N 18 принято преждевременно, поскольку оно было принято до истечения одного года со дня вступления в силу Решения N 76, что повлекло повторное изменение арендной платы в течение одного года и нарушило требования пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании A.M. Гратий пояснил, что слова "не действует с момента его принятия" в пункте 1 Решения N 1 трактуются окружным Советом депутатов как "отменить, как незаконно вынесенное".
А.M. Гратий подтвердил правовую позицию окружного Совета депутатов, содержащуюся в письменном отзыве, о том, что окружной Совет депутатов Светлогорского городского округа, исправляя допущенную ошибку, правомерно отменил Решение N 18, оставив тем самым Решение N 76 в силе, что не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Решение N 1 является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, принято 18 января 2007 года окружным Советом депутатов Светлогорского городского округа и подписано Главой Светлогорского городского округа (мэром), опубликовано в газете "Вестник Светлогорска" N 5 от 8 февраля 2007 года.
Пунктом 1 Решения N 1 Решение N 18 признано недействительным и не подлежащим применению с момента его принятия. Пунктом 1.5. Решения N 18 было отменено Решение N 76 как не соответствующее практике федерального законодательства по арендной плате за землю. Из вышеизложенного следует, что оспариваемый пункт 1 Решения N 1 фактически возобновляет действие Решения N 76.
Заявителем оспаривается пункт 1 Решения N 1 только в части слов "с момента его принятия".
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает решения по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 59, пунктом 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Калининградской области, законы и иные нормативные правовые акты области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
Согласно пункту 4 статьи 2, статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение указанного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 7, пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
Согласно пункту 14 статьи 27 Устава муниципального образования "Светлогорский городской округ", действовавшего в период принятия Решения N 1, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, из приведенных положений федерального законодательства и Устава (Основного Закона) Калининградской области следует, что, осуществляя правовое регулирование при установлении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе путем отмены ранее принятых нормативных правовых актов, органы местного самоуправления, действуя в пределах своих полномочий, обязаны обеспечить соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
Согласно статье 3 Европейской Хартии местного самоуправления, которая является составной частью правовой системы Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации), под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статье 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Одним из основных принципов земельного законодательства, установленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно статье 41 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные Земельным кодексом.
Основываясь на анализе норм Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Калининградской области, Уставный Суд Калининградской области в своем Постановлении от 31 марта 2008 года N 2-П выразил правовую позицию, согласно которой при установлении арендной платы за землю органы местного самоуправления ограничены требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Несоблюдение указанных принципов порождает ограничение конституционных прав человека.
4. Пунктами 1, 2 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что в области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Калининградской области. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность всех органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
Решение N 1 "Об отмене Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа N 18 от 01.04.2004 года" является нормативным правовым актом, принятым представительным органом местного самоуправления - окружным Советом депутатов Светлогорского городского округа и подписано Главой Светлогорского городского округа (мэром).
Пункт 1 Решения N 1 предусматривает: "Признать недействительным и не подлежащим применению Решение окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа N 18 от 01.04.2004 года "Об утверждении и введении в действие порядка взимания арендной платы за землю с населения в Светлогорском городском округе" с момента его принятия".
Согласно пункту 2 Решение N 1 вступило в силу после его официального опубликования 8 февраля 2007 года.
Представитель заявителя Е.И. Синицина в судебном заседании пояснила, что оспариваемое Решение N 1 оказывает влияние на отношения сторон по договору аренды земельного участка, заключенному между заявителем и администрацией муниципального образования "Светлогорский городской округ", возобновляет действие Решения N 76, обязывая тем самым заявителя задним числом уплачивать арендную плату в повышенном размере, чем это было установлено Решением N 18, что нарушает его права.
Как следует из пункта 1.5. Решения N 18, Решение N 76 отменено, как не соответствующее практике федерального законодательства по арендной плате за землю. Решение N 76 было действующим и применялось до вступления в силу Решения N 18.
Окружной Совет депутатов Светлогорского городского округа, отменяя Решение N 18 с момента вступления его в силу, фактически восстановил действие Решения N 76, которым были установлены базовые ставки арендной платы за используемые земельные участки значительно выше, чем Решением N 18.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 10 апреля 2002 года N 92-О пришел к выводу, что в силу статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации, прежде всего статьями 2 и 18, по смыслу которых фактически все регулятивные полномочия органов публичной власти в той или иной мере связаны с правами и свободами, и статьей 55 (часть 3), согласно которой ограничение прав и свобод возможно только федеральным законом, недопустимо установление иных, помимо предусмотренных федеральным законом ограничительных условий реализации прав и свобод (при том, что возможно установление дополнительных гарантий). Требование о недопустимости ограничительного регулирования распространяется и на нормативные акты муниципальных образований.
Оценивая правомерность оспариваемого заявителем положения Решения N 1, Уставный Суд исходит также из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Таким образом, учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу о том, что положение пункта 1 Решения N 1 в части слов "с момента его принятия" ухудшает положение граждан - арендаторов земельных участков, тем самым препятствует реализации их прав на использование земельных участков, предусмотренных законодательством, что противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и не соответствует положениям пунктов 1, 2 статьи 5, пункта 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьей 5, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области
п о с т а н о в и л :
1. Признать пункт 1 Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа Калининградской области от 18 января 2007 года N 1 "Об отмене Решения окружного Совета депутатов Светлогорсокого# городского округа N 18 от 01.04.2004 года" в части слов "с момента его принятия" не соответствующим статьям 5 (пункты 1 и 2), 59 (пункт 1), 63 (пункт 5) Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Калининградской области от 9 апреля 2008 г. N 3-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения пункта 1 Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа Калининградской области от 18 января 2007 года N 1 "Об отмене Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа N 18 от 01.04.2004 года"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно со дня провозглашения
Текст постановления опубликован в газете "Калининградская правда" от 11 апреля 2008 г. N 64