Уставный Суд Калининградской области в составе:
Председателя Ю.А. Кузяева,
судей В.А. Багалина, Г.В. Корнюшенкова, А.В. Куликова,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданина Зубко Павла Викторовича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений пункта 2 Решения городского Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) от 30 ноября 2005 года N 408 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в Калининграде",
заслушав доклад Председателя Уставного Суда Ю.А. Кузяева, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,
у с т а н о в и л :
1. В Уставный Суд Калининградской области 2 апреля 2008 года поступило обращение гражданина Зубко П.В. (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений пункта 2 Решения городского Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) от 30 ноября 2005 года N 408 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в Калининграде" (далее Решение N 408).
В обращении заявитель указывает, что положения пункта 2 Решения N 408, которыми установлена норма предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде в размере от 15 до 18 кв. м. общей площади жилого помещения, предоставляемого на каждого члена семьи, и не менее 20 кв. м. для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договорам социального найма, не соответствуют Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер общей площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Указанная норма, по мнению заявителя, должна быть установлена одним числом, определяющим минимальный размер общей площади жилого помещения. Однако в Решении N 408 минимальный размер общей площади жилого помещения (норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма) "находится между 15 и 18 кв. м. на каждого члена семьи, а для одиноко проживающего человека - от 20 кв. м. до бесконечности". Заявитель считает, что данная "неопределенность вызывает неоднозначность в определении размера общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма".
Заявитель, кроме того, указывает, что Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4219-1 "Об основах федеральной жилищной политики", Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" определен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, который составляет 18 кв. м. общей площади жилья на одного члена семьи из трех человек и более, 42 кв. м. - на семью из двух человек и 33 кв. м. - на одиноко проживающего человека.
Аналогичные нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма установлены Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2006 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Заявитель считает, что нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в г. Калининграде, установленные пунктом 2 Решения N 408, ставят в неравное положение военнослужащих Балтийского флота, силы которого базируются как в Калининградской области, так и в г. Санкт-Петербурге, нарушают принцип конституционного равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, и противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П.
По мнению заявителя, положения пункта 2 Решения N 408 не подлежат действию, так как не соответствуют подпункту "в" части 1 статьи 2, частям 1 и 2 статьи 5 и части 1 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области, так как нарушают право заявителя на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма и противоречат федеральному законодательству.
Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, и требованиями Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", заявитель просит признать положения пункта 2 Решения N 408 в части утверждения нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в Калининграде не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. В соответствии с частью первой статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпунктом "б" пункта 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд Калининградской области рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области. Решение городского Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) N 408 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в Калининграде" было принято городским Советом депутатов Калининграда 30 ноября 2005 года, опубликовано в газете "Гражданин" N 97/98 (881/882) от 8-14 декабря 2005 года и вступило в законную силу со дня его официального опубликования.
Согласно Уставу муниципального образования "Город Калининград", действовавшему на момент принятия Решения N 408, городской Совет депутатов города Калининграда как представительный орган местного самоуправления города Калининграда вправе принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Калининграда, по вопросам, отнесенным к его компетенции (пункт 1 статьи 35, пункт 1 статьи 43 Устава).
Решение N 408 является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, поскольку устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное их применение.
3. В соответствии со статьей 83 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" граждане обладают правом на обращение в Уставный Суд Калининградской области с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления, находящихся на территории Калининградской области, в случае нарушения их прав данным нормативным правовым актом.
Как следует из обращения П.В. Зубко и представленных им документов, положения пункта 2 Решения N 408 в части утверждения нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в Калининграде для одиноко проживающего гражданина явились основанием отказа командующего Балтийским флотом утвердить решение жилищной комиссии войсковой части 40120 от 27 апреля 2007 года о предоставлении ему двухкомнатной квартиры общей площадью 57,32 кв. м. в г. Калининграде.
Принимая во внимание указанное, Уставный Суд считает, что в соответствии с Законом Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" обращение гражданина П.В. Зубко об оспаривании положений пункта 2 Решения N 408 в части утверждения нормы предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде в размере не менее 20 кв. м. для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договорам социального найма подведомственно Уставному Суду, исходит от управомоченного лица, отвечает требованиям, предъявляемым Законом к обращениям, и может быть принято к рассмотрению Уставным Судом.
Для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области указанного положения пункта 2 Решения N 408.
В отношении оспариваемого заявителем положения пункта 2 Решения N 408 в части утверждения нормы предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде в размере от 15 до 18 кв. м. общей площади жилого помещения, предоставляемого на каждого члена семьи при предоставлении гражданам жилого помещения по договорам социального найма, Уставный Суд приходит к выводу, что заявитель не является управомоченным лицом для обращения в Уставный Суд, так как им не представлены сведения о применении в отношении него лично указанной правовой нормы и нарушении его прав.
Таким образом, Уставный Суд считает, что заявителем в данном случае не выполнены требования статей 37 и 83 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" и обращение в этой части не может быть принято Уставным Судом к рассмотрению.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьей 83, пунктом 1 статьи 84 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области
о п р е д е л и л :
1. Принять к рассмотрению обращение гражданина Зубко Павла Викторовича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения пункта 2 Решения городского Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) N 408 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в Калининграде" в части утверждения нормы предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договорам социального найма.
2. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданина Зубко Павла Викторовича в части признания не соответствующими# Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения пункта 2 Решения городского Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) N 408 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в Калининграде" в части утверждения нормы предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде, предоставляемого на каждого члена семьи при предоставлении гражданам жилого помещения по договорам социального найма.
3. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения пункта 2 Решения городского Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) N 408 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в Калининграде" в части утверждения нормы предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договорам социального найма назначить Председателя Уставного Суда Ю.А. Кузяева судьей-докладчиком по указанному делу.
4. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Калининградской области от 22 мая 2008 г. N 12-О
"Об обращении гражданина Зубко Павла Викторовича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений пункта 2 Решения городского Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) от 30 ноября 2005 года N 408 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в Калининграде"
Текст определения получен из Уставного Суда Калининградской области