Особенности проведения реструктуризации задолженности в бюджет Республики Татарстан
Автор представил сравнительный анализ способов проведения реструктуризации задолженности в федеральный и республиканский бюджеты и рассказывает о позитивном опыте Республики Татарстан. Статья может быть полезна другим регионам, желающим помочь предприятиям восстановить производство и выйти из непомерных долгов перед бюджетом.
Одним из действенных рычагов финансово-экономического оздоровления предприятий и организаций, а также сокращения недоимки и обеспечения стопроцентной собираемости налоговых платежей является проведение реструктуризации задолженности предприятий и организаций в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации и Указом Президента Республики Татарстан. По 123 предприятиям и организациям республики в 1999 г. принято решение о проведении реструктуризации задолженности в республиканский бюджет на сумму около 1 млрд.руб. По федеральному бюджету по состоянию на 10 мая 2000 г. заявления на реструктуризацию подало 519 предприятий и организаций на сумму 4,2 млрд.руб. Принято решение о проведении реструктуризации по 183 предприятиям на сумму почти 1,6 млрд.руб.
Реструктуризация задолженности перед республиканским бюджетом в 1999 г. в Республике Татарстан началась в более ранние сроки по сравнению со сроками реструктуризации задолженности в федеральный бюджет (Указ Президента Республики Татарстан принят 19 апреля 1999 г.).
Реструктуризация задолженности в федеральный бюджет в 1999 г. осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом". Реструктуризация по налоговым платежам в республиканский бюджет в 1999 г. проводилась только по предприятиям промышленности и в порядке, отличном от порядка проведения реструктуризации по задолженности в федеральный бюджет. Республиканским постановлением не предусматривалась в качестве предварительного условия для принятия решения о проведении реструктуризации своевременная и полная уплата текущих платежей за два месяца до даты подачи заявления. Отличны были и условия проведения реструктуризации. По республиканскому постановлению допускалось нарушение сроков внесения текущих платежей не более двух раз в квартал при условии компенсации платежей в том же квартале. По федеральному постановлению условия более жесткие: своевременная и полная уплата текущих платежей. Правда, аналогично федеральному порядку в 1999 г. не требовалось обеспечения залогом имущества должника в пределах его задолженности. Иным путем проводилась и сама реструктуризация. Предоставлялась отсрочка по задолженности на год, а затем можно было погашать задолженность в течение последующих трех лет равными долями. По республиканскому порядку были определены и иные критерии стимулирования при досрочном погашении задолженности. В соответствии с федеральным нормативным актом при досрочном погашении половины задолженности перед федеральным бюджетом и своевременной и полной уплате текущих платежей списывается половина долга по пеням и штрафам; долг по пеням и штрафам списывается полностью при погашении реструктуризированной задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении текущих платежей. В соответствии с порядком, установленным в Республике Татарстан, при погашении задолженности в республиканский бюджет в большей сумме, чем предусмотрено по графику, пени и штрафы списываются пропорционально погашенной сумме.
На практике возникает немало вопросов, связанных с обеспечением своевременной уплаты платежей предприятиями, находящимися в режиме реструктуризации, В частности, по предприятиям-экспортерам возникла проблема, связанная с изменением порядка возмещения НДС. Возмещение можно производить только после получения разрешения федерального министерства. Зачастую эта процедура не позволяет вовремя произвести зачет платежа, и предприятие тем самым может нарушить условия реструктуризации, соответственно лишившись на нее права.
Кроме того, казначейская система исполнения бюджета, принятая в настоящее время, предполагает уплату налога в бюджеты разных уровней одним платежным поручением, а его дальнейшее расщепление производится по действующим нормативам. Это приводит к тому, что сумма, предназначавшаяся к погашению задолженности перед одним бюджетом, в полном объеме туда не поступает. Поэтому необходимо на федеральном уровне принять решение, которое позволит зачислять поступающие по графику реструктуризации суммы без распределения по соответствующим уровням бюджетов.
Еще один вопрос касается увеличения налоговой нагрузки на предприятия в части своевременности уплаты текущих платежей. В период между датой, на которую проводится реструктуризация, и моментом вынесения решения налоговым органом о ее проведении у предприятия возникают новые обязательства и проходят начисления, своевременную уплату которых предприятие опять же не может обеспечить. В проекте положения по проведению реструктуризации задолженности в бюджет Республики Татарстан в 2000 г. предлагается увеличить задолженность, подлежащую реструктуризации, на сумму, возникшую к моменту вынесения решения. Эта техническая мера не только уменьшит налоговую нагрузку предприятий, но и даст возможность с момента вынесения решения о реструктуризации начать работать с "чистого листа". К тому же это позволит контролировать своевременность уплаты текущих платежей так, чтобы предприятие могло выдержать условия реструктуризации.
Законом о бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 г. предусмотрено проведение реструктуризации задолженности для всех предприятий за исключением тех, по которым в 1999 г. уже было принято решение. В настоящее время Управлением министерства по налогам и сборам России по Республике Татарстан разрабатывается программа реструктуризации задолженности перед республиканским бюджетом предприятий агропромышленного комплекса. Предполагается освободить от задолженностей предприятия, обслуживающие производителей сельскохозяйственной продукции, при условии обеспечения ими текущих платежей.
Р.Ш. Хайров,
руководитель Управления МНС
России по Республике Татарстан
государственный советник налоговой
службы II ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99