Постановление Уставного Суда Калининградской области
от 18 апреля 2008 г. N 4-П
"По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа от 7 декабря 2006 года N 114 "Об утверждении методики расчета и порядка взимания арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ"
Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, А.В. Куликова,
с участием:
заявителя - С.П. Рыбальченко,
представителя окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа как органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, и Главы Светлогорского городского округа (мэра) как должностного лица, подписавшего указанный правовой акт - A.M. Гратия,
руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа от 7 декабря 2006 года N 114 "Об утверждении методики расчета и порядка взимания арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ" (далее - Решение N 114).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданки Рыбальченко Светланы Павловны (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 Решения N 114 в части утвержденного значения расчетного коэффициента К1 по категориям земель и видам функционального использования земельных участков для земель поселений равного 0,015 в отношении земельных участков под жилищным фондом.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемого положения Решения N 114.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Багалина, объяснения представителей сторон: С.П. Рыбальченко, A.M. Гратия, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области
у с т а н о в и л :
1. В Уставный Суд Калининградской области 22 октября 2007 года поступило обращение от гражданки Рыбальченко Светланы Павловны, в котором она просит признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 2 Решения N 114 в части применения утвержденного значения расчетного коэффициента К1 по категориям земель и видам функционального использования земельных участков для земель поселений равного 0,015 в отношении земельных участков, занятых под жилищным фондом.
В обращении заявитель указывает, что является плательщиком арендной платы по договору аренды N 106/99 от 12 августа 1999 года за земельный участок площадью 0,06 га с кадастровым номером 39:17:01-00-18-0001. Земельный участок используется под эксплуатацию индивидуального жилого дома, расположен по адресу: г. Светлогорск, ул. Горького, дом 2А.
Пунктом 2 Решения N 114 утверждено значение расчетного коэффициента К1 по категориям земель и видам функционального использования земельных участков для земель поселений равное 0,015. Данный коэффициент применяется при расчете арендной платы за арендуемый заявителем земельный участок.
Заявитель считает, что установление равного для всех плательщиков арендной платы единого расчетного коэффициента по категории земли - земли поселений без дифференциации по видам функционального использования, ставит его в неравное положение с другими арендаторами, использующими земельные участки, в том числе и для извлечения прибыли. Более того, расчетный коэффициент К1 установлен без исследования видов функционального использования земель для земель поселений, без экономического и юридического обоснования его размера.
По мнению заявителя, оспариваемое положение Решения N 114, которым устанавливается коэффициент К1 для земельных участков под объектами жилищного фонда, не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статье 5 (пункты 1, 2), статье 7 (пункт 2), статье 59 (пункт 1), статье 63 (пункт 5) и статье 72.
В ходе судебного заседания заявитель С.П. Рыбальченко поддержала правовую позицию, изложенную в обращении, указав, что применение одинакового коэффициента К1 наравне с другими землепользователями, использующими арендуемый земельный участок для иных целей, в том числе и для извлечения коммерческой прибыли, нарушает, по мнению заявителя, конституционный принцип равенства перед законом, препятствует осуществлению права на жилище, обеспечивающего важнейшее условие жизни человека.
Представитель окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа и Главы Светлогорского городского округа (мэра) A.M. Гратий поддержал правовую позицию, изложенную в письменном отзыве окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа, согласно которой при принятии решения об утверждении методики расчета и порядка взимания арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ" с 2007 года принят единый расчетный коэффициент К1 равный 0,015 для всех видов функционального использования. Данный коэффициент установлен равным максимальной ставке земельного налога (1,5%), установленной федеральным законодательством (статья 394 Налогового кодекса Российской Федерации), так как кадастровая стоимость земельного участка уже учитывает место расположения и вид разрешенного использования земельного участка. Считает, что установленный размер коэффициента К1 не нарушает прав заявителя.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу является пункт 2 Решения N 114 в части утвержденного значения расчетного коэффициента К1 по категориям земель и видам функционального использования земельных участков для земель поселений равного 0,015 в отношении земельных участков, занятых под жилищным фондом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 7, пунктом 1 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Калининградской области, законы и иные нормативные правовые акты области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктом 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области устанавливается, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Согласно статье 24 Устава муниципального образования "Светлогорский городской округ", действовавшего в период принятия Решения N 114, окружной Совет депутатов Светлогорского городского округа являлся представительным органом городского округа, принимал решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории городского поселения государственными, муниципальными органами и их должностными лицами; соблюдения общественными организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности и гражданами.
Таким образом, окружной Совет депутатов Светлогорского городского округа обладал полномочиями принять муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения размера арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ".
Вместе с тем при принятии своих нормативных правовых актов органы местного самоуправления должны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются их обязанностью, определенной Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Калининградской области (пункты 1, 2 статьи 5). Осуществляя собственное правовое регулирование земельных отношений в пределах своей компетенции, установленной действующим федеральным законодательством, органы местного самоуправления также должны исходить из положений статьи 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области, устанавливающих, что владение, пользование и распоряжение землей не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
3. Согласно положениям пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, являющимися собственностью поселений, городских округов, муниципальных районов, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такой порядок для земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности на территории Калининградской области, установлен Постановлением Правительства Калининградской области от 29 января 2008 года N 21 (далее - Постановление N 21). Указанным Порядком предусматривается, что расчет размера арендной платы осуществляется по формуле:
Ап = Кс х Кз,
где: Ап - годовая сумма арендной платы;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка, определяемая на основании сведений государственного земельного кадастра;
Кз - коэффициент, определяемый по категориям земель и виду функционального использования земельного участка.
Коэффициент Кз устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с разработанными методиками.
Как следует из пояснений, данных в судебном заседании представителем окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа, на территории указанного муниципального образования в настоящее время не завершен процесс разграничения государственной собственности на земельные участки. Решение N 114 распространяет свое действие на все земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ". В Положении о методике расчета и порядке взимания арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ", утвержденном пунктом 1 Решения N 114, так же, как и в Постановлении N 21, предусмотрено, что расчет арендной платы производится на основе кадастровой стоимости земельного участка и расчетного коэффициента К1 по категориям земель и видам функционального использования земельных участков для земель поселений, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела Уставный Суд исходит из того, что кадастровая стоимость земельного участка определяется на основании сведений государственного земельного кадастра и правовое регулирование размера арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ" осуществляется путем установления расчетного коэффициента, определяемого по категориям земель и виду функционального использования земельного участка.
При этом Уставный Суд также руководствуется своей правовой позицией, выраженной в Постановлении от 31 марта 2008 года N 2-П, согласно которой органы местного самоуправления, осуществляя правовое регулирование при установлении арендной платы, обязаны исходить из того, что правовой режим земель определяется с учетом их принадлежности по целевому назначению, к той или иной категории, разрешенного использования, природных, социальных, экономических и иных факторов, а также месторасположения. Указанное правовое регулирование осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
4. Пунктом 2 Решения N 114 утверждено значение расчетного коэффициента К1 по категориям земель и видам функционального использования земельных участков для земель поселений равное 0,015. Устанавливая указанное значение коэффициента К1, окружной Совет депутатов Светлогорского городского округа, как указано в письменном отзыве Совета в Уставный Суд, определил его равным максимальной ставке земельного налога (1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка), установленной статьей 394 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. До настоящего времени такие общие начала не установлены.
Таким образом, Уставный Суд считает, что в условиях отсутствия федерального регулирования определения арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципальных образований, орган местного самоуправления имеет право устанавливать коэффициент по категориям земель и видам функционального использования земельных участков соразмерным ставке земельного налога, если имеется надлежащее экономическое обоснование.
При этом орган местного самоуправления, имея право устанавливать значение указанного коэффициента, должен был осуществлять это дифференцированно, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка.
Уставный Суд в настоящем деле подтверждает свою правовую позицию, ранее выраженную в Постановлении Уставного Суда от 31 марта 2008 года N 2-П, заключающуюся в том, что наделение органов местного самоуправления правом устанавливать арендную плату за землю не означает предоставление им права произвольно устанавливать размер арендных платежей. При установлении арендной платы за землю органы местного самоуправления ограничены требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Несоблюдение указанных принципов порождает ограничение конституционных прав человека.
В то же время из документов, представленных в материалах дела, пояснений в судебном заседании представителя окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа и Главы Светлогорского городского округа (мэра) не следует, что при установлении пунктом 2 Решения N 114 значения расчетного коэффициента К1 равного 0,015, в том числе для земельных участков, занятых объектами жилищного фонда, имелось соответствующее экономическое обоснование.
При таких обстоятельствах Уставный Суд приходит к выводу, что установление значения расчетного коэффициента К1, равного для всех арендаторов, было осуществлено окружным Советом депутатов Светлогорского городского округа произвольно, без учета вида функционального использования земельного участка, что не обеспечивает предусмотренную действующим законодательством дифференциацию размера арендной платы, ограничивает права граждан и не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статье 5 (пункты 1 и 2), статье 7 (пункт 2), статье 59 (пункт 1), статье 63 (пункт 5) и статье 72.
При оценке оспариваемого положения Решения N 114 Уставный Суд не может не учитывать, что арендная плата за земельные участки является источником доходной части бюджета Светлогорского городского округа. Немедленное признание оспариваемого положения утратившим силу может повлечь неисполнение указанного бюджета и привести к нарушению прав и свобод граждан, проживающих на территории Светлогорского городского округа, что обуславливает необходимость установления в соответствии с пунктом 1 статьи 76 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" порядка, сроков и особенностей исполнения настоящего Постановления.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 5, 68, 69, 70, 71, 75, пунктом 1 статьи 76, статьями 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области
п о с т а н о в и л :
1. Признать пункт 2 Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа от 7 декабря 2006 года N 114 "Об утверждении методики расчета и порядка взимания арендной платы за земельные участки а территории муниципального образования "Светлогорский городской округ" в части утвержденного значения расчетного коэффициента К1 по категориям земель и видам функционального использования земельных участков для земель поселений равного 0,015 в отношении земельных участков под жилищным фондом не соответствующим положениям статьи 5 (пункты 1 и 2), статьи 7 (пункт 2), статьи 59 (пункт 1), статьи 63 (пункт 5) и статьи 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Указанное положение Решения N 114 должно быть приведено в соответствие с Уставом (Основным Законом) Калининградской области и во всяком случае утрачивает силу не позднее 1 января 2009 года.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Калининградской области от 18 апреля 2008 г. N 4-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения Решения окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа от 7 декабря 2006 года N 114 "Об утверждении методики расчета и порядка взимания арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ"
Настоящее постановление вступает в силу со дня провозглашения
Текст постановления опубликован в газете "Калининградская правда" от 25 апреля 2008 г. N 74